№1. Перед выполнением задания понаблюдайте с ребенком за работой светофора, расскажите о его назначении, попросите ребенка запомнить, в каком порядке располагаются цвета.
Рассмотрите с ребенком картинку.
Кто на ней нарисован?
Предложите ребенку помочь пчелке раскрасить светофор.
№2. Рассмотрите с ребенком картинку.
Кто нарисован на картинке?
Расскажите, что гусеничка была очень аккуратной, у нее все лежало по полочкам.
Сколько квадратов (кругов, треугольников) лежит у гусенички на верхней (нижней) полке?
На какой полке квадратов больше?
Зачеркни квадраты вверху синим карандашом, а внизу - красным.
Для отработки пространственных отношений «вверху», «внизу» попросите ребенка показать верхнюю (нижнюю) полку в шкафу, рассказать, что на ней лежит.
Рассматривая с ребенком иллюстрации к сказкам, спрашивайте его, что нарисовано вверху картинки, что внизу.
N23. Перед выполнением задания можно прочитать ребенку сказку «Муха-цокотуха» Чуковского. Рассмотрите с ребенком картинку и расскажите, что муха после того, как гости, напившись чаю, ушли, помыла посуду и стала расставлять ее на полки. Предложите ребенку помочь Мухе-цокотухе.
Проведи пальцем по верхней полке.
Расскажите, что на верхнюю полку муха хочет положить 3 круглые тарелки разного цвета.
Предложите ребенку выбрать нужные карандаши.
На нижнюю полку муха хочет положить 1 квадратную тарелку другого цвета.
Какой карандаш ты выберешь для того, чтобы нарисовать квадратную тарелку?
При счете тарелок обращайте внимание на согласование числительных и существительных в роде: одна, две, три, четыре - всего четыре тарелки.
Для закрепления данной темы можно поиграть с ребенком.
Вам понадобится по 2 квадрата, круга и треугольника разного цвета и чистый лист бумаги.
Разложите фигуры на столе.
Сначала вы даете задания ребенку, затем то же самое делает он. За каждое верное решение каждый из вас получает фишку (у взрослого и ребенка фишки разные).
Задания могут быть такими:
Положи красный квадрат вверху листа, а синий треугольник внизу.
Положи два разных круга вверху, а два одинаковых треугольника внизу и т. д.
Будет неплохо, если вы иногда будете ошибаться, а ребенок станет вас исправлять.
Каждый из вас может дать другому не больше 4 заданий.
В конце игры количество фишек сравнивается двумя способами, путем пересчета и путем составления пар.
№4. Покажите ребенку картинку и расскажите, что это - фартуки Мухи-цокотухи.
Какой фартук не такой, как остальные, т. е. лишний?
Варианты ответов:
Лишний желтый фартук, т. к. остальные фартуки - оранжевые.
Лишний фартук, у которого в середине треугольник, т. к. у остальных фартуков в середине круг.
Лишний фартук, у которого в середине маленькая фигура, т. к. у остальных фартуков в середине фигуры большие.
Лишний фартук, у которого вверху и внизу по 4 круга, а у остальных фартуков вверху и внизу по 3 круга.
№5. Рассмотрите с ребенком рисунок и скажите ребенку, что добрый волшебник взмахнул волшебной палочкой, и вы оказались... (покажите на картинку).
Как ты думаешь, где мы с тобой оказались?
Как мы с тобой одеты? Ребенок должен назвать предметы летней одежды, поскольку на рисунке изображено лето.
Нравится ли тебе в этом саду?
Скажите ребенку, что волшебник разрешил покрасить картинку так, как ребенок захочет, т. е. если он любит красные яблоки, то и покрасить их можно красным карандашом, если, например, груша не созрела, то ее надо покрасить зеленым карандашом и т. п.
Но волшебник поставил одно условие: красить можно только то, про что ты можешь задать вопрос: «Сколько?»
Вопросы к этому заданию могут быть такими:
Сколько яблок растет на яблоне?
Сколько груш лежит под деревом?
Ребенок должен не только придумывать вопросы, но и отвечать на них. При этом не забывайте следить за согласованием числительных с существительными в роде и падеже,
Не скупитесь на поцелуй или похвалу!