Ферзь против ладьи и слона - ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 12:52

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Ферзь против ладьи и слона

Ферзь против ладьи и слона

– Теперь Пиноккио играет белым ферзем, а Гурвинек – черным слоном, – сказал Незнайка и расставил на шахматной доске такое положение:

– Ха, я этого черного слона сразу поймаю! – радостно крикнул Пиноккио и передвинул ферзя на одну клеточку, в ближний черный угол.

– Куда теперь твоему слону идти? Некуда! Везде я его съем!!! – радовался Пиноккио.

Гурвинек задумался, усмехнулся и побил черным слоном белого ферзя! Наискосок. Вот так:

– Я не так хотел сыграть! – закричал Пиноккио и выхватил ферзя из рук Гурвинека. – Я лучше нападу на слона не наискосок, а по прямой. – Пиноккио снова расставил исходное положение и переместил ферзя в дальний левый угол. Вот так:

Гурвинек заметил, что его слону грозит беда, и увел его в центр. Вот так:

– Не уйдешь, – проворчал Пиноккио и поставил ферзя по соседству со слоном. Вот так:

А Гурвинек опять вернулся слоном в угол. Попробуй догони!

Долго ловил белый ферзь черного слона, но поймать не смог. Тогда Пиноккио отобрал у Гурвинека слона, а взамен поставил на шахматную доску черную ладью.

– aвай поиграем: ферзь на ладью. Уж сейчас-то я тебя обыграю, – сказал Пиноккио и, не раздумывая, сыграл белым ферзем в левый дальний угол. Вот так:

Сыграл и сразу заметил, что черная ладья побьет белого ферзя.

– Ой, я не так, не так пойду, – испугался Пиноккио. – Я понял, на ладью ферзь должен нападать наискосок. Тогда ферзь ладью атакует, а ладья ферзя нет! – И Пиноккио поставил ферзя в левый ближний угол. Вот так (см. следующую стр.) Но и Гурвинек передвинул свою черную ладью на одну клетку налево и так вывел ее из-под боя.

А Пиноккио переместил белого ферзя по линии вверх на одну клетку, чтобы опять напасть на ладью.

А Гурвинек снова передвинул ладью на клетку влево…

Не смог обыграть Гурвинека Пиноккио. – Непонятно. Ферзь хитрее и ладьи, и слона, а поймать их не может. Убегают и слон, и ладья из-под боя, – удивлялся Пиноккио.

– Убегают, – кивал Незнайка. – Слишком эта доска велика. Было бы в ней поменьше полей, не спастись тогда ни слону, ни ладье.

Советы родителям

Поиграйте с ребенком ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». Как ладье, так и слону нельзя нападать на ферзя – он их побьет. Ферзь же может атаковать ладью по диагонали, а слона – по линиям. Но хотя ферзь гораздо сильнее и ладьи, и слона, на классической шахматной доске он эти фигуры поймать не в состоянии – и у ладьи, и у слона имеется достаточно полей для отхода, – они, как и ферзь, фигуры дальнобойные.

Можете объяснить ребенку, что ладью и ферзя называют тяжелыми фигурами, а слона (и коня) – легкими фигурами. Опыт борьбы ферзем против ферзя помогает детям и слона с ладьей не ставить под бой ферзя.

Гораздо сложнее сражаться слону и ладье против ферзя на фрагментах шахматной доски. Так, слон вообще не в состоянии избежать разящего удара ферзя ни на одном из 6 фрагментов доски. Ладья же всегда убежит от ферзя только на фрагменте шахматной доски «четыре клетки на четыре», на фрагменте же «три поля на четыре» ничья достигается только в том случае, если ладье удается пробраться на одну из крайних вертикалей. Как это ни парадоксально, если ладья занимает центральные поля, ферзь при своем ходе всегда способен ее «укротить» и побить.

Для игры с детьми в возрасте 3,5 лет рекомендуем позиции 1–16:

Всего один точный ход (взятие неприятельской фигуры) следует сделать белым в положениях 1–7, 9, 11, 13–16. В позиции 8 выигрывает только 1.а2, и черная ладья в капкане. В положении 10 наоборот: 1.а2?? проигрывает из-за 1… :а2, а все остальное выигрывает. В позиции 12 быстрее всего к победе ведет 1.аЗ, и слон теряется.

С детьми 4,5 лет разыграйте также положения 17–36:

Здесь белые выигрывают в один ход лишь в положениях 21: 1.:а2, 22: 1.:аЗ и 31: 1.:bЗ. В позиции 17 решает 1.:b1, в позиции 18 – 1.:а2! В положениях 19, 30, 32, 34 белые проигрывают. В 19 на 1.:а2 последует 1… :а2, в 30 на 1.:аЗ1… :аЗ, в 34 на 1.b2 точнее всего 1… а2! Гораздо труднее задача черных в позиции 32, ведь после 1. a1 выигрывает только 1… bЗ!, и ладье хода нет. А 1… b2? парадоксальным образом ведет лишь к ничьей – 2.а4 bЗ 3.а1 b2 4.а4 b1 5.а З b4! (коварная ловушка) 6.а2!! (но не 6.а1 bЗ, и ладья в капкане) b1! 7.аЗ!! и т. д. Пикантна позиция 20 – здесь одна белая ладья одолевает черного ферзя и ладью. После 1.:b1 черные в цугцванге – положении, когда любой ход ведет к ухудшению их позиции (а в данном случае даже к немедленному проигрышу). В положении 23 нельзя играть 1.b1? а2! 2.a1 :b2! Выигрывает 1.аЗ! и ферзь теряется. В 24 решает 1.а2 b2 2.:аЗ b1 3.а2. В двух следующих позициях при точной игре противников – ничья. Так, в положении 25 белым надо играть 1.а2, и черным приходится маневрировать ладьями только по линии «b», иначе обе ладьи проигрываются. Например: 1… Зb2 2.аЗ bЗ 3.а2 1b2 4.а1 с легкой ничьей. В позиции 26 к ничьей приводит 1.bЗ! а2 2.1b2 или 2.Зb2, белым нельзя только покидать ладьями вертикаль «b». В позиции 27 надо играть 1.а1! bЗ! 2.а2! b2 3.:аЗ b1 4.а2 с победой. В 28 решает 1.b2 bЗ 2.:а2. А в 29 – 1.:аЗ а2 2.:а2. Перед разыгрыванием положения 33 ребенку желательно объяснить, что для выигрыша здесь надо сделать такой первый ход, чтобы ладье было некуда пойти. Ход этот 1.а2, и черные в цугцванге. В то время как прямолинейная атака ладьи приводит лишь к ничьей (как и в положении 32). Например: 1.аЗ? (выпуская победу) b1 2.а4 b2 3.а1 bЗ! (но не 3… b4? 4.а2!) 4.а4! b2! (но не 4… b1 из-за 5.аЗ!) 5.а1! bЗ! 6.а2 b4 7.аЗ b1. Как вы уже убедились, черным надо играть с достаточной точностью. В позиции 35 быстрее всего ведет к победе 1.а2 или 1.с1, и черный слон теряется. А в последнем положении лучше всего 1.с1!, и у ладьи нет приемлемого поля для отступления. Дети 4–5 лет чаще играют 1.а2, атакуя ладью. В этом случае после 1… сЗ решает централизация ферзя 2.b2. Если ребенок не может найти алгоритма решения, помогите ему.

С детьми 5,5 лет разыграйте и положения 37–58:

В позиции 37 белым следует побить любую из ладей, например 1. :а2 а1 2.:b2, с победой. В положении 38 решает только 1.:b2! b1 2.:а2. В 39 к выигрышу ведет 1.:b2! :b2 2.:b2, в 40 – 1.:а2, в 41 – 1.:b2! В положении 42 проигрывает 1.:b1 :а2 2.bЗ :bЗ. Чтобы сделать ничью, надо найти два точных хода: 1.аЗ! b2 2.1а2!, и черным приходится отдавать ферзя за ладью. Не менее интересно и содержательно протекает борьба в тех положениях, где от белых также требуется точность. Ничья в позиции 43 достигается после четкого хода 1.аЗ! Например, 1… b2 2.:b2. Или 1… :а1. 2.:bЗ.В позиции 44 вначале надо отступить ферзем 1 а1 bЗ 2.а2! b4 (не лучше и другие отступления ферзя) 3.b1 а4 4.bЗ :bЗ 5.:bЗ.В положении 45 после 1.b2 черные в цугцванге. Чтобы не проиграть в следующей позиции, белым нельзя отступать ферзем на угловые поля: 1.а2! (но не 1.а1? с2!, и ферзь в капкане) 1… аЗ 2.b2 (или 2.b1) с bЗ (или 2… аbЗ 3.а2!) 3.с2! (но не 3.с1? а2!). В положении 47 сразу выигрывает 1.b1! ограничивая подвижность черного ферзя. Дети же чаще играют 1.а2, в этом случае после 1… bЗ ходом 2.аb2 аЗ можно вернуться к исходной позиции. А можно играть и 2.сb2 сЗ 3.b1!, и черный ферзь теряется. В 48 решает централизация ферзя 1.b2 с2 2.:bЗ с1 3.b1!, и ладья в западне. Но при неосторожной игре белые могут даже проиграть. Например: 1.а1 с2 2.аЗ? а2! В позиции 49 надо играть 1.а2! (не1.с1? b1! что приводит к потере ферзя) с З 2.b2! И далее аналогично предыдущей позиции 2… 3.:с2 аЗ 4.b2 с победой. В 50 сразу решает 1.bЗ! и ферзю некуда ходить. А вот 1.bЗ?проигрывает из-за 1… а2 2. b2 3.bЗ :с2. Для победы в позиции 51 белым надо связать черного слона 1.b1! Теперь не спасает ни 1… bЗ 2.:с2 аЗ 3.а2!, ни более хитрое 1… а1 2.:с2! (но не 2.:а2?? :с1) аЗ 3.а2! В следующем положении проигрывает 1.b2?, так как черные играют не 1… :b2 2.:b2 с ничьей, а берут слона 1… :а1 или 1… :а1. Ничью дает только 1.b2! :b1 2.:а З bЗ3.с1. В позиции 53 самое точное 1.а2, и черные в цугцванге. А вот в положении 54 в три хода выигрывает любой ход белого ферзя, кроме 1.с2?? и 1.с4?? Например: 1.b2 а4 2.а2 с2 3.:с2. В позиции 55 из семи ходов, имеющихся в распоряжении белых, есть лишь один разумный: 1.b1. После этого хода не спасает черных ни 1… с4 2.bЗ!, ни 1… аЗ 2.bЗ (возможно и 2.bЗ b4 3.b2) а1 (или 2… с1) 3.b1! В положении 56 белые играют 1.с З, и ферзь теряется. Если бы у черных в позиции 57 не было слона, белые не выиграли бы. Но свой-то слон черных и губит, после 1.b2 у ладьи отрезаны все пути для отступления, она теряется, а за ней и слон. А в последнем положении после 1.с2 (самое точное) черные в цугцванге и лишаются ферзя.

С одаренными детьми разыграйте положения 59–66:

В положении 59 сразу проигрывает 1.а4 из-за 1… b2! Но 1.аЗ! ведет к ничьей. Например: 1… b4 (или1… b2 2.а4 bЗ 3.а1 и т. д.) 2.а2! (но не 2.а1? bЗ!) b1 3.аЗ! b2 4.а4 и т. д. Алгоритм достижения ничьей здесь следующий: ладья располагается на соседней с ферзем вертикали и каждым своим ходом становится через одну горизонталь от ферзя. Следуя этому алгоритму, можно добиться ничьей и в положении 60: 1.b1! :а2 2.b4 a1 3.bЗ а4 4.b2! и т. д. В позиции 61 выигрывает 1.b2! с1 2.а2!, и черные теряют обе фигуры. Сложнее путь к победе в позиции 62: лишь к ничьей ведет 1.:bЗ? :а1 или 1.b1? сЗ. Решает 1.с1!! сЗ 2.b1! Любопытно единоборство ферзя и ладьи на фрагменте «три поля на четыре». Если ладье удастся «пробраться» на любую клетку одной из крайних вертикалей, то ферзь ее не поймает. Как это ни странно, но централизованная ладья проигрывает ферзю, а ладья, расположенная на крайней линии, – нет. Поэтому в положении 63 надо играть 1.а2, тем более что этот ход сразу лишает ладью удовлетворительных ходов. В положении 64 белые демонстрируют метод выигрыша централизованной ладьи: 1.с4!! (плохо 1.аЗ?, и тогда не 1… b1? 2.сЗ!, а 1… с2! с ничьей) b1 2.сЗ!, и ладья в капкане. В позиции 65 нельзя играть 1.b1? аЗ!, а надо остаться ладьей на крайней вертикали 1.сЗ!! Далее возможно 1… а2 2.с1 bЗ 3.а1 с4 4.а З!!, с ничьей. На фрагменте «четыре клетки на четыре» ладью ферзю не поймать, а вот со слоном ферзь справляется. Так, в позиции 66 самое точное 1.аЗ!! (ограничение подвижности), и слон пойман.

Категория: ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ | Добавил: admin (27.04.2013)
Просмотров: 537 | Теги: развивающее обучение для дошколь, игровое обучение, шахматы первые уроки, шахматы для самых маленьких, учим детей играть в шахматы, малышам о шахматах | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz