Организация прогулок - РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Понедельник, 05.12.2016, 03:28

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Организация прогулок

На втором году жизни ребенка продолжают развиваться уже имеющиеся у него навыки, а также закладывается основа будущих умений, впоследствии необходимых для поступления в школу. В частности, развиваются и усложняются зрительное восприятие (которое будет играть большую роль при освоении навыков письма, чтения, рисования, счета), слуховое восприятие (имеет важное значение при развитии речи, письма и чтения). Существенно обогащается речь ребенка, являющаяся основой передачи и усвоения знаний.

Именно на втором году жизни малышу предстоит усвоить многие важные сенсорные эталоны. Активность ребенка в этот период должна способствовать развитию речи и навыков общения, механизмов мышления, двигательной координации, памяти. Все эти задачи трудно решить в стенах квартиры, поэтому перед вами встает задача расширения границ активности ребенка, насыщения его жизни новыми впечатлениями.

Разговаривая и играя с ребенком, помните, что для него непосредственные ощущения и впечатления гораздо важнее, чем слова. Чувственное восприятие мира у ребенка раннего возраста закономерно преобладает над словесным, отвлеченным. Поэтому его мир должен быть разнообразен и интересен и не может ограничиваться стенами квартиры. Все, что малыш видит на прогулке, должно служить на благо его развития.

Однако очень часто прогулки сводятся к простому «выгуливанию» ребенка, которое предоставляет ему возможность подышать свежим воздухом, подвигаться и встретиться со сверстниками. Детей сопровождает компания взрослых, у которых есть масса тем для обсуждения и которые лишь краем глаза присматривают за своими чадами. Даже если родители гуляют с ребенком без компании, повседневные заботы занимают все их мысли и не позволяют окунуться в активное общение с малышом. Мало кто из родителей берет на себя организацию деятельности детей на прогулке, предоставляя ребятишкам почти полную свободу и тем самым упуская благоприятные моменты для их развития и общения.

Конечно, на какое-то время малыш может занять себя и самостоятельно придумать элементарные, но не всегда безопасные игры (пошлепать по лужам, подергать ветки деревьев, побросать камешки т. п.). Между тем взаимодействие со взрослым на прогулке является для ребенка важным и очень продуктивным. Предлагая ему всевозможные игры, родители разнообразят и направляют исследовательские действия малыша. Ребенок второго года жизни еще не способен к длительным играм с правилами, логика его развития в этом возрасте предполагает прямое познание окружающего мира, его объектов и закономерностей. Вот почему на прогулке малышу целесообразно предлагать занятия конструктивной деятельностью, манипуляциями с предметами, освоением их свойств. Совершая разнообразные действия с предметами, ребенок приходит к пониманию общности одних и различия других. Простой показ предмета и его называние не дает таких быстрых результатов, как несколько интересных действий. Когда малыш находит палку и под вашим руководством гнет ее, ломает, бросает и т. д., он осваивает множество ее свойств.

Планируя прогулку с малышом, помните о том, что окружающий мир нов для него, что ему все интересно. Поэтому ничего особенного изобретать не придется. Сосредоточить внимание ребенка на тех непосредственных ощущениях, которые он получает во время прогулки, достаточно легко. Предложите ему посмотреть на небо, облака, деревья, понюхать цветы. Кроме зрения и обоняния, активизируйте осязание: потрогайте вместе с малышом гладкий камень и шершавый ствол дерева, нагретый солнцем асфальт и прохладную землю. Комментируйте его ощущения, произнося соответствующие прилагательные: «теплый», «холодный», «мягкий», «твердый», «большой», «маленький» и т. д. Разговаривайте с малышом эмоционально, выразительно, поддерживайте его интерес к увиденному. Дома, после прогулки, неплохо обсудить увиденное, нарисовать небо, облака, солнце, цветы, траву. Подобные занятия не только способствуют развитию воображения, но и помогают закрепить полученные впечатления, которые впоследствии станут основой для речевого и интеллектуального развития.

Прогулки во дворе, парке, сквере дают богатые возможности для развития восприятия ребенка. В этом возрасте простое рассматривание объектов не формирует четких представлений о сенсорных эталонах. Восприятие развивается в ходе непосредственного выполнения предметных действий. Поэтому игры с природными материалами: веточками, камешками, листьями деревьев, шишками, желудями, каштанами, несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность, полезны и занимательны. Например, понятие величины можно «изучать» с помощью толстых и тонких, длинных и коротких веточек. При этом в первом полугодии второго года жизни малыш осваивает две контрастные величины, а начиная с 1 года 8 месяцев может различить три параметра величины: большие, средние и маленькие предметы (шишки, желуди, листья и т. д.).

Природные материалы помогут расширить умение ребенка оперировать понятием величины, дадут возможность закрепить имеющиеся знания без огромного количества наглядных пособий и игрушек. «Изучив» эту тему дома на примере мячей, тарелок или ложек, на прогулке предложите ребенку вместе собрать только большие (только маленькие веточки) или рассортировать уже собранные палочки. Затем, положив две кучки хвороста рядом, отметив и обсудив их различия, можно попробовать собрать еще и средние по толщине (или длине) веточки.

Далее можно предложить ребенку соорудить из палочек какую-нибудь постройку, например, домик, заборчик и др. В ходе работы помогайте юному строителю, комментируйте свои и его действия, хвалите и поощряйте усердие и старание, проверяйте правильность выполнения задания, вместе исправляйте ошибки и недочеты.

В такой увлекательной форме ребенок усвоит много нового, например, узнает, что большие по размеру предметы являются и более тяжелыми, длинные – занимают больше места, чем короткие. Постепенно он научится понимать, что в основание постройки необходимо класть большие предметы, а сверху – маленькие, и если поступить наоборот, то вся конструкция развалится. В следующий раз конкретизируйте задачу: «Строим домик только из толстых веток, а колодец рядом с домом – только из тоненьких» и т. п. Так малыш научится выбирать предмет с заданными свойствами из большого набора похожих объектов.

На следующем этапе усложните задачу: поручите ребенку построить заборчик или выложить дорожку, чередуя длинные и короткие; тонкие и толстые веточки, округлые (сосновые) и удлиненные (еловые) шишки; из желудей и каштанов собрать красивые «бусы». Такие игры не только помогают малышу осваивать сенсорные эталоны, но и развивают общую и особенно мелкую моторику, координацию «глаз-рука». В ходе игры ребенок учится соотносить свои движения с размерами объекта; манипулировать предметами, имеющими разные свойства и назначение, учитывать эти свойства и назначение предмета в своей работе. Выполняя задание в соответствии с заданным алгоритмом, ребенок учится контролировать свои действия, соблюдать заданные условия, проверять правильность своей работы, то есть приобретает первые навыки той самой произвольности, которая станет основой любой его деятельности в будущем.

Аналогичным образом произвольность, внимание, координация движений развиваются в ходе упражнений на выкладывание заданных контуров из камешков, шишек, желудей, каштанов. Уже в возрасте 1 года – 1 года 3 месяцев ребенок может выложить элементарный узор, дорожку.

Начертите на асфальте прямую линию и начните вместе с ребенком располагать на ней камешки или желуди. Детям постарше можно предложить более сложные изображения, состоящие из 2–3 частей: домик, елочка. Стены домика можно выложить из камешков, а крышу – из веточек. При выкладывании контура елочки вместо камешков для ствола можно использовать палочку, а для изображения еловых веток – хвоинки. Подобные упражнения можно усложнять по мере усвоения ребенком навыков работы с контурами. Среди предлагаемых малышу шаблонов впоследствии могут появиться машинка, цветочек, солнышко, мячик, грибок и т. д.

Для того чтобы ребенок постигал сенсорные эталоны, совсем необязательно брать с собой на прогулку наглядный материал. Так, понятие величины можно с успехом «изучать» на асфальте. Приведем пример. Недавно прошел дождь, но солнце уже подсушило асфальт. Отпечатайте свой след и предложите малышу сделать то же самое. Поинтересуйтесь у ребенка, чей след больше и почему. Если включить в эту игру еще и папу, то ребенок получит возможность сравнить три параметра величины: большой след, средний и маленький. Аналогичную игру можно провести на песке или зимой на снегу.

Так же легко можно научить ребенка разбираться в понятиях «высокий», «низкий». Вместе сравните дерево и куст и обозначьте их высоту соответствующими прилагательными. Затем сравните высокую машину и низкий велосипед (санки), высокий забор и низенький заборчик, высокий куст и низкий цветок и т. д.

Познакомьте ребенка с формой предметов: «круглый» (мяч, камень, колесо машины, слепленный снежок, снежный ком, плод каштана, округлый лист осины), «квадратный» (кубик, асфальтовая плитка на дорожке), «прямоугольный» (кирпичик, дверь, окошко в машине или в доме, придверный коврик), «треугольный» (крыша домика).

Играя с малышом, обращайте его внимание на вес предметов, например, ведерка с песком (тяжелое) и ведерка с листьями (легкое); ведерка, наполненного льдом, и ведерка с шишками.

На прогулке можно развивать слуховое восприятие ребенка. У младенцев слуховая чувствительность достигает уровня взрослых уже к 6 месяцам. Однако, кроме чувствительности к звукам, у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к ним. Это главное направление развития слухового восприятия на втором и третьем годах жизни (если говорить о неречевом слухе).

Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, гул мотора. К году малыш владеет достаточно внушительным набором неречевых «маяков», облегчающих его ориентировку в происходящем. Гуляя во дворе или парке, обратите внимание ребенка на окружающие звуки. Прислушайтесь, кто (или что) издает их. Попробуйте вместе определить, откуда доносится чириканье воробья или карканье вороны, гул работающего мотора, скрип открываемой двери. Нелишней будет и тренировка способности малыша воспроизводить услышанные звуки (обучение звукоподражанию): попробуйте вместе изобразить, как гудит мотор у легковой машины и грузовика, как гавкает маленькая собачка и большой сторожевой пес. Естественно, все эти звуки ребенок сможет воспроизвести, если он слышал их раньше, если он узнает и различает их. К полутора годам ребенок уже обычно умеет играть «в голоса животных», а позже узнавать объекты по исходящим от них звукам (даже если эти объекты находятся вне поля зрения). В этом возрасте ему уже доступно определение местоположения источника звука.

На прогулке можно не только слушать окружающий мир, но и извлекать звуки из подручных материалов: постучать палкой о палку, палкой о камень, камнем о камень. Для вас различие этих звуков будет более чем очевидно, ребенку же в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев придется сосредоточить все свое внимание, чтобы уловить разницу и понять, каким образом получен тот или иной звук. Возможно, ему потребуется ваше подробное объяснение и предварительная тренировка в виде наглядной демонстрации. Для этого сначала извлеките звук так, чтобы малыш мог наблюдать за вашими действиями и слышать звуки. Затем проделайте то же самое у него за спиной и предложите ему повторить ваше действие. Не забывайте подбадривать малыша. Если он выполняет роль ведущего игры, не стесняйтесь «ошибаться». Вместе отметьте свою оплошность и найдите верный ответ.

На втором году жизни малыши начинают много и активно ходить, а впоследствии и бегать, что доставляет им несказанное удовольствие. А когда карапуз попадает на открытые просторы парков и скверов, на зеленую лужайку или цветочную поляну, это вызывает у него особый восторг. Ребенок жаждет движения. Предоставьте ему такую возможность: поиграйте с малышом в подвижные игры вместо того, чтобы позволять ему удовлетворять свою страсть к движению беготней. Ребенок начала второго года жизни умеет приседать, наклоняться, поворачиваться, поэтому теперь ему доступны самые разнообразные подвижные игры, в ходе которых малыш получает необходимую ему мышечную нагрузку и положительные впечатления, избегая эмоциональных и двигательных перегрузок и все время находясь в поле вашего зрения.

Если ваш малыш пока еще ходит неуверенно, используйте прогулку для тренировки навыков самостоятельной ходьбы. Возьмите с собой на улицу яркую игрушку или среднего размера мяч. Отойдите на 3–6 метров от ребенка и позовите его к себе: «Иди, иди ко мне», называя и демонстрируя заветную игрушку. Со временем увеличивайте дистанцию, отходя от малыша на 10 метров и более. Позже, когда малыш станет ходить увереннее, вы можете поиграть с ним в игру «Догоню, догоню!», стимулируя активные передвижения в разных направлениях.

Для веселой прогулки большой мяч просто незаменим. Его можно использовать в разных подвижных играх. Самых маленьких детей можно попросить докатить мяч до какого-нибудь дерева, скамейки и т. п.; попрыгать, как мячик; бросить мяч вам, перебросить его через дорожку, подбросить вверх. Из положения стоя ребенок может бросать мяч, только научившись уверенно ходить. Замах при броске появляется лишь к концу второго года жизни, поэтому учите малыша бросать вдаль. Бросок в цель осваивается гораздо позже, так как требует более сложной координации. Показывайте ребенку, как бросать мяч двумя руками.

Демонстрируя малышу те или иные движения, называйте их, используя при этом как полные, так и облегченные слова (топ-топ, бух, ляля, ап), которые ребенок может с легкостью повторить. Речевое сопровождение игр наполняет их положительными эмоциями, повышает интерес ребенка к происходящему, способствует развитию речи.

Дети раннего возраста с удовольствием копируют действия взрослого. Положите мячик на землю, присядьте на корточки и сгруппируйтесь. А теперь встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку. Затем предложите ребенку повторить действия: приседаем – получился маленький мячик, выпрямляемся, тянемся вверх – большое дерево растет ввысь, ветки устремились в небо. Потом помашите ручками и подвигайтесь в разных направлениях – это птицы летят и машут крыльями. («Полетели, полетели!»)

Попробуйте также организовать перешагивание через различные препятствия: бордюр, ручеек, неширокую лужицу, лежащую на траве толстую ветку, нарисованную на асфальте или на песке прямую или ломаную линию. Или нарисуйте на асфальте дорожку шагов, малыш с удовольствием станет шагать по ней. А может быть, ему понравится топать по следам, которые вы только что оставили на песке или снегу. Подобная игра развивает общую координацию движений, их зрительную регуляцию.

Подвижные игры на природе – лучший повод для общения детей друг с другом. В предметной игре первые признаки партнерских отношений появляются только в полтора-два года. В противоположность предметным в подвижных играх ребятам делить нечего, а простора для веселого взаимодействия предостаточно.

Организуйте различные веселые игры в парке, во дворе (в мяч, в прятки и др.). Наблюдая за игрой малышей, хвалите их, называйте по именам и комментируйте их действия: «Ваня, кати мячик Маше! Ваня катит Маше мячик. Хорошо!.. Маша, лови мячик ручками, лови. Маша поймала мячик, ай, молодец, ай, хорошо!» Так в ходе совместной деятельности малыши получают навыки общения.

Второе полугодие второго года жизни обычно характеризуется стремительным развитием речи ребенка. К двум годам малыш даже пытается петь. Поддерживая такую логику развития, вам нужно проявить фантазию, увлечь малыша, ведь формирование первых фраз имеет выраженную эмоциональную основу.

Для того чтобы включить малыша в речевую деятельность, создайте положительный эмоциональный настрой. На фоне эмоционального подъема у ребенка появляются непроизвольные, спонтанные слова и речевые высказывания, актуализируется желание говорить, чего невозможно добиться просьбами типа «Скажи „мама" или «Скажи „дай"». Чтобы поддержать речевую активность ребенка, сопровождайте игры двустишиями, четверостишиями, которые содержат повторяющиеся облегченные слова:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам!

Песик бегает, играет

И хозяев охраняет.

На веточке – птичка,

Птичка-невеличка.

Открывает клювик свой,

Песню нам поет с тобой:

«Чик-чик, чик-чирик».

На педали я давлю,

Ловко по двору рулю.

«Д-д-д», – стучит мотор,

Быстро еду я во двор.

Такие стихи разнообразят вашу речь и тем самым привлекают внимание ребенка, настраивают на веселый лад, обостряют восприятие и способствуют формированию образных представлений. Положительные эмоции помогают также активизировать память ребенка (на втором году она имеет эмоциональную основу).

Развитию речевого дыхания способствуют различные игры, например, веселая игра с одуванчиками. В ходе этой игры ребенок учится регулировать свое дыхание, производить глубокие вдохи и плавно дуть на одуванчик, чтобы его семена-парашютики полетели как можно дальше. (В ходе игры с одуванчиками следите за тем, чтобы семена не попадали в глаза, ноздри или рот ребенка.) Для развития речевого дыхания предлагайте малышу сдувать со скамейки листья, снежинки с рукавичек, кусочки бумаги или ваты со стола, пускать мыльные пузыри, дуть в дудочку. Учите ребенка делать глубокий вдох, набирать воздух в легкие и плавно выдыхать его, складывая губы в трубочку. Для развития речи малышу пригодятся навыки владения своим дыханием.

Категория: РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (15.09.2013)
Просмотров: 359 | Теги: показатели развития ребенка второго, обучение и воспитание малышей 2-х л, ребенок второго года жизни, режим дня ребенка, закаливание детей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz