Важным этапом социально-личностного
развития является формирование привязанности к близким людям.
Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает
складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко
проявляется на протяжении второго года. Обычно, хотя и не всегда, первым
объектом привязанности является мать, чуть позднее (через 1–2 месяца)
ребенок начинает проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам,
бабушкам и дедушкам.
Привязанность ребенка имеет следующие
особенности. Во-первых, объект привязанности более чем кто-либо другой
способен успокоить, утешить малыша. Во-вторых, в поисках утешения
ребенок чаще всего обращается к объекту привязанности, а не к другим
людям. Наконец, в присутствии объекта привязанности дети реже испытывают
страх. Такая эмоциональная привязанность имеет определенную ценность с
точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство
безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым,
неизвестным и проявляется ярче, когда он испытывает страх. Ребенок может
на обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым
человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но,
стоит его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за
поддержкой к матери или отцу.
С помощью объекта привязанности ребенок
оценивает степень опасности новой ситуации. Например, малыш,
приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на
мать. Если вдруг на ее лице отразится тревога или она произнесет что-то
испуганным голосом, ребенок также проявит настороженность и,
отвернувшись от игрушки, побежит к матери. Но, если она улыбнется и
обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к предмету.
Примерно в то же время, когда ребенок
устанавливает тесные, наполненные любовью связи с близкими взрослыми, он
начинает демонстрировать и негативные эмоциональные реакции, что
может озадачивать и даже раздражать самую терпеливую маму. Речь идет о
страхе перед незнакомцем и тревоге по поводу разлуки с матерью
(сепарационная тревога).
...
Саша (1 год
2 месяца) сидит на полу и играет в кубики. Мать вводит в комнату
незнакомого человека. Незнакомец подходит к ребенку и говорит: «Привет,
Саша! Как дела?» Малыш прекращает игру, на мгновение замирает, глядя на
незнакомца, затем отворачивается, хнычет, ползет к маме и забирается к
ней на руки. Находясь на руках у мамы, ребенок чувствует себя в
безопасности и вскоре начинает проявлять интерес к незнакомцу.
Страх перед чужими людьми, выражающийся в
реакции настороженности, обычно достигает своего пика в возрасте 8—10
месяцев и постепенно уменьшается по интенсивности в течение второго года
жизни.
Многие дети, у которых сформировалась
привязанность к близким людям, начинают проявлять явные признаки
дискомфорта при разлуке с объектом привязанности. Годовалый малыш может
заплакать, увидев, что мать одевает пальто и берет сумку, готовясь пойти
в магазин. А ребенок, которому 1 год 8 месяцев, будет цепляться за
мать, провожая ее до двери, плакать и умолять не уходить. Тревога по
поводу разлуки с матерью начинает проявляться во втором полугодии
первого года жизни, достигает кульминации в период 1 года 2 месяцев – 1
года
6 месяцев, а затем постепенно становится
менее частой и интенсивной. Но даже младшие школьники и подростки могут
проявлять признаки тревожности и депрессии в случае долговременной
разлуки с теми, кого они любят.
Страх перед незнакомцами и сепарационная
тревога имеют глубинные причины и свойственны всем детям. Однако реакция
детей на чужого человека и разлуку с матерью различаются: одни
практически равнодушны к этим событиям, в то время как другие испытывают
неподдельный страх. Исследования психологов показали, что причиной
столь разных реакций служат индивидуальные различия в надежности сформированных привязанностей.
Привязанности, которые дети устанавливают с
близкими людьми, несомненно, различаются по качеству. Один ребенок
рядом с мамой чувствует себя спокойно и уверенно, а другой напряжен и
встревожен. У одних детей складываются надежные привязанности к близким,
а у других нет. Для того чтобы понять, почему это происходит,
рассмотрим, что способствует развитию привязанности между родителями и
детьми.
Прежде всего это способность взрослого
чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд,
улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые
быстро и позитивно реагируют на проявленную инициативу, вступают с ними в
общение и взаимодействие, соответствующее их познавательным
способностям и настроению. Для иллюстрации рассмотрим следующие
ситуации.
...
Алена (1
год 6 месяцев) играет на полу с игрушками. Мать подходит к ней и
наблюдает за игрой: «Какая красивая кукла! Ты положила ее в кроватку и
накрыла одеяльцем, молодец, Аленка!» Девочка улыбается и продолжает
играть. Мама берет книгу и начинает читать. Через несколько минут Аленка
берет детскую книжку, подходит к матери и пытается забраться к ней на
колени. Мать сажает дочку на колени и спрашивает: «Хочешь, чтобы я
почитала тебе эту книжку?» Аленка утвердительно кивает, и мать начинает
читать.
Катя (1 год 6 месяцев) играет с игрушками.
Закончив свои дела, мать говорит ей: «Иди ко мне, я почитаю тебе
интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно
играть с куклой. Мать берет дочку на руки и говорит: «Давай почитаем».
Катя вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам. Позднее,
закончив игру, она берет детскую книжку, подходит к маме, пытается
залезть к ней на колени. «Нет, – говорит мама, – ты не хотела читать,
когда я тебе предлагала, а теперь я занята».
В первой ситуации мать отзывчива и
внимательна к ребенку, она ориентируется на его потребности (дала
возможность доиграть), чутко реагирует на собственную инициативу малыша
(просьба почитать книжку). Во второй ситуации мать склонна «подстраивать
ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.
Необходимыми качествами, способствующими
развитию привязанности ребенка к матери или отцу, являются теплота,
мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная
поддержка. В зависимости от поведения родителей, особенностей их
взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип
привязанности к ним.
Наиболее известной методикой оценки
качества привязанности детей 1–2 лет является тест «Незнакомая
ситуация», предложенный американским психологом М. Эйнсворт. Тест
позволяет изучить поведение ребенка в присутствии и в отсутствии матери,
а также в ситуации, когда он находится наедине с незнакомцем. Тест
состоит из нескольких эпизодов длительностью 3 минуты каждый.
Этот тест позволяет судить о характере
привязанности на основании степени огорчения ребенка после ухода матери и
его поведения после ее возвращения. Кроме того, в ходе эксперимента
можно установить, использует ли ребенок мать как «безопасную базу» для
исследования новой обстановки, игрушек. Результаты исследования выявили 4 вида привязанности ребенка к близкому взрослому.
Надежная привязанность. Дети с таким
типом привязанности активно исследуют окружающий мир, находясь рядом с
матерью; расстраиваются, когда она уходит; радуются, когда она
возвращается, часто ищут контакт с ней, помогающий преодолеть стресс.
Малыши дружелюбны к незнакомцу в присутствии матери.
Тревожно-сопротивляющаяся привязанность. Такие
дети даже в присутствии матери проявляют очень слабую исследовательскую
активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный
стресс. Но, когда она возвращается, малыши испытывают амбивалентные
эмоции: они тянутся к матери, но, явно сердясь за ее уход, отталкивают.
Эти дети не доверяют незнакомцам даже в присутствии матери.
Избегающая привязанность. Дети с
этим типом привязанности также демонстрирует непрочную привязанность.
Они не возражают против ухода матери и не обращают внимания на ее
возвращение. Эти малыши довольно общительны с незнакомцами, но могут
избегать и игнорировать их, так же как и мать.
Дезорганизованная привязанность. Поведение
детей с этим типом привязанности характеризуется смешением тенденций
избегания и сопротивления. Эти дети неуверенны при встрече с матерью,
они не знают, приблизиться к ней или, наоборот избежать встречи с ней.
Каким же образом привязанность, заложенная в
раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем? В процессе
многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у
ребенка формируются так называемые рабочие модели себя и других людей. В
дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях,
интерпретировать их и соответствующим образом реагировать на них.
Внимательные, заботливые родители формируют
у ребенка чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую
модель окружающих. Дети, у которых сложилась позитивная модель себя и
других людей, формируют надежную привязанность к близким людям, обладают
достаточной уверенностью, позволяющей им справляться с новыми
ситуациями. В дальнейшей жизни они способны устанавливать надежные,
доверительные взаимоотношения с друзьями, супругами и своими
собственными детьми.
В случае, когда мама, хотя и удовлетворяет
физические потребности ребенка, но практикует навязчивый стиль
взаимоотношений с ним, у малыша формируется позитивная модель Я,
соединенная с негативной моделью «других». У ребенка складывается
привязанность избегающего типа, происходит обесценивание тесных
эмоциональных уз.
Негативная модель Я и позитивная модель
«других» формируется вследствие того, что ребенок способен, но чаще не
имеет возможности привлечь к себе необходимое ему внимание матери. Мать
то проявляет по отношению к малышу любовь и нежность, то игнорирует его.
В результате у ребенка формируется привязанность сопротивляющегося
типа. В дальнейшем у него возникнут трудности с установлением надежных
эмоциональных отношений с другими людьми. Поведение таких детей
отличается неустойчивостью, зависимостью от взрослых, требованием
постоянного внимания к себе, неуверенностью в своих возможностях.
Негативная «рабочая модель» себя и других
людей соответствует привязанности дезорганизованного типа. Такие дети
испытывают страх при установлении взаимоотношений с другими людьми,
боятся, что их могут обидеть. |