Использование различных методов физической культуры с лечебной или профилактической целью называется ЛФК.
В зависимости от физиологических особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.
Занятия ЛФК предъявляют требования и к формированию учебной деятельности ребенка, ведь на занятии происходит усвоение новых навыков, умений, понятий. На занятиях ЛФК ребенку этого возраста иногда впервые в жизни приходится сталкиваться с элементами целенаправленной учебной деятельности. Процедура и общение обогащают ребенка, расширяют его двигательные способности, корректируют его самооценку.
Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, и поэтому его способ освоения окружающего мира - это действие в мире реальных предметов и вещей, однако ребенок еще не владеет методами осуществления таких действий. Это противоречие может разрешиться только в одном виде деятельности - в игре. Игра для дошкольников является ведущей сферой деятельности и характеризуется воображаемой игровой ситуацией, выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления, развитием активного запоминания, обобщенным характером игры, наличием ролей. Так как занятия ЛФК требуют стремления к определенным значимым целям (количества повторений, достижения определенного объема движения и т.п.), ролевые игры должны сочетаться с играми по правилам.
В игре активно формируются психические процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание. Ролевая игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому освоению смыслов формирования воображения. С другой стороны, в играх по правилам ребенок формирует самооценку, обучается ограничивать свои желания, подчиняться запретам. У детей вследствие возрастных особенностей недостаточно развито перспективное мышление, из-за чего они просто не могут понять, что выполнение определенных упражнений и усвоение навыков могут привести к желаемым и нужным для ребенка результатам. Важным является использование поощрения. Надо помнить, что похвала для ребенка важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально ребенка, а отдельных его качеств или навыков, операций. Словесное сопровождение должно быть доброжелательным и эмоционально красочным.
Осанка - это поза, не требующая мышечного напряжения и являющаяся привычной для расслабленно стоящего ребенка. Навык правильной осанки у детей формируется в процессе выполнения комплекса упражнений для мышц, а закрепление правильной осанки формируется во время общеразвивающих упражнений и упражнений на координацию. Отлично подходят для этих целей игры, в правилах которых предусматривается соблюдение правильной осанки.
Осанку определяют положение и форма позвоночника, степень развития позвоночника, а также угол наклона таза. У детей дошкольного возраста она носит неустойчивый характер, любые ее отклонения относятся к дефектам, хотя еще не считаются заболеванием. Главной причиной нарушений осанки являются функциональные изменения, происходящие в опорно-двигательном аппарате. Они приводят к возникновению условно-рефлекторных связей и утрачиванию навыка здоровой и правильной осанки за счет того, что происходит закрепление неправильного положения тела.
Физические упражнения подбирает инструктор по лечебной физкультуре в соответствии с видом нарушения детской осанки. Для укрепления мышц спины проводятся занятия с мячом, гимнастической палкой. В целях профилактики плоскостопия детям предлагают хождение по специальным коврикам.