Учимся говорить - РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 04:52

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Учимся говорить

На втором году жизни ребенка быстро развивается понимание речи окружающих; качественно и количественно растет активный словарь; малыш усваивает произношение некоторых звуков родного языка (правда, не всех); начинает говорить фразами. Значительно усложняется общение с окружающими.

Освоение словаря

В раннем возрасте понимаемый словарь ребенка значительно шире, чем активно используемый. В конце первого года жизни, даже если ребенок не произносит ни слова, он понимает значение примерно 30 слов.

На втором году жизни ребенок усваивает названия предметов, объектов и связанных с ними наиболее характерных действий: птичка поет, клюет зернышки; киса лакает молоко, умывается, мяукает; ложкой едят; из чашки пьют; из кубиков строят дом, забор, дорожку и т. п.

Малыш знакомится с простейшими качествами предметов: цветом, формой (шарик, кубик, кирпичик), размером (большой, маленький), вкусом (сладкий, кислый, соленый). Ему доступно понимание и более сложных качеств (например «мягкий, теплый, холодный»); некоторых оценочных определений (плохо – хорошо, красивый, нельзя, нужно и др.).

Ближе к полутора годам ребенок может понять сюжет, например, инсценировку из нескольких взаимосвязанных действий. Отвечая на вопросы, он вспоминает, где были («Гуляли на площадке»), что делали («Кормили птичек крошками»), кого (что) видели («Видели красивую красную машину»).

Активный же словарь растет медленно. Время появления первого слова у детей разное. Одни начинают говорить в 7–8 месяцев, другие после года. Растет активный словарь в течение года тоже неравномерно. Запас слов годовалого ребенка колеблется от 5–8 до 15–20 слов, в нем много облегченных слов, понятных только в конкретной ситуации. До полутора лет он увеличивается всего в 2–3 раза. Во втором полугодии этот процесс становится интенсивным. И к двум годам активный словарь состоит уже из 200–300 слов. У мальчиков второго года жизни активный словарный запас меньше, чем у девочек.

У некоторых детей период медленного нарастания активного словаря затягивается примерно до 1 года 10 месяцев. В этот период они почти не пользуются словами, а как бы «подспудно» накапливают лишь слуховые образы слов. После периода молчания вдруг происходит резкий скачок: в высказываниях детей появляется много новых слов, в том числе трудных для произношения.

Если активный словарный запас ребенка растет медленно, но относительно равномерно, то артикуляционный аппарат малыша совершенствуется на простых по звуковому составу словах. Если же в словаре ребенка за короткий срок как бы «вдруг» появляется сотня новых слов, среди которых есть сложные, то всегда есть опасность появления дефектов произношения, которые порой преодолеваются с трудом.

Освоение активного словаря может временно приостановиться при увлечении малыша ходьбой, действиями с игрушками.

Иногда в затруднениях, связанных с освоением активного словаря, виноваты родители. Видя, как относительно легко формируется у ребенка связь между предметами, действиями и их названиями (понимание), взрослые довольствуются поручениями: «Покажи, где глазки у куклы? Дай мисочку. Принеси свои сапожки» и т. п. Все эти фразы предполагают ответ действием, жестом, но они не стимулируют ответ словом. (Ребенок все понимает, но не говорит.)

Порой у взрослых не хватает терпения дождаться от ребенка ответа словом. Слишком велика разница между тем, как быстро может ответить взрослый и как отвечает малыш. Взрослый, например, на предложение «Скажи (повтори) слово» произносит слово через 0,4–0,6 сек, а малыш до полутора лет делает это спустя 30–40 сек, да и то после нескольких просьб. И даже после полутора лет нередки (хотя и не столь продолжительны) ответы-последействия. Ребенка уже спрашивают о другом, а он отвечает на предыдущий вопрос. На третьем году ответы-последействия наблюдаются всего в 0,9 % случаев.

Стимулирует произношение слов использование специальных приемов, например, подражания. Подражанию учат уже в конце первого года жизни, превращая игру лепечущего малыша в перекличку: ребенок произносит слоги, а взрослый повторяет их, потом он предлагает малышу произнести эти же слоги, постепенно добавляя к ним новые.

Если ребенок умеет подражать, ему нетрудно будет выполнить задания: «Скажи „киса". Как собака лает? Скажи „ав-ав"».

Задания, предполагающие ответ словом, должны учитывать артикуляционные возможности малыша. Его первые слова возникают из лепета, они несложны для произношения (мама, папа, баба), как и слова-звукоподражания.

...

Когда в семье молодого педагога появился первенец, отец принял деятельное участие в его воспитании: «Никаких „му-му, ту-ту, ав-ав!” Ребенок с самого начала должен слышать и произносить обычные слова». Но мальчик молчал, хотя ему перевалило далеко за год. Тогда мама увезла сына в деревню к бабушке. И здесь старый народный прием почти сразу дал результат. Естественно, что при воспитании второго ребенка его использование не оспаривалось.

Малышу до полутора лет нужно дать возможность ответить доступным ему способом.

Но звукоподражания нужно вовремя заменять обычными словами. Для того чтобы обеспечить этот процесс, предметам и действиям с самого начала дают двойное обозначение: «часы – «тик-так», птичка – «пи-пи», спать – «бай-бай». И, разговаривая с ребенком старше полутора лет, используют обычные слова, чтобы он мог запомнить их, а затем произнести правильно. Например, чтобы ребенок усвоил слово «собака», ему можно задавать такие вопросы: «Кто это?», «Скажи „собака"», «Кто пришел (ушел)?», «Кто спит в домике (на коврике)?», «Кто испугал девочку?», «Кого мы видели на прогулке?», «Кто просит сахар у мальчика?», «Кто с детками играет и очень громко лает?»

В таких ситуациях ребенок радуется возможности высказаться, а вы незаметно подводите его к освоению грамматического строя речи.

Часто можно наблюдать, как во время ходьбы ребенок что-то лепечет, напевает, придумывает звукосочетания, иногда рифмы. По мнению К. Чуковского, это свидетельствует об обостренном языковом чутье малыша. Хорошо, если вы будете включаться в такие игры, повторять звуковые находки ребенка. Но относиться к ним нужно именно как к игре. Между тем родители часто закрепляют несовершенные образцы и случайные изобретения малышей.

...

Например, в одной семье малыш называл конфету «кай-кай», картошку – «кокотка», капюшон – «касипом», слово «смотреть» произносил как «сопеть». И родители, обращаясь к ребенку спрашивали: «Тебе кай-кай дать? Кокотку будешь кушать? Давай снимем касипом! Будешь сопеть телевизор?»

На втором году жизни у детей формируется умение обобщать. Например, слово «кукла» ребенок относит ко всем куклам: большим и маленьким, одетым и голышам. Затем он начинает понимать, что словом «игрушки» обозначают и кукол, и пирамидки, и машинки. Помогает ему в этом возможность разнообразно действовать с окружающими предметами и самому обозначать их словами.

При внимательном наблюдении в высказываниях детей второго года жизни можно встретить довольно сложные обобщения. Приведем пример.

...

За обеденным столом собрались близкие двухлетнему Денису люди: бабушка, дядя Алеша, два брата (Павлик и Дима) и другие. На лице и в голосе Дениса радость: «И Паюся сидит, и баба, и Дима. Мого (много) люди».

Близок к обобщению процесс освоения многозначности разных частей речи. С вашей помощью ребенок начинает понимать, что одно и то же слово, например «надень», может относиться к разным предметам или действиям. Иногда малыши и сами используют слова в ситуации, внешне сходной с уже знакомой. Например, когда журят за проступок, малыш, оправдываясь, говорит: «Я нечаянно».

...

Денис (1 год 10 месяцев) на прогулке вдруг начинает кашлять. Его спрашивают: «Ты что же это кашляешь?» Он виновато отвечает: «Нечаянно», – хотя кашель не проступок.

Лето в деревне. Денис (2 года) ежедневно видит, как вечером хозяйки встречают коров, и каждая загоняет свою во двор. Естественно, в этой ситуации он понимает слово «загнать». Как-то ребята, среди которых был старший брат Дениса – Павел, играли недалеко от дома. Бабушка позвала Павла ужинать, но мальчик продолжал играть: «Сейчас… Еще немножко!» Бабушка сокрушенно вздыхает: «Никак не загонишь…» Денис тотчас берет хворостину и гонит Павла домой. Брат, смеясь, убегает и скрывается в сенях. Денис садится на завалинку и удовлетворенно произносит: «Все. Загнал!»

Вместе с тем в незнакомой ситуации дети, даже хорошо понимая значение слова, иногда переходят на привычную им систему соподчиненности.

...

Диме (2 года 2 месяца) воспитатель показывает изображение цыпленка. Дима правильно называет его и добавляет: «А у него нету мамы». Роется в картинках, вытаскивает изображение петуха и говорит: «Это его мама». Воспитатель смеется и, поправляя мальчика, показывает ему изображение курицы. Но Дима продолжает настаивать, тогда воспитатель спрашивает: «А папа кто?» Дима отвечает: «Петух». «А маму как зовут?» – интересуется педагог. Малыш отвечает: «Саша», – имея в виду свою маму. Неточно поставленный вопрос, и малыш сразу «выпадает» из ситуации конкретного разговора.

Этот феномен сохраняется до конца пятого года. Вспомним пример из книги К. Чуковского «От двух до пяти». Девочка, побывав в цирке, считала, что слово «ученые» относится только к собакам. Поэтому, услышав разговор о том, что отец ее подружки «ученый», она тотчас спросила: «Так Кирочкин папа собака? Да?»

Освоение грамматического строя речи

В начале второго года жизни ребенка функцию предложения выполняют отдельные слова, произносимые и понятные только в конкретной ситуации, например слово «мама» может обозначать и «Дай яблоко», и «Боюсь собаки», и «Ушибся, пожалей», и «Возьми на ручки».

В речи детей старше полутора лет появляются предложения, состоящие из 2–3 слов, а к двум годам – фразы из 4–5 слов.

Малыши обычно пользуются простыми предложениями, часто неполными («Везет мишку» – о девочке). Кроме повествовательных и восклицательных, дети употребляют вопросительные предложения. («Мама купила ковеку (конфетку)?») Из вопросительных слов раньше всего в речи детей появляются слова: «где?» «куда?» «какой?»

Одновременно дети осваивают разные способы согласования и управления, хотя и в два года они допускают много ошибок: «Где она, моя баба?» «Где она, Дима (брат)?»

Дети второго года жизни начинают правильно употреблять слова в единственном и множественном числе; существительные в родительном и винительном падежах, пользоваться уменьшительными суффиксами; изменять глаголы по временам, образовывать повелительное наклонение. («Отдай носок!»)

Под влиянием каких условий и с помощью каких приемов дети осваивают грамматический строй речи? Помогает ли им в этом способность к подражанию? По большому счету нет. Грамматический строй родного языка настолько многогранен, а ситуации, в которых ребенку нужно или хочется высказаться, настолько изменчивы, что нельзя дать образец на каждый случай. Но грамматически правильная речь окружающих не может косвенно не влиять на этот процесс.

Дети хорошо запоминают и воспроизводят «крылатые выражения» домашних, особенно имеющие яркую эмоциональную окраску.

...

Денис (1 год 10 месяцев) недавно упал. Подозревают сотрясение мозга, предписано лежать, что трудно выполнимо, поскольку мальчик очень подвижен. Денис лежит на тахте рядом с отцом и рассматривает иллюстрации в книге. Вдруг Денис срывается с места и убегает со словами: «Все, надоело, елки-палки». Эту фразу часто произносит старший брат, когда его заставляют что-либо делать.

Два месяца спустя. Денис в деревне. В течение нескольких дней он усвоил напевный, немного протяжный местный говор: «Ба-а-б Дунь… Куда пошла?» – говорит Денис, обращаясь к проходящей мимо старенькой соседке: Она тоже протяжно, нараспев отвечает: «В огород, Денечка, в огород. Картошку копать». Денис: «Ну-у… иди-и, иди-и!»

Помогая ребенку осваивать грамматический строй родного языка, важно побуждать его к высказываниям. Так, например, детям трудно согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными мужского и женского рода. Если же инсценировать сказку «Теремок», то двухлетний ребенок быстро научится отвечать на вопрос: «Кто пришел (или ушел)?» (Лиса (лягушка) пришла, волк (или заяц) пришел.) Стимулом в этом случае является желание получить игрушку. (Если не угадал, то персонаж возвращается в теремок.)

Главным же приемом, способствующим освоению ребенком грамматического строя речи родного языка, являются ваши объяснения (что для чего нужно), вопросы, помогающие малышам уяснить назначение предметов, смысл действий, причинно-следственные и временные отношения. Эти объяснения и вопросы настолько интересны детям, что они сами нередко пускаются в объяснения, даже тогда, когда их просто просят повторить слово.

...

Ире (2 года) показывают картинку с изображением цыпленка и спрашивают: «Кто это?» Не отвечая на вопрос, девочка произносит с жалобной интонацией: «Маленький. Мамы его нет».

Дима (2 года), не отвечая на вопрос: «Что это?» (о чашке), – произносит: «Чай пить, водичку».

И, наконец, важным условием активизации грамматически оформленных высказываний ребенка является включение его в повседневные дела близких. Возможность участвовать в общих делах доставляет малышу радость, реализующуюся в высказываниях. Это как бы отчет – констатация, отражающая суть события.

...

Денис (1 год 11 месяцев) идет из магазина, прижимая к груди батон и поглаживая его. Дома объявляет: «Вот, хлеб купили».

Формирование звуковой культуры речи

Слова, произносимые детьми второго года жизни, несовершенны в звуковом отношении. Часто отмечаются пропуски звуков: «атина» (машина). Особенно это заметно в словах со слиянием согласных: «мого» (много), «де» (где), «пать» (спать). Встречается замена звуков: «беди» (беги), «пухой» (плохой), «Паюся» (Павлуша).

Одно и то же слово ребенок может каждый раз произносить по-разному, например: «Вава, Ваа, Вака, Бася, Ваяя» (Вася).

Попытки взрослых исправить неправильное произношение звуков в слове с помощью приема «скажи, повтори» у детей 1–2 лет, как правило, кончаются неудачей. Это под силу лишь малышу третьего года жизни. Но этот прием нужно обязательно использовать и на втором году жизни, чтобы в памяти ребенка закрепился слышимый образец. Делают это не навязчиво, не добиваясь улучшения произношения. Ориентироваться на этот прием важно по двум причинам.

Во-первых, ребенок не видит, как артикулируются соответствующие звуки. Слова он воспринимает только на слух.

Во-вторых, когда значительно увеличивается словарь и малыш начинает говорить фразами, может ухудшиться произношение даже хорошо усвоенных звуков. Приведем пример.

...

Девочка (1 год 6 месяцев) хорошо произносила звук п в словах «папа», «пить», «пила»; звук м — в словах «мама», «Маня», «муха»; звук б— в словах «баба», «бусы».

А в возрасте двух лет она не могла произнести звук п в словах «пюре, помидор»; звук м – в слове «машина»; звук б— в словах «башня», «башенка» (пирамида)».

Правильность произношения звуков может ухудшиться при заболевании ребенка, резкой смене условий его жизни.

Несовершенства звукопроизношения объясняются несовершенством слуха и речедвигательного аппарата ребенка. Так, дети не всегда различают сходно звучащие слова, например: «лейка – тарелка, шарф – шкаф» и др. При овладении произношением нового согласного звука наблюдается его смягчение по причине излишней напряженности мышц.

Освоение правильного произношения предполагает интонационную выразительность. Она формируется не только в обычном разговоре, но и при чтении фольклорных и литературных произведений.

Развитие речевого общения

К двум годам речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми. Малыш не только отвечает словами, фразами на вопросы и просьбы членов семьи, но и сам обращается к ним с просьбами, жалобами, сообщениями о своем самочувствии и др.

Потребность ребенка в общении постоянно совершенствуется, в основном в процессе разнообразной совместной деятельности, объектно-направленного и даже «делового» общения с близкими.

Обогащает речевое общение детей младше полутора лет и такой прием. Ребенку задают вопросы типа: «Куда Маша пойдет? Гулять?» или «Что тебе дать? Булочку?» Сначала малыш только повторяет: «Гулять… Булочку». Позже он сам может ответить на подобные вопросы в любой знакомой ситуации.

Ребенку старше полутора лет дают поручения речевого плана: «Скажи папе: «„Тебе звонят”». «Попроси у мамы ложку». «Позови Женю, скажи ему: „Иди обедать”».

Не менее важно формировать у ребенка умение проявлять добрые чувства по отношению к близким людям и благодарно принимать знаки внимания к себе. Уже в начале второго года жизни малыш может жестами передавать значение слов: «пожалей», «приласкай», «скажи „до свидания” („спасибо”)».

...

Денис (1 год 11 месяцев) «разговаривает» с бабушкой по телефону. Заканчивая разговор, она говорит: « Я тебя люблю и целую» – и издает звук поцелуя. Денис после короткой паузы: «Поцелуй еще».

Проявление добрых эмоциональных отношений важно для ребенка. Оно вызывает у него чувство защищенности. Не менее важно это и для близких ребенку людей. Это своеобразная награда за их повседневный труд по воспитанию малыша. Разве не тронут бабушку слова внука: «Я тебя ждал. А ты все не шла и не шла. Я скучал, скучал…»

Культура чувств и отношений в семье должна быть предметом особой заботы взрослых. Члены семьи должны следить и за своим словарем, и за интонацией, и за тем, как они реагируют на «проступки» друг друга. Некоторые ЧП в семье могут вызвать у малыша настоящий стресс.

...

Семья переехала в новый район. Младшие школьники выбрали для игры место на стройке. Девятилетний мальчик влез в емкость с незастывшим бетоном. Вытащили его рабочие, вернувшиеся с обеда. Босого они привели его домой. Сапоги остались в бетоне. После бурного разговора рабочих с родителями мальчик получил от отца пару хороших шлепков. Младший брат был напуган, не спал ночью, плакал. На вопрос: «Что с тобой?» – отвечал: «Болит живот».

Приобщение ребенка к книге

Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения. При этом ваша речь должна быть выразительной, напевной. Старайтесь пробудить у ребенка радостные эмоции, сопереживание персонажам.

Вызывайте у ребенка интерес к иллюстрациям: сопровождайте чтение рассматриванием картинок, рассказывайте, что на них нарисовано, просите малыша назвать и показать изображения. Многократно читайте ребенку полюбившиеся ему книжки. Побуждайте его «читать» вместе с вами: делайте остановки во время чтения, чтобы малыш мог закончить строчку. Предлагайте ему самому «почитать» хорошо знакомую сказку Совместное чтение – один из самых действенных способов развития речи ребенка и прекрасный способ общения.

Для чтения детям второго года жизни лучше всего подходят короткие сказки с повторяющимися фразами, например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».

Читайте ребенку стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера, 3. Александровой, Э. Мошковской, И. Токмаковой, В. Берестова, небольшие стихотворения или отрывки из них – А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова. Даже если ребенок не все поймет из прочитанного, он будет приобщаться к красоте родного языка, получит удовольствие от напевности поэтических строк.

Самым маленьким детям, которые еще не умеют перелистывать тонкие страницы книги, покупайте книжки небольших форматов с толстыми страницами и яркими картинками.

Не ругайте малыша за нечаянно порванные книги. В раннем возрасте, когда у детей плохо развита мелкая моторика, это неизбежно. Терпеливо приучайте ребенка бережно относиться к книгам. Учите его перелистывать страницы книги. Если ребенок порвал книгу, вместе «полечите» ее.

Категория: РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (15.09.2013)
Просмотров: 445 | Теги: показатели развития ребенка второго, обучение и воспитание малышей 2-х л, закаливание детей, режим дня ребенка, ребенок второго года жизни | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz