- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
При проведении экспериментов часто используются комнатные цветочные растения. Но это не всегда удобно, особенно в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать действие вредоносных факторов. Опишем несколько способов специального выращивания растений, простых в исполнении и позволяющих увидеть явления, которые невозможно продемонстрировать на растениях, выращенных обычным способом.
Выращивание растений в почве. Для эксперимента используют любые небольшие емкости, лучше пластмассовые — обрезанные парфюмерные флаконы, банки из-под кетчупа, воды и т.п. Ввиду краткосрочности эксперимента отверстий в дне не делают, что облегчает уход за растениями и способствует соблюдению чистоты. На дно емкости насыпают слой почвы толщиной 1—2 см, затем на него кладут сухие семена и сверху засыпают вторым слоем почвы такой же толщины.
Поливают почву таким образом, чтобы над ее поверхностью образовался слой воды в 1—2 мм. Это обеспечит быстрое набухание семян. В дальнейшем по мере высыхания воду добавляют обычными дозами, избегая переувлажнения, иначе проростки погибнут.
- Просмотров: 441
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами — их расшифровыванием. Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать кодами (т.е. условными знаками) достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном детстве имеются только зачатки этой способности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать ее смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент.
- Просмотров: 386
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Существующие способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:
ментальные;
графические: использование готовых форм, изобразительные, письменные;
практические: фиксация натуральных объектов, моделирование.
- Просмотров: 2517
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
При ознакомлении с природой зачастую возникает необходимость установить продолжительность того или иного процесса. В одних случаях важны абсолютные величины (минуты, часы, дни, недели, месяцы, сезоны), в других — относительная скорость протекания двух или нескольких процессов. Приведем оба примера: «Сколько дней насиживает яйца канарейка?», «Где быстрее распустятся веточки дерева: на участке или в групповой комнате?»
- Просмотров: 368
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Моделированием называется такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Оно служит для исследования этих процессов или систем объектов, а также для уточнения их характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Благодаря этому моделирование находит применение и в большой науке, и в учебной деятельности.
- Просмотров: 505
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Задача 1.
Собери биоценоз. Детям выдается набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить их на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующими в реальной природе. Дети поочередно (по 1—2 человека) выходят к экрану и выкладывают объекты, которые предлагает им педагог. Остальные следят за работой, высказывают свои замечания и исправляют ошибки. Чтобы не тратить времени на выбор своих объектов из общей массы материала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя их по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой — деревья, в третьей — птицы и т.д.
- Просмотров: 504
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Цели:
Дать детям представление о пустыне.
Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях.
Развивать у детей логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе.
Активизировать речь детей.
Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному.
- Просмотров: 507
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Цели:
Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев — птиц.
Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.
Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.
- Просмотров: 449
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Строение растений, относящихся к разным систематическим группам. Органами растений являются корень, стебель, лист, цветок и плод. Они имеются только у самых высокоорганизованных растений, называемых цветковыми или покрытосеменными. У самых низкоорганизованных растений — водорослей — никаких органов нет. Все части их тела устроены одинаково, тело носит название слоевище, слоевцо или талом. По причине отсутствия дифференцированных органов эти растения называются низшими. Кроме водорослей, к группе низших относятся и лишайники, которые представляют собой симбиоз водорослей и грибов, их тело тоже не расчленено на органы.
- Просмотров: 546
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Не перегружая память детей сложными научными терминами, педагог формирует у них правильные общие представления о строении и многообразии растений.
В группах раннего возраста и 1-й младшей группе дети учатся выделять растения из окружающей среды. В первую очередь их внимание обращается на листья и цветы. Кроме того, в этом возрасте дети должны запомнить внешний вид и вкусовые качества многих плодов, не связывая пока плоды с конкретными растениями.
Во 2-й младшей группе дети впервые узнают о существовании семян и луковиц, когда весной сеют и сажают их в групповой комнате и на участке.
- Просмотров: 338
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Многочисленные опыты и наблюдения, знакомящие детей со стеблями, листьями и плодами, описаны практически во всех подразделах данного пособия и повторять их здесь не имеет смысла. Поэтому только подчеркнем необходимость формирования у дошкольников представлений о многообразии внешнего вида этих органов. Дети должны запечатлеть в своей памяти все типы стеблей, листьев и плодов, не запоминая их названий (например, стебли лазающие, стелющиеся и т.п.), и понять основные принципы взаимодействия органов друг с другом.
- Просмотров: 391
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Как выглядит корень? Дети выращивают экспериментальное растение в банке или между стеклами по любой из методик, описанных ранее. Когда корень станет достаточно большим, они рассматривают его. Корень похож на толстую белую нитку. От основного (главного) корня отходят боковые корни, от которых, в свою очередь, отходят боковые корни второго, третьего и более высоких порядков. Совокупность всех корней называется корневой системой. Степень разветвления корневой системы по мере роста проростка увеличивается. Недалеко от кончиков корней имеется зона, покрытая пушистым налетом. Этот налет образуют тончайшие выросты корня — так называемые корневые волоски. Они всасывают влагу из почвы и таким образом обеспечивают водой все растение.
- Просмотров: 572
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Как устроен цветок? Для ознакомления с этим вопросом дети рассматривают крупный цветок тюльпана, шиповника, яблони, вишни или любого другого вида растений. Воспитатель показывает им главные части цветка — пестик и тычинки. С помощью этих частей образуются плоды и семена. Лепестки — такие красивые и большие — нужны для того, чтобы защитить главные части от ветра и механических повреждений, а также для того, чтобы привлечь насекомых. Насекомые пьют вкусный нектар; в это время к их ножкам и брюшку приклеивается пыльца. Затем они перелетают на другой цветок и переносят с собой пыльцу. Пыльца приклеивается к пестику, прорастает, соединяется с главной частью пестика (завязью), и образуется плод.
- Просмотров: 426
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Цели:
Обобщить знания детей о строении растений.
Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов.
Учить рассматривать, сравнивать и узнавать растения по их внешнему виду.
- Просмотров: 426
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Приспособление растений к среде обитания. Для нормальной жизнедеятельности растение нуждается во многих условиях, причем все они должны присутствовать одновременно. Детей дошкольного возраста знакомят с такими факторами, как вода, тепло, свет и почва, а также в ограниченных пределах — воздух. На незначительное отклонение условий жизни от нормальных растение реагирует приспособительными реакциями, при значительном отклонении — оно болеет и даже погибает. Последнее справедливо и для недостатка каждого фактора, и для его избытка.
Рассмотрим основные группы растений, приспособленные к жизни в разных условиях.
- Просмотров: 359
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
В детском саду ребята могут понять значение следующих условий, необходимых для жизни растений: тепла, света, воды и почвы. Чтобы усвоение этих понятий было успешным, необходимо соблюдать принцип преемственности обучения.
В группах раннего и младшего возраста ознакомление с названными условиями осуществляется наглядно: воспитатель ухаживает за растениями на глазах у детей, комментирует свои действия и по мере формирования у них необходимых двигательных навыков привлекает их к совершению отдельных простейших трудовых операций. В основном воспитатель работает руками детей. Так, в 1-й младшей группе можно предложить ребенку полить растение вместе с воспитателем: воспитатель поливает, а ребенок держится за лейку.
- Просмотров: 354
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Может ли растение жить без воды? Срезают два травянистых растения, два цветка, два побега. Одно из них ставят в воду, другое — в пустой стакан. Проверяют состояние растений через 30 мин, час. 2 ч и более. Отмечают время, спустя которое появляются первые признаки увядания, а также время, когда увядание будет выражено сильно. Исследуемый объект переносят из пустого стакана в воду и проверяют, сможет ли он восстановить прежний вид. В качестве контрольного служит растение, которое изначально стояло в воде. Приходят к выводу: растение не может жить без воды. Первые признаки увядания появляются в первые минуты после отделения экспериментального объекта от целого растения. Растение, поставленное в воду, чувствует себя лучше. Следовательно, срезанные цветы надо сразу же ставить в воду.
- Просмотров: 542
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Нужна ли растению почва? Дети замачивают в воде любые семена. Крупные семена находятся в воде 24 ч (горох, фасоль), мелкие — 12 ч. После того как семена набухнут, их помещают во влажную среду — на ткань, смоченную водой, или в банку достаточно большого размера, плотно закрытую крышкой, в которую добавлено 5—10 капель воды. Можно воспользоваться и иным способом, знакомым воспитателю. В течение нескольких дней дети следят за прорастанием семян. Вначале проростки будут развиваться хорошо, но затем их рост замедлится и вскоре совсем прекратится. Особенно хорошо это видно на проростках подсолнечника: уже через 3—5 дней кончики корней почернеют и отомрут.
- Просмотров: 813
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Нужен ли растению свет? Для этого наблюдения дети проращивают три луковицы: одну — на свету, две другие — в темноте, например, в плотно закрывающемся шкафу или ящике. Вместо лука можно взять любые другие растения (пшеницу, кукурузу, подсолнечник, фасоль, горох и т.п.), выращиваемые в почве или без почвы. Комнатные растения для этого опыта использовать не следует, так как они серьезно пострадают. Если же использовать их побеги (отростки), то процесс побледнения будет идти очень долго, детям надоест наблюдать за ними. Быстрее всего опыт получается на растениях, начинающих свое развитие и еще не имеющих хлорофилла.
- Просмотров: 621
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Распускание срезанных веток деревьев. В конце зимы — начале весны дети срезают ветки ивы, тополя, березы, сирени или другого растения и вносят их в групповую комнату, где ставят в вазу с водой. Одновременно наблюдают за деревьями, с которых срезаны данные ветки. Сравнивают, где быстрее появятся листья. Из эксперимента делают вывод о значении тепла для растений и, в частности, для развития листьев из почек.
- Просмотров: 703
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Растения размножаются двумя способами: половым и вегетативным (детям эти термины не даются). Половым называется размножение с помощью семян, которые образуются на месте цветка в результате процесса оплодотворения. Вегетативным называется размножение с помощью любых других органов — листьев, корней, стеблей и их видоизменений корневых и стеблевых клубней, луковиц, корневищ, корнеплодов, кочерыг, отводков, побегов («отростков») и др.
- Просмотров: 390
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Семенное размножение. Дети раннего и младшего возраста видят семена, когда едят овощи и фрукты. Они пока не увязывают «косточки» и «зернышки», которые удаляют при еде, с растениями как таковыми, но уже в этом возрасте запечатлевают их внешний вид, цвет, твердость, прочность. Благодаря этому идет накопление образных знаний о семенах, формируются представления об их разнообразии.
- Просмотров: 368
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Подавляющее большинство экспериментов, описанных ранее, являются модельными. В связи с этим их лучше проводить зимой, в групповой комнате, когда возможности экспериментирования с растениями в естественных условиях ограничены. В то же время эти опыты позволяют вычленить влияние отдельных факторов на рост и развитие растений, следовательно, они будут способствовать подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, которые проводятся при выращивании растений на цветнике и огороде.
- Просмотров: 339
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Вегетативным называется размножение при помощи любых органов растения, кроме семян. Характеристика отдельных органов и их видоизменений дана ранее.
Размножение растений луковицами. Луковицами размножают лук и чеснок, а из декоративных растений — тюльпаны, нарциссы и гладиолусы. В зависимости от сорта растений их луковицы можно сажать весной или осенью. Осенью эта работа начинается во второй половине августа и заканчивается в конце сентября, а в северных регионах и раньше.
- Просмотров: 361
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Цели:
Изучить строение семени, найти в нем маленькое растение.
Увидеть сходство в строении семян разных растений.
Обеспечение на каждого ребенка:
сухие и набухшие семена фасоли, гороха, тыквы (огурца, дыни, кабачка) и подсолнечника;
- Просмотров: 449
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
В принципе семенами размножаются все растения, относящиеся к голосеменным и покрытосеменным (цветковым). Однако, в практике работы детского сада семенами размножают не все, а только некоторые растения огорода и цветника.
Посадку в грунт производят двумя способами: непосредственно семенами и рассадой.
Отметим, что каждая процедура — посев, полив, рыхление почвы, прополка, сбор урожая, хранение плодов и семян — является прекрасным поводом для постановки экспериментов. Приведем краткий перечень проблем, которые могут быть решены детьми на огороде. Ввиду простоты некоторых опытов их подробное описание не дается.
- Просмотров: 505
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Модуль имеет сходство с циклом занятий 8 том, что формирование понятий осуществляется на нескольких последовательных занятиях. Но модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет и в него включены все виды деятельности. Это как бы продолжительная игра, разворачивающаяся в течение нескольких недель. Каждый модуль начинается с завязки, которая дает ему начало и определяет его основное направление. На основе данного модуля, как на шаблоне, можно организовать работы по выращиванию любых огородных и декоративных растений участка и уголка природы.
- Просмотров: 362
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Цели:
Пронаблюдать влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность растений.
Увидеть, что человек может реально помочь растению.
Завязка. Осенью дети рассматривают последние цветы, имеющиеся на клумбе. Ими чаще всего являются астры и хризантемы. Воспитатель говорит: «Если в этом году снег выпадет рано, наши цветы не успеют отцвести и замерзнут. Кто придумает, как продлить жизнь растений зимой?» Педагог поощряет детей к высказыванию любых предложений. Он направляет беседу с помощью ряда вопросов:
- Просмотров: 401
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Наши зимы представляют серьезное испытание для всех живых организмов. Универсальным способом защиты растений от морозов является значительное снижение обмена веществ и замедление всех биохимических процессов. Это достигается за счет разных механизмов, в частности при уменьшении количества воды в различных органах. Одновременно концентрация веществ в соках растений повышается, и благодаря этому температура их замерзания понижается. Названные универсальные механизмы в каждом конкретном случае реализуются по-разному.
- Просмотров: 347
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
В группах раннего и младшего возраста дети, благодаря присущей им способности к запечатлению, фиксируют в своей памяти образы природы в разное время года. В 1-й младшей группе взрослые впервые называют им времена года. Во 2-й младшей группе дети должны запомнить элементарные признаки сезонов года и внешний вид растений в контрастные сезоны — летом и зимой.
В средней группе идет быстрое накопление фактических знаний о сезонных изменениях в жизни животных и растений. На базе этих знаний можно начинать формировать простейшие обобщенные понятия. В этом возрасте дети уже могут уловить общие закономерности сезонных изменений в жизни растений. Начинаются первые систематические наблюдения за данным явлением. В конце года вводятся простейшие календари погоды, при заполнении которых используются готовые формы.
- Просмотров: 485
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
В настоящее время имеется несколько различных критериев наступления того или иного времени года.
Календарными называют сроки, приуроченные к началу определенного месяца. Так, принято считать, что весна начинается 1 марта, лето — 1 июня, осень — 1 сентября, а зима — 1 декабря.
Астрономические сроки ориентированы на положение Солнца на небе и продолжительность светового дня. В соответствии с ними весна начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия, лето — 22 июня, в день летнего солнцестояния, осень — 23 сентября, когда отмечается осеннее равноденствие, и зима — 22 декабря, в день зимнего солнцестояния (Так называемый солнцеворот).
- Просмотров: 245
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Одной из наиболее приемлемых для детского сада форм самостоятельной исследовательской работы является организация фенологических наблюдений. Они позволяют определять точные сроки наступления того или иного сезона года и даже отдельных периодов внутри каждого сезона. Эта работа не сложна.
Пользуясь сведениями, помещенными в предыдущем подразделе, дети вместе с педагогом намечают ряд объектов, находящихся на территории детского сада и в непосредственной близости от него, и ведут за ними систематические наблюдения, отмечая момент наступления критических событий.
- Просмотров: 329
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Опыт 1. Маленькие дети просто собирают «красивые листики».
Опыт 2. Старшим дошкольникам педагог предлагает сорвать листья — зеленый и желтый, сравнить, какой из них прочнее держится на ветке.
Опыт 3. Рассматривая место отрыва, дети убеждаются, что у зеленого листа есть ранка, у желтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет. Место отрыва покрыто специальной тканью.
- Просмотров: 246
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Строение дерева.
Строение деревьев лучше всего изучать зимой. Летом из-за обилия листьев это сделать труднее. Как уже было сказано, у дерева можно выделить две основные части: надземную (стеблевую) и подземную (корневую). Место перехода подземной части в надземную называется корневой шейкой. Дети находят все названные части, а также почки — листовые и плодовые.
- Просмотров: 261
- Подробности
- Категория: Экологические наблюдения и эксперименты "Мир растений"
Начало сокодвижения.
Сокодвижением называется процесс перемещения воды и растворенных в ней веществ из нижележащих частей растений в вышележащие и из вышележащих в нижележащие. Восходящий ток жидкости обусловлен деятельностью корневой системы. С приближением теплых дней она начинает всасывать из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества и подавать их по стволу к веткам и почкам. Нисходящий ток жидкости несет органические вещества (глюкозу, аминокислоты, биологически активные вещества) из мест, где они были запасены с осени (в основном из ствола и веток), к тем частям растений, которые будут расти (к почкам и зонам роста новых корней). Из них будут строиться новообразующиеся ткани.
- Просмотров: 401