На рубеже второго года жизни - УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 21:21

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ

На рубеже второго года жизни

      Развитие ребенка до года представляет собой достаточно сложный процесс, в котором закономерно чередуются спокойные и напряженные периоды. Малыш выглядит то более благополучным в общении и играх, то более ранимым, тревожным, беспокойным.
      Эти изменения в развитии ребенка связаны с постепенным усложнением форм взаимодействия с окружающим миром, последовательным формированием основных средств организации поведения, которые появляются в тесном эмоциональном контакте с близкими людьми.
      Первый кризисный период развития отношений является необходимым и закономерным. Это известный в психологии кризис первого года, закономерно наступающий в начале освоения навыка самостоятельной ходьбы.
      Традиционно этот период не считается слишком трудным и часто действительно проходит достаточно сглаженно. Однако даже в самых благополучных случаях у детей в это время могут наблюдаться: нарушения режима сна и бодрствования, потеря аппетита, увеличение эмоциональной ранимости (плаксивости, обидчивости), а иногда и временная потеря уже имеющихся навыков (например, малыш может перестать проситься на горшок). Эти трудности, несмотря на кажущуюся неожиданность их появления, укладываются в общую логику развития отношений и диктуются ею.
      Попытаемся понять, каков характер возникающих проблем, в чем заключается их смысл и как можно помочь взрослому и ребенку в преодолении временно возникающих проблем.
      Овладение ходьбой резко меняет всю жизненную ситуацию: ребенок становится менее физически зависим от близкого; он сам передвигается и все чаще остается один на один в непосредственном взаимодействии с окружающим. Взрослый уже не является постоянным организатором его поведения, и временами малыш начинает терять его как непременный эмоциональный ориентир. В этот период происходит не только физическое, но и психическое отдаление ребенка от взрослого, т. е. его самоощущения выделяются из бывшего слитного переживания «мы».
      Сложности, которые испытывает ребенок в кризисный период, проявляются в том, что он остается один в потоке разнообразных впечатлений без пока не сложившихся индивидуальных способов активной организации отношений с окружающим миром и соответственно попадает под его влияние. Он может захватывать ребенка настолько, что это начинает мешать реализации уже сложившихся форм взаимодействия со взрослыми.
      Раньше взрослый был центром его мира, все действия взрослого были важны для него. Теперь малышу бывает трудно оторваться от того, что привлекло его внимание. Становится непросто дозваться малыша: он погружается в свои занятия — нанизывает колечки на стержень пирамидки, катает машинку, его захватывают такие действия, как пересыпание песка и перекладывание камушков.
      Характерными примерами поведения, которые психологи называют «полевым», являются попытки бежать безоглядно в направлении понравившегося предмета, совершать случайные действия, продиктованные ситуацией и свойствами предметов: бесконечно открывать и закрывать двери, влезать во все ящики, шкафы и коробки (даже не очень сосредоточиваясь на их содержимом), залезать на лестницу, стулья, «прилипать» к забору и т. п. При этом малыш может становиться неосторожным, терять чувство опасности. Мама, еще недавно жившая душа в душу с малышом и полностью владевшая его поведением, замечает теперь, что их отношения постоянно нарушаются нелепыми капризами. Так, например, на прогулке она часто не может увести малыша от какого-то случайного соблазна.
      При попытке подавить эти неудобные тенденции в поведении ребенка путем запрета, навязывания своей логики поведения взрослые сталкиваются с тем, что ранее послушный и довольный ребенок становится упрямым, капризным, демонстрирует яркие протестные реакции — негативизм, агрессию (может даже укусить или ударить взрослого). Таким образом, мама может почувствовать, что теряет эмоциональный контроль над ситуацией взаимодействия с малышом.
      Все это может очень расстраивать и маму и малыша, до сих пор живших в полном согласии. Ребенок уже знает, что он хороший, и дорожит этим, ему обидно терять свою «репутацию», а мама, особенно неопытная, часто воспринимает возникающие сложности как незаслуженное оскорбление. Мама должна понимать, что малыш продолжает ее любить, он хочет быть послушным, но находится в трудных обстоятельствах, так как пока не может сам противостоять соблазнам «полевого» поведения и нуждается в помощи близких в организации более активных и самостоятельно осмысленных и выстроенных отношений с миром.
      Выход из первого кризисного периода развития отношений будет менее болезненным, если взрослый не станет перекладывать вину за разлад на ребенка и поймет, что трудности в организации поведения создает его непосредственная «захваченность» происходящим вокруг. В этом случае взрослый, не вступая в конфликт ни с малышом, ни с «полевыми» тенденциями, может скорее использовать «попутные течения». Пытаясь переключить внимание ребенка в правильном направлении и отвлечь его, он находит другие яркие впечатления. Большую помощь в этом оказывают уже наработанные в семье средства взаимной организации внимания — указательный жест и слово-указание.
      Каждая внимательная мама знает, что у ребенка не возникнет серьезной протестной реакции на прогулке, если не пытаться всякий раз оттаскивать его от лужи или забора, запрещать подбирать камушки, а постараться переключить его внимание на другой объект: «Вон птичка полетела!», «Смотри, какая машина!», использовать другие отвлекающие моменты, которые тоже наглядно задаются «полем»: «Побежали вон по той дорожке», «Ой, какая лесенка!».
      Характерно, что подобные приемы приняты для организации поведения годовалого ребенка. Их обычно предлагает опытная бабушка. А вот неопытную маму могут сильно расстроить неожиданные изменения в отношениях с малышом. Часто она пытается усовестить его, требуя хорошего поведения в тот момент, когда он просто не может выполнить ее просьбу. Например, малыш не может прервать свое незаконченное действие (не долистать книжку, не дособирать пирамидку, не вытряхнуть все из коробки и т. п.).
      Конфликты часто возникают и в связи с характерными для этого кризисного периода трудностями в организации режимных моментов: посадить на горшок уже до этого просившегося ребенка; разлад в ситуации кормления, когда уже державший в руке ложку ребенок, вместо того чтобы нести ее в рот, начинает размазывать по столу еду; с выходом на улицу на прогулку и возвращением домой; с укладыванием спать и т. д. Возникновение устойчивого конфликта может стать причиной обострения описанных выше проявлений кризиса, которые в других случаях могут быть более сглажены.
      Не надо думать, что выполняя отвлекающие действия в ответ на капризы ребенка, взрослый идет у него на поводу. Они помогают организовать правильное поведение малыша, позволяют сохранить эмоциональную связь с ним и комфорт во взаимодействии, необходимые представления о себе как о хорошем, послушном ребенке.
      В развитии этих новых средств организации поведения огромное значение имеет эмоциональное взаимодействие с ребенком. Помощь оказывается близкими совершенно естественно и не рассматривается ими как какое-то специальное усилие. Именно в это время с ребенком начинают очень детально проговаривать не только те действия, которые совершаются с ним в данный момент (как это было до года), но и те действия, которые возможны в ближайшем будущем («Сейчас мы купим молочка, а потом пойдем на горку, поздороваемся с детками, покатаемся немножко и пойдем домой...»). Характерно, что ребенок начинает с удовольствием слушать истории о себе, о своих «подвигах». Такой смысловой комментарий помогает удержать направление общего движения в сиюминутной ситуации и ввести ее в общий жизненный контекст, поддержать эмоциональную связь с малышом в этот непростой для него момент развития.
      Известно, что довольно скоро и сам ребенок начинает комментировать вслух свои действия и происходящее вокруг. Такая речь не связана только с коммуникативным общением. Л. С. Выготский определил ее как «планирующую функцию», т. е. средство, помогающее выстроить свою осмысленную линию поведения, отстоять независимость от случайностей. И этот необходимый инструмент организации поведения ребенок получает тоже в процессе вроде бы необязательного эмоционального общения с близкими взрослыми.
      Благополучный выход из первого кризисного периода в значительной степени зависит от внимания и чуткости взрослых, ухаживающих за малышом. Общаясь и играя с ним, они должны учитывать логику его развития: предлагать доступный уровень эмоциональных отношений и готовить малыша к следующему шагу. Перед матерью стоит задача эмоционально поддержать ребенка, настроить его на активный контакт с окружающим миром. Это помогает закрепить уже имеющийся положительный опыт взаимодействия с окружением, увеличить выносливость и гибкость малыша в освоенных формах контакта, игры, обследования среды, подготовить к освоению новых, все более сложных форм самостоятельной жизни.

Категория: УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ | Добавил: admin (04.09.2014)
Просмотров: 157 | Теги: Школа молодых родителей, Школа доктора Комаровского, показатели развития ребенка младенц, младенец, закаливание детей, режим дня ребенка | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz