Ферзь, ладья и слон против коня - ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Четверг, 08.12.2016, 10:55

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Ферзь, ладья и слон против коня


Пиноккио поднял белого коня над головой и посмотрел на товарищей:

– Ну, кто сразится с моим скакуном?

– Мой черный ферзь сразится, – проговорила Дюймовочка. Пиноккио поставил белого коня в центр. И Дюймовочка поставила черного ферзя в центр. Наискосок от коня. Вот так:

– Видишь, Пиноккио, черный ферзь напал на твоего коня, – предупредил Гурвинек. – Подумаешь, напугал! Сейчас мой конь сам атакует черного ферзя.

И белый конь скакнул так: два поля направо, одно вверх. Берегись, ферзь! Дюймовочка не испугалась и сыграла черным ферзем наискосок на одно поле. Вверх направо. Вот так:

– Смотри, Пиноккио, а белому коню и пойти-то почти некуда. Чтобы под бой ферзя не угодить. Только два поля остались, где коня не побьют.

– Эх, видно, ферзь сильнее коня, – вздохнул Пиноккио и скакнул белым конем так: два поля вверх, одно поле налево.

Дюймовочка улыбнулась и передвинула черного ферзя на одну клетку налево. По линии. Вот так:

И взял ферзь под бой все поля, куда мог пойти конь. Хитрая фигура – шахматный конь, да не хитрее ферзя. Четыре поля у коня осталось, куда он скакнуть может. Но везде ферзь наискосок побьет его. Проиграл конь! Проиграл Пиноккио.

– Но ладью-то конь обыграет, наверное, – огорченно сказал Пиноккио. – Только я черным конем играть буду. Не хочу белым конем играть, раз он проиграл ферзю.

Взял Пиноккио черного коня, а белую ладью взял себе Чиполлино. И поставили они свои фигуры вот так:

– Начинает, как всегда, белая фигура, – напомнил Незнайка. – Жалко, – вздохнул Пиноккио. – Был бы мой ход, я бы сразу конем ладью побил – скок направо, скок направо и скок вниз.

– Но ход мой. И я сейчас укрощу твоего коня, – усмехнулся Чиполлино и передвинул белую ладью на одно поле вниз. И странное дело, куда бы ни прыгнул теперь черный конь, везде белая ладья его побьет. Опять проиграл Пиноккио.

– Эх, и ладья сильнее коня, – огорчился Пиноккио.

– Верно, ладья сильнее, – кивнул Незнайка. – Но если бы ты коня поставил поудачнее – в центр, например, ладье коня нипочем бы не поймать. – aдно, проиграл так проиграл, – не унывал Пиноккио. – Но белого слона-то мой вороной конь должен обыграть! Кто поиграет белым слоном?

– Я, – отозвался Щелкунчик. – Только я сам поставлю белого слона и черного коня на шахматную доску.

– Ставь, ставь, – согласился Пиноккио. – Все равно проиграешь. Щелкунчик хихикнул и поставил такое положение (см. следующую стр.). Тут Щелкунчик еще раз хихикнул и передвинул белого слона через три поля. Наискосок.

И отнял белый слон у черного коня все четыре поля отступления. Куда ни пойдет Пиноккио, везде слон побьет коня. Наискосок.

– Налево пойдешь – коня потеряешь. Направо пойдешь – коня потеряешь. Снова я проиграл, – пробормотал Пиноккио. – Выходит, и слон сильнее коня?

– Нет, слон и конь равны по силам. Просто Щелкунчик схитрил, поставил твоего коня на плохое поле. Конь на краю доски часто стоит плохо. Стоял бы конь поудачнее, хотя бы на любой соседней клетке, была бы ничья.

– А конь может слона поймать? – спросил Гурвинек.

– Нет, на пустой доске слон от коня всегда убежит. Не поспеть коню за слоном.

– Тогда, чур, у меня снова любимая фигура ферзь! – крикнул Пиноккио.

Советы родителям

Значительно разнообразят палитру шахматных сражений поединки коня против ферзя, ладьи или слона. Для малышей они будут представлять большую трудность, поэтому еще раз напоминаем: не браните детей за ошибки, ошибки в подобной игре неизбежны. Не сразу, не вдруг придет к ребенку чувство гармонии, оценка сравнительной силы фигур. Но постепенно он усвоит типичные приемы борьбы одних шахматных фигур с другими, научится атаковать одни фигуры, ограничивать подвижность других. На доске «восемь полей на восемь» лишь одаренные дети да немногие ребята пяти с половиной лет способны решить простейшие задания в сражениях коня против ферзя, ладьи или слона без подсказок старших.

Лишь ферзь способен в любой позиции на доске «восемь полей на восемь» укротить неприятельского скакуна и побить его.

Предложите ребенку за два хода побить черного коня в таком положении:

Эта цель достигается только после 1.b5!! (ферзь ограничивает подвижность черного коня). Далеко не все дети найдут этот ход, поэтому рекомендуем разыграть это положение, не ограничивая количество ходов для достижения победы. Посмотрим, как проходит типичная игра ребенка против взрослого в этом положении: 1.е8 (неплохой ход; вообще следует учесть, что, когда ферзь нападает на коня, конь не может его побить – это одно из правил, как не подставить ферзя под удар коня) 1… а6 2.е6 (хорошо, что ферзь опять нападает на коня, но лучше выбирать поля для нападения поближе к коню – быстрее стреножить черного скакуна после 2.b5 с7 3.с6 или2.с8 b4 3.с4) с5 (конь старается держаться поближе к центру – в середине доски коня не изловить, для этого его надо оттеснить поближе к краю доски) 3.d5! (самое эффективное нападение ферзя на коня – ферзь располагается на соседней клетке по вертикали или горизонтали) а4 4.с4 (еще точнее 4.d4, и конь в западне) b6 5.с6!! а8 6.:а8.

Пусть не всем детям 4–5 лет удастся одолеть в этом положении черного коня, но попробовать сделать это они обязаны.

И ладья, и слон лишь в отдельных случаях (при условии, что конь оттеснен на одну из двух любых крайних линий) способны одолеть коня. Для достижения ничьей коню надо держаться поближе к центру доски.

Разыграйте с ребенком такое положение:

Здесь выигрывает только 1.с6! и черный конь в капкане. Для того чтобы ребенок понял, как следует одолеть в этом положении коня, попросите малыша положить на поля «b6» и «с7» (куда может перескочить конь с поля «а8») бумажные кружочки и предложите ему сделать такой ход белой ладьей, чтобы поля, на которых лежат кружочки, оказались под ударом. Этот же метод оказывается эффективным при решении целого ряда аналогичных задач, где требуется ограничить подвижность неприятельской фигуры. Например, такой задачи:

Белые начинают и выигрывают. Если ребенок не может найти верное – 1.d3!, и конь в ловушке, расположите бумажные кружочки на полях «а3», «с3», «d2». Любой другой ход, кроме 1.d3!, приведет лишь к ничьей. Например: 1.b8? сЗ2.d8 е4 3.е8 с5 4.е7 d3 и т. д. И слон иногда способен стреножить коня. Расставьте следующее положение:

Выигрывает только 1.а5, и черным приходится ставить коня под бой.

А в положении:

к победе ведет лишь 1.с4! Сражаясь разнохарактерными фигурами с малышом, вы заметите, что он будет часто подставлять свои фигуры под бой, особенно в игре против вашего коня. Поэтому в отдельных случаях нелишними для малыша окажутся такие советы:

– по возможности располагать свою фигуру на одной шахматной дорожке (горизонтали, вертикали или диагонали) с конем противника, причем ладья наиболее стесняет коня, находясь через одно поле по диагонали от него и ближе к центру доски, а слон – находясь через два поля по вертикали или горизонтали и ближе к центру доски; – стараться ставить ладью на поле такого же цвета, которое занимает конь. А вот советы самым маленьким. Чтобы не проигрывать, необходимо:

– размещать ферзя, ладью или слона в противоположном конце шахматной доски;

– по возможности каждым ходом ферзя, ладьи или слона нападать на неприятельского коня;

– располагать ферзя, ладью или слона на поле такого же цвета, которое занимает конь; – размещать свою фигуру на любой соседней с конем клетке. Большинство этих советов применимо и для игры на фрагментах шахматной доски. Если на доске «восемь полей на восемь» не существует ни одного положения, которое безошибочно разыгрывали бы дети 3–4 лет (при игре ферзь, ладья или слон против коня), то на фрагментах шахматной доски такие положения есть. И разыгрывать их детям очень полезно. Ферзь одолеет коня на любом фрагменте шахматной доски.

Ладья оказывается сильнее коня на фрагментах «две на две клетки» (тут конь не может сделать ни одного хода), «две на три клетки», «две на четыре», «три на три», «три на четыре», «четыре на четыре». Слон всегда побеждает неприятельского коня только на фрагменте «две клетки на две», а на фрагменте «три клетки на три» слон оказывается сильнее, если он контролирует центральное поле «b2». В некоторых положениях на фрагментах шахматной доски «две клетки на четыре», «три клетки на четыре» и «четыре клетки на четыре» и конь может одолеть слона.

Для игры с детьми 3,5 лет рекомендуем выбрать положения 1–6:

В положениях 1 и 4 белые первым же ходом забирают фигуру противника. В позиции 2 выигрывает 1.b2 а1 2.:а1! (ничего не дает 2.а З). Разыгрывание следующего положения приведет к ничьей после 1.bЗ а З (не 1… а1 2.:а1) 2.а1 b2 3.bЗ а З 4.а1 b2. В положении 5 белые «обречены» на победу в два хода: 1.b1 а З 2.:аЗ. А вот в позиции 6 опять ничья – 1.bЗ а З! 2.а1 b2 3.bЗ а З 4.а1 b4 5.bЗ а З6.а1 b2.

Кроме положений 1–6 с детьми 4,5 лет желательно разыграть и положения 7–10:

В положении 7 быстро выигрывает 1.аЗ (или любой другой ход) а1 2.:а1. А в позиции 8 сразу решает 1.b2! а1 2.:а1. В положении 9 ферзя можно передвинуть на любую клетку, кроме «а2», и тогда неотвратимо последует 1… а2 2.:а2. В положении 10 обе стороны должны аккуратно уводить свои фигуры из-под удара и не ставить их под бой: 1.с2! bЗ (или 1… b1 примерно с теми же вариантами) 2.а1 (возможно и 2.аЗ) а2 3.с2 bЗ с ничьей.

С детьми 5,5 лет разыграйте также и позиции 11–58:

В положении 11 быстрее всего выигрывает 1.аЗ! а12.:а1. А в позиции 12 белые проигрывают после 1.bЗ а З! 2. а1 :а1. В положении 13 белые играют 1.b2! (остальное проигрывает) и каждым последующим ходом забирают по черному коню. В следующей позиции к победе ведет 1.аЗ! 2.а2 b1 3.:b1. В положении 15 белые играют 1.аЗ, и слону приходится встать под бой. В позиции 16 выигрывает1.а2 b1 2.:b1. Очень неожиданно выигрывают белые в положении 17: здесь следует 1.b1!! (но не1.:bЗ :bЗ) а2 2.:а2 bЗ 3.:bЗ.Изящно! В положении 18 к победе ведет только1.а2! Например: 1… b1! 2.:b2 а33.bЗ! b1 4.:b1. В следующей позиции поспешное 1.аЗ? проигрывает из-за 1… :b1! Правильно 1.аЗ :аЗ 2.:аЗ. В положении 20 решает 1.:аЗ!, а в положении 21 – 1.а2 а З 2.:b1! В положении 22 по аналогии с положением 17 выигрывает 1.:а1! b2 2.:b2 аЗ 3.:а З, а в положении 23 – 1.:bЗ! а2 2.:а2 b1 3.:b1, и оставшиеся черные фигуры не могут сдвинуться с места. Ай да белый слон! Ай да удалец! В позиции 24 в два хода ведет к победе и 1.а З, и 1.а4. А в новом положении уже белым несдобровать: 1.bЗ а З или 1… а4, и конь в капкане. И в позиции 26 верх берут черные: на 1.b4 они делают любой ход, кроме 1… а2?, а вторым ходом бьют белого коня. В положении 27 белые сыграют 1.а З или 1.b1 и одного за другим возьмут обоих черных коней. Поучительный трехходовый маневр гарантирует успех белых в позиции 28: 1.а1! b4 2.b1! а4 3.bЗ!В положении 29 к поражению ведет 1.а4? из-за1… аЗ!, но 1.а2! b4 (или 1… аЗ 2.а1 b1 3.а2 с повторением ходов) 2.a1 b2 3.а4 4.а2 позволяет белым добиться ничьей. В следующей позиции правильно 1.а4!, и черному слону приходится встать под бой. В положении 31 решает 1.bЗ! а З 2.:аЗ, а в положении 32: 1.b2! а2 2.:а2. В положении 33 выигрывает 1.а2! Например: 1… b1 2.:b2 аЗ 3.bЗ b14.:b1. В положении 34 быстрее всего к победе приводит 1.b4! :b4 2.:b4, а вот 1.b4? даже проигрывает после 1… :а2! 2.а4 :а4. На первый взгляд может показаться, что в положении 35 победить должны черные. Например: 1.а1? :а1 или1.а2 :а2 и 2… :а4. Но, эффектно пожертвовав коня, белые склоняют чашу весов в свою сторону после 1.а4! :а4 2.b2 b4 3.:b4. В положении 36 выигрывает 1.:а4! (но не 1.:b2? :b2) b1 2.аЗ а1 3.:а1. В позиции 37 белым надо играть 1.:а1, что гарантирует ничью после 1… b4! 2.b2 bЗ (или 2… bЗ) 3.а1! В положении 38 к выигрышу ведет и 1.а З b1 2.bЗ! и 1.с1 а2 2.с2!, а в положении 39 – и 1.а2 b1 2.с2!! (на ход длиннее путь к победе после 2.a1 сЗ 3.а З b1 4.bЗ!) аЗ 3.b2!, и 1.bЗ с2 2.b1!! а З 3.b2. Но на практике мы неоднократно наблюдали, как дети зачастую долго и бесцельно гоняли черного коня по доске, например: 1.а2 b1 2.b2 аЗ 3.а2 b1 4.а1 сЗ 5.с1 а2 6.а1? сЗ 7.а З b1 8.а1? сЗ. Изящен метод выигрыша в следующем положении: 1.сЗ!! (ничего не дает 1.b2 b1 2.а1 аЗ или 1… с22. аЗ) b1 2.b2! или 1… с2 2.b2, и черным приходится ставить коня под бой. В положении 41 в два хода выигрывает любой ход, кроме 1.с1?? и 1.а2. В позиции 42 белый слон расправляется с двумя черными конями: 1.b2! Например: 1… аЗ 2.:а З а1 3.с1! bЗ 4.b2! с1 5.:с1. В положении 43 белые могут двумя способами добиться победы в три хода. И путем 1.аЗ! с2 2.а4! а1 3.:а1, и путем 1.с1! а2 2.с4 с1 3.:с1. Дети, как правило, затрачивают гораздо больше ходов для достижения победы. Вот одна из типичных партий ребенка и взрослого: 1.b1 а2 2.b2 сЗ3.bЗ а2 4.а З с1 5.a1 bЗ 6.b1! а1 7.:а1. В положении 44 выигрывает только 1.а1, и черный конь пойман, а в положении 45 после 1.b1! в капкане черный слон. В позиции 46 белым нельзя играть 1.b4? из-за 1… b1! К ничьей приводит 1.b2 или 1.с1. Например:1.b2 а2 (но не 1… а4? 2.а1!) 2.а З сЗ 3.с1 а4 (но не 3… b1? 4.b2!)4.а З сЗ, и снова повторяется исходное положение. Примерно так же протекает борьба и в следующем положении: 1.с4 (но не 1.а4? а1) а1 2.аЗ с З 3.с2 (но не 3.b1? b2!) b2 4.b4 с З 5.а2 с ничьей. Чтобы застраховать себя от проигрыша в положениях 46 и 47, слонам лучше избегать поля «b4» и угловых полей, а коням следует предпочтительно занимать поля «а2», «а3», «с2», «с3», где у них больше выбор ходов. В позиции 48 в два хода выигрывает и 1.а1, и 1.bЗ, и 1.с2. В положении 49 следует продолжать 1.аb4!, и черная ладья в капкане. В позиции 50 нельзя играть 1. a1?ввиду 1… 4сЗ!, и ладья поймана. Правильно1.bЗ!И как это ни странно, но черные проигрывают. Не спасает их ни 1… 2сЗ 2.а З (или 2.b4), ни 1… 4сЗ 2.а З, ни 1… с1!2.а З!! b2 3.а1 (или3. а2 4.с2!) bЗ 4.b1, и черные кони гибнут один за другим. В позиции 51 к победе ведет 1.с1 (сложнее 1.b1 а З 2.с1!! b4 3.а1 и далее, как в главном варианте) а З2.с З! b4 3.bЗ!Выигрывает и 1.а2!, например: 1… с4 2.а4! или 1… сЗ! 2.аЗ! b4 3.bЗ!В позиции 52 после 1.а2! черный конь в ловушке, в позиции 53 та же цель достигается путем 1.а4!, а в позиции 54 – путем 1.b1! В положении 55 после 1.b1! выигрывается черный слон, а другие первые ходы не приносят победы (1.а2? даже проигрывает после 1… d2!). В положении 56 быстрее всего выигрывает 1.а2!, и конь в капкане. В положении 57 решает 1.:а1!, и черным приходится ставить коня под бой. А в последней позиции в два хода выигрывает 1.аЗ! Например:1… b1 2.:b1.

С детьми особо одаренными разыграйте также и положения 59–67:

Лишь к ничьей приведет в положении 59 ход 1.а2? а4 2.аЗ b1! 3.:а4 b2 4. a1 bЗ!! 5.а4 b2!! (ладья должна держаться от ферзя на расстоянии хода коня).

Выигрывает 1.аЗ! а4 2.:b2! Изучив ход борьбы в положении 59, можно добиться ничьей в положении 60 – 1.а1 а2 2.b4! :а1 3.bЗ а4 4.b2!! a1 5.bЗ!! В позиции 61 к поражению ведет 1.а1? из-за 1… аb1!, а также 1.с1? сb1!, ход же 1.bЗ после 1… аb1 2.b2 аЗ или1… сb1 2.b2 сЗ приводит к ничьей. Выигрывает только 1.b2!! Например: 1… аb1 2.bЗ а2 3.:b1 сЗ 4.b2! или 1… сb1 2.bЗ сЗ 3.:аЗ b1 4.bЗ!Не так просто, как может показаться на первый взгляд, одержать победу в положении 62. Надо играть 1.а2 с2 2.с1 аЗ (хуже 2… а1 3.b1!, и конь черных в ловушке) 3.bЗ! b1 4.а2! а3 5.сЗ! b1 6.:b1. Впечатляет путь к выигрышу, который демонстрируют белые в позиции 63: 1.с2!! (ничего не дает 1.сЗ bЗ!). Выясняется, что нельзя играть 1… :b1 2.b4! Но не спасает черных и 1… с4 2.а1! а2 3.аЗ!, и 1…2.а1! а2 (не лучше 2… с4 3.сЗ!, или 2… а4 3.аЗ, или 3.сЗ) 3.аЗ!, и слон в капкане. Очень содержательна борьба ладьи против слона и коня в позициях 64–66. Только 1.с1!! позволяет белым свести партию к ничьей в положении 64. Далее может последовать 1… bЗ! (1… с4 2.b2 b4 приводит к повторению ходов) 2.а4!! (проигрывает 2.а2? b1! 3.а З а1!, и белые одну за другой потеряют обе фигуры) b4! (но не 2… b1? из-за 3.b2!, и ладья в капкане) 3.b2 (возможно и 3.сЗ) bЗ 4.а4! b4!5.b2, и ничья повторением ходов. Вместе с тем 1.а З? bЗ! а также 1.а1? bЗ! 2.а4 а З!приводит белых к поражению. Хитроумно действует белая ладья в положении 65. К победе ведет только 1.с1!! b4! (слабее 1… а4 2.a1!) 2.с2! а З3.сЗ! b4 4.bЗ!А вот прямолинейное 1. a1?позволяет черным по аналогии с положением 64 добиться ничьей путем 1… с4!! 2.а2! (проигрывает 2.b1? b2!) b2 3.а4 аЗ 4.b4 а1!! 5.bЗ с4! 6.b4 b2 7.bЗ с4. Нестандартен путь к победе и в позиции 66. Так как 1.b4? не обеспечивает белым победы по аналогии с положением 64 – 1… с1! 2.bЗ а4! 3.b4 b2, то остается испробовать 1.с4!! И в самом деле это приводит к успеху и после 1… b1 2.b4, и после 1… а2 2.с2, и после 1… а1! 2.b4!

а2 3.а4! В положении 67 ферзь одолевает черного коня и слона после 1.а2! сЗ 2.аЗ (хорошо и 2.а1, и 2.с4). Например: 2… с2 3.:сЗ а4 4.d3!5.:bЗ. Другой эффективный путь к победе заключается в 1.d3 b2 2.аЗ или 2.d4, и ферзь одну за другой уничтожает обе черные фигуры. Если вы выиграете ладью за коня (или слона), значит, вы выиграли качество.

Категория: ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ | Добавил: admin (26.04.2013)
Просмотров: 466 | Теги: развивающее обучение для дошколь, игровое обучение, шахматы первые уроки, шахматы для самых маленьких, учим детей играть в шахматы, малышам о шахматах | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz