Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Для современной общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный период развития.
Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся подготовки (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова,А.К.Маркова,Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин и др.)
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова, М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р. Д.Тригер, Н.С.Пантина, О.С.Филиппова и др.).
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению. Дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы - рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. Так как в этом возрасте для большинства детей письмо недоступно, оно не включено в программу обучения дошкольников. Вместе с тем подготовка к нему осуществляется косвенно, через другие занятия. В.М.Лыков, исследовавший проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Он выделяет рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.
Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке – наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс графического письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.). Исследования Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной показывают, что в практике логопедической работы недостаточно используются упражнения, направленные на развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи при подготовке детей к школе, т.к. в программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста отсутствует раздел работы по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графомоторных навыков в специализированном дошкольном учреждении, дают все основания считать тему исследования актуальной в области коррекционной педагогики.
Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.
В общепринятых программах, по которым работают современные дошкольные учреждения, недостаточно полно используются упражнения и задания, направленные на формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи, так как в программах по обучению и воспитанию отсутствует раздел по формированию графомоторных навыков. Следовательно, усложняется процесс формирования графомоторной деятельности у детей данной категории.
Интересный и полезный материал, который поможет воспитателю в развитии графомоторных навыков, ищите в высыпающемся меню.