При проведении экспериментов часто используются комнат­ные цветочные растения. Но это не всегда удобно, особенно в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать действие вредоносных факторов. Опишем несколько способов специаль­ного выращивания растений, простых в исполнении и позволя­ющих увидеть явления, которые невозможно продемонстриро­вать на растениях, выращенных обычным способом.

Выращивание растений в почве. Для эксперимента использу­ют любые небольшие емкости, лучше пластмассовые — обре­занные парфюмерные флаконы, банки из-под кетчупа, воды и т.п. Ввиду краткосрочности эксперимента отверстий в дне не делают, что облегчает уход за растениями и способствует со­блюдению чистоты. На дно емкости насыпают слой почвы тол­щиной 1—2 см, затем на него кладут сухие семена и сверху засыпают вторым слоем почвы такой же толщины.

Поливают почву таким образом, чтобы над ее поверхностью образовался слой воды в 1—2 мм. Это обеспечит быстрое набухание семян. В дальнейшем по мере высыхания воду добавляют обычными дозами, избегая переувлажнения, иначе проростки погибнут.

Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами — их расшифровыванием. Как пока­зывают многочисленные исследования психологов и физиоло­гов, способность оперировать кодами (т.е. условными знаками) достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом воз­расте. В дошкольном детстве имеются только зачатки этой спо­собности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать ее смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент.

Существующие способы фиксации наблюдений можно раз­делить на несколько видов:

ментальные;

графические: использование готовых форм, изобразитель­ные, письменные;

практические: фиксация натуральных объектов, модели­рование.

При ознакомлении с природой зачастую возникает необхо­димость установить продолжительность того или иного процес­са. В одних случаях важны абсолютные величины (минуты, часы, дни, недели, месяцы, сезоны), в других — относительная ско­рость протекания двух или нескольких процессов. Приведем оба примера: «Сколько дней насиживает яйца канарейка?», «Где быстрее распустятся веточки дерева: на участке или в группо­вой комнате?»

Моделированием называется такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Оно служит для исследования этих процессов или систем объектов, а также для уточнения их характеристик и раци­онализации способов построения вновь конструируемых объектов. Благодаря этому моделирование находит применение и в боль­шой науке, и в учебной деятельности.

Задача 1. 

Собери биоценоз. Детям выдается набор деталей мо­дели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагает­ся расположить их на фланелеграфе в соответствии с зависимос­тями, существующими в реальной природе. Дети поочередно (по 1—2 человека) выходят к экрану и выкладывают объекты, ко­торые предлагает им педагог. Остальные следят за работой, выс­казывают свои замечания и исправляют ошибки. Чтобы не тра­тить времени на выбор своих объектов из общей массы матери­ала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя их по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой — деревья, в третьей — птицы и т.д.

Цели:

Дать детям представление о пустыне.

Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях.

Развивать у детей логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе.

Активизировать речь детей.

Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному.

Цели:

Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса од­ного из экологических звеньев — птиц.

Воспитывать интерес к собственным открытиям через иссле­довательскую работу, через экспериментирование с моделями.

Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.

Строение растений, относящихся к разным систематическим группам. Органами растений являются корень, стебель, лист, цветок и плод. Они имеются только у самых высокоорганизо­ванных растений, называемых цветковыми или покрытосемен­ными. У самых низкоорганизованных растений — водорослей — никаких органов нет. Все части их тела устроены одинаково, тело носит название слоевище, слоевцо или талом. По причине отсутствия дифференцированных органов эти растения называ­ются низшими. Кроме водорослей, к группе низших относятся и лишайники, которые представляют собой симбиоз водорослей и грибов, их тело тоже не расчленено на органы.

Не перегружая память детей сложными научными термина­ми, педагог формирует у них правильные общие представления о строении и многообразии растений.

В группах раннего возраста и 1-й младшей группе дети учатся выделять растения из окружающей среды. В первую очередь их вни­мание обращается на листья и цветы. Кроме того, в этом возрасте дети должны запомнить внешний вид и вкусовые качества многих плодов, не связывая пока плоды с конкретными растениями.

Во 2-й младшей группе дети впервые узнают о существовании семян и луковиц, когда весной сеют и сажают их в групповой комнате и на участке.

Многочисленные опыты и наблюдения, знакомящие детей со стеблями, листьями и плодами, описаны практически во всех подразделах данного пособия и повторять их здесь не имеет смысла. Поэтому только подчеркнем необходимость формирования у до­школьников представлений о многообразии внешнего вида этих органов. Дети должны запечатлеть в своей памяти все типы стеб­лей, листьев и плодов, не запоминая их названий (например, стебли лазающие, стелющиеся и т.п.), и понять основные прин­ципы взаимодействия органов друг с другом.

Как выглядит корень? Дети выращивают экспериментальное растение в банке или между стеклами по любой из методик, описанных ранее. Когда корень станет достаточно большим, они рассматривают его. Корень похож на толстую белую нитку. От основного (главного) корня отходят боковые корни, от кото­рых, в свою очередь, отходят боковые корни второго, третьего и более высоких порядков. Совокупность всех корней называет­ся корневой системой. Степень разветвления корневой системы по мере роста проростка увеличивается. Недалеко от кончиков корней имеется зона, покрытая пушистым налетом. Этот налет образуют тончайшие выросты корня — так называемые корне­вые волоски. Они всасывают влагу из почвы и таким образом обеспечивают водой все растение.

Как устроен цветок? Для ознакомления с этим вопросом дети рассматривают крупный цветок тюльпана, шиповника, ябло­ни, вишни или любого другого вида растений. Воспитатель по­казывает им главные части цветка — пестик и тычинки. С помо­щью этих частей образуются плоды и семена. Лепестки — такие красивые и большие — нужны для того, чтобы защитить глав­ные части от ветра и механических повреждений, а также для того, чтобы привлечь насекомых. Насекомые пьют вкусный не­ктар; в это время к их ножкам и брюшку приклеивается пыльца. Затем они перелетают на другой цветок и переносят с собой пыльцу. Пыльца приклеивается к пестику, прорастает, соеди­няется с главной частью пестика (завязью), и образуется плод.

Цели:

Обобщить знания детей о строении растений.

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов.

Учить рассматривать, сравнивать и узнавать растения по их внешнему виду.

Приспособление растений к среде обитания. Для нормальной жизнедеятельности растение нуждается во многих условиях, причем все они должны присутствовать одновременно. Детей дошколь­ного возраста знакомят с такими факторами, как вода, тепло, свет и почва, а также в ограниченных пределах — воздух. На незначительное отклонение условий жизни от нормальных рас­тение реагирует приспособительными реакциями, при значи­тельном отклонении — оно болеет и даже погибает. Последнее справедливо и для недостатка каждого фактора, и для его из­бытка.

Рассмотрим основные группы растений, приспособленные к жизни в разных условиях.

В детском саду ребята могут понять значение следующих ус­ловий, необходимых для жизни растений: тепла, света, воды и почвы. Чтобы усвоение этих понятий было успешным, необхо­димо соблюдать принцип преемственности обучения.

В группах раннего и младшего возраста ознакомление с на­званными условиями осуществляется наглядно: воспитатель уха­живает за растениями на глазах у детей, комментирует свои дей­ствия и по мере формирования у них необходимых двигатель­ных навыков привлекает их к совершению отдельных простейших трудовых операций. В основном воспитатель работает руками детей. Так, в 1-й младшей группе можно предложить ребенку полить растение вместе с воспитателем: воспитатель поливает, а ребе­нок держится за лейку.

Может ли растение жить без воды? Срезают два травянис­тых растения, два цветка, два побега. Одно из них ставят в воду, другое — в пустой стакан. Проверяют состояние растений через 30 мин, час. 2 ч и более. Отмечают время, спустя которое появляются первые признаки увядания, а также время, когда увяда­ние будет выражено сильно. Исследуемый объект переносят из пустого стакана в воду и проверяют, сможет ли он восстановить прежний вид. В качестве контрольного служит растение, кото­рое изначально стояло в воде. Приходят к выводу: растение не может жить без воды. Первые признаки увядания появляются в первые минуты после отделения экспериментального объекта от целого растения. Растение, поставленное в воду, чувствует себя лучше. Следовательно, срезанные цветы надо сразу же ста­вить в воду.

Нужна ли растению почва? Дети замачивают в воде любые семена. Крупные семена находятся в воде 24 ч (горох, фасоль), мелкие — 12 ч. После того как семена набухнут, их помещают во влажную среду — на ткань, смоченную водой, или в банку достаточно большого размера, плотно закрытую крышкой, в которую добавлено 5—10 капель воды. Можно воспользоваться и иным способом, знакомым воспитателю. В течение несколь­ких дней дети следят за прорастанием семян. Вначале проростки будут развиваться хорошо, но затем их рост замедлится и вско­ре совсем прекратится. Особенно хорошо это видно на пророст­ках подсолнечника: уже через 3—5 дней кончики корней почер­неют и отомрут.

Нужен ли растению свет? Для этого наблюдения дети про­ращивают три луковицы: одну — на свету, две другие — в тем­ноте, например, в плотно закрывающемся шкафу или ящике. Вместо лука можно взять любые другие растения (пшеницу, кукурузу, подсолнечник, фасоль, горох и т.п.), выращиваемые в почве или без почвы. Комнатные растения для этого опыта использовать не следует, так как они серьезно пострадают. Если же использовать их побеги (отростки), то процесс побледнения будет идти очень долго, детям надоест наблюдать за ними. Быс­трее всего опыт получается на растениях, начинающих свое раз­витие и еще не имеющих хлорофилла.

Распускание срезанных веток деревьев. В конце зимы — на­чале весны дети срезают ветки ивы, тополя, березы, сирени или другого растения и вносят их в групповую комнату, где ставят в вазу с водой. Одновременно наблюдают за деревьями, с которых срезаны данные ветки. Сравнивают, где быстрее появятся листья. Из эксперимента делают вывод о значении тепла для растений и, в частности, для развития листьев из почек.

Растения размножаются двумя способами: половым и веге­тативным (детям эти термины не даются). Половым называет­ся размножение с помощью семян, которые образуются на ме­сте цветка в результате процесса оплодотворения. Вегетативным называется размножение с помощью любых других органов — листьев, корней, стеблей и их видоизменений корневых и стеб­левых клубней, луковиц, корневищ, корнеплодов, кочерыг, от­водков, побегов («отростков») и др.

Семенное размножение. Дети раннего и младшего возраста видят семена, когда едят овощи и фрукты. Они пока не увязы­вают «косточки» и «зернышки», которые удаляют при еде, с растениями как таковыми, но уже в этом возрасте запечатлева­ют их внешний вид, цвет, твердость, прочность. Благодаря это­му идет накопление образных знаний о семенах, формируются представления об их разнообразии.

Подавляющее большинство экспериментов, описанных ра­нее, являются модельными. В связи с этим их лучше проводить зимой, в групповой комнате, когда возможности эксперимен­тирования с растениями в естественных условиях ограничены. В то же время эти опыты позволяют вычленить влияние от­дельных факторов на рост и развитие растений, следователь­но, они будут способствовать подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, ко­торые проводятся при выращивании растений на цветнике и огороде.

Вегетативным называется размножение при помощи любых органов растения, кроме семян. Характеристика отдельных ор­ганов и их видоизменений дана ранее.

Размножение растений луковицами. Луковицами размножают лук и чеснок, а из декоративных растений — тюльпаны, нар­циссы и гладиолусы. В зависимости от сорта растений их луко­вицы можно сажать весной или осенью. Осенью эта работа начинается во второй половине августа и заканчивается в конце  сентября, а в северных регионах и раньше.

Цели:

Изучить строение семени, найти в нем маленькое растение.

Увидеть сходство в строении семян разных растений.
Обеспечение на каждого ребенка:

 сухие и набухшие семена фасоли, гороха, тыквы (огурца, дыни, кабачка) и подсолнечника;

В принципе семенами размножаются все растения, относя­щиеся к голосеменным и покрытосеменным (цветковым). Одна­ко, в практике работы детского сада семенами размножают не все, а только некоторые растения огорода и цветника.

Посадку в грунт производят двумя способами: непосредственно семенами и рассадой.

Отметим, что каждая процедура — посев, полив, рыхление почвы, прополка, сбор урожая, хранение плодов и семян — является прекрасным поводом для постановки экспериментов. Приведем краткий перечень проблем, которые могут быть ре­шены детьми на огороде. Ввиду простоты некоторых опытов их подробное описание не дается.

Модуль имеет сходство с циклом занятий 8 том, что форми­рование понятий осуществляется на нескольких последователь­ных занятиях. Но модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет и в него включены все виды деятельности. Это как бы продолжи­тельная игра, разворачивающаяся в течение нескольких недель. Каждый модуль начинается с завязки, которая дает ему на­чало и определяет его основное направление. На основе данно­го модуля, как на шаблоне, можно организовать работы по вы­ращиванию любых огородных и декоративных растений участка и уголка природы.

Цели:

Пронаблюдать влияние отдельных факторов среды на жиз­недеятельность растений.

Увидеть, что человек может реально помочь растению.

Завязка. Осенью дети рассматривают последние цветы, име­ющиеся на клумбе. Ими чаще всего являются астры и хризанте­мы. Воспитатель говорит: «Если в этом году снег выпадет рано, наши цветы не успеют отцвести и замерзнут. Кто придумает, как продлить жизнь растений зимой?» Педагог поощряет детей к высказыванию любых предложений. Он направляет беседу с помощью ряда вопросов:

Наши зимы представляют серьезное испытание для всех живых организмов. Универсальным способом защиты расте­ний от морозов является значительное снижение обмена ве­ществ и замедление всех биохимических процессов. Это дос­тигается за счет разных механизмов, в частности при умень­шении количества воды в различных органах. Одновременно концентрация веществ в соках растений повышается, и бла­годаря этому температура их замерзания понижается. Назван­ные универсальные механизмы в каждом конкретном случае реализуются по-разному.

В группах раннего и младшего возраста дети, благодаря при­сущей им способности к запечатлению, фиксируют в своей па­мяти образы природы в разное время года. В 1-й младшей группе взрослые впервые называют им времена года. Во 2-й младшей группе дети должны запомнить элементарные признаки сезонов года и внешний вид растений в контрастные сезоны — летом и зимой.

В средней группе идет быстрое накопление фактических зна­ний о сезонных изменениях в жизни животных и растений. На базе этих знаний можно начинать формировать простейшие обоб­щенные понятия. В этом возрасте дети уже могут уловить общие закономерности сезонных изменений в жизни растений. Начи­наются первые систематические наблюдения за данным явле­нием. В конце года вводятся простейшие календари погоды, при заполнении которых используются готовые формы.

В настоящее время имеется несколько различных критериев наступления того или иного времени года.

Календарными называют сроки, приуроченные к началу опре­деленного месяца. Так, принято считать, что весна начинается 1 марта, лето — 1 июня, осень — 1 сентября, а зима — 1 декабря.

Астрономические сроки ориентированы на положение Солн­ца на небе и продолжительность светового дня. В соответствии с ними весна начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия, лето — 22 июня, в день летнего солнцестояния, осень — 23 сен­тября, когда отмечается осеннее равноденствие, и зима — 22 де­кабря, в день зимнего солнцестояния (Так называемый солнце­ворот).

Одной из наиболее приемлемых для детского сада форм самостоятельной исследовательской работы является орга­низация фенологических наблюдений. Они позволяют опре­делять точные сроки наступления того или иного сезона года и даже отдельных периодов внутри каждого сезона. Эта ра­бота не сложна.

Пользуясь сведениями, помещенными в пре­дыдущем подразделе, дети вместе с педагогом намечают ряд объектов, находящихся на территории детского сада и в не­посредственной близости от него, и ведут за ними система­тические наблюдения, отмечая момент наступления крити­ческих событий.

Опыт 1. Маленькие дети просто собирают «красивые листики».

Опыт 2. Старшим дошкольникам педагог предлагает сорвать листья — зеленый и желтый, сравнить, какой из них прочнее держится на ветке.

Опыт 3. Рассматривая место отрыва, дети убеждаются, что у зеленого листа есть ранка, у желтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет. Место отрыва покрыто специальной тканью.

Строение дерева.

Строение деревьев лучше всего изучать зи­мой. Летом из-за обилия листьев это сделать труднее. Как уже было сказа­но, у дерева можно выделить две основные части: над­земную (стеблевую) и подземную (корневую). Место перехода подземной части в надземную называется корневой шейкой. Дети находят все названные части, а также почки — листовые и пло­довые.

Начало сокодвижения. 

Сокодвижением называется процесс перемещения воды и растворенных в ней веществ из нижеле­жащих частей растений в вышележащие и из вышележащих в нижележащие. Восходящий ток жидкости обусловлен деятель­ностью корневой системы. С приближением теплых дней она начинает всасывать из почвы воду и растворенные в ней мине­ральные вещества и подавать их по стволу к веткам и почкам. Нисходящий ток жидкости несет органические вещества (глю­козу, аминокислоты, биологически активные вещества) из мест, где они были запасены с осени (в основном из ствола и ве­ток), к тем частям растений, которые будут расти (к почкам и зонам роста новых корней). Из них будут строиться новообра­зующиеся ткани.

© 2023 Маленькая Страна
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru