- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Для того чтобы у ребенка-дошкольника сформировались навыки правильного звукопроизношения, необходима хорошо развитая речевая (артикуляционная) моторика. Иначе говоря, для правильного произнесения всех звуков родного языка требуется умение управлять речевыми органами (к ним относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык). В последнее время все чаще у детей отмечаются недостаточная подвижность и переключаемость этих органов, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные согласованные движения губ и языка.
- Просмотров: 270
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Самомассаж губ и языка – это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Они способствуют активизации кровообращения в области речевых органов, что усиливает в них обмен веществ и, следовательно, улучшает их работу.
Упражнения, которые мы вам предлагаем, представляют собой нечто среднее между массажем речевых органов и артикуляционной гимнастикой. С одной стороны, они действительно включают в себя массажные движения, а с другой – выполняются самим ребенком.
- Просмотров: 266
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Песенка обезьянки
Расскажите ребенку, что обезьянки умеют петь смешные песенки, и что одну из них вы тоже знаете:
Смешную песенку я знаю
И на губах ее сыграю!
Покажите малышу, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-Б-Б…» (движения пальца – сверху вниз).
- Просмотров: 278
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Любопытный язычок
Расскажите ребенку, что у обезьянок язык очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта наружу.
Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
Предложите малышу повторить это упражнение.
- Просмотров: 250
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движения из-за значительного снижения подвижности губ и языка.
Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти – коротко пострижены. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
- Просмотров: 238
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Хоботок
Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».
Для этого сдвинь те уголки губ к центру – навстречу друг другу.
- Просмотров: 256
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Поднимание языка
Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому нёбу ил и к верхней губе.
Вытягивание языка изо рта
Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.
- Просмотров: 400
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Активная артикуляционные гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.
Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамическими.
Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3–10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык или губы в заданном положении. Чтобы помочь малышу, вы можете считать вслух, например, вот так: «Раз, два, три – от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»
- Просмотров: 248
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
С ребенком младшего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой возникновения дефектов речи.
Для начала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы. Расскажите малышу, что язычок очень подвижный и ловкий и умеет выполнять самые разные движения.
- Просмотров: 228
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Птенчик (статическое артикуляционное упражнение)
Предложите малышу поиграть: он будет птенчиком, а вы – мамой-птичкой. Скажите «птенчику», что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как именно) и подержать его так несколько секунд. (Положение губ, как при произнесении звука [а]).
- Просмотров: 233
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)
Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.
Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3–5 секунд, расскажите стихотворение:
Вот она, лопатка, —
Широка да гладка.
- Просмотров: 245
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Описание правильной артикуляции звуков
Рот чуть приоткрыт. Губы в положении легкой улыбки. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов внутрь ротовой полости. Задняя часть языка выгнута дугой кверху и своей верхней поверхностью (спинкой) смыкается с нёбом.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [к], [г] и [х], надо научить ребенка делать легкую улыбку, а широкий язык выгибать и задвигать внутрь ротовой полости как можно глубже.
- Просмотров: 240
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Описание правильной артикуляции
Рот чуть приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и упирается в нижние зубы (резцы). Средняя часть языка выгнута, посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [с] и [з], а затем и звука [ц], надо научить ребенка широко улыбаться, а широкий кончик языка прижимать к нижним зубам. Кроме того, надо учить дошкольника делать глубокий вдох и мед ленный, целенаправленный выдох. Для прохождения воздушной струи необходимо научиться делать желобок посередине языка.
Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Упражнения по-прежнему можно выполнять, играя в забавных обезьянок. Итак, начинается история про двух обезьянок.
- Просмотров: 239
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Описание правильной артикуляции
Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами, на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [ш] и [ж], а затем и звуков [ч] и [щ], надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того, надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.
- Просмотров: 247
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Описание правильной артикуляции
Рот чуть приоткрыт. Губы в нейтральном положении. Кончик языка поднят и упирается в основания верхних резцов. Задняя часть языка (корень языка) приподнята, в результате язык по форме напоминает седло. Выдыхаемая струя воздуха направляется в стороны и выходит между нёбом и боковыми краями языка.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звука [л], надо научить ребенка напрягать кончик языка и плотно прижимать его к верхним зубам.
- Просмотров: 240
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Описание правильной артикуляции
Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемой воздушной струи.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звука [р], надо научить ребенка поднимать кончик языка к альвеолам и выдыхать сильную воздушную струю. Под воздействием струи воздуха язык начнет вибрировать – дрожать, как флаг на ветру. В результате будет слышен звук [р].
- Просмотров: 238
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Часто родители спрашивают специалистов о том, достаточной ли длины подъязычная связка (уздечка) у их ребенка, не нужна ли операция по ее подрезанию. Действительно, у разных людей подъязычная связка может быть разной длины.
Если у ребенка очень короткая уздечка языка, он не сможет произносить шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] и звук [р]. Но на самом деле такая анатомическая особенность встречается весьма редко.
- Просмотров: 242
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Лошадка-лошадка,
Беги, беги!
Нашего Ванюшку
- Просмотров: 388
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой.
Мыли, мыли, мыли, мыли —
- Просмотров: 377
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Скороговорки и чистоговорки
Па-па-па – шляпа у попа,
По-по-по – речка Лимпопо,
Пу-пу-пу – собери крупу,
Пы-пы-пы – пышные снопы,
- Просмотров: 398
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди!
- Просмотров: 270
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Фиу-фиу, фиу-фиу,
Машет вьюга белой гривой!
- Просмотров: 249
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
- Просмотров: 407
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
- Просмотров: 405
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
- Просмотров: 441
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Скороговорки и чистоговорки
Ка-ка-ка – речка глубока,
Ко-ко-ко – солнце высоко,
Ку-ку-ку – булку я пеку,
Ак-ак-ак – разложу гамак,
- Просмотров: 467
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут:
«Га-га-га!»
- Просмотров: 322
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Ходил по двору петух,
Поскользнулся,
В лужу – бух!
- Просмотров: 428
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Скок-поскок,
Сколочу мосток.
- Просмотров: 444
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
- Просмотров: 274
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умница курица была!
- Просмотров: 269
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Шапка да шубка —
Вот и весь Мишутка.
- Просмотров: 282
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
- Просмотров: 279
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
– Чей ты, чей, лесной ручей?
– Я ничей, ничей, ничей!
- Просмотров: 265
- Подробности
- Категория: Речевая гимнастика
Стихи и потешки
Совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп.
Козлище из хлевища
Ножищами топ-топ.
- Просмотров: 251