Конь, пешка и король дают мат в один ход - ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 02:58

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Конь, пешка и король дают мат в один ход
Затем человечки учились ставить мат конем.

В первом положении Пиноккио приподнял над шахматной доской белого коня и с довольным видом сказал:

– У черных четыре фигуры, а у меня только белый конь, но мой конь сейчас даст черному королю мат в один ход, – и Пиноккио скакнул конем так: два поля налево, одно поле вверх. – Мат!

– А вот и не мат, – проговорила Дюймовочка и побила черной пешкой белого коня. Наискосок. Пиноккио удивленно заморгал и пробурчал:

– Я тут лучше четырьмя черными фигурами поиграю.

– А я белым конем, – улыбнулась Дюймовочка, расставила фигуры по местам и пошла белым конем по-другому: два поля вверх, одно поле налево. – Шах и мат!

Во второй позиции против одного белого коня сражались пять черных фигур.

– Ну что, Пиноккио, опять будешь черными фигурами играть? – усмехнулся Незнайка. – Смотри, у черных даже твоя любимая фигура ферзь есть.

– Нет, я лучше белыми, – сказал Пиноккио и взял белым конем черную пешку. – Шах и мат! Некуда черному королю пойти – свои фигуры мешают!

До того Пиноккио разохотился конем играть, что и в третьем положении скакнул белым конем: два поля налево, одно поле вниз.

– Мат, – говорит Пиноккио. – Некуда черному королю идти, везде его белый король побьет.

А Дюймовочка ничего не сказала. Она просто побила черным ферзем белого коня. И все увидели, что мата нет.

– Не так Пиноккио сыграл белым конем. – Петрушка вернул фигуры на место и пошел конем так: два поля вниз, одно поле направо. – Мат!

А в четвертом положении Пиноккио и сам догадался, как сыграть белым конем, и пошел им так: два поля вперед, одно поле направо.

– Шах и мат! – крикнул Пиноккио.

– Шах и мат, – поддакнул Незнайка и по очереди расставил друзьям два положения, где мат черному королю должна была объявить смелая белая пешка.

– Я в первой позиции белой пешкой черного слона «съем», – сказал Мурзилка.

– А черный король побьет твою пешку, – засмеялся Чиполлино. – Надо мат в один ход искать, а не слонов всяких бить. – Решил! – воскликнул Петрушка и передвинул белую пешку вперед на одно поле. – Мат! – А во втором положении белая пешка пойдет на последнюю линию, превратится в белую ладью – и мат, – догадался Гурвинек.

– Или в ферзя превратится – и мат! – добавил Пиноккио.

– Верно, – кивнул Незнайка и одно за другим расставил на шахматной доске два положения, где начинали черные и черная пешка должна была поставить мат в один ход белому королю.

– Я побью черной пешкой белого слона, шах! – крикнул Пиноккио. – Но не мат, – сказал Чиполлино и взял белой ладьей черного ферзя, в которого превратилась черная пешка.

– Я не так хотел пойти, – засуетился Пиноккио, вернул фигуры на место и не стал бить черной пешкой белого слона, а шагнул ею на первую линию по прямой и превратил ее в ферзя.

– И это плохой ход, – фыркнул Незнайка. – Ты не дал ни мата, ни шаха. – А больше тут никак не сыграешь, – растерялся Пиноккио.

Тем временем Дюймовочка убрала с доски черного ферзя, поставила черную пешку, как было раньше, и тихо сказала:

– Черную пешку я превращаю в черного коня, мат!

Человечки, как завороженные, смотрели, как черная пешка ступила на первую линию и превратилась в черного коня. И, о чудо, на доске действительно был мат. Мат белому королю!

Секрет второй задачи быстрее всех раскрыла тоже Дюймовочка:

– Надо черную пешку продвинуть на одно поле вниз – и мат. – Как мат? – не понял Мурзилка. – Ведь черная пешка не напала на белого короля.

– Зато черная пешка открыла дорогу черному слону, он объявил белому королю шах и мат, – объяснил Незнайка. – Ведь налево по прямой белый король пойти не может – попадет под бой черной пешки… Теперь найдите, как белые дадут черным мат в двух таких хитреньких позициях:

– В первом положении надо белой ладьей перепрыгнуть через белого короля. Мат! – сказал Мурзилка.

– Так нельзя. aдьи не перепрыгивают через другие фигуры, я же говорил, – напомнил Незнайка.

Тут Пиноккио поднял белого короля и стал его крутить.

– Поставь короля на место! – приказал Чиполлино. – Король королю мат не ставит.

– А вот и ставит, – сказала Дюймовочка, взяла белого короля из рук Пиноккио и передвинула его вниз по прямой на одно поле. – Мат.

И все увидели, что белый король открыл белой ладье дорогу к черному королю. Ход сделал белый король, а мат объявила белая ладья.

– А во втором положении мат легко поставить, – проговорил Пиноккио. – Белая ладья прыгнет вперед через клетку – и мат. Отойти же черному королю некуда. И закрыться нечем…

– Но черный король возьмет и побьет белую ладью, и нет мата, – сказал Петрушка.

– Надо белым королем побить черного коня. Вот тогда мат, – заметила Дюймовочка. – Ведь тогда белый ферзь нападет на черного короля. – Правильно, – кивнул Незнайка и лукаво спросил:

– А если бы здесь был ход не белых, а черных, смог бы черный конь объявить мат белому королю?

– Смог, – ответил Гурвинек и скакнул черным конем так: две клетки вверх, одна влево. – Мат!

Советы родителям

Теперь ребенку следует поучиться ставить мат в один ход конем, пешкой и королем. Расставьте на шахматной доске следующие положения, в которых белые должны объявить черному королю мат в один ход:

1. 1.с7Х.

2. 1.с2Х.

3. 1.b6Х.

4. 1.с2Х.

5. 1.а6Х.

6. 1.с7Х.

7. 1.b7X.

8. 1. b7Х.

9. 1. a7X.

10. 1. abX.

11. 1. с7Х (обратите внимание ребенка на то, что здесь ходит одна фигура, а шах и мат объявляет вторая фигура).

12. 1. е8Х или 1.е8Х.

13. 1. е8Х.

14. 1. с8Х или 1. с8Х.

15. 1.bсХ.

16. Здесь мат в один ход объявляется ходом короля 1.с7Х.

17. 1.b6Х.

18. 1.b1Х.

19. 1.с2Х.

20. 1.bЗХ.

Если ребенку решение этих позиций дается с трудом, предложите ему поучиться ставить мат в один ход на фрагментах шахматной доски.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на две» предложите малышу для решения следующие позиции:

1. 1.bаХ или 1.bаХ.

2. 1. аbХ или 1.аbХ.

3. 1. аbХ или 1.аbХ.

4. 1.bаХ или 1.bаХ.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» предложите малышу для решения следующие положения:

1. 1:b2X.

2. 1. a2 x.

3. 1:b2X.

4. 1. a2 x.

5. 1. аЗ Х.

6. 1.bЗ Х или 1.Х.

7. 1.bЗХ.

8. 1.baX.

9. 1.bаХ.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на четыре» расставьте перед ребенком такие позиции:

1. 1.b4Х.

2. 1. а4Х.

3. 1.bЗХ.

4. 1.b4Х.

5. 1.а4Х.

6. 1.b2Х.

7. 1.bЗХ или 1.b4Х.

На фрагменте шахматной доски «три клетки на три» расставьте перед малышом такие положения:

1. 1.b1Х.

2. 1.b1Х.



3. 1.а1Х.

4. 1.b1Х.

5. 1.b3Х.

6. 1. а2Х.

7. 1.b2Х.

8. 1.b2Х.

9. 1.bЗХ.

10. 1. сЗХ.

11. 1. аЗХ.

На фрагментах шахматной доски «три клетки на четыре» и «четыре клетки на четыре» подобные задания придумайте самостоятельно. В тексте основной сказки мы не давали такое понятие, как пат. Если при своем ходе ваш король не может сделать ни одного хода (и при этом он не стоит под шахом) и ни одна из других ваших фигур не может сдвинуться с места, это пат. Пат – одна из разновидностей ничьей. Если ни один из противников не может выиграть партию – она считается закончившейся вничью. Приведем типичные примеры пата:

1. Белый король не имеет ходов. Пат.

2. И здесь белым пат.

3. И тут белые запатованы.

И еще одно шахматное понятие достаточно сложно для восприятия малыша 3–5 лет – это рокировка. Рокировка – одновременный ход короля и ладьи. Если в данной партии ваши король и ладья еще не ходили и между ними нет других фигур, можно сделать рокировку. Выполняется она так: король прыгает через клетку по направлению к ладье, а ладья перескакивает через него и становится рядом. Например: белый король стоит на поле «е1», а ладья – на поле «h1» (о начальной расстановке фигур подробно будет сказано в последней главе). При выполнении рокировки король становится на поле «g1», а ладья – на поле «f1». Это короткая рокировка.

Если белый король стоит на поле «е1», а ладья – на поле «а1», то рокировка совершается так: король становится на поле «с1», а ладья – на поле «d1». Это длинная рокировка. Подобным же образом рокируют черные.

Итак, малыш получил первое представление о шахматах. Пора поиграть с ними по всему комплексу шахматных правил. Расставьте на доске ограниченное количество шахматных фигур и поиграйте с ребенком. Разыграйте положения со следующим соотношением сил:

1. Король и ферзь против короля.

2. Король и ладья против короля.

3. Король и две пешки против короля и т. п.

Ребенок должен поиграть и за сильнейшую, и за слабейшую сторону.

Объясните малышу, что мат легче всего объявить, если короля оттеснить на крайнюю линию или в угол (там у короля минимальная подвижность).

Следует признать, что даже подобные достаточно элементарные для взрослого положения вызывают огромные затруднения у малышей. Поэтому игру «на мат» с детьми 3–5 лет лучше вести на первых порах на фрагментах шахматной доски.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» разыграйте следующие положения:

1. В два хода матует 1. аЗ + (1. аЗ ведет к пату, не выигрывает 1. а З + и 1.а З ) b1 2.а2Х или 2.b2Х.

2. Решает 1.bа ! (дольше и замысловатее путь к победе после 1.bа – 1… а1 2 b2+ b1 3. аЗ Х; а все остальное приводит лишь к ничьей. 1.bа ? а1, белым пат: 1.:аЗ? а1 2.bЗ , черным пат) 1… а1 2.b2Х.

3. У белых два красивых пути к победе: 1.:аЗ+! :аЗ 2.:b2Х и 1.:b2+ :b2+ 2.:b2Х.

4. Хорошо и 1.:аЗ+! :а32.а2Х, и 1.:b2+! ab2.а2Х (или2.:b2Х).

5. Здесь 1.:b2+? :b2 приводит к пату. Выигрывает1.аb+ (или 1.а b+) :bЗ 2.:b2Х или 1… :bЗ. 2.а2Х.

6. Быстрее всего приводит к победе 1.а2! а1 2.аЗ + b1 3.а2Х (или 3.:b2Х).На ход дольше сопротивляются черные после 1.abа1 2.аЗ b1 З.bЗ + а1 4.а2Х (или 4.b2Х).

7. Если бы белые здесь попытались красиво добиться победы путем 1.b1?, то их надежды оправдались бы лишь в случае очевидного 1… :b1? 2.:bЗ а1 3.аЗ b1 4.bЗ +, мат следующим ходом. Но черные добьются ничьей эффектным 1… а2!!, ведь 2.:а2 приводит к пату. Нельзя играть и 1.:bЗ? Тут черным пат. Выигрывает 1.:bЗ b1 2.а2+ а1 З.bЗ Х (длиннее дорога к успеху после 3.b1 :b1 4.bЗ +).

8. Простое положение. Решает 1.аЗ b1 2.bЗ +, и мат следующим ходом.

9. Надо играть 1.аЗ! (но не 1.а2, пат) :b1 2.bЗ +, и мат на следующем ходу.

10. Выигрывает 1.:аЗ b1 2.bЗ а1 3.аЗ + b1 4.а2Х (или 4.b2Х).

11. К победе ведет 1. а2! (но не 1.:аЗ? :а1, и дело сводится к ничьей) а1 2.:аЗ b1 3.bЗ а1 4. аЗ +, и мат следующим ходом.

Как вы уже убедились, разыгрывание даже этих элементарных положений дается детям с трудом. Поэтому помещенные ниже положения лучше разыгрывать с детьми 5 лет и старше (и одаренными детьми 3–4 лет). На фрагменте шахматной доски «две клетки на четыре» разыграйте с ребятами следующие позиции:

1. 1.а2+ b4 2.аЗХ или 2.bЗХ. Выигрывает и 1.а1+ b4 2.аЗХ. А вот 1.а2 приводит к пату; не дает победы и 1.а1 аЗ 2.b2+ а4 3.а2+ b4 4.b2, пат.

2. Лишь 1.b2+! гарантирует победу: 1… b4 2.аЗХ. В то же время 1.b2 и 1.b1 ведут к пату, а 1.b1+ после 1… bЗ! приводит к ничьей.

3. В два хода матует 1. а4 + b1 2.а2Х.

4. Быстрее всего выигрывает 1.b2!2.аЗХ.

5. К выигрышу ведет лишь замечательный ход 1.b2!! (не 1.:а2, пат) b4 2.аЗХ!

6. Здесь должно последовать 1.bЗ++ (двойной шах) b4 2.а4Х.

7. В этом положении неосторожный ход 1.аЗ+? упустит победу из-за 1… а4! (но не 1… bЗ 2.а4 Х), так как теперь любой ход белых приводит к пату. Проще всего к победе приводит 1.b2+ а4 2.bЗХ.

8. В два хода решает 1. аЗ bЗ 2. а4 Х.

9. Чтобы добиться успеха, белым надо перегруппировать ладьи: 1.b4+! аЗ 2.2Х.

10. Выигрывает 1.а1!! (вкрадчивый ход) bЗ 2. а4 Х.

11. Решает 1. а4 а1 2.bЗХ.

12. Лишь тонко лавируя королем, можно победить в этом положении: 1.b2!! b4 2.а2+! а4 3.bЗХ.

13. Здесь выигрывает только изящное 1. аb+!! а1 2.а З+ b2 3.а2Х.

14. Путь к победе лежит через жертву ферзя: 1.b1+!! (самое быстрое; плохо 1.b2+? :b2 2.b4 а2 3. а4 + b2 с ничьей) :b1 2.bЗ! а1 3.а4 + b1 4.а2Х.

15. Очевидное 1.:bЗ+? :bЗ приводит к пату. Надо играть 1.а2!, и теперь черных не спасает ни 1… :b2+ 2.b: b, ни 1… аЗ2:ba++ а4 3.b4Х, ни 1… а4 2.:а4+ bЗ! 3.b4+! :b44:b3 аЗ 5.b4 Х, ни 1… :а2+ 2.:а2 а4 З.bЗ+ b4 4.а1! аЗ 5.b4 Х.

16. Слаженные действия белого короля и ладьи помогают добиться победы: 1.b2 а2 2.a1! bЗ 3.b1! а2+4.:а2! bЗ 5.а4 Х.

17. Очень трудное положение. Выигрывает 1.:b4 b2!! 2.а4 а1!! 3.bЗ!! :b1 4.:аЗ а1 5.bЗ b1 6.а3 а1 7. а4 + b1 8.а2Х.

18. Еще один сложный случай. Белым следует продолжать 1.а4 b2 2.b4 + а2 (слабее 2… а1 3.bЗ а2 4.а4 аЗ 5.:аЗ, и мат следующим ходом) 3.bЗ+ а1 4.b4 а2 5.а4 аЗ 6.b4 (на ход дольше продлится партия после 6.:аЗ b1 7.b4+! а1 8.bЗ b1 9.аЗ+ а1 Ю.b2Х) b1 7.bЗ аЗ 8.:аЗ b1 9.b2Х или 9.:а2Х. К тем же вариантам приводит 1… а1 2.b4 а2, так как 2…а2 проигрывает еще быстрее —3.bЗ! аЗ 4.:аЗ с матом.

На фрагменте шахматной доски «три клетки на три» разыграйте с ребенком такие позиции:

1. Быстрее всего выигрывает 1.b1! сЗ 2.аЗХ. Дети обычно побеждают не сразу, например: 1.b2+ сЗ 2.b1 с2 3.а2 сЗ 4.с1Х.

2. Здесь нельзя первый ход делать королем ввиду пата. Можно играть и 1.а2 bЗ 2.b1 сЗ 3.а ЗХ, и 1.b1 с2 2.а2 сЗ 3.с1Х.

3. Здесь все ясно без комментариев: 1.bЗ + с1 2.b2Х.

4. Тут нельзя продолжать 1. аЗ ?, пат. К мату в два хода приводит 1.аЗ ! с1 2.Х.

5. Решает 1.а1+ b2+ 2.:b2Х.

6. Пикантно выигрывает 1.с1!!b2 2.сЗХ.

7. К победе ведет 1. сЗ + а2 2.:b2Х или 1… bЗ 2.а1Х.

8. Выигрывает парадоксальное 1.а1! с2 2.bЗХ.

9. Взять пешку? Но тогда получается несложная ничья. В два хода матует умопомрачительное 1.с2!! а2 2.bЗХ.

10. Белые играют на цугцванг 1.с2!! и выигрывают 1… b2 2.:b2Х.

11. Выигрывает только лукавое 1.сb1! :а1 2.bЗХ.

12. Белым следует играть 1.b2!, и мат ладьей на поле «b3» неотвратим.

13. После 1. а2! неизбежно последует мат конем с поля «b1».

14. Обычно дети с превеликим трудом находят красивый маневр: 1.:сЗ+!! :2.с1Х.

15. Здесь чашу весов в пользу белых склоняет комбинация на тему «спертый мат»: 1.а2+!! :а2 2.bЗХ!

16. Только 1.bс +! гарантирует победу белым. После 1… а1 сразу матует 2.сbХ. Этот второй ход дети обычно не находят, ограничиваясь 2.сbа2 3.b2Х. Заметим, что проигрывало 1.bс ?b2+ 2.:b2+ abx.

17. Выигрывает неожиданное 1.а1!! :а1 2.с2 b13.b2Х.

18. Естественное 1.с2? неожиданно приводит к пату после 1… а2! Правильно 1.bЗ! (неудачно 1.с2 а2 2.сЗ b1 З.с2 а2!, пат) b1 2. с2 с1 (или 2… а1) 3.сЗ + b1 4.b2Х.

19. Выигрывает изящная жертва ладьи: 1.b1!(сохранить ладью не удается – 1.b2+ с1! 2.с2 ведет к повторению ходов, а 2.bЗ – к пату) :b1 (сразу проигрывает 1… сЗ 2.с1Х)2.bЗ а1 3. аЗ + b1 4.b2Х.

20. Путь к победе не прост. Так, 1.b2+? bЗ 2.b1 и 1.а2 ведет к пату, а 1.b2+ bЗ 2.с1 сЗ – к повторению позиции. Надо играть 1.а З! bЗ2:b2! с2 3.а2 с1 4.bЗ Х.

21. У белых два возможных первых хода: 1.а1 и 1.с1, и первое впечатление, что в обоих случаях белые выигрывают без проблем. Однако на 1.а1? последует неожиданное и сильное 1… а2!! 2.bЗ аЗ! 3.с1, пат. Правильно 1.с1! :с1 2.bЗ b1 3.сЗ !(к пату приводит 3.сЗ ??) а1 4.с1Х.

22. Надо играть 1.b2 (централизация), черным приходится отдавать слона, и мат достигается не позднее четвертого хода.

23. Здесь лишь к повторению ходов приводит 1.а2 bЗ2.b2+ сЗ. Решает 1.а2! b1 (не лучше 1… с2 2.bЗХ)2.:b1 с2 3.а1 сЗ 4.с1Х или 3.bЗ с14.Х.

24. Как это ни парадоксально, но белые выигрывают! 1.а2!!с2 2.b2+ а1 3.аЗ b1 4.а2Х! Экстраординарно.

25. Поучительно побеждают белые и в этом положении: 1.b2 с2 2.а2 с1 З.bЗ (но не З.bЗ ? пат) с2 4.а З или 4.b1, и мат следующим ходом. Хорошо и 3.аЗ, и черные беззащитны от 4.bЗ + и 5.b2Х.

26. Это положение очень трудно для разыгрывания детям. Немногие из них смогут найти верное решение: 1.b2! (1.с2?, пат) bЗ 2.аЗ!! (2.сЗ?, пат, а 2.аЗ удлиняет путь к победе) а2 3.с2! а1 4.b2+! а2 5.сЗХ.

27. Выигрывает 1.b2+ (но не 1.с2?, пат) bЗ 2.с2+! (2.b1?, пат) :с2 3.а2, и далее как в позиции 25.

28. Надо играть 1.b1 а З 2.с2! (но не 2.а1? b2 3.а2 с1!! с ничьей), черные теряют слона и получают мат не позднее шестого хода.

29. После 1.с1! (не1.b1?, пат) белые матуют не позже шестого хода. Например: 1… а2 2.с2!3.b2! а2 4.:а2+ bЗ 5.b1 сЗ6.а ЗХ.

30. Выигрывает 1.с2! (но не 1.b2+ с2, пат) а2! (если1… :с2, то 2.b2Х) 2.b2+! :с23.:а2 с матом не позднее шестого хода.

31. К победе ведет 1.сЗ!! (но не 1.аЗ? :а1, и теперь 2.bЗ или 2. bЗ приводит к пату) с1!! (слабее1… :а12. bЗ с быстрым матом) 2.bЗ +!! b1 3.b2 а2 4.с1+ b1 5.а З а1 6.bЗ b1 7.а2 а1 8.b2+ b19.сЗХ – большая игра на маленькой доске!


Категория: ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ | Добавил: admin (26.04.2013)
Просмотров: 426 | Теги: развивающее обучение для дошколь, игровое обучение, шахматы первые уроки, шахматы для самых маленьких, учим детей играть в шахматы, малышам о шахматах | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz