Наиболее распространенными являются две методики ознакомления с цифрами. Это методика А.М. Леушиной, по которой цифры изучаются в сравнении попарно: 1 и 7, 2 и 5, 3 и 8, 4 и 7, 6 и 9, и школьная методика, по которой цифры изучаются по порядку.
Для ознакомления детей с цифрами воспитатель использует красочный альбом по стихотворению С.Я. Маршака «Давайте познакомимся» и наборы цифр по количеству детей, а также наборное полотно и плоскостные изображения фигур (матрешки, грибочки, круги и др.)
Методика ознакомления дошкольников с цифрами определяется конкретным ДОУ в соответствии с аналогичной методикой базовой школы.
Методика А. М. Леушиной. Воспитатель на наборное полотно выставляет, например, 1 матрешку и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Одну). Как можно обозначить одну матрешку? (Присесть один раз, подпрыгнуть один раз, хлопнуть в ладоши один раз, отложить одну геометрическую фигуру и т.п.)».
Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 1. Цифра 1 (в математике) – это значок, который обозначает число». Далее воспитатель показывает изображение цифры 1 из альбома, используя художественное слово: «Вот один, иль единица - очень тонкая, как спица. Похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок». Затем обращает внимание детей на единицу: «Какая это цифра? (Один), рассматривает, из каких элементов состоит цифра 1: «Цифра 1 состоит из двух элементов – из длинной прямой палочки и короткой наклонной палочки». Из каких элементов состоит цифра 1? Далее воспитатель предлагает детям нарисовать цифру 1 в воздухе: встает в пол-оборота к детям и проговаривает вслух вместе с ними: «Короткая - длинная или наклонная – прямая».
Затем организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе цифру 1 и провести по изображению пальчиком. Далее дети выполняют задания типа: «Какую цифру вы покажите, если я хлопну в ладоши 1 раз? и т.п. Дети должны усвоить, что цифра 1 соотносится с одним хлопком, одним прыжком, одним яблоком и т.д. Также воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и загадки, где используется число 1.
Затем воспитатель выставляет на наборное полотно 7 матрешек и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Семь). Как можно обозначить семь матрешек? (Ударить в бубен 7 раз, отложить 7 геометрических фигур и т.п.).
Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 7». Далее воспитатель выставляет на наборное полотно изображение цифры 7 (рядом с цифрой 1), сопровождая действия художественным словом: «Вот семерка - кочерга, у нее -одна нога. Семь, точно острая коса. Коси коса, пока роса». Воспитатель: «Посмотрите внимательно, на цифру 1 и цифру 7. Что у них общего? (Они состоят из двух элементов). Каких? (Длинной и короткой палочки, наклонной и прямой палочки). А чем эти цифры отличаются? (У цифры 1 короткая палочка наклонная, а у цифры 7 – прямая; длинная палочка у цифры 1 – прямая, а у цифры 7 – наклонная). Затем воспитатель предлагает нарисовать вначале цифру 7, а потом - цифру 1 в воздухе (проговаривая, можно использовать два признака: короткая - прямая, длинная - наклонная - 7; короткая – наклонная, длинная – прямая – 1).
Потом аналогично организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе поочередно цифры 7 и 1, показать их, положить перед собой и провести по ним пальчиком, проговаривая признаки элементов: «Короткая прямая – длинная наклонная и т.д.».
Затем организуется игра: воспитатель подпрыгивает, хлопает в ладоши, показывает картинки, а дети показывают соответствующие цифры 1 или 7. Потом предлагает вспомнить пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки, где встречается числа 1 и 7 (число 1, число 7, числа 1 и 7 одновременно).
На следующем занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 7, а на другом занятии знакомятся с цифрами 4 и 7 и т.д.
Методика Е. А. Тархановой. По данной, так называемой школьной, методике цифры изучаются по порядку в процессе ознакомления с числами: на первых трех занятиях знакомят детей с цифрой 1, на следующих трех – с цифрой 2 и т. д.
Ознакомление с цифрами проходит аналогичным образом: также анализируется, из каких элементов состоит цифра, предлагается нарисовать цифры в воздухе. Знакомя с числом и цифрой 2, воспитатель выставляет на наборное полотно, например, 1 и 2 матрешки и спрашивает: «Что больше: одна или две матрешки? Почему? (Число 2 > 1 на 1, а число 1< 2 на 1). Значит, после цифры 1 идет цифра 2 (Показывает изображение из альбома цифры 2, используя художественное слово). Из каких элементов состоит цифра 2? (принимаются разные ответы детей). Предлагает нарисовать цифру 2 в воздухе, проговаривая: крючок - прямая.
Ищите интересные материалы по этой теме в высыпающемся меню.