"Укрась елочку"
Цель игры: отработать умение детей называть цвета по-английски.
Подготовка к игре: Из картона вырезать елку, на ветки наклеит зеленые кружочки из бархатной бумаги - к ним будут крепиться шары. Отдельно приготовить плоские кружочки разного цвета - шары.
На обратную сторону каждого из них наклеить бархатную бумагу, чтобы можно было "подвесить" их на елку.
Ход игры
Выбирается водящий. Он обращается к детям поочередно с предложением повесить на елку шар любого цвета: "Petya, decorate the tree!".
Петя берет шар зеленого цвета, прикрепляет его на елку и говорит: " I decorate the New Year Tree with the green ball".
Далее водящий просит повесить шар определенного цвета: "Sveta, decorate the tree with the blue ball!" Если кто-то ошибается, поправляют сами дети.
Подвижная игра детей создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Подвижные игры организуются по определенным правилам, согласно которым дети действуют, общаются. И это общение может осуществляться на иностранном языке. А сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до автоматизма. На примере игр "Дождик", "Совушка", "Кошки-мышки" рассмотрим отработку отдельных звуков и речевых навыков.
"Дождик"
Цель игры отрабатывать произношение звуков [r], [w], [з:], умение отдавать различные команды по-английски.
Несколько детей (4-5) надевают на голову ободки из картона, на которых изображены капельки дождя или дождевые тучки. Остальные дети начинают прогонять "дождь".
Rain, rain, go away!
Boys and girls want to play.
Дети с ободками на голове убегают и прячутся в укромном месте. Остальные поют какую-либо английскую песенку, выполняя при этом танцевальные движения, или читают стихотворение, рифмовку, сопровождая слова действиями, движениями, играют. В любой момент водящий может крикнуть "Rain". По этому сигналу малыши с ободками на голове выбегают из укрытия и стараются кого-то поймать. Тот, кого "намочил дождь", садится на корточки и ждет, какую команду даст ему ребенок с ободком (Run, Swim и т. д.). Выполнив задание, малыш возвращается на свое место.
"Совушка"
Цель игры развивать речевые навыки детей, активировать лексику (day, night, go away. Wolves, run!; Birds, fly!; Cats, climb!; Dogs, jump!; Fish, swim!; и т. п.), закреплять умение употреблять слова во множественном числе.
Выбираются ведущий и совушка.
Водящий объявляет детям: "Day! Birds, fly!". Дети "летают", подражая птицам.
Водящий: "Night". Дети замирают на месте, как будто уснули.
Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелился.
Водящий: "Day! Dogs, jump!" Дети подражают собачкам.
Водящий: "Night". Дети "засыпают", а сова снова ищет жертву.
"Кошки-мышки"
Цель игры отрабатывать речевые структуры: Where are you? I am here."
Дети, взявшись за руки, встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Кошке завязывают глаза. Она на ощупь старается поймать мышку, время от времени спрашивая "where are you?". Мышка на каждый вопрос отвечает "I am here".
Если кошка сталкивается с кем-то из детей, она предупреждает "Fire". После того, как кошка поймала мышку, выбираются другие ребята на эти роли, и игра продолжается.
"What`s the time, Mr. Wolf?"
Из группы детей выбирается волк. Учитель дает детям команды: "Mr. Wolf sleeps". (Ребенок-"волк" делает вид, что спит.) Дети подходят к "волку" и спрашивают What`s the time, Mr. Wolf? Ребенок-"волк" просыпается и отвечает: "It is time for lunch!" Дети разбегаются, "волк" их ловит.
"Balloons up in the Sky!"
Веселая игра на запоминание цветов. Минимальное количество - шесть человек. Требуется много надутых разноцветных воздушных шариков, фломастер.
Ведущий подбрасывает шарик за шариком. Дети должны как можно дольше удержать шарики в воздухе. Когда они подбивают шарик, чтобы тот не упал, называют его цвет. Скажите ребятам, чтобы они постарались как можно дольше удержать шарики в воздухе.
Многие исследователи отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения; положительная оценка формирующегося, растущего маленького человека вселяет в него веру в себя, сознание своей полноценности, стремление и впредь поступать и говорить хорошо.
Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быт, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как следует вести себя, "внушает" ребенку, что он добрый, храбрый, прилежный, является словесным "поглаживанием", создающим благоприятный микроклимат для жизнедеятельности.
Безусловно, важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, преподавателей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающими.
Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество при отборе и употреблении принятых в обществе способов выражения одобрения, похвалы.
Активизация речевого материала в повседневной жизни осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности, при чем дети привлекаются к оценке резултатов действий своих товарищей. Следует побуждать их говорить вежливые слова при встречах с родителями, сотрудниками, подсказывать поводы для комплимента.
Обучение детей способам выражения доброго отношения к людям приводит к качественным изменениям в характере общения детей друг с другом и с окружающими: они становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки в адрес товарищей, чаще - случаи похвалы и одобрения. Уменьшается количество ссор и конфликтов вне занятий и на уроке , появляется стремление наладить контакты с помощью речи.
Овладение ситуацией выражения положительных эмоций помогает налаживать доброжелательные взаимоотношения между детьми, а разработанные методы позволяют компенсировать недостатки социально-речевой среды, дают детя возможность многократно воспринимать и воспроизводить в речи разнообразные способы выражения своих положительных эмоций.
"Вежливые отгадки"
Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, преподаватель дотрагивается до одного из них. Ученик немедленно произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто это сказал.
Следует стимулировать детей на употребление различных формул, так же как и на многократное повторение одних и тех же выражений:
You are nice. You are kind. You are clever. What a good girl (boy)! Now beautiful! What a nice dress! You read well! You run fast. Etc.
Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребенком охотно и с удовольствием. В игровых ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке запоминание. Игра, выдвигая перед ребенком содержательные задачи, способствует активизации произвольного запоминания. В то же время она может служить основой и для непроизвольного запоминания заданного речевого материала и дальнейшего его непроизвольного воспроизведения. Использование игровых методов в обучении детей весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.
"Найди пару"
Каждому игроку раздаются карточки и карандаш. Надо найти и обвести кружочком букву, показанную в облаке. Выигрывает тот, кто первый выполнил задание и у кого все буквы обведены правильно.
"Медвежата"
Детям раздаются карточки и карандаш. Задание - соедините чертой одинаковые слова. По сигналу учителя дети начинают рисовать. Выигрывает тот, кто допусти меньше всех ошибок.
"Шары"
Каждому игроку раздаются карточки и цветные карандаши. Дети раскрашивают шары в цвета, которые указаны на них, начинают рисовать по сигналу учителя. Выигрывает от, кто первым закончит и не допустит ошибок.
"У меня есть..."
Детям раздаются карточки.
Задание: "Расскажи, какие игрушки у тебя есть."
Дети по очереди рассказывают на английском языке о своих игрушках. Выигрывает тот, кто назовет правильно все игрушки.
"Потерянные игрушки"
Каждый ребенок получает карточку.
Задание: "Помоги ребятам найти свои игрушки, напиши в кружочке первую букву имени ребенка, которому принадлежит эта игрушка".
Ролевая игра-драматизация на иностранном языке дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка.
Играя, лети могут проявить свою фантазию, развивается их личность, творческие возможности. Исполняя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях с людьми.
Общение на иностранном языке в ролевой трудно для детей, поэтому учитель, прежде всего, отбирает содержание с учетом накопленного лексического багажа. чтобы создать среду общения в игре на иностранном языке, важно включать персонажи сказок, в виде кукол, которые говорят на английском языке.
“Point to the right flashcard”
На стене (на ковре, на доске) учитель размещает картинки с изображениями изучаемых на уроке предметов. Учитель называет предмет (цвет, животное, часть тела человека, члена семьи, посуду, предмет мебели и т. п.) по-английски, дети по-очереди показывают на соответствующую картинку (можно использовать лазерную или простую указку). Как вариант – все дети участвуют в игре одновременно.
“Run to the right flashcard”
На стене (на ковре, на доске) учитель размещает картинки с изображениями изучаемых на уроке предметов. Учитель называет предмет (цвет, животное, часть тела человека, члена семьи, посуду, предмет мебели и т. п.) по-английски, дети подбегают к соответствующей картинке. Можно играть в командах.
“Put the card to the right place (in the right hoop)”
Учитель предлагает детям на английском языке положить картинки с изображением изучаемых на уроке предметов (цветов, животных и т. п.) на различные предметы мебели (стол, стул, тумбочку), пол, ковер и т. п. Если есть возможность использовать разноцветные маленькие обручи, можно попросить малышей положить ту или иную картинку, например, в красный (синий, желтый, зеленый) обруч.
“Swap places”
Дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках карточка с изображением какого-либо изучаемого на уроке предмета (цвета, животного, части тела человека, члена семьи, посуды, предмета мебели и т. п.). Учитель называет по-английски слова. Когда ребенок слышит своё слово, он встает и обменивается местами с другим ребенком, имеющим такую же картинку. Примечание: должно быть как минимум по три одинаковых карточки с изображением каждого предмета.
“Running game”
Дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках карточка с изображением какого-либо изучаемого на уроке предмета (цвета, животного, части тела человека, члена семьи, посуды, предмета мебели и т. п.). Учитель называет по-английски слова. Когда ребенок слышит своё слово, он встает, обегает круг снаружи и садится на свое место.
“Green, green, yellow”
Дети сидят в кругу на стульчиках, один ребенок ходит по внешнему кругу и повторяет одно и то же название предмета (цвета, животного и т. п.) на английском языке, каждый раз дотрагиваясь до головы (или плеча) каждого сидящего ребенка. В какой-то момент водящий ребенок произносит название другого предмета. Ребенок, до которого водящий дотронулся в этот момент, встает и пытается поймать водящего, обегая круг. Если ему это не удается, он сам становится водящим.
“Heads down, thumbs up”
Дети сидят за столиками. Три ребенка – водящие. Они (или учитель) говорят: “Heads down, thumbs up, close your eyes!” После этого дети опускают голову, положив руки на голову и подняв большой палец каждой руки и закрывают глаза. Каждый из трех водящих подходит к одному из сидящих детей и загибает большие пальцы его руки. После этого дети говорят: “Heads up, open your eyes!” Дети открывают глаза и те из них, до кого дотронулись водящие, угадывают, кто именно до них дотронулся (например, “Vika touched me.”) Если ребенок верно угадал, он обменивается местами с тем ребенком, который до него дотронулся.
“What’s my number?”
Учитель вызывает двух детей и прикрепляет им на спину стикеры с номерами (в пределах изученных цифр). Дети по очереди называют цифры, пытаясь угадать свой номер. Выигрывает тот ребенок, который первым угадает свой номер.
"Eat - Don't eat"
"Съедобное – несъедобное". Водящий бросает мяч одному из игроков, и если водящий называет съедобное – мячик надо поймать, если несъедобное – нет.
"Snowball"
Игра проводится с карточками. Р1 называет первую карточку, Р2 - первую и вторую, Р3 - первую, вторую и третью.
Например: P1: Rabbit; P2: rabbit-rose; P3: rabbit-rose-road.
"What is missing"
На ковре раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.
"Pass the card"
Дети рассаживаются полукругом и передают друг другу карточку, называя её. Предварительно слово называет учитель. Для усложнения задания дети могут произносить : “I have a…”/ “I have a… and a…”.
"What words do you know?"
Учитель называет звук/ букву и показывает детям сколько слов они должны вспомнить. Затем учитель задаёт вопрос: "What words for this sound/ letter do you know?", а дети вспоминают и называют слова на заданный звук/ букву.
(Игру можно проводить по командам).
"Blocks"
Игра проводится с кубиками. На каждой стороне кубика слово на определённый звук. Дети, кидая кубик, называют выпадающие слова.
(Можно играть по командам, используя два/три кубика.)
"Words road"
На ковре раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребёнок идёт по "дорожке", называя все слова.
"Story"
Используются все слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором.
Например:
Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc.
* * *
Дети усаживаются в круг и перед каждым из них кладётся карточка со словом (одежда/ еда). Один из детей становится водящим и под счёт "one, two,three" идёт по кругу. На последний счёт водящий останавливается и задаёт вопрос игроку, который находится ближе всего к нему: "What are you wearing?"/ "What do you like?" Играющий называет свою карточку: "I am wearing my …."/"I like…." И сам становится водящим.
"Let’s change!"
Дети усаживаются в круг и перед каждым из них кладётся карточка со словом (одежда/ еда). Учитель предлагает детям назвать свои карточки: "What are you wearing?" и дети по кругу – по очереди отвечают на вопрос. Затем учитель называет игроков по парам и предлагает им поменяться местами: "Lena and Dima, change your places! Sergey and Sveta, change your places!" После этого учитель снова предлагает детям назвать свои карточки.
"Find the house"
На ковре раскладываются карточки (5-6) со словами на 2-3 звука, а на доске размещают карточки с соответствующими звуками (домики). Дети, поднимая карточку со словом, называют его и кладут в соответствующий "домик", т.е. под карточку со звуком, на который это слово начинается.
* * *
На ковре раскладывают карточки обратной стороной вверх. Дети поднимают карточку и называют слово.
"Colour letters"
На простыне рисуют звуки/ буквы разными цветами. Учитель даёт команду: "Find yellow", ребёнок встаёт на букву указанного цвета и называет её.
(Для усложнения, кроме буквы ребёнок может называть слова, которые с неё начинаются).
"Opposites"
Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.
(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).
Например:
Big –small |
Thick/ fat – thin |
Brave – cowardly |
Clean – dirty |
Strong – weak |
Wet – dry |
Fast – slow |
Hard – soft |
Beautiful - ugly |
High – low |
Long – short |
Low – loud |
Young – old |
Furry – bald |
New – old |
Happy – sad |
Smooth – rough |
Hungry – full |
Good – bad |
|
* * *
Водящий называет букву и кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву.
Возможен вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится каждый играющий.
* * *
Учитель произносит звук, а затем называет слова. Если в слове присутствует заданный звук – дети хлопают в ладоши, если они его не слышат – нет.
Для усложнения задания называются слова на заданный звук, в которых звук находится либо в начале, либо в середине, либо в конце слова.
Например: "T"
"Tiger" – дети хлопают в ладоши.
"Antelope" – дети топают ногами.
"Cat" – дети щёлкают язычком.
"Is it true or not?"
Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку.
Например:
Yellow lemon |
Pink pig |
Orange bear |
Brown monkey |
White snow |
Red crocodile |
Purple mouse |
Green grapes |
Gray elephant |
Purple cucumber |
Blue apple |
Black sun |
"What doesn't belong?"
Игра проводится с карточками. Учитель помещает на доску/ на пол группами карточки (по 3-4) со словами. Дети по очереди называют карточку, которая не подходит в ту или иную группу, а учитель её убирает. Затем каждая из групп называется одним обобщающим словом.
(Для усложнения задания игру можно проводить без карточек – устно.)
Например:
Cow – horse – window – pig
What doesn’t belong?
The window is doesn’t belong!
Cow – horse – pig are domestic animals.
"It will be a …"
Игру можно проводить как с карточками, так и без них. В первом случае учитель помещает на доску карточку, а дети подбирают соответствующую пару.
Например:
Egg – chicken |
Break – house |
Boy – man |
Fabric – dress |
Girl – woman |
Night – day |
Seed – flower |
Inchworm – butterfly |
Flour - bread |
Puppy – dog |
Snow – snowman |
Kitten – cat |
Paper – book |
Berries – jam |
"Do you see?"
Игра проводится на доске либо на полу. Водящий (либо учитель) помещает на доску изображение предмета (например, по теме "мебель" - стол) и задаёт вопрос: "Do you see a table?" Остальные дети отвечают, глядя на доску: "Yes, I do. (I see a table)". Водящий задаёт следующий вопрос, не помещая изображение предмета на доску:
"Do you see a chair?" Дети опять отвечают хором: "No, I don’t.(I don’t see a chair)". Водящий рядом с имеющимся изображением стола помещает изображение стула и задаёт вопросы:
"Do you see a table?" Дети отвечают: "Yes, I do. (I see a table)".
"Do you see a chair?" Дети отвечают: "Yes, I do. (I see a chair)". Далее водящий опять, не помещая изображение предмета на доску, задаёт вопрос: "Do you see a sofa?" Дети отвечают глядя на доску: "No, I don’t. (I don’t see a sofa)".
По этой схеме игра продолжается до тех пор, пока на доске не появятся изображения 5-6 предметов. Затем её можно начать заново, выбрав нового водящего. Игра может проводиться по любой лексической теме.
"It smells like..." "
Игра проводится по командам. Необходимо заполнить пластмассовые коробочки из-под фотоплёнки следующими запахами (в коробочку можно вложить ватный тампон, пропитанный запахом):
Лук - onion |
Кофе - coffee grounds |
Мята - peppermint extract |
Ваниль - vanilla extract |
Духи - perfume |
Ластик/ резинка - rubber |
Уксус - vinegar |
Банан - banana chunk |
Перец - pepper |
Корица - cinnamon |
Лимон - lemon oil |
Чеснок – garlic |
Участники команд по одному пытаются угадать запах. Выигрывает команда, назвавшая большее количество запахов.
"Board race"
На доску прикрепить карточки в ряд. Детей разделить на две команды. Водящий называет одну из карточек, прикреплённых на доске. Первые два ребёнка из каждой команды подбегают к доске и дотрагиваются до карточки. Если карточка показана верно – команда получает очко. Etc.
"What can you see?”"
Подготовить карточку с небольшим отверстием в середине. Накрыть этой карточкой картинку с словом и, водя отверстием по картинке, предоставить детям возможность ответить на вопрос: “What is it?”
"Chinese whispers"
Расположить на доске карточки. Детей поделить на две команды. Первые участники команд подходят к водящему, и тот шепотом произносит инструкцию: "Give me the doll, please/ Put the car on the table/ Etc." дети возвращаются к своим командам и шепотом передают инструкцию следующему в цепочке игроку. Когда инструкция доходит до последнего игрока команды, он должен как можно быстрее её выполнить. Если всё выполнено верно – команда получает очко.
"Mine it"
Выбрать одного из детей водящим. Водящему показывается одна из карточек, которую он должен запомнить. Карточки поместить на доску. Остальные дети задают водящему вопрос: "Is it a…?" На что водящий отвечает: "No, it’s not a…" - если карточка не угадана и "Yes, it’s a…" – если карточка угадана верно!
"Crouching game"
Поставить детей в две-три линии (в зависимости от количества детей, линий может быть и четыре-пять). Каждой команде даётся определённая карточка/ слово. Учитель произносит в хаотичном порядке слова, и если это слово одной из команд – эта команда должна присесть. Когда же слова не принадлежит ни одной из команд – они остаются стоять.
"Repeat if true"
На доске расположить 5-6 карточек. Указывая на одну из карточек, учитель называет её и описывает 2-3 предложениями. Если учитель произносит всё правильно – дети повторяют, если нет - молчат (правильно – поднимают руки вверх/ хлопают в ладоши/ говорят: "Yes" Etc.).