Вы и малыш: взаимная радость общения - УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Вторник, 06.12.2016, 11:07

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ

Вы и малыш: взаимная радость общения

      Первый год жизни — это время, которое во многом определяет дальнейшее физическое и психическое здоровье ребенка, его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с окружающим миром и другими людьми. И мы, взрослые, понимая это, стараемся очень ответственно относиться к своим обязанностям — оберегаем малыша, чтобы ему было тепло и удобно и были полноценными еда и сон, чтобы малыш мог проявить активность, много двигаться, чаще бывать на воздухе. Мы внимательно следим за ходом его развития: вовремя ли он начинает садиться, вставать, произносить первые слова.
      Решая насущные задачи ухода за младенцем, мы не всегда осознаем свою другую, не менее важную роль, связанную уже не с родительскими заботами, а с родительскими радостями. Иногда мы не понимаем, как нужны ребенку именно тогда, когда у него все в порядке, и часто испытываем неловкость, когда вместо того, чтобы заниматься «серьезными делами», надолго «застреваем» у кроватки малыша — просто поймать его взгляд и улыбнуться, разделить удовольствие от игрушки, поговорить с ним.
      И у малыша, и у нас существует потребность в общении, в эмоциональном контакте. Полноценное психическое развитие младенца требует именно этого — общения, игры, взаимной радости, самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими, и в первую очередь с мамой. Без возникновения их настроя друг на друга, вне формирования общего переживания «мы» невозможно нормальное индивидуальное развитие ребенка. Мама не только источник тепла, пищи, гарант безопасности, но и необходимый организатор внутренних переживаний ребенка: она может успокоить, утешить, взбодрить. Мама — главный посредник его контактов, вместе они пробуют все более активные и сложные способы взаимодействия с окружающим миром. И их общие открытия — рождение у ребенка нового отношения к происходящему, «репетиция» новых форм поведения — происходят именно в процессе общих игр.
      Традиция вынянчивания младенца непременно включает состоящую из игровых приемов, моментов установления и удержания контакта культуру развития форм эмоционального взаимодействия, дающего малышу ощущение комфорта и уверенности, радости жизни. Важно понять, что нужно маме и ребенку в разные периоды этого долгого первого года жизни.
      Действительно, взаимоотношения матери и младенца до года имеют сложную историю развития, в которой в самых благополучных случаях можно выделить разные более или менее стабильные периоды. Все они являются необходимыми этапами развития взаимодействия, где и согласие, и конфликты, и даже временные страхи малыша означают вызревание в общем переживании «мы» его индивидуальных средств организации все более сложных отношений с миром. Более того, часто именно появление сложностей предваряет и стимулирует значительное продвижение в развитии.
      Рассмотрим в общих чертах динамику развития эмоционального контакта матери и младенца, для того чтобы легче было выбрать подходящие и удобные способы игрового взаимодействия.
      Самые первые формы общения, единения мамы и малыша можно описать как непосредственное заражение эмоциональным состоянием друг друга. Поэтому так важно для младенца присутствие мамы рядом, ее лицо, голос, прикосновение. Спокойствие и уверенность в себе матери, ее неспешность и удовольствие в контактах дают ему ощущение надежности и комфорта. Недаром младшие дети, взаимодействующие с более уверенной в себе и потому более свободной и «легкой» в отношениях мамой, часто сразу проявляют себя более спокойными и благополучными, чем первенцы. Это показывает, насколько важна для еще неопытной и, возможно, поэтому «тревожной» мамы эмоциональная поддержка ее семьи, создающая общую атмосферу безопасности и радости.
      Естественное угадывание, усвоение эмоционального состояния друг друга являются необходимыми условиями благополучия в дальнейшем развитии отношений младенца и мамы в обычных, каждодневных ситуациях ухода — кормления, купания, пеленания, укладывания спать и т. п. Конечно, и у самой неопытной мамы изначально существуют свои представления о том, как это должно происходить: есть семейные традиции, рекомендации врача-педиатра, популярные книги. Но обычно мы не претворяем их в жизнь жестко. Только сама мама, чутко настроенная на состояние ребенка, ощущает, насколько эти общепринятые нормы удобны и приятны малышу, и адаптирует их для него.
      Так постепенно складываются их общие индивидуальные предпочтения, привычки, ритмы сна и бодрствования, кормления, составляющие режим дня. Это первые реально ощутимые достижения и мамы, и ребенка. Ведь малыш с самого начала не объект ухода, а индивидуальность. Именно взаимная чуткость позволяет им формировать стабильные и воспроизводимые формы организации совместной жизни, в которых они оба начинают чувствовать себя уверенно.
      Эти достижения проявляются более явно, когда в возрасте 2—3 месяцев у ребенка начинает преобладать проявление положительных эмоций. Конечно, это поддерживает и маму, она чувствует себя все более уверенно. Вместе с тем характерно, что именно успех в выработке первых привычных форм жизни несколько осложняет жизнь родителям. Малыш начинает отстаивать свои права и активно проявлять неудовольствие в случае их нарушения. Теперь уже он стремится диктовать маме свои условия: становится нетерпеливым и требовательным, начинает отстаивать сохранение привычного режима и обстановки, проявляет зависимость от привычных рук и манер ухаживающего за ним человека. Даже замена привычных вещей — ванночки, старой соски или бутылочки — может в это время побудить малыша устроить маме серьезный скандал. Однако теперь эти сигналы о дискомфорте призывают взрослого искать возможность удовлетворить вполне конкретные требования ребенка. Бывают случаи, когда это просто невозможно сделать, и близкие стремятся найти способы успокоить и утешить малыша. Самыми распространенными из них, конечно, являются традиционные приемы: укачивание, баюканье, приучение к пустышке.
      Это очень действенные средства, которые основаны на ритмической стимуляции важных для младенца ощущений (вестибулярных, оральных, тактильных). Скоро он сам сможет начать активно использовать их: раскачиваться, сосать палец или уголок пеленки. Это помогает ему утешиться, успокоиться, заглушить дискомфорт, когда близкого взрослого нет рядом. Эти примитивные способы самоуспокоения не должны вызывать у вас беспокойство. Они не могут прочно закрепиться в поведении малыша, если он не находится в ситуациях длительного дискомфорта и не лишен внимания близких. В нормальных условиях отношения с окружающим миром становятся все более сложными, разнообразными, и ребенок постепенно перестает нуждаться в примитивной самостимуляции.
      В целом конец 3-го и начало 4-го месяца жизни — это благополучный и эмоционально насыщенный период жизни ребенка и его близких. Уже сложились привычные способы и ритмы жизни, взрослые достаточно быстро могут успокоить и утешить малыша, «уговорить» его принять новшество. Взаимоотношения малыша с матерью начинают окрашиваться яркими положительными эмоциями. Ребенок теперь не просто радуется, когда к нему подходят, он активно требует общения. Такое характерное для этого возраста поведение малыша описывается как «комплекс оживления»: при виде взрослого ребенок не просто смотрит на него или улыбается, а начинает активно гулить, тянуться к нему, принимать позу, предвосхищающую взятие на руки.
      На первый план все более явно выходит потребность не просто в присутствии взрослого, в глазном и тактильном контакте, а в его дифференцированном эмоциональном отклике. Как известно, лицо человека с первого месяца жизни является для младенца важнейшим и сильнейшим впечатлением. Однако теперь все более значимым становится выражение лица, улыбка близкого. Если до 2—3 месяцев любое лицо, даже маска или грубое изображение лица (круг и две точки вместо глаз) привлекает внимание младенца, то после 3 месяцев ребенок ждет именно улыбки. Дети чаще и дольше смотрят в лицо матери, когда оно выражает удовольствие. Более того, известно, что в этом возрасте при виде склонившегося над ним спокойного лица ребенок испытывает беспокойство и активно требует эмоционального участия.
      Так, около 4—5 месяцев малыш вместе с мамой активно включаются в разрешение новых задач организации взаимодействия. Главным становится разработка не столько удобных и приятных, но однообразных этапов ухода, сколько способов организации общения: активно накапливается арсенал привычных приемов установления и поддержания эмоциональной коммуникации. Ранее недифференцированный требовательный крик ребенка начинает постепенно приобретать интонации просьбы. Формируются способы эмоционального взаимодействия со взрослыми в самых разных ситуациях: подготовке к кормлению, переодевании, зарядке, игре. Игровое общение, как правило, опирается на ритмично организованное приятное сенсорное воздействие и на ритмы, задаваемые традиционно передающимися в семье, шутливыми и трогательными стишками, потешками, пестушками.
      Одной из самых распространенных и любимых форм получения общего удовольствия становится бесконечно повторяемая в этом возрасте игра в прятки — появление и исчезновение из поля зрения малыша лица взрослого, когда он сам закрывает свое лицо или на секунду лицо ребенка. Момент возобновления зрительного контакта обычно вызывает у малыша особый восторг и переживается им наиболее остро.
      Следующим важным направлением в развитии эмоционального взаимодействия становится появление способности переживать общее удовольствие от объединения внимания на приятном внешнем впечатлении. Постепенно в играх со взрослым все большее значение начинает приобретать общее сосредоточение на яркой цветной и звучащей игрушке. С ее помощью взрослый получает возможность не только успокоить малыша, но и отвлечь его, развеселить, поднять его активность. Важно повторить, что и в этих приятных обоим играх особое значение продолжают сохранять их ритмичность и повторяемость.
      Конечно, наибольшее удовольствие от такой игры ребенок продолжает получать вместе со взрослым, но тем не менее он все больше начинает играть с игрушками сам. А это значит, что он получает возможность развлекать и взбадривать себя приятными и разнообразными сенсорными впечатлениями. И взрослый целенаправленно подготавливает его к этой самостоятельной активности. Постепенно у малыша появляется способность уже не просто брать игрушку, но и координированно действовать ею, стучать, бросать, вертеть и т. п., получая разнообразные ощущения. Надо отметить, что пока они остаются ритмически организованными, повторяющимися, направленными в основном на воспроизведение определенного сенсорного впечатления, а не на активное обследование среды. Ребенку приятно именно такое воспроизведение ожидаемого результата. Согласно Ж. Пиаже этап преобладания в поведении подобных ритмически повторяющихся действий («циркулярных реакций») закономерен и охватывает значительную часть второго полугодия жизни ребенка.
      Вскоре после того, как ребенок начинает подтягиваться и опираться на ножки, для его поведения становятся характерными бесконечные «прыжки» и выбрасывание игрушек или пустышки из кровати. В присутствии и при участии взрослого эти однообразные действия превращаются в игровое общение. При этом ребенок получает удовольствие не только от сенсорного эффекта, но и от реакции близкого взрослого. Такой же циркулирующий характер приобретает в этом же возрасте и более ранняя игра в прятки. Ребенок уже сам может прятаться и показываться, ловя взгляд взрослого.
      Удовольствие от гарантированного повторения приятного эффекта позволяет ребенку самостоятельно поддерживать ощущения надежности и стабильности в отношениях с миром. В то же время именно на базе таких повторяющихся действий складывается большинство игровых ритуалов, организующих развернутое взаимодействие, устойчивое объединение внимания малыша и взрослого на внешнем объекте. На их основе ребенок и взрослый учатся управлять вниманием друг друга и координировать эмоциональные оценки. Разработка постоянно воспроизводящихся ритуалов эмоционально насыщенного взаимодействия подготавливает появление у ребенка умения обозначать привычные игровые ситуации.
      Возможность управлять вниманием друг друга проявляется в тот момент, когда ребенок начинает следить за взглядом и ждет просьб близкого, а у него самого появляется указательное движение взгляда и жеста. Раньше (до 5 месяцев) направленное обращение к взрослому было для ребенка не столь важно. Переживание «мы» было для него так едино и слитно, что его желания должны были выполняться автоматически, достаточно было просто обратить внимание на дискомфорт или активно «потребовать его устранения», и взрослый сам догадывался, что нужно сделать. Теперь, когда взаимоотношения все более дифференцируются, развиваются и формы взаимодействия: если до сих пор ребенок просто тянулся к объекту желания, то теперь он, протягивая к нему руки, обращает взгляд на взрослого — так рождаются первые обращения и указательные жесты.
      В это время развивается возможность более тонкой координации эмоциональных переживаний, более четко дифференцируется их коммуникативная функция. Помните, что раньше малыш просто пластично усваивал состояние близкого человека, «заражался» смехом, плачем, зевотой. Теперь на этой основе начинает созревать возможность активного дифференцированного подражания эмоциональным реакциям взрослых. Так, пятимесячный ребенок уже может имитировать выражение лица матери и с удовольствием рассматривает выражение своего лица в зеркале.
      Отработанная первоначально в игре способность различать эмоциональные состояния и их выражения позволяет координировать взаимоотношения в ходе общения. У ребенка появляется возможность активного и разнообразного воздействия на близких: к 6 месяцам он уже хорошо распознает основные эмоции всех членов семьи и начинает сам дифференцированно и адекватно выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение.
      Теперь коренным образом меняются его оценки эмоциональных проявлений близких. Известно, что для детей в первом полугодии жизни очень важна интенсивность внимания взрослого. В этом возрасте гнев, укоризна не так тяжелы для него, как безразличие. Именно в контакте с безразличным взрослым малыш выглядит встревоженным, угнетенным, огорченным, а через некоторое время попытки привлечь к себе его внимание резко ослабевают. В начале второго полугодия жизни дети начинают воспринимать выражение неудовольствия взрослого как нечто принципиально важное и соответственным образом реагируют на него: хмурятся, отстраняются, обижаются, плачут. Малыши начинают адекватно учитывать эмоциональную реакцию взрослого на происходящее вокруг и на собственные действия.
      Развитие избирательной ориентации ребенка на эмоциональные проявления близкого человека качественно меняет характер его отношений с окружением. Он становится более защищенным, душевно устойчивым, потому что его восприятие происходящего эмоционально опосредуется близким, он менее зависим от окружающей среды и более от эмоциональной реакции мамы. Она не просто успокаивает или подбадривает ребенка, а уже направленно организует его поведение. Близкий взрослый может уже более успешно «уговорить» ребенка чуть подождать, потерпеть состояние дискомфорта. По данным психологических наблюдений, семи-восьмимесячный малыш, как правило, отличается эмоциональной стабильностью в контактах с близкими. Большой вклад в достижение эмоциональной стабильности вносит устойчивая ориентация ребенка на эмоциональную реакцию матери.
      Развитие сложных дифференцированных отношений, формирование привязанности к маме, наработка привычных способов и форм коммуникации являются огромным достижением, что, однако, имеет свою оборотную сторону. Ребенок начинает сопротивляться и проявлять неудовольствие уже не столько в случаях нарушения привычных форм жизни, сколько при изменении привычных форм контакта с близкими. В этом возрасте интенсивное формирование избирательной привязанности к маме, потребность ориентироваться в происходящем на основе ее эмоциональной оценки заставляют малыша ощущать тревогу и растерянность в моменты, когда она уходит, даже ненадолго.
      Результатом успешного развития индивидуальных, эмоционально дифференцированных отношений с близкими взрослыми закономерно становится и появление характерной для возраста 8 месяцев тревоги при появлении чужого человека, при попытке постороннего взять ребенка на руки. В контакте с незнакомым человеком малыш проявляет либо испуг и неудовольствие, либо смущение и замешательство. Этот известный в психологии феномен не должен беспокоить близких, именно он свидетельствует о том, что ребенок уже хорошо различает своих и чужих.
      Младенец учится выделять мать еще до полугодовалого возраста. В это время дети обнаруживают свое умение узнавать близких: при взаимодействии с ними больше радуются и чаще проявляют инициативу, чем в контактах с посторонними людьми, — это так называемое положительное узнавание. Теперь ребенок нуждается не столько в постоянстве ухаживающего за ним взрослого (как это было на самых ранних этапах развития), сколько в привычных формах эмоционального реагирования матери.
      Проявления уязвимости ребенка ставят перед взрослыми новые задачи: помочь ему быть более самостоятельным, уверенным, спокойнее воспринимать перемены в жизни и временное отсутствие близкого. Способы разрешения этих задач первоначально начинают вызревать в общих играх. Основным содержанием игр, конечно, остаются и непосредственное эмоциональное «заражение», и общение вокруг игрушки. Вместе с тем все большее место в играх начинает занимать удовольствие от совместного переживания совершенно особых впечатлений, к которым малыш раньше относился отрицательно. Активность ребенка, его эмоциональная защищенность общностью с мамой теперь возрастают настолько, что его начинают привлекать и веселить впечатления, которые раньше пугали.
      Известно, что первые выраженные отрицательные реакции новорожденного связаны с внезапным нарушением равновесия, с резким движением, с быстрым приближением к нему какого-то объекта, с внезапным изменением привычных ритма и хода событий. Теперь в рамках общей игры подобные впечатления, наоборот, начинают вызывать его восторг: он хохочет, когда его «бодают», «догоняют», подбрасывают на коленях и на руках. При общем привычном удовольствии от раскачивания ребенка начинают смешить внезапные изменения ритма, его задержки, перебои.
      В игре теперь больше ценятся элементы новизны и неожиданности. Они вплетаются в общую, привычную для малыша ритмическую структуру, в привычно повторяющийся стереотип игры как впервые возникающий элемент сюжета, приключения: «Сейчас я тебя съем», «По кочкам, в ямку бух». Так ребенок начинает тренироваться в стойкости переживания ситуаций нарушения стереотипа, получает опыт переживания удовольствия от неожиданности, от «шутки».
      Повторение подобных впечатлений становится очень актуальным, потому что постепенно меняется весь жизненный уклад ребенка. В процессе роста он становится более активным, подвижным и чаще сталкивается с неожиданными моментами. Психологи отмечают, что именно в этом возрасте новое начинает меньше пугать малыша и больше доставлять удовольствия, он становится любопытнее, у него начинают складываться принципиально новые отношения с окружающим миром.
      До сих пор они с мамой совершенствовали организацию постоянного уклада жизни, ритуалов взаимодействия. Теперь вместе они начинают закладывать основы организации активных отношений с изменчивым миром, где на пути встают новые препятствия, на которых ребенок должен сосредоточивать свое внимание, решать увлекательные задачи по их преодолению. Впервые ребенок оказывается в ситуациях, связанных с нарушением привычного уклада повседневной жизни, с возникновением непредвиденных обстоятельств, справиться с которыми ему помогают взрослые в русле общей игры.
      В результате к концу первого года жизни у ребенка постепенно сходит на нет стереотипная «циркулярная активность» в действиях с предметами, игрушками. Важной становится не только повторяемость и надежность, но и новизна, открытие новых возможностей. Поэтому у малыша появляется способность быть более предприимчивым в обращении с игрушками и манипулировании ими. И снова возможности, полученные в игре, начинают постепенно использоваться ребенком для реальной адаптации к окружающему миру.
      В возрасте 9—10 месяцев у ребенка обычно наблюдаются первые попытки активного исследования ближнего пространства. Это становится возможным не только потому, что он начинает активно самостоятельно передвигаться (прежде всего пытается ползать, отрывается от мамы, исследует дальние и незнакомые места). Именно появление любопытства, возможности при нарушении привычного хода событий испытать не панику, а интерес лежит в основе развития настоящего исследовательского поведения. Индивидуальная предприимчивость малыша вызревает под защитой эмоциональной общности. Осваивая свои новые способности, он часто возвращается назад к маме, чтобы дотронуться до нее, поймать ее улыбку, именно она дает ему силы ползти в «неизвестность».
      Теперь ребенок может сосредоточиваться не только на интересующем его предмете, но и на препятствиях на пути к этому предмету. Он начинает «учитывать» препятствие, затем активно обследовать его, искать пути преодоления. Ребенок впервые получает возможность увидеть и оценить результаты своих проб и ошибок. Это открывает новые горизонты развития познавательной сферы, возможность продвижения в наглядно-действенном мышлении, постепенного установления конкретных причинно-следственных связей. Именно в это время появляются первые попытки малыша отодвинуть препятствие, дотянуться до нужной вещи с помощью палочки, другой игрушки, т. е. возникает первый опыт использования других предметов, что традиционно оценивается взрослым как серьезное достижение в познавательном развитии ребенка.
      Наряду с приобретением навыков самостоятельного передвижения в пространстве важнейшим достижением конца первого года считается появление активной речи. Вместе с тем неправильно было бы вести отсчет речевого развития с появления первых слов, которые характерны именно для этого времени. До этого во взаимодействии младенца с мамой и прежде всего в их играх уже был пройден важнейший этап развития так называемого протоязыка.
      Уже с первых месяцев младенец активно общался с близкими людьми с помощью гуканья, гуления. Присутствие близких, их речевое обращение стимулировали гуление. В эмоциональном взаимодействии малыш учился воспринимать интонации матери, других близких, начинал сам более четко выражать свои состояния, в его «речах» все чаще звучали фонемы родного языка. Он пластично усваивал их так же, как эмоциональное состояние мамы.
      Следующий, традиционно выделяемый этап речевого развития — период лепета. В этот период уже возникает способность ребенка устойчиво воспроизводить определенные сложившиеся сочетания звуков. В какой-то момент это превращается в его любимое занятие, как и другие формы циркулирующей активности. Лепет стимулируется участием взрослого и постоянно сопровождает общие игры. Все чаще ребенок начинает повторять за мамой и вплетать в свой лепет новые привлекательные для него звукосочетания. Интересно, что, если в этот момент мама снова повторяет за ребенком воспроизведенные им звуки, он начинает произносить их особенно активно. Постепенно его лепет приближается к звуковому строю родного языка.
      На этом фоне начинают фиксироваться общие для взрослого и малыша устойчивые обозначения наиболее привычных и любимых бытовых и игровых занятий. Закрепление за этими повторяющимися ситуациями первых словесных обозначений (бай-бай, ку-ку, бух, тик-так, пока) становится возможным благодаря опоре на сложившиеся к этому времени поведенческие стереотипы взаимодействия, на постоянно воспроизводящиеся эмоционально значимые ситуации. Таким образом, мы видим, что речевое развитие, так же как и познавательное, находится в тесной зависимости от становления форм эмоционального контакта и непосредственно от разработанности форм общей игры.
      Дифференциация стереотипа эмоционального взаимодействия, проявление в нем из слитного единства более определенных отношений взрослого и ребенка, разработка средств координации внимания и эмоциональных оценок готовят почву для появления первых настоящих слов. Они выражают просьбу, обращение, призыв и, наконец, указание (мама, дай). Использование ребенком слов-указаний и обращений, в свою очередь, принципиально меняет возможности организации взаимодействия.
      Слово начинает обозначать также и качество проявлений ребенка, качество происходящего с ним (хороший, нельзя, можно, бяка, бо-бо), подготавливая тем самым новую возможность регуляции его поведения. Пока же он сам использует эти слова для удовольствия, игры, подтверждения приятной повторяемости или новизны ситуации, своей способности ее контролировать. Таким образом, к концу первого года ребенок и его близкие переживают состояние не просто благополучия, а общего эмоционального подъема. Успехи очевидны: малыш владеет достаточно разработанным привычным стереотипом жизни, развитыми способами эмоционального взаимодействия с близкими, активен в освоении нового. Он находится в центре внимания всей семьи, его достижения обсуждаются при нем и вызывают всеобщее восхищение, что, безусловно, понимается ребенком.
      Малыш начинает демонстрировать свои умения по просьбе, и появление возможности произвольной организации сначала проявляется для него как увлекательная игра, средство усиления эмоциональной реакции взрослых. Не случайно на этом фоне появляются и первые реальные успехи в овладении элементами социально-бытовых навыков (с удовольствием обнимает и целует по просьбе, прощается, начинает проситься на горшок, может поддерживать чашку или ложку и т. п.) и в достаточно развернутых игровых ритуалах, таких, как «ладушки», «сорока-ворона». Очень важной в перспективе дальнейшего развития становится возможность более длительного объединения внимания ребенка с близким при каком-то общем действии, например при рассматривании картинки в книжке, показе петушка или собачки, демонстрации их действий и «разговора», слушании достаточно длинных детских стихов.

Категория: УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ | Добавил: admin (04.09.2014)
Просмотров: 189 | Теги: показатели развития ребенка младенц, Школа молодых родителей, Школа доктора Комаровского, младенец, режим дня ребенка, закаливание детей | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz