Знакомство с многообразием предметного мира - РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 10.12.2016, 04:04

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Знакомство с многообразием предметного мира

В ходе игр и игровых упражнений с разнообразными предметами необходимо знакомить ребенка с многообразием окружающего мира, формировать его начальные представления о цвете, форме, величине и количестве предметов.

Формирование у малыша представлений об окружающем мире помогает ему овладеть способами усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции); способствует сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять предметы по образцу, группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения), развитию речи (накоплению необходимого словарного запаса, употреблению в речи названий предметов, слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, пространственные предлоги и др.), умственному развитию (овладению практическими способами ориентировки (пробы, примеривание), выполнению умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане), развитию наглядно-действенного, а затем и основ наглядно-образного мышления.

Ввиду особенностей психического развития ребенка третьего года жизни его познание ближайшего окружения имеет наглядно-практический характер, то есть малыш усваивает новое, наблюдая за вашими действиями, а затем уже в процессе собственных практических действий с игрушками и реальными предметами. Наиболее эффективными и действенными методами обучения в раннем возрасте являются подражание действиям взрослого и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию ребенок видит каждый предмет, находящийся в ваших руках и выполняемые вами действия. В этом случае выбор необходимого предмета, способы действий и последовательность их выполнения даются в готовом виде. Если же у ребенка возникают трудности, то используйте совместные действия. Возьмите руку ребенка в свою и вместе с ним плавно выполните нужную операцию. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем уже к выполнению заданий по словесной инструкции и самостоятельно.

Предлагая малышу разнообразные игровые задания, учитывайте его речевые возможности (некоторые дети в начале третьего года жизни еще недостаточно владеют речью). Задания должны иметь как вербальную (словесную), так и невербальную (жестовую) форму предъявления и выполнения. Со временем жестовая форма уступает место словесной. Предоставьте малышу возможность слушать, наблюдать и подражать вашему речевому поведению: выполняя какие-либо действия, сопровождайте их ясной, четкой речью. Кроме того, практические действия ребенка тоже поясняйте речью, уделяя внимание поощрениям. Прием комментирующей речи собственных действий и действий малыша стимулирует его к собственной активной речи. После выполнения каждого действия и задания задавайте ребенку вопросы и добивайтесь ответов на них. Предлагайте ему образцы для подражания. В соответствии с собственными речевыми возможностями он, увлеченный игрой, будет учиться словесной форме ответа.

Следует иметь в виду, что четкие представления формируются только тогда, когда увиденное зафиксировано в словесной форме. В процесс обучения активно включайте руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контору) способствуют точности восприятия (рука учит глаз). При формировании представлений ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно-двигательное восприятие так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

Знакомство малыша с предметами, с их качественными и количественными признаками осуществляйте последовательно. Сначала установите связь между предметом и его названием (названием качественного или количественного признака), то есть укажите на предмет (или признак предмета) и ясно, четко произнесите его название. («Это кубик. Большой мяч. Один гриб».) Затем попросите ребенка указать на соответствующий предмет (или дать) его вам. («Дай мне кубик». «Покажи большой мяч». «Возьми один гриб».) Если малыш правильно выполняет задание, значит, у него сформировалось представление об этом предмете или признаке. Потом укажите на предмет (признак предмета) и просите ребенка назвать его. («Что это? (Это кубик.) Какого размера мяч? (Большой мяч.) Сколько грибов?» (Один гриб.)) В ходе подобных упражнений пассивный словарь ребенка становится активным.

Максимально используйте предметно-практические действия и игровые приемы. Каждый раз начинайте занятие с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, прихода «гостей» и др. Это заинтересовывает и активизирует ребенка. Включайте в занятия стихи, потешки, дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций (выстроив ряд, чередуя большие и маленькие кубики, скажите ребенку, что у вас получился поезд, и покатайте на нем больших и маленьких матрешек и т. п.). Помните, что дидактическую (обучающую) задачу преследуете вы, перед малышом же вы ставите игровую задачу, ради которой он и будет действовать.

Свои воздействия направляйте, прежде всего, на развитие восприятия ребенка и на формирование сенсорных действий (знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу). Затем постепенно осуществляйте переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане. Упорядочивая, сопоставляя, сравнивая предметы, ребенок обучается практическим ориентировочным действиям (пробы, примеривание).

Формирование представлений о форме предметов

Форма является важнейшим свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Познание геометрических форм, расширяет кругозор ребенка, обогащает его представления об окружающем мире.

Ребенок первых лет жизни учится различать форму в процессе действий с предметами: наложения, прикладывания, переворачивания, ощупывания, сопоставления, обведения пальцем контура. Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов.

Сначала введите в игру такие резко различные формы, как шар и куб. Организуйте с ребенком игру «Что катится, что не катится». Дайте ему в руки шар, и используя совместные действия, помогите ощупать гладкую округлую поверхность предмета. Держа шар в руках, четко произнесите его название: «Шар. Шар круглый, он катится» и предложите: «Кати мне шар». Потом возьмите кубик и, толкая его рукой, скажите: «Держи. Нет, не катится. Это кубик. Он не катится. Кубик не круглый. У него есть углы». Обведите рукой ребенка контур куба. Далее положите перед ребенком кубик и шарик и скажите: «Дай мне кубик. Кати шар». Затем, указывая на ту или иную фигуру, спросите: «Что это?» Так вы сможете проверить, усвоил ли ребенок названия этих геометрических фигур.

С целью закрепления представлений ребенка о формах предметов и их свойствах можно провести игру-соревнование «Чей предмет быстрей закатится в ворота». Напротив наклонного желоба на небольшом расстоянии постройте из брусочков ворота. Предложите ребенку взять шар или куб и скатить его по желобу. Не спешите подсказывать малышу и делать за него выводы. Ребенок, ставя предмет на желоб, сам убедится в правильности или неправильности своих действий. В зависимости от своего выбора ребенок становится победителем или проигравшим. Вместе с ребенком обсудите, почему шарик скатился по желобу, а кубик – нет.

Проведите игру еще раз. Очень важно, чтобы малыш обязательно стал победителем. Искренне порадуйтесь его победе, ведь состояние успеха активизирует ребенка, формирует уверенность в своих силах, повышает интерес к занятиям.

Затем познакомьте малыша с четырехугольной («кирпичик») и треугольной призмой («крыша»). Возьмите в руки сначала один, потом другой предмет и познакомьте малыша с их названиями (малышам дают понятные названия, связанные с их практическим опытом). Для наглядности постройте домик: на четырехугольную призму поставьте треугольную призму и соотнесите постройку с предметами в ваших руках. Уточняйте их названия. «Это крыша, а это – кирпичик». Попросите ребенка показать, где кирпичик, а где крыша. Так вы узнаете, запомнил ли малыш названия, может ли он их различать. Потом укажите на предметы и попросите малыша назвать их: «Что это?» Так название предмета постепенно перейдет в активный словарь ребенка.

Закрепляя представления малыша о форме предметов, можно провести игру «Чудесный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани положите сначала 2, затем 3 и, наконец, 4 предмета, знакомых ребенку по форме (кубик, шарик, «кирпичик», «крыша»). Предложите ему достать из мешочка предметы и назвать их. Затем попросите малыша на ощупь достать из мешочка такой же предмет, как у вас в руках. Для уточнения ответа выбранный предмет сравнить с образцом. Обязательно спросите: «Что ты достал(а)?» И, наконец, предложите ребенку более сложный вариант игры: пусть он определит и назовет форму предмета не вынимая его из мешочка, а затем вытащит и убедится в правильности своего ответа.

Малышам нравится играть с занимательной коробкой, у которой имеются прорези разной формы и соответствующие этим прорезям объемные геометрические фигуры. Таких прорезей может быть от одной до десяти. Сначала лучше всего подобрать игрушку с четырьмя прорезями, знакомых ребенку форм. В процессе игры малыш закрепляет названия форм; обучается целенаправленным пробам (базовым действиям для развития ориентировочно-познавательной деятельности малыша, действиям, способствующим развитию наглядно-действенно-го мышления); учится соотносить объемную форму и плоскостную фигуру (шар – круг, куб – квадрат, кирпичик – прямоугольник) в практических действиях с предметами. Ребенок еще не должен знать названия плоскостных геометрических фигур. Главное, чтобы он научился не спеша соотносить их практическим путем, пользуясь методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Если он силой, не пробуя другие варианты, пытается протолкнуть фигуру в первое же отверстие, то спокойно остановите его. Возьмите руку малыша в свою и поочередно, не пропуская ни одну прорезь, прикладывайте форму в поисках нужного отверстия. При этом комментируйте действия словами: «Сюда попробуем, никак не прячется. Не подходит. Сюда попробуем, тоже не подходит. Вот спряталась! Смотри, окошко круглое (обведите пальчиком малыша). И шарик круглый! Нашли окошко для шарика!» Сложнее с фигурами, имеющими углы, ведь углы прорези и фигуры могут не совпасть. Начните с кубика, затем предложите «кирпичик», а потом – «крышу». Учите ребенка поворачивать фигуру и делать несколько проб, прежде чем перейти к другому отверстию.

Учите малыша соотносить объемные и плоскостные фигуры (шар – круг, куб – квадрат), используя для этого приемы наложения и примеривания. На начальном этапе игры объемная и плоскостная фигуры должны совпадать по размеру и быть одинакового цвета. Рассмотрите с малышом синий шар, покатайте его, а затем наложите на синий круг. Объясните, что вы катали и ловили шарик, а потом положили его в домик – круг (вместе пальцем обозначьте контуры). Подобные упражнения учат ребенка видеть объем на плоскости, помогают в своих каракулях при рисовании находить сходство с реальными предметами.

Предлагайте ребенку игры с деревянными рамками-вкладышами. Положите перед ним доску, в углубления которой вставлены нужные формы, и вместе назовите предметы, состоящие из этих форм (круг – мяч, квадрат и треугольник – домик, два-три треугольника – елочка и т. п.). Такие игры формируют у ребенка умение практически соотносить плоскостные геометрические фигуры с рамками-вкладышами. Но не спешите показывать ему образцы действий. Пусть он сам учится пользоваться методами проб и примеривания, выкладывая фигуры.

К концу третьего года жизни малыша можно переходить к играм и упражнениям на зрительное восприятие формы. В таких играх уже нельзя действовать с помощью практической ориентировки, форму можно выделить и сопоставить лишь зрительно. Для проверки правильности выполнения задания учите ребенка использовать такие практические действия, как наложение и примеривание.

Начните с упражнения «Найди такую же, как у меня». Разложите на столе знакомые ребенку плоскостные геометрические фигуры одинакового цвета и размера. Возьмите в руки одну из фигур (например, кирпичик) и попросите малыша найти такую же. Пусть он сам проверит правильность выбора, наложив свою фигуру на вашу и обведя фигуры по контору, чтобы уточнить совпадение краев.

Затем проведите игру «Найди ключ от домика». На 4 стульчика посадите 4 игрушки. Разложите перед ребенком геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Они будут обозначать ключи. На спинки детских стульчиков прикрепите такие же фигуры. Это замки. Объясните малышу, что ему нужно правильно подобрать ключик к замку, тогда он сможет попасть в домик к другу. Правильность своего выбора ребенок должен проверить путем наложения и обведения пальчиком соответствующей по контору формы. («Давай проверим, правильно ли ты нашел ключик (форма-ключ прикладывается к форме-замку). Что это? Треугольник? И это треугольник. Ключ подошел к замку – и дверь открылась. Теперь входи в домик собачки» и т. п.). Можно усложнить игру, увеличив количество друзей, а ключики и замки можно взять разного цвета. Например, к домику зайца нужно подобрать треугольник синего цвета, а к домику ежика – треугольник желтого цвета и т. п.

После этого можно перейти к рисованию фигур. Конечно, самостоятельно с рисованием, особенно угловатых форм, малыш не справится. Предложите ему поиграть в игру «Волшебный мел». На доске мелом нарисуйте фигуру. Используя совместные действия, опустите пальчик малыша в емкость с водой и, обводя фигуру по контуру, сотрите ее. При этом комментируйте происходящее, называйте фигуры. Такая игра наверняка вызовет интерес у ребенка, ведь процесс появления и исчезновения изображения для малыша является настоящим волшебством. Поддерживайте его интерес, поощряйте самостоятельные действия, даже если у него не всегда получается точно провести пальчиком по контору, помогайте ему. Подобные задания можно предлагать малышу на прогулке, рисуя фигуры на снегу или на песке, и даже во время купания, рисуя пальцем на кафеле.

Для поддержания интереса ребенка и с целью подготовки его к овладению изобразительной деятельностью к нарисованным фигурам подрисовывайте различные элементы так, чтобы получился знакомый малышу предмет (к кругу пририсуйте лучики, получится солнышко; над квадратом нарисуйте треугольник, получится домик и т. д.). Привлекайте и ребенка к дорисованию изображений. Например, подрисовав к кругу несколько лучиков, остальные предложите дорисовать малышу. При этом комментируйте процесс, произносите названия фигур.

Формирование представлений о величине

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания ребенка первых лет жизни.

В целом малыш достаточно рано начинает различать окружающие предметы по величине. И это неудивительно, ведь он каждый день в своей практической деятельности сталкивается с предметами контрастных размеров и слышит ваши комментарии. Вот он надел папины тапочки и шлепает в них, еле передвигая ногами. «Зачем ты их надел, для твоих маленьких ножек эти тапочки очень большие», – замечаете вы. Ребенок пытается уложить куклу в кроватку, а она не умещается. («Эта кукла большая, а кроватка маленькая».)

В этом возрасте ребенок должен, прежде всего, овладеть обобщенными представлениями о величине предметов: большой – маленький. Однако его нужно не просто научить различать предметы по этим параметрам, но и сформировать умение практически ориентироваться на величину, пользуясь методами проб и примеривания, выстраивать упорядоченный по величине ряд предметов, научить приемам их сравнения (наложение и приложение).

Знакомство малыша с величиной нужно строить так, чтобы она была значима для него. Величину ребенок, прежде всего, учится различать практически, действуя методом проб, где работает и зрение, и рука, и только затем зрительно.

Положите на стол большой и маленький мячи одинакового цвета. Указывая на маленький мяч, четко произнесите: «Маленький мяч». Потом возьмите его в руки и покажите ребенку, что мячик можно спрятать в ладошках: «Спрятался. Он маленький». Дайте мяч малышу и попросите спрятать его в ладошках, при этом еще раз повторите, что мячик маленький. Аналогичную работу проделайте с большим мячом. При этом подчеркните, что этот мячик нельзя спрятать в ладошках – он большой. Потом положите оба мяча рядом (при этом подчеркните, что, для того чтобы узнать какой мяч большой, а какой маленький, их нужно положить рядом) и попросите ребенка показать, где большой мяч, а где маленький. Затем, указывая на один из мячей, спросите малыша: «Какого размера этот мяч: он большой или маленький?» Так название признаков величины постепенно закрепится в активном словаре ребенка.

Затем организуйте с ребенком игру «Спрячь матрешку в ладошках». Дайте малышу большую и маленькую матрешки и попросите спрятать одну из игрушек в ладошках. Обсудите с малышом результат: если матрешка спряталась в ладошках, если ее не видно, значит, она маленькая, а если не спряталась, значит, большая.

Можно также предложить ребенку игру с куклами. Посадите на ковер большую и маленькую куклы, рядом положите их одежду и строительный материал. Вместе с ребенком постройте кроватки двух размеров и предложите определить, в какой кроватке какая кукла будет спать. Пусть малыш уложит кукол в кроватки. Обобщите его действия словами: «Молодец! Эта кукла большая и кроватка для нее большая. В маленькой кроватке будет спать маленькая кукла. Куклы поспали». Вместе оденьте кукол, подобрав им одежду соответствующих размеров.

Проводя с ребенком игры, описанные выше, вы тем самым учите его практически определять размер предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования и сравнения. Научите его соотносить действия рук с размером предметов (произнося слова «большой» и «маленький» разным голосом, делать круговые движения руками с большим или маленьким размахом). Это особенно важно, если у малыша имеются проблемы речевого развития.

С целью закрепления у ребенка представлений о величине проведите с ним игру «Чудесный мешочек». Положите в мешочек большую и маленькую матрешки. Предложите ребенку рассмотреть и ощупать игрушку-образец. Затем пусть он на ощупь достанет из мешочка матрешку такого же размера. Спросите его: «Большую или маленькую матрешку ты достал?» Для проверки подставьте выбранный предмет к образцу.

Но уверенность малыша исчезает, если добавляется третий предмет с промежуточным признаком величины. Путем упражнений учите его сравнивать три предмета, разные по величине. И к концу третьего года жизни он уверенно расставит по гаражам три машины разного размера, сможет подобрать стулья и кровати персонажам сказки о трех медведях и т. д.

Когда вы увидите, что малыш уверенно ориентируется в обобщенных понятиях величины (большой – маленький), начните знакомить его с дифференцированными (частными) параметрами величины. Начните с представлений о длине: длинный – короткий.

При знакомстве малыша с длиной на начальном этапе не используйте полоски бумаги, ленточки и тем более рисунки из детских книжек (длинные и короткие дорожки, по которым идут герои мультфильмов, длинный и короткий мост через широкую и узкую реки и др.). У ребенка еще не сформированы образные представления, он должен практически ощутить этот признак.

Возьмите два кирпичика настольного и напольного строительного материала одинакового цвета и контрастной длины (примерно 10 и 30 см). Приложите их друг к другу так, чтобы левые концы находились на одной прямой. Проведите рукой по длинной детали и скажите: «Дли-и-и-инная». Затем проведите рукой по короткой детали и скажите: «Короткая». Потом предложите малышу провести рукой сначала по длинному, затем по короткому кирпичику (в случае необходимости используйте совместные действия: возьмите руку ребенка в свою и проведите по всей длине деталей). Сопровождайте действия ребенка словами: «Длинный. Короткий». Наложите короткую деталь на длинную, попросите малыша показать, где длинный кирпичик, а где – короткий. Затем, указывая на один из них, спросите: «Это длинный или короткий кирпичик?» Научите ребенка соотносить действия рук с размером предметов (произнося слова «длинный» и «короткий», разводить руки в стороны, выполняя действия с большим или, соответственно, меньшим размахом).

Для того чтобы у малыша закрепилось умение различать и сравнивать предметы по длине, организуйте с ним различные конструктивные игры. Например, предложите ему построить дорожки: «Давай с тобой построим дорожки, по которым машины поедут в гараж. Вот это будут дорожки (бруски). Как узнать, какая дорожка длинная, а какая – короткая? Правильно, их нужно приложить друг к другу (пусть ребенок выполнит это действие, при необходимости помогите). Покажи длинную дорожку, а теперь короткую». Поставьте между брусками гараж и предложите ребенку посмотреть, по какой дорожке машина доедет до гаража: «Машина едет, едет. Стоп! Не доехала машина до гаража. Почему? Правильно, эта дорожка короткая. С другой стороны едет машина. Доехала до гаража. Почему? Правильно, эта дорога длинная, она тянется до гаража».

Аналогичные игры можно проводить, строя длинную и короткую скамеечки для матрешек и др. В таких играх малыш учится практически определять длину предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования и сравнения.

В развитии ребенка достаточно рано обнаруживается способность к сериации предметов по степени выраженности их признаков. Малыш использует ее, когда пытается собрать пирамидку, вложить коробочки друг в друга или выстроить матрешек в ряд. Если он затрудняется выполнить эти действия, значит, нужно научить его практически ориентироваться в величине предметов и учитывать выраженность признака величины при выполнении заданий.

Сначала организуйте с ребенком игры на чередование предметов с противоположными признаками.

Предложите малышу поиграть в игру «Делай как я». Для этого приготовьте кубики большого и маленького размеров. Поставьте перед собой большой кубик и попросите малыша сделать то же самое. Затем поставьте рядом с большим кубиком маленький и попросите ребенка повторить это действие. Таким образом выстройте ряд, чередуя большие и маленькие кубики. При этом обязательно комментируйте свои действия и действия ребенка: «Ставим большой кубик. Теперь маленький. Опять поставим большой…» Затем обыграйте постройку. Скажите малышу, что вы построили поезд, и предложите покатать на нем зверушек (посадите зайчиков на большие кубики, а белочек – на маленькие).

Передвигая поезд по столу, читайте стихотворение:

Чух-чух,

Чух-чух,

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз пыхтит.

– Тороплюсь! – гудит.

Э. Мошковская

Ребенок по подражанию тоже начнет обыгрывать свою постройку.

В следующий раз поставьте перед ребенком более сложную задачу – предложите ему выполнить постройку по образцу. Скажите малышу что к нему в гости пришли большие и маленькие матрешки и нужно их рассадить. Выстройте полукругом ряд, чередуя большие и маленькие кубики. При этом комментируйте свои действия: «Беру большой кубик, потом маленький, опять большой…» Предложите малышу построить такой же ряд. В процессе выполнения задания задавайте ребенку вопросы: «Какой кубик ты поставил: большой или маленький? А теперь какой ставишь? Внимательно посмотри, как сделано у меня».

Развивая у ребенка умение сопровождать свои действия речью, фиксировать в речи выполненные действия, вы тем самым способствуете формированию у него регулирующей функции речи, одной из основных функций, которая определяет деятельность и поведение человека.

Закрепляя умение ребенка чередовать предметы, можно предложить ему нанизывать на шнурок большие и маленькие шарики с отверстиями (бусы для мамы) или строить забор из длинных и коротких кирпичиков и т. п.

В процессе таких упражнений у детей уточняются представления о величине и закрепляются названия признаков предметов.

Затем переходите к играм и упражнениям по составлению упорядоченного ряда предметов по степени выраженности признака величины (например, от самого большого до самого маленького, и наоборот). При этом вовсе не обязательно требовать от малыша употребления в речи слов, обозначающих промежуточные признаки: «меньше – еще меньше – самый маленький». Сначала научите ребенка раскладывать предметы в возрастающем, а затем и убывающем порядке, используя трех одинаковых матрешек со значительной разницей в размере (6–8—10 см). Можно предложить малышу собрать пирамидку. Построение ряда сопровождайте словами: «Возьми самое большое колечко. Где оно? Теперь посмотри, где тут большее? (Круговым движением руки обведите оставшиеся предметы.) И осталось самое маленькое». Приучайте ребенка последовательно отбирать предметы, каждый раз выбирая самый большой из оставшихся. С целью контроля полученного результата учите малыша использовать тактильное восприятие (проведите рукой по пирамидке и скажите: «Гладенькая»).

Для такого рода упражнений используйте различные дидактические игрушки (матрешки, кубики, цилиндры-вкладыши), Монтессори-материалы («Розовая башня», «Красные штанги», «Цветные цилиндры»).

С целью развития практической ориентировки на величину очень полезно проводить с ребенком игру «Найди место». Поставьте в ряд три матрешки, начиная с большой и заканчивая маленькой. Предложите малышу внимательно посмотреть, как стоят матрешки, а затем ладошкой ребенка проведите по головам матрешек, чтобы он ощутил, как рука плавно скользит вниз. Закройте матрешек красивым платочком: «Матрешки спрятались». Уберите одну матрешку и выровните расстояние между оставшимися. Снимите платок и скажите: «Одна матрешка убежала. Бегала, бегала и забыла, где она должна стоять. Помоги ей найти свое место, поставь ее в ряд». Учите ребенка пользоваться методом проб и использовать тактильное восприятие как практический способ проверки результата. Аналогичную игру можно провести с кольцами пирамидки.

Осуществляя многократные действия с конкретным материалом, малыш научится осознанно составлять ряд предметов, у него сформируются соответствующие представления об упорядочении множеств. Выполняя эти задания, ребенок приучается действовать методами проб и практического примеривания. Кроме того, такие упражнения создают у него основу для усвоения в дальнейшем натурального ряда чисел, где каждое число имеет свое место.

Ближе к трем годам, при условии, что у малыша хорошо сформирована практическая ориентировка на величину, можно перейти к выполнению заданий на ее зрительное восприятие. В таких играх ребенок уже не должен действовать с помощью проб. Величину предметов нужно сопоставлять зрительно. Но так как малыш этого возраста может испытывать затруднения при выполнении таких заданий (делать случайный выбор, не ориентируясь на величину), его нужно научить пользоваться практическими способами проверки – наложением и обведением сравниваемых предметов по контору (предметы одинаковой величины совпадают, если же контуры не совпадают, значит, предметы разной величины).

Вырежьте из плотного картона два комплекта парных изображений простых предметов разной величины (большие и маленькие мячи, яблоки, грибочки, матрешки; длинные и короткие полоски-дорожки, вагончики и др.). Покажите ребенку картинку-образец, например гриб, и попросите найти такую же. Не предваряйте действия ребенка словесной инструкцией, не говорите, что нужно найти большой гриб. Малыш должен выполнить задание самостоятельно, зрительно соотнеся искомое изображение с образцом. Для проверки задания наложите картинки друг на друга и, используя совместные действия, проведите пальчиком малыша по их контору. После этого сделайте обобщение: «Правильно, у меня большой гриб, и ты нашел такой же большой гриб, видишь, они одинаковые» или «У меня большой гриб, а ты взял маленький, видишь, они не совпадают».

Далее с целью закрепления умения ребенка зрительно сопоставлять величину предметов можно использовать различные настольные игры типа «Лото». Для игры понадобятся большая карточка, разделенная на четыре квадрата, на которых изображены два предмета разной величины (большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешки) и четыре маленькие карточки с изображением аналогичных предметов. Дайте ребенку одну из маленьких карточек и предложите найти такую же картинку на большой карточке и закрыть ее. В данном случае малыш должен не просто узнать предмет, но и соотнести изображения этих предметов по величине. Таким же образом раскладываются остальные карточки. В дальнейшем задание можно усложнить: используя карточки с изображением разнородных и разных по величине и цвету предметов (большой мяч, большой домик, маленькое яблоко, маленький гриб). По мере освоения игры ребенку можно предлагать не одну, а две-три большие карточки.

Формирование количественных представлений

Познание ребенком количественной стороны действительности поможет ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

Работу с ребенком по формированию количественных представлений начните с заданий на подбор и объединение предметов по определенному качественному признаку (начальный этап развития представлений о множестве). Малыш уже в начале раннего возраста обнаруживает способность к осуществлению подобных операций. Однако без вашей помощи, без вашего контроля он часто совершает ошибки, не доводит работу до конца, не делает соответствующих обобщений.

Группировка и классификация предметов. Умение группировать предметы развивайте у ребенка постепенно, учитывая его возможности. Формирование навыков группировки предметов по четко определенным признакам осуществляйте одновременно с их изучением (цвет, форма, величина). Группировка по качественным признакам способствует усвоению сенсорных эталонов (общепринятых образцов внешних свойств предметов), а также формирует у малыша представления о множестве предметов.

На первых порах, если малыш еще плохо ориентируется в качественных свойствах предметов, научите его подбирать предмет к предложенному образцу. Предлагайте ребенку находить и показывать среди нескольких предметов разного цвета и размера такой же предмет, как у вас в руках, например: «Что это? Найди такую же». Малыш третьего года жизни быстро и легко справляется с подобными заданиями, так как это он уже проделывал на втором году жизни. Предлагайте ребенку подбирать несколько предметов к одному и тому же образцу. («Все синие кубики положи в эту синюю коробку». (Образец ставится перед ребенком.)) Сначала нужно научить малыша подбирать предметы только по одному признаку (цвету, форме или величине), позднее по двум (форме и цвету, форме и величине, цвету и величине). Например, из большого количества шариков разного цвета и размера предложите ребенку выбрать все большие красные шарики. При выполнении такого рода заданий учите малыша действовать, пользуясь практическими способами ориентировки – методами проб и примеривания.

В качестве усложнения предлагайте ребенку выполнять задания по словесной инструкции. («Выбери и сложи на одну тарелку все красные бусины, а на другую – все синие». «Выбери (на ощупь) из мешочка все кубики или все шарики» и т. п.)

Учите малыша сопровождать свои действия словами, например: «Еще шарик, еще…, еще…» В этом случае каждому предмету и действию соответствует слово «еще», которое помогает выделить отдельный предмет и отметить увеличение их количества. Такой комплекс действий служит основой для овладения в дальнейшем счетом (названное числительное относится только к одному предмету и действию, и каждое следующее числительное указывает на увеличение количества).

Действия ребенка можно комментировать, читая стихотворение:

Митя (имя ребенка) шел, шел, шел,

И грибок нашел.

Еще грибок в кузовок.

Еще грибок в кузовок.

Еще грибок в кузовок…

Кто ответить мне готов?

Сколько в кузовке грибов?

(Много)

Постепенно ребенок научится самостоятельно сопровождать свои действия речью.

В ходе всех этих упражнений ребенок не решает мыслительную задачу – выделение признака, объединяющего предметы, а выполняет задание на восприятие – подбор предметов по заданному качественному признаку. Если малыш без всяких усилий, не совершая ошибок, справляется с заданиями такого уровня, значит, пришло время усложнить их.

Постарайтесь научить ребенка самостоятельно выделять тот признак, который являлся существенным при выполнении поставленной задачи. Так, например, положите перед ним в качестве образца зеленую и синюю карточки, поставьте коробку с игрушками зеленого и синего цвета (шарики и мисочки) и предложите: «Разложи игрушки в две кучки: сюда все такие (укажите жестом на зеленую карточку), а сюда все такие (укажите на синюю карточку)». Ребенок должен догадаться сам (без вашего словесного объяснения и вычленения принципа группировки), по какому признаку разложить игрушки, то есть классифицировать по цвету. Если малыш не сразу догадается, что нужно делать, помогите ему: объясните и начните выполнять задание сами, постепенно привлекая ребенка («Посмотри, эта карточка какого цвета? А эта? Я взяла машинку. Она красного цвета. Я поставлю ее рядом с красной карточкой. А эта машинка синего цвета. Как ты думаешь, рядом с какой карточкой ее нужно подставить? Правильно, ее нужно положить туда, где синяя карточка. Возьми пирамидку. Какого она цвета? Куда ты ее поставишь? Молодец! Далее разложи все игрушки сам. Объясни, почему эти игрушки ты положил сюда, а эти – сюда. Здесь все синего цвета, а здесь?»). Чаще предлагайте ребенку подобного рода задания с разными основаниями группировки и классификации, развивайте его способность думать и отвечать на вопросы, рассуждать. Вы увидите, что постепенно он станет увереннее и самостоятельнее в своих суждениях.

Первые представления о количестве. На основе образования различных по численности групп предметов у ребенка формируются основные количественные обобщения: один – много – мало. Сначала научите его отвечать на вопрос: «Сколько?» На первых порах используйте одинаковые предметы, чтобы ребенок фиксировал внимание именно на их количестве, а не на качественных особенностях. Умение выделять и определять количество (один, мало или много) формируйте у ребенка последовательно: сначала по подражанию, затем по образцу и, наконец, по словесной инструкции.

Сначала положите на стол много однородных предметов, например, желтые кубики. Выкладывая на стол кубики, сопровождайте свои действия словами: «Вот кубик, еще кубик, еще…, еще…» Накройте группу предметов ладонями и произнесите: «Много кубиков». Слово «много» выделите интонацией. Затем возьмите один кубик и скажите: «Один». Все время держа предмет в руке, попросите ребенка взять столько же кубиков и спросите: «Сколько у тебя кубиков?» Приучите малыша называть и показывать на пальцах количество предметов.

Задача усложнится, когда вы предложите ребенку выполнить задание по образцу. Поставьте перед собой и перед малышом коробки с одинаковым количеством желудей. Накрыв коробку салфеткой, возьмите один желудь и, показав его ребенку, предложите взять столько же. Спросите: «Сколько ты взял(а) желудей?» Затем проведите аналогичное упражнение, демонстрируя много желудей.

После того как малыш научится брать один и много предметов по подражанию и образцу, научите его выделять определенное количество по словесной инструкции («дай один, возьми много»).

Формирование первых количественных представлений должно происходить в различных игровых и практических ситуациях. Например, можно поиграть с ребенком в такую игру. Рассыпьте на полу шишки или грибочки (примерно 15–20 штук). Скажите ребенку, что медвежонок предлагает ему сходить в «лес» за грибами. Затем начните собирать грибочки каждый в свою корзинку. Когда вы соберете все грибочки и «вернетесь из леса», спросите у малыша, что он принес в корзинке, и предложите все его грибы сложить на поднос (10–15 грибов). На другой поднос выложите грибы из мишкиной корзинки (3–5 грибов). Обратите внимание ребенка на то, что он собрал много грибов (выделите интонацией), а мишка – мало. Вместе с малышом накройте ладошками группы предметов: «Здесь все грибочки спрятались (их мало), а эти грибы не спрячешь в ладошках (их много)!»

В качестве дидактического материала используйте и непрерывные множества, например, песок. Предложите малышу насыпать песок в ведерко и формочку. Высыпав песок из двух емкостей, малыш сможет зрительно определить количество песка, проверить результат тактильно, накрыв каждую кучку ладошками. При этом обязательно, каждый раз указывая на то или иное множество, задавайте ребенку вопрос «Сколько?».

Затем нужно сформировать у ребенка представление о таких понятиях, как «пустой» – «полный». С этой целью можно провести с малышом следующую игру. Сообщите ему, что к вам в гости пришли два зайчика. Один зайчик плачет: «Мы, Ванечка, были в лесу. Собирали там ягоды рябины. Но когда я шел к тебе в гости, то споткнулся и уронил свое ведерко. Все ягоды рассыпал». Обратите внимание малыша на то, что у одного зайчика ведерко полное (выделите интонацией), а у другого – пустое. Предложите ребенку посмотреть и ощупать руками пустое и полное ведерки. Успокойте зайчика и попросите малыша помочь ему собрать в ведро рассыпавшуюся рябину. После того как он выполнит просьбу, подчеркните, что это ведерко теперь тоже полное.

Упражняйте ребенка в употреблении слов «пустой» – «полный» (стакан сока, коробка карандашей и т. д.). Таким образом, первые количественные представления формируются у ребенка на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия и обобщаются в слове.

Далее, закрепляя у малыша сформированные количественные обобщения, используйте различные игрушки и предметы (один мишка – много зайчиков, мало грибов – много шишек и др.). Предлагайте ребенку различные задания: «Возьми (принеси) одну куклу (много кубиков)».

Научите ребенка находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке, обходя комнату, детскую площадку. Сначала малышу будет трудно ориентироваться, ведь окружающие предметы весьма разнообразны по своему назначению, форме, цвету, величине.

Поставьте в комнате одну машину и несколько кукол. Предложите ребенку найти игрушки и определить, каких игрушек много, а какая – одна. Затем научите малыша находить один и много предметов в окружающей обстановке (стулья, стол). Но сначала направляйте его внимание на сами предметы: «Сколько у нас стульев?» Постепенно ребенок приобретет способность самостоятельно находить один и много одинаковых предметов вокруг себя.

В этом возрасте малыш без особых трудностей может овладеть умением выделять два предмета из множества. Ведь многие окружающие предметы имеют пары: два сапога, две варежки, две руки, два крыла у птицы и т. д. Кроме того, малышу уже исполнилось два года и взрослые учат его называть и показывать на пальчиках, сколько ему лет.

Учите ребенка выделять два предмета из множества в той же последовательности, что и один предмет: сначала по подражанию, затем по образцу и, наконец, по словесной инструкции. При этом не забывайте соотносить количество предметов с количеством пальцев.

Упражнять в определении количества можно, показывая единичные и парные части лица и тела. Приведем пример. Сядьте на стульчики друг против друга и прочитайте стихотворение, выполняя соответствующие движения:

Посчитаем-ка немножко!

Есть у каждого из нас:

Сколько рук? (Две.) (Вытяните руки вперед.)

А сколько ног? (Две.) (Поднимите ноги вверх.)

Сколько ушек? (Два.) (Дотроньтесь руками до ушей.)

Сколько глаз? (Два.) (Дотроньтесь руками до глаз.)

Сколько носиков? (Один.) (Дотроньтесь рукой до носа.)

А лбов? (Один.) (Дотроньтесь рукой до лба.)

Сколько же у нас хвостов? (Нет.) (Поверните голову назад и проведите рукой за спиной.)

Аналогичные игры-упражнения можно провести с разными игрушками. Это забавляет малыша, и он с удовольствием отыскивает парные и единичные части:

Сколько у меня зверушек? (Одна.)

У Мишутки сколько ушек? (Два.)

А кто скажет мне сейчас,

Сколько у Мишутки глаз? (Два.)

Для овладения счетом у малыша должно быть развито четкое взаимодействие всех анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, речевого. Поэтому на данном этапе большое значение уделяйте упражнениям на сопоставление численностей множеств, воспринимаемых при активном участии разных анализаторов. Это обеспечивает образование межанализаторных связей и способствует обобщению количественных представлений. С этой целью можно провести следующие упражнения: попросите ребенка хлопнуть в ладоши столько раз, сколько кукол на столе, или предложите ему на каждый хлопок (один или два) откладывать соответствующее количество игрушек (одну или две).

Сначала извлекайте только один звук. Когда ребенок усвоит смысл задания, предлагайте ему воспроизводить то один, то два, то три звука. Для того чтобы малышу было легче выделять отдельные звуки, извлекая их, произносите: «Один, еще один». В этом случае слово точно соотносится с действием. Сначала малыш может не понять, что от него требуется, и начать беспорядочно радостно хлопать в ладоши. Возьмите его ладошки в свои и, направив их к предмету, хлопните, затем поднесите руки к следующему предмету и хлопните два раза. Держа ладошки малыша в своих руках, объясните: «Все, больше не надо хлопать. Здесь два кубика, и мы хлопнули два раза». Когда ребенок выполняет столько хлопков, сколько перед ним предметов, он соотносит между собой предмет и действие. Такая работа подготавливает его к усвоению счета, когда названное числительное относится только к одному предмету или действию.

Можно также предложить малышу постучать молоточком столько раз, сколько раз постучали вы. Такие задания выполняйте без пересчета в пределах двух (а затем трех).

Организуя с малышом такие игры, как «Напоим кукол чаем», «Посадим бабочек на цветочки», «Елочки и грибочки», учите его составлять равные по количеству множества предметов, используя приемы составления пар (с каждым предметом одной группы нужно соотнести только один предмет другой группы) и наложения (нужно точно наложить один предмет на другой).

Игра «Напоим кукол чаем». Посадите за стол двух кукол и предложите малышу напоить их чаем. Для этого нужно каждой кукле дать чашку (на первых порах количество предметов в группах должно совпадать). Проследите, чтобы ребенок поставил каждую чашку непосредственно перед куклой. При необходимости покажите, как это нужно сделать. Затем подчеркните: «Сколько кукол, столько и чашек. Их поровну. У каждой куклы есть чашка». Обыграйте ситуацию. В следующий раз возьмите трех кукол.

Игра «Посадим бабочек на цветочки». Вырежьте из цветного картона цветочки и бабочек. Положите на столе в ряд 2–3 цветочка и дайте ребенку столько же бабочек. Попросите его на каждый цветок посадить бабочку. Когда он выполнит задание, скажите: «Сколько цветов, столько и бабочек». Учите малыша понимать выражение «столько…, сколько…».

В следующий раз усложните задание, предложив малышу поиграть в игру «Елочки и грибочки». Поставьте на столе в ряд грибочки, а малышу дайте на одну елочку больше. Попросите его поставить столько елочек, сколько стоит грибочков. В ходе игры учите его отвечать на вопрос: «Сколько ты поставил елочек?» (Елочек столько, сколько грибочков.)

Описанная выше работа способствует развитию у ребенка восприятия количества, что, в свою очередь, закрепляется в слове-названии и приводит к формированию первоначальных представлений о количестве. В дальнейшем необходимо создавать условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности (в процессе игры, рисования, конструирования).

Категория: РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 453 | Теги: показатели развития ребенка третьег, ребенок третьего года жизни, чтение, прогулки с дошкольниками, закаливание детей, режим дня ребенка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz