Ферзь, король, ладья и слон против пешки

– Я вам говорил, что пешка самая слабая фигура… пока не превратится в ферзя. Сейчас вы поиграете пешкой против других фигур и сами увидите, кто сильнее. Вот первое положение, – проговорил Незнайка и поставил на шахматную доску белого ферзя и черную пешку.

– Чур, я играю ферзем, я! – закричал неугомонный Пиноккио. – Ишь, хитрый какой! Всем хочется ферзем играть! – возмутился Чиполлино.

А Гурвинек согласился с Пиноккио:

– Лaдно, я пешкой поиграю.

Пиноккио обрадовался и махнул ферзем через пять полей наискосок. Не заметил Пиноккио, что встал белый ферзь под бой черной пешки. Усмехнулся Гурвинек, побил черной пешкой белого ферзя. Наискосок. И превратил черную пешку в черного ферзя. Проиграл Пиноккио. – Эх ты, «я, я», – передразнил Незнайка Пиноккио. – Ты же мог и вправду выиграть. У тебя было целых четыре хода, которые выигрывали.

– Один ход я знаю, – догадался Петрушка. – Белому ферзю надо пойти вниз по прямой и встать в ближний правый угол доски. Тогда черная пешка Гурвинека пойдет вниз и превратится, например, в черного ферзя. И белый ферзь побьет черного ферзя. По прямой. По первой линии. Вот.

– А можно и по-другому, – предложил Щелкунчик. – Белый ферзь пойдет вверх, в правый дальний угол шахматной доски, – сказал он, – а когда черная пешка превратится в ферзя, белый ферзь побьет черного. Наискосок.

– А я знаю, как еще, – запрыгал Пиноккио. – Можно белым ферзем пойти налево по прямой на одно поле. Черная пешка станет черным ферзем, и белый ферзь побьет черного. Тоже наискосок.

– И я знаю хороший ход, – сказала Дюймовочка. – Белый ферзь прыгнет налево по прямой через шесть полей. И потом побьет черного ферзя. По линии.

– Молодцы, – похвалил Незнайка. – Теперь новое положение, ладья против пешки, разыграют Мурзилка и Петрушка. Мурзилка играет белой ладьей, а Петрушка – черной пешкой. Начинай, Мурзилка. Мурзилка взялся за белую ладью и передвинул ее через всю доску вниз, на первую линию. Это была ошибка. Петрушка черной пешкой наискосок побил белую ладью и превратил пешку в черного ферзя. Выиграл Петрушка.

– Можно, я еще раз сыграю? По-другому? – спросил Мурзилка, вернул фигуры назад и передвинул белую ладью на одно поле – в левый дальний угол.

Петрушка почесал затылок, пошел черной пешкой вниз и превратил ее в черного ферзя. Настал ход Мурзилки, и он белой ладьей побил черного ферзя. По прямой. Выиграл Мурзилка. Потом за шахматную доску сели Чиполлино и Щелкунчик. Чиполлино взял себе белого короля, а Щелкунчик – черную пешку. Положение было вот такое:

Сначала Чиполлино решил напасть белым королем на черную пешку так: пойти на одно поле налево. По прямой. Но вовремя заметил, что тогда черная пешка пойдет вниз и превратится в черного ферзя. И – берегись, король!

– Нет, я пойду не так, – прошептал Чиполлино и передвинул короля наискосок вниз. На одно поле налево.

Щелкунчик вздохнул, пошел пешкой вниз и превратил ее в черного ферзя.

Но белый король Чиполлино отважно побил черного ферзя. Наискосок. Победил Чиполлино. За шахматную доску сели Дюймовочка и Гурвинек.

Дюймовочке выпало играть белым слоном, а Гурвинеку – черной пешкой.

Дюймовочка на секунду задумалась и пошла белым слоном наискосок вниз на одно поле.

Гурвинек покачал головой – хода у пешки не было. Перекрыл белый слон ходы черной пешке. Выиграла Дюймовочка.

Советы родителям

Трудно пешке сражаться против иных фигур на шахматной доске «восемь на восемь клеток», причем чем дальше находится пешка от поля превращения, тем она слабее.

Разыграйте с ребенком следующие положения на 64-клеточной доске:

1. В этом положении ферзю достаточно взять под контроль поле превращения черной пешки «а1», чтобы одержать победу. Для этого у белых есть приятный выбор между 1.а8, 1.а7,1.а6, 1.b2 (но не 1.b1?? из-за 1…ab), 1.g7 и 1.h1.Черным приходится играть 1…а1 , и белые забирают черного ферзя ходом 2.:а1.

2. Это редчайший случай, когда пешка оказывается сильнее ферзя, да и то лишь потому, что она забирает его первым же ходом 1.сb!

3. Здесь выигрывает только 1.с З с1 2.:с1.

4. Тут множество путей к победе. Но самый быстрый – один: 1.b5!b6 2.:b6.

5. И здесь белым победить легко. Быстрее всего к цели ведет 1.е8! е5 2.:е5.

6. К победе ведет только 1.d5! а2 2.:а2. Если на первом ходу слон передвигается на другое поле, то черная пешка успешно проскакивает в ферзи, и партия завершается вничью.

7. Выигрывает лишь 1.е З с1 2.:с1.

8. Черную пешку одолеть совсем просто. Например: 1.b7 а5 2.с6 а4 3.:а4. Но белые могут и не бить черную пешку, а только лишить ее подвижности: 1.с6 а6 2.е8 а5 3.а4. Все же хочется еще раз повторить – при прочих равных условиях лучше бить неприятельскую пешку, чем лишать ее подвижности.

9. В этом положении грубой ошибкой было бы 1.b7??, ведь после 1…а5! королю не догнать пешку. Правильно 1.с6 или1.d6. Например: 1.с6 а5 2.b5 а4 3.:а4.

Очень полезной представляется игра пешками против других фигур на фрагментах шахматной доски.

Рекомендуем разыграть с детьми 3,5 лет положения 1–14:

В положении 1 белые выигрывают после 1.а2 (или 1.а2 ). Например: 1… b2 2.:b2. В позиции 2 нельзя играть 1.а2?? из-за 1…b1 . Но 1.b1 решает сразу. Маятниковое движение слона обеспечивает победу в положении 3 – 1.b2 а1 2.:а1. В следующем положении белые выигрывают в один ход, сразу забирая неприятельскую фигуру: 1.bа . В позиции 5 надо играть 1.bЗ!b1 2.:b1, а в позиции 6 – 1.аЗ b1 2.а2 3.:bЗ. В положении 7 нельзя играть 1.аЗ?? из-за 1…а1 2.b2 :b2. Но 1.а1! сразу лишает черную пешку подвижности. В следующих двух позициях белые выигрывают в два хода; в положении 8 – путем 1.аЗ b2 2.:b2, а в положении 9 – путем 1.аЗ а1 (но спасает и другое) 2.:а1. В позиции 10 белые ходом 1.b2 лишают черную пешку подвижности. В положении 11 выигрывает 1.а2 bЗ2.ab! В следующем положении не проходит 1.с2?? а2 2.а1 3.с2 b2. Правильно 1.а2, и у черных нет ходов. В позиции 13 быстрее всего выигрывает 1.bЗ или1. bЗ .В последней позиции решает 1.с1!, а все остальное проигрывает.

В дополнение к позициям 1–14 с детьми 4,5 лет советуем разыграть и позиции 15–52:

В положениях 15–17 белые проигрывают: в позиции 15 – после 1.b2 :b2, в позиции 16 белые не имеют ходов, в позиции 17 на 1.а2 последует 1… :а2. А в следующих трех положениях белые побеждают: в положении 18 – путем 1.:b2 а1 2.:а1, в положении 19 – путем 1.а2b1 2.:b1 b2 3.:b2, в положении 20 – путем 1.:b2 а1 2.:а1. А вот ладья в позиции 21 не может справиться с двумя черными пешками – 1.:b2 а1 и теряется. В следующей позиции белая пешка одолевает двух черных слонов: 1.аb а2 2.:а2. Разыгрывая положение 23, дети часто берут пешкой слона и проигрывают, так как черная ладья бьет белую фигуру. Правильно 1.а2 ! а1 (или 1… а1 2.:b1 b2 3.:b2)2.:b2! с победой. Положение 24 – самое интересное трехфигурное положение на фрагменте шахматной доски «две клетки на две»: очевидное 1.:а2 ведет к поражению после 1…b1 . Чтобы победить, белым надо дважды отказаться от взятия черной ладьи: 1.b1! a1 2.:b2! а2 3.:а2. Изумительно! Какую бы ладью ни били первым ходом белые в положении 25, поражения им не избежать: 1.аb :b2 или 1.bа :а2. В положении 26 пешка успевает добраться до поля превращения и там гибнет: 1.b2 b1 2.bЗ :bЗ. Такова же судьба у белой пешки и в следующей позиции 1.а2 b2 2.аЗ :а З.В положении 28 король первым же ходом забирает черную пешку. В позиции 29 белым невыгодно играть 1.b1?ввиду 1… а2 2.b2 :а1! с ничьей. Выигрывает 1.а2! :а2 2.:а2. Уникально положение 30 – это единственное положение, где одна белая пешка расправляется с двумя черными ферзями (не считая зеркального отображения и схожих позиций на фрагменте «две клетки на четыре»). После 1.аbтеряется и второй черный ферзь. В следующей позиции – несложная ничья: 1.аЗ (возможно и 1.а З ) bЗ 2.а2 1b2 3.а1 и т. д. В положении 32 надо играть 1.b2 (но не 1.b2 :b2) :b2 2.:b2. В позиции 33 в один ход решает 1.а1, и обе черные фигуры недвижимы.

В следующей позиции многие дети почему-то предпочитают ошибочное 1.а2?? b2 2.аЗ :а З З.b2 :b2. К победе же ведет 1.b2 :b22.ab! В положении 35 пешка превращается в ферзя и каждым ходом забирает по черному слону. В следующей позиции решает 1.а2!b2 2.аЗ (пешка может превратиться и в другую фигуру). В положении 37 выигрывает только 1.b2, и черная ладья в западне. В положении 38 следует продолжать 1.аЗ! а1 2.a1 а2 3.:а2, а в положении 39 – 1.b1 :а2 2.:а2. Не спастись черному ферзю в положении 40. Он ловится после1.аЗ b1 (или 1… :аЗ 2.bа ) 2.bЗ . Легкомысленное 1.:bЗ? после 1…а1 приводит белых к поражению в положении 41. Выигрывает только 1.b2! а1 2.:а1 (как это ни смешно, но выигрывает и 2.:bЗ) b2 3.:b2. В позиции 42 нельзя играть 1.аЗ? b2 (или 1… b1) 2.bЗ :а2, и у ладьи нет удовлетворительного хода. Следует играть 1.аЗ или 1.а З , и теперь уже черный ферзь оказывается в западне. В положении 43 пешка одолевает черного ферзя: 1.а4 b1 2.аЗ а1 3.:а1. В новом положении к ничьей ведет 1.b2, так как после 1… а4 белой ладье приходится оставить вторую линию, и черные бьют белую пешку. Выигрывает 1. a1 (этот маневр рекомендуется запомнить: белая ладья становится не сбоку от пешки, а за пешкой, обеспечивая ее движение вперед) 1… а4 2.аЗ! :а З 3.:а З.В положении 45 нельзя бить черную ладью, ведь она защищена пешкой. А вот 1. a1!а З (или 1… b4 2.а2 3.:а4 с ничьей) 2.а2 b2 3.:а З приводит к ничьей. В положении 46 белые играют 1.а2, и черные лишены ходов. Хотя в позиции 47 у белых лишняя пешка, это не спасает их от поражения. Например: 1.а2 :а2 2.bЗ :bЗ.Или 1.с2 :с2 2.bЗ :bЗ.Поспешное 1.а2 приводит лишь к ничьей в позиции 48: 1… аЗ 2.а1 с1 3.сЗ а З.Выигрывает1.b2! :b22.ab! В положении 49 нельзя играть 1.b2?? :а1 2.bЗ с1 с ничьей. Следует играть 1.а2! сЗ2:b2 с2 З.bЗ с1, и теперь, например, 4.аb2 решает. В позиции 50 выигрывает 1.с1! b2 (не спасает и 1… аЗ 2.сЗ а2 3.а1!) 2.сЗ а2 3.а1. В следующей позиции надо играть 1.bЗ с1 2.аЗ , и черный ферзь в западне. В положении 52, чтобы провести пешку в ферзи, белым следует сделать выжидательный ход 1.с2! И черная ладья быстро ловится: 1… b1 2.аЗ или 2.аЗ .

С детьми 5,5 лет разыграйте также и позиции 53–72:

В положении 53 cледует продолжать 1.:b1! а1 2.:b2! с победой. В позиции 54 выигрывает 1.аbили 1.а b.В положении 55 к победе ведет 1.b2 а З 2.а2! В позиции 56 после 1.b1 а З 2.:b2 а1 3.bЗ белые достигают ничьей. Лишь нешаблонная игра поможет белым победить в положении 57: 1.b1! а2 2.:а2b1 3.:b1. Тонкий ход 1.b2 решает исход сражения в пользу белых в позиции 58. В следующем положении надо играть 1.а1! b2 2.аЗ или 2.а З с победой. В позиции 60 проигрывает поспешное 1.:bЗ? а1 , но 1.:а2 приносит успех белым. В позиции 61 дети обычно с радостью забирают ладью 1.:аЗ? и проигрывают: 1…а1 2.b2 :b2. А ведь в один ход выигрывает 1.а1!, и ни одна из черных фигур не может сдвинуться с места. Удивительная позиция! В положении 62 после 1.а4 b1 следует сделать точный ход 2.аЗ!, и ладья не имеет ходов. А вот 2.а2? b4 3.аЗ b1 4.а4 b2 ведет только к ничьей. Ничего не дает белым в положении 63 1.а2 а4! 2.b1 bЗ.Выигрывает неожиданное 1.а4 !! :а4 2.а23.:bЗ.В следующем положении слабо 1.:с2? а2 2.а1 3.с2 b2. Но парадоксальное 1.а2! b1 (не меняет дела и 1…2.:bЗ а2 3.:а2)2.:b1 а2 3.:а2 ведет к победе. Схоже с положением 64 и положение 65. Выигрывает 1.b1!, но не 1.:bЗ из-за 1…b1 . В положении 66 плохо играть 1.сЗ ? :2.а2 с2 3.b1 b2. Но оригинальное 1.а2! гарантирует победу и в варианте 1… :а2 2.сЗ , и в варианте 1… сЗ 2.bЗ!К неожиданному поражению в позиции 67 приводит 1.b2? ввиду 1… b1! 2.bЗ :bЗ3.с З З.Ничью обеспечивает только 1.b2! В положении 68 к поражению приводит и 1.bc? :а1 2.сЗ :с З,и 1.b2? :b2!2.ab bЗ.Белым следует играть 1.а2! b2 (не лучше и 1… :b1 2.аЗ , и белые ловят обоих слонов) 2:bc, и черный слон беспомощен против белых пешек. В позиции 69 белые играют 1.b2, и, как бы черные ни старались, слона и пешку им не побить. Например: 1… bЗ 2.а1 аЗ 3.b2 а2 4. b1 5.b2 с2 6.а З с ничьей. В положении 70 нехорошо 1.:bЗ из-за 1…а1 . Плохо и 1.с1b2. К победе ведет 1.а1b2 (или 1…с2 2.b2 а1 3.:а1b2 4.:b2 с1 5.:с1) 2.:а2 с2 3.:b2 с1 4.:с1. В положении 71 слабо 1.:с1?bс , что приводит лишь к ничьей, а 1.аЗ? а1! совсем плохо для белых. Но вкрадчивый ход 1.bЗ!! гарантирует успех. Например: 1…b1b1 2.:b1. Или 1… а1 2.:b2! В положении 72 выигрывает неочевидное 1.сЗ!! b1 2.bЗ ! :bЗ 3.:bЗ. Дети же часто играют 1.bЗ ? (пусть вас не удивляет наличие двух белых ферзей – по шахматным правилам каждая пешка может превратиться в ферзя, но так как в шахматном комплекте есть лишь один белый ферзь, то функции второго обычно выполняет перевернутая белая ладья) 1… :аЗ, и у белого ферзя нет приемлемых полей для отхода. С одаренными детьми можете разыграть и положения 73–81: