Ладья против слона - ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Вторник, 06.12.2016, 21:01

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Ладья против слона

Ладья против слона

– А теперь Дюймовочка играет белой ладьей, а Пиноккио – черным слоном, – сказал Незнайка.

Дюймовочка увидела, что черный слон Пиноккио атакует ее белую ладью, и передвинула ее вперед, в дальний угол шахматной доски.

– Караул, на моего слона напали! – всполошился Пиноккио и пошел слоном наискосок через две клетки. Вот так:

Дюймовочка прыгнула ладьей через две клетки назад и опять напала на слона.

А слон Пиноккио исхитрился и сам напал на белую ладью. Вот так:

А белая ладья вырвалась из рук Дюймовочки и напала на черного слона.

А слон на ладью!

А ладья на слона!

Тут уж слону никак на ладью не напасть. Пришлось ему убегать!

И еще долго удивленные человечки смотрели, как гоняются ладья за слоном, а слон за ладьей по всей шахматной доске. Но никто из них никого не побил. Ничья!

– А ладья-то всегда может напасть на слона, а слон не всегда, – заметила Дюймовочка. – Верно! Недаром ладья сильнее слона, – закончил занятие Незнайка.

Советы родителям

Поиграйте с малышом на шахматной доске «восемь на восемь полей» ладьей против слона и слоном против ладьи. Борьба разнохарактерными фигурами принципиально отличается от борьбы однотипными фигурами. Если при игре однотипными фигурами нельзя нападать на фигуру противника, то в единоборстве ладьи со слоном палитра шахматного сражения гораздо богаче. Тут можно и нужно учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. Рекомендуем обучить малыша такой последовательности выбора хода:

1. Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.

2. Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет, т. е. мы ограничиваем подвижность неприятельской фигуры).

3. Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.

4. Делаем ход.

Самое сложное здесь – научиться ограничивать подвижность фигуры партнера. Это искусство малыш освоит далеко не сразу. При точной игре противников на доске «восемь на восемь полей» ни ладья, ни слон не побьют друг друга. Важно, чтобы ребенок сам прочувствовал, что ладья сильнее слона – у нее больше полей, на которые она может пойти. Из любого поля шахматной доски ладья атакует 14 клеток, а слон из центра – 13, а из угла – лишь 7. Играя против слона, ладья всегда может напасть на него двумя способами – по вертикали либо по горизонтали (конечно, если слон не стоит под боем, тогда ладья его сразу побьет). В то же время слон далеко не всегда может напасть на ладью, ведь ему доступна лишь половина клеток шахматной доски. Если ладья и слон расположены на полях различного цвета, то слон не может напасть на ладью. Поэтому можно объяснить ребенку, что, ставя ладью на поля иного цвета, чем те, по которым перемещается слон, он никогда не подставит ее под бой и не проиграет. Если слон и ладья размещаются на полях одинакового цвета, то слон может атаковать ладью либо одним, либо двумя способами (по двум перпендикулярно расположенным диагоналям). Ладье легче избегать клеток, которые держит под ударом слон. Достаточно или нападать на слона по линиям (когда ладья атакует слона, он ее не побьет), или, как мы сказали ранее, не ставить ладью на белые либо черные поля, по которым ходит слон. Слону же проще угодить под бой ладьи. Играя слоном, надо быть очень внимательными. Отметим, что, когда слон нападает на ладью, она также не может его побить (своим ближайшим ходом).

Когда ребенок 5 лет сам догадается, что ладья сильнее слона, можете объяснить ему, что, если в шахматной партии он выиграет ладью за слона, говорят, что он выиграл качество.

Сразитесь на шахматной доске «восемь на восемь полей» двумя ладьями против слона, ладьей против двух слонов, двумя ладьями против двух слонов. От малыша 3–5 лет трудно ожидать точности в такой игре. В ней без ошибок одного из партнеров не выиграть. Если малыш играет двумя фигурами, то при выборе хода он должен проверять, не стоит ли одна из его фигур под боем.

Гораздо интереснее и полезнее играть ладьей против слона на фрагментах шахматной доски. Вот уж где сразу же заметно преимущество ладьи. Белые, играя ладьей против черного слона и начиная, выиграют на фрагментах «две на две клетки», «две на три клетки», «две на четыре клетки», «три на четыре клетки» любые положения, а на фрагментах «три на три клетки» и «четыре на четыре клетки» – отдельные позиции. Вдоволь наигравшись на фрагментах шахматной доски ладьей против слона и слоном против ладьи, ребенок, как правило, сам делает вывод: «Ладья сильнее». Это очень важная веха начального обучения.

С детьми 3,5 лет рекомендуем разыграть положения 1–20:

Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. В позициях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13–20 белые выигрывают в один ход, забрав черную фигуру. В положении 3 белые играют 1.а2 или 1.b1 и после 1… а1 берут черного слона 2.:а1. В позиции 6 белые каждым ходом бьют по слону – 1.:а2 а1 2.:а1. В позиции 10 быстрее всего решает 1.аЗ а2 2.:а2. Аналогично выигрывают белые и в позиции 12: 1.аЗ а4 (или 1… а2 2.:а2) 2.:а4.

Дидактическую игру с малышами 4,5 лет можете дополнить разыгрыванием позиций 21–35:

Всего один ход отделяет белых от победы в положениях 25, 30 – белый слон сразу сбивает черную фигуру. В позиции 26 первым ходом белые уничтожают любого слона, а вторым – оставшегося. В положениях 21, 27, 28, 31 белым не избежать поражения – в них черные ладьи демонстрируют свою убойную силу. В позиции 22 выигрывает только 1.:b1, и вторым ходом белые берут черную ладью. В 23 надо играть 1.а2 а1 2.:а1. А в следующей позиции 1.а2 будет грубой ошибкой, ведь черные побьют сначала слона, а потом и ладью. Правильный ход здесь 1.а2, и черная ладья в капкане. В положении 29 белая ладья одолевает даже двух черных слонов 1.b1, и слоны ловятся. А в схожем положении 32 решает 1.а1. Тонко надо сыграть для победы в позиции 33, ведь импульсивно-прямолинейная атака слона путем 1.а2 или 1.bЗ приведет лишь к ничьей, слон уйдет из-под боя 1… с1, и белым его не поймать. Поэтому надо первым ходом не напасть на слона, а ограничить его подвижность 1.с2 или 1.b1 .И черный слон теряется. Очень полезно для разыгрывания и следующее, 33-е, положение. Часто дети тщетно пытаются поймать слона, гоняясь за ним ладьей по углам так: 1.аЗ с2 2.с З b1 3.с1 а2 4.a1 bЗ 5.аЗ с2 и т. д. Если ребенок не может добиться победы, объясните ему алгоритм победы – ладьей надо пробраться на центральное поле, и слону некуда отступать. И белые выигрывают в три хода 1.b1! а2 (не меняет дела 1… с2) 2.b2!!, и черный слон в западне. В положении 35 белые легко добиваются ничьей, избегая слоном атакованных ладьей полей, например: 1.с З! bЗ 2.а1 b1 3.с З! с1 4.b2 b1 5.с З, и мы вернулись к положению после первого хода белых.

В дополнение к позициям 1–35 с детьми 5,5 лет разыграйте и положения 36–45:

В позиции 36 белые проигрывают: 1.:а2 :а2 или 1.b1 :b1 (или 1… :b1). В положении 37 1.:b2 проигрывает после 1… :b2 и 2… :а2, а 1.:а2 гарантирует ничью. В следующей, 37-й, позиции решает 1.:а2 а1 2.:a1, а в положении 39 – 1.:а2! (но не 1.:а2 :b1, и белые даже проигрывают!) В позиции 40 следует играть 1.а2! b1 2.b2, и капкан захлопнулся. В положении 41 выигрывает только 1.a1! b2 2.а2! Любопытный путь к победе демонстрируют белые в положении на следующей диаграмме: 1.b2 а4 2.a1! b4 3.а2 bЗ 4.аЗ! b1 5.b2!, и черная ладья проигрывается. Но возможно и 3.а З bЗ! (если 3… а4, то 4.а2!) 4.а2! b1 5.b2! Если в позиции 43 белые сыграют 1.a1, то они проиграют, как в положении 42 черные. Но после 1.b2! белые добиваются ничьей, ведь черным приходится жертвовать слона 1… а4 2.:bЗ. После хода 1.b2 белые демонстрируют прием, который называется «связка» – черный слон «связан», он не может отойти, потеряется ладья. Используя «связку», белые делают ничью и в позиции 45 – 1.а2! Согласованные действия ладьи и слона могут лишить ходов черную ладью в позиции 44 – 1.b1 с2 2.b2! или 1.b2 bЗ (или 1… с2) 2.а2, 2.b1, и черные должны признать свое поражение.

С особо способными и одаренными детьми рекомендуем разыграть положения 46–59:

В положении 46 нельзя играть 1.b2? с2 – белые теряют слона, и дело кончается ничьей. Быстрее всего выигрывает 1.а З! bЗ 2.b2. В позиции 47 надо играть на «связку» 1.аЗ! (1.а2? :а2 ведет к ничьей), и теперь совсем плохо для черных 1… с1 из-за 2.:bЗ, но у черных есть два хитрых хода 1… а2! и 1… с2! После 1… а2! неожиданно лишь к ничьей приводит 2.:а2? b3 (проигрывает 2… с1?? 3.с2!) 3.с2 сЗ 4.b2 аЗ, и черная ладья не ловится! Правильно 2.:сЗ!! :b1 3.bЗ! и белые выигрывают по известным образцам, заняв ладьей центральное поле. Так же и после 1… с2 нельзя играть 2.:bЗ? с1! с ничьей. Надо опять-таки бить ладью 2.:с2! :с2 3.а2! с победой. В позиции 48 очевидное 1.:сЗ? – грубая ошибка. После 1… :b1 белому слону некуда отступить. Но нешаблонное 1.с1! :с1 2.:с1 ведет к ничьей (как в позиции 35). Есть и более красивый путь к ничьей 1.а1! :b1 2.:сЗ. Положение 49 – самое любопытное из положений такого рода. Кажется, что поражения белым не избежать. Если 1.:bЗ, то 1… :bЗ, и слон ловится. А на 1.а2? с1! 2.b2! (или 2.b2 с2!, и из-за «связки» белые проигрывают) последует точное 2… аЗ! (но не 2… :b2 3.:b2 с ничьей), после чего белые теряют слона, а вскоре и ладью. Но спасает очень изящное 1.b1!! :b1 2.:сЗ. В положении 50 самое точное 1.аЗ, и у слона нет ходов, а в позиции 51 – 1.a1! с З 2.b1! В положении 52 ладья одолевает двух черных слонов 1.c1! b4! 2.с2 (можно и 2.a1 bЗ 3.b1 и т. д.) (или 2… b1) 3.b2! Белые напали на обоих слонов, один из них теряется сразу, а второй через несколько ходов. В следующем положении выигрывает 1.bЗ! и 2.b1! А в позиции 54 решает неожиданное 1.с4!! а1 2.b2! а2 3.b4! В положении 55 самое точное 1.аЗ, и слон теряется. Вообще ладья одолеет слона на доске «четыре поля на четыре», только если не допустит его на большую диагональ. Поэтому алгоритм выигрыша в позиции 56 – не пуская слона на диагональ а1–d4, постепенно ограничивать его подвижность: 1.с2!! а З 2.d2!! (это ключевой ход, ничего не дает 2.а2 b4, что приводит к повторению исходной позиции). Теперь черный слон попадает в западню и после 2… b4 3.d3!, и после 2… с1 3.а2! Тоже изящный выигрыш. В позиции 57 надо бить слона, который стоит на большой диагонали, иначе – ничья. Итак, 1.:сЗ! а2 2.с13!! И аналогично предыдущему примеру слон ловится после 2… b1 3.d2 либо 2… с4 3.аЗ. Положение 58 разыгрывается подобно положению 53: 1.bЗ! b4 2.d3! или 1… аЗ 2.b1!, и в обоих случаях черная ладья не имеет ходов. Положение 59 проще: после 1.b3 черная ладья проигрывается.

Категория: ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ | Добавил: admin (27.04.2013)
Просмотров: 464 | Теги: развивающее обучение для дошколь, игровое обучение, шахматы первые уроки, шахматы для самых маленьких, учим детей играть в шахматы, малышам о шахматах | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz