Слушание «Колыбельной» И. Брамса
Возьмите малыша на руки лицом к себе.
Скажите ребенку, что сейчас вы будете слушать красивую музыку. Включите
«Колыбельную» и начните неторопливо покачиваться вместе с малышом в
ритме музыки. При этом улыбайтесь, покачивайте головой, заражая ребенка
своими эмоциями. В конце эмоционально выразите свое отношение к музыке:
«Ах, какая красивая, нежная была музыка!» Поставьте малыша на пол и
продолжите слушание. Возьмитесь за руки и, глядя друг другу в глаза,
начните плавно переступать с ноги на ногу. Старайтесь не разговаривать с
ребенком во время звучания музыки. Слушание фрагмента из оперы К. Сен-Санса «Генрих VIII» (цыганский танец)
Эту ритмичную, зажигательную музыку лучше воспринимать в движении. Возьмите
в руки длинный, легкий шелковый шарф, встаньте напротив малыша и,
энергично размахивая шарфом из стороны в сторону, начните пружинить
ногами под музыку В конце подкиньте шарф вверх. Затем дайте малышу
небольшой шарф и повторите упражнение. В следующий раз в ходе игры
попробуйте ударять в бубен. Игры, развивающие слуховое восприятие
Барабан Для игры вам
понадобятся два барабана: большой и маленький. Покажите малышу большой
барабан и скажите, понизив голос: «Это большой барабан. Он громкий: бум,
бум, бум! Будем стучать палочками и петь». Дайте ребенку палочки и,
обхватив кисти его рук, начните ритмично стучать палочками и напевать
песенку: Веселятся палочки,
Прыгают, играя.
Барабана песенка
Громкая такая.
Бум-бум! Та-ра-бам!
Вот какой барабан!
Бум-бум! Та-ра-бам!
Вот какой барабан!
Слова И. Черницкой
Музыка Г. Левкодимова
Далее предоставьте малышу относительную
свободу. Пусть он сам стучит палочками, а вы лишь изредка, при
необходимости помогайте ему, слегка поддерживая за локотки и задавая
ритм. Спрашивайте у ребенка: «Как большой барабан поет песенку? Бум!
Бум! Бум!» Хвалите кроху за то, что он так хорошо барабанит и «поет»:
«Бум! Бум!»
Покажите малышу маленький барабан и
скажите, повышая голос: «А вот маленький барабанчик, он тихий: бум, бум,
бум! Будем барабанить тихо». Пусть ребенок барабанит в маленький
барабан, а вы, пойте песню, заменяя слово «громкая» на «тихая». Скорее
всего, малыш будет стучать по маленькому барабану с такой же силой, как
и по большому, так как он только учится соразмерять силу ударов. Для
того чтобы малышу стали понятны слова «тихо», «громко», используйте
метод совместного действия. Играйте в эту игру не более 3–5 минут, чтобы
звуки барабанов не утомили малыша. Мишкины подарки
Положите
в коробку два бубна диаметром примерно 10–12 см и металлофон. Посадите
на коробку любимую игрушку малыша, например мишку, и скажите: «Мишка нам
что-то принес. Давай посмотрим». Пусть ребенок возьмет коробку, откроет
ее и достанет содержимое. Дайте ему возможность сначала самому
исследовать игрушки и попробовать извлечь из них звуки. Затем объясните
малышу, что бубном можно звенеть или стучать по нему ладошкой, а по
металлофону нужно стучать молоточком. Скажите: «Будем петь, плясать, в
бубен стучать – так, так, так, а мишка будет смотреть и радоваться!»
Возьмите бубен и начните стучать по нему, напевая веселую песню и
приплясывая. Заражайте ребенка своими эмоциями и вызывайте у него
желание подражать вам:
Вот Ванечка встает,
Ваня бубен берет.
Ваня бубен берет,
Он плясать сейчас начнет.
Будет в бубен стучать,
Будет весело плясать,
Будет весело плясать,
И мишутку забавлять!
Украинская народная мелодия
Хвалите малыша, говорите, что мишке нравится, как он пляшет.
Прекратите действия с окончанием пения и спрячьте бубен за спину со словами: «Песенки нет, мама не поет, и бубен спрятался!»
Затем возьмите металлофон и скажите: «Ваня
будет играть на бубне, а мама на металлофоне. Мишка будет слушать и
радоваться». Играйте на металлофоне и пойте песню со словами или на слог
«так», а малыш пусть действует бубном, выбирая удобный способ
извлечения звука (звенит как погремушкой или стучит ладошкой).
Стимулируйте ребенка к протяжному произнесению слога «так». На первых
порах подстраивайте темп своей игры и пения под его действия. Закончив
игру, на некоторое время оставьте бубны и металлофон для
самостоятельной игры малыша. Как только вы заметите, что интерес ребенка
к игрушкам пропал, уберите их до следующего занятия. |