Некоторые проблемы воспитания ребенка - РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 17:26

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Некоторые проблемы воспитания ребенка

Одной из типичных проблем раннего возраста является чрезмерная зависимость ребенка от матери (или замещающего ее близкого взрослого). Ребенок чувствует себя спокойно только в присутствии матери, боится расставаться с ней даже на короткое время. Малыш не способен заниматься чем-либо самостоятельно, если мамы нет рядом, пугается незнакомых людей и не вступает с ними в общение.

Особенно остро проблема расставания ребенка с матерью встает, когда она выходит на работу или при поступлении малыша в ясли.

Привязанность ребенка к матери начинает формироваться еще в первом полугодии жизни, складывается к концу года и особенно ярко проявляется на втором году жизни. Привязанность является важнейшим новообразованием младенческого возраста, обеспечивающим ребенку определенную безопасность при исследовании окружающего предметного мира. Взаимоотношения с матерью становятся прообразом всех последующих межличностных отношений. Привязанность ребенка к матери может существенно различаться в зависимости от ее поведения. Чувствительные, отзывчивые, личностно ориентированные матери создают условия для формирования у ребенка надежной привязанности, чувства безопасности и доверия к миру. Поэтому ребенка не пугает недолгое отсутствие матери, у него есть уверенность в том, что ему ничего не угрожает, а в случае необходимости кто-нибудь придет на помощь.

Неотзывчивые матери, больше ориентированные на уход за ребенком, чем на его психологические потребности, или матери, мало вовлеченные в воспитание ребенка, проявляющие то энтузиазм, то холодность во взаимоотношениях с ним, способствуют формированию ненадежной привязанности у малыша. Такой тип привязанности не обеспечивает необходимый уровень защищенности и базового доверия ребенка к миру. Ненадежная привязанность в поведении малыша часто проявляется в его чрезмерной зависимости от матери.

В крайних случаях у детей, родители которых пренебрегают своими родительскими обязанностями, жестоко обращаются с ними или у неумелых, робких родителях может сформироваться патологический тип привязанности. В поведении ребенка искажения привязанности проявляются в чрезмерной пугливости или навязчивости по отношению к незнакомым людям.

Еще одной существенной причиной боязни расставания с матерью является опыт переживания ребенком разлуки с ней в младенческом возрасте. Многочисленные исследования показали, что даже краткосрочная разлука с матерью, начиная с шестимесячного возраста, может вызвать у малыша сильный стресс.

Для ребенка характерны три стадии негативных переживаний, возникающих в ответ на разлуку с матерью: протест, отчаяние, отстранение. На стадии протеста ребенок может кричать, плакать, отказываться контактировать с теми, кто хочет его успокоить и утешить. Через несколько часов или дней после разлуки протест сменяется отчаянием. Ребенок уходит в себя и становится тихим, печальным, активность его снижается. На третьей стадии при возвращении матери малыш демонстрирует отстраненность и равнодушие. Впоследствии ребенок будет проявлять повышенную зависимость от матери, настороженность и тревогу в связи с возможной новой разлукой с ней.

Причиной чрезмерной зависимости от матери может быть и особая социальная ситуация развития на первом году жизни. Так, младенцы, которых воспитывала исключительно мать (или лицо ее заменяющее), как правило, проявляют сильную боязнь незнакомцев и сепарационную тревогу (тревогу, связанную с возможностью быть разлученным с тем, кто считается необходимым для выживания). Малыш бурно реагирует на расставание с тем близким взрослым, который постоянно находится рядом с ним, спит в одной комнате, часто носит на руках. И наоборот, если о ребенке с момента рождения заботится много людей, он будет относиться к незнакомцам и разлуке с матерью гораздо менее тревожно.

Ребенок может чувствовать себя незащищенным и проявлять зависимое поведение и в случае неблагополучной семейной ситуации. Например, если какие-то неблагоприятные события вызывают у матери постоянное беспокойство, тревогу, она часто плачет в присутствии ребенка, то он, в свою очередь, начинает чутко реагировать на ее состояние, сопереживать ей, сильно тревожиться, не понимая причин происходящего. Он может воспринимать тревогу матери как угрозу своей безопасности. Для того чтобы чувствовать себя защищенным, малыш будет стараться постоянно находиться рядом с матерью, не отпуская ее ни на минуту.

Итак, психологические причины чрезмерно зависимого поведения следующие:

• противоречивое поведение матери, переходы от демонстрации любви к проявлению холодности по отношению к ребенку;

• повышенная тревожность матери, проявление негативных переживаний в присутствии ребенка;

• опыт травматических переживаний разлуки с матерью;

• участие в воспитании ребенка исключительно матери (или замещающего ее лица).

Самостоятельность и инициативность – яркие черты личности ребенка. Но для многих родителей они представляют серьезную проблему. В раннем возрасте дети активно познают окружающий мир, овладевают культурно-специфическими способами действий с предметами. Освоение ребенком предметных действий требует участия взрослого. В этот период проявления детской активности и инициативы могут стать настоящим испытанием для родителей. Малышу все интересно, он «везде лезет», «все хватает», стремится повторить действия взрослого и требует, чтобы ему дали то, что вовсе для него не предназначается. Понятно, что в подобной ситуации взрослый старается ограничить активность ребенка, использует словесный запрет или физически удерживает малыша, не позволяя ему «добраться» до желаемого предмета. Все это вызывает у малыша бурный протест. Поводом обращения за консультацией к специалисту становится невозможность справиться с ребенком. Родителей беспокоят вопросы о том, как направлять поведение ребенка, что разрешать, а что – нет, как вести себя, если он продолжает настаивать, несмотря на все уговоры взрослых.

При решении этих проблем следует исходить из того, что познание предметного мира в раннем возрасте является главным условием психического развития ребенка. В процессе действий с предметами человеческой культуры малыш обучается новым культурно-специфическим способам действия, совершенствуется его зрительное восприятие, развивается внимание, память, наглядно-действенное мышление, закладываются основы наглядно-образного мышления (формируется способность не только выполнять, но и представлять действие). Ребенок получает возможность чувствовать себя субъектом деятельности, формируется его представление о своих возможностях и способностях, развивается образ Я. Когда вы ограничиваете познавательную активность и инициативу ребенка (убираете вещи в недоступное для него место, запрещаете какие-либо действия), вы тем самым препятствуете его развитию. Важно помнить, что свобода действий сама по себе мало что дает малышу. Только с вашей помощью ребенок может открыть назначение предметов и освоить способы их употребления. Поэтому позволять малышу обследовать предметы, которыми пользуется взрослый, лучше в вашем присутствии и при вашем участии. В таком случае ситуация будет безопасной и управляемой, а малыш сможет получить новый опыт познания окружающего мира.

Родители могут блокировать активность и инициативность ребенка и в том случае, когда они очень заняты и не имеют времени заниматься его воспитанием. В этом случае можно наблюдать, как малыш старается привлечь внимание родителей, обращается к ним за помощью, но не получает ответа на свою инициативу. При этом ребенок, скорее всего, вынесет из своего раннего опыта общения со взрослым установку, что попытки привлечь внимание других бесполезны, а его действия ничего не значат для окружающих. В результате он может прекратить попытки добиваться ответа взрослых, станет пассивным и безынициативным. Так начинает формироваться «выученная беспомощность».

Нередко у детей можно наблюдать и феномен «отрицательного привлечения внимания». В этом случае родители далеко не всегда положительно отвечают на проявления инициативы и просьбы ребенка и негативно реагируют на его проступки. Малыш начинает использовать свое «плохое поведение» как инструмент для привлечения внимания окружающих. Подобная модель поведения может закрепиться в качестве своеобразного средства общения и воздействия на других людей.

Родители, которые выбрали в качестве стратегии воспитания невмешательство и предоставление ребенку свободы действий, также сталкиваются с рядом проблем. Эти родители по существу лишают малыша всякого руководства (то есть не выполняют свою воспитательную функцию).

Руководство ребенком, планирование и организация его деятельности, ответственность за принятие решений – все это ваши обязанности, которые нельзя перекладывать на ребенка. Свобода нужна только в тех случаях, когда она служит цели его развития.

Таким образом, выделяют следующие причины ограничения самостоятельности и инициативы ребенка родителями:

• непонимание задач и специфики возрастного развития;

• неумение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с ребенком;

• ориентация в воспитании на ценности «послушания», а не развитие личности ребенка;

• низкий уровень родительской компетентности;

• неправильная воспитательная стратегия.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает развитию у него творческой активности и самостоятельности. Они лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Такие родители практикуют либеральный стиль воспитания и практически не руководят ребенком и не направляют его поведение, так что малыш не знает, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя.

В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно и ответственно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают его поведение, практически не предоставляют ему самостоятельности. У малыша начинает складываться представление о том, что любая его инициатива будет встречена порицанием и запрещением со стороны родителей. У ребенка начинает формироваться «выученная беспомощность».

Родители не должны забывать о том, что своим поведением они помогают ребенку понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам необходима обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности и чувства других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки!») или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Иногда нельзя обойтись и без прямого запрещения («Не трогай ножницы, это опасно, порежешь руку!»). При этом следует помнить, что основным объектом критики должен быть поступок ребенка, а не он сам.

Категория: РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 357 | Теги: показатели развития ребенка третьег, ребенок третьего года жизни, чтение, прогулки с дошкольниками, закаливание детей, режим дня ребенка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz