Кризис трех лет - РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 14:39

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Кризис трех лет

Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет, который психологи называют возрастом строптивости. Этот непростой период отмечен для родителей конфликтами и трудностями в воспитании ребенка. Взрослым становится все труднее справляться с возрастающим упрямством и несговорчивостью малыша. Труден этот период и для самого ребенка. Ведь именно в период кризиса очень быстро меняются стереотипы в его отношениях с окружающими людьми. Малыш начинает по-новому смотреть на мир, определять свое место в нем. Такие кардинальные перемены и обусловливают нестабильный характер его поведения, повышенную чувствительность к отношению взрослых, непослушание. Сроки возникновения кризиса могут быть индивидуальны, однако чаще всего он проявляется в период от двух с половиной до трех лет.

До начала кризиса дети, как правило, послушны, охотно подражают во всем взрослому, принимают его предложения, копируют действия, особо не переживают по поводу его замечаний и своих неудач в конкретных действиях. В этот период между желаниями ребенка и взрослого нет особых расхождений. Если ребенок хочет чего-то недозволенного, взрослый может быстро переключить его внимание на другой привлекательный предмет.

К трем годам у ребенка начинают проявляться и свои собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Желания малыша становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу».

Уже в середине третьего года жизни у большинства детей возникает первый кризисный симптом – негативизм. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, вопреки просьбам взрослого. При негативизме ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили.

...

Например, мама зовет малыша на прогулку. Он очень любит гулять, но отказывается одеваться и выходить из дома, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать малыша, он начинает настаивать: «Пойдем гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок делает все наперекор взрослому. Он может утверждать, что сыр – это масло, что синее – это красное и т. д. Как только взрослый соглашается с ним, мнение ребенка сразу же меняется на противоположное. В подобных проявлениях главное для ребенка не установление истины, а противоборство со взрослым, утверждение своего Я в отношениях с ним.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если малыш хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, не зная зачем, – это уже проявление упрямства. Малыш как будто связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Третий симптом этого трудного возраста – строптивость ребенка. Этот симптом является основным и наиболее типичным для кризиса трех лет. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Он не хочет идти с мамой за ручку, чистить зубы, читать книжку, надевать тапочки и т. д. Он как будто бунтует против всего, что до этого нравилось и было привычным.

Четвертый симптом – своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и стремится к самостоятельности там, где еще мало что умеет. Например, с криком «Я сам!» малыш старается открыть кран в ванной, нажать кнопку вызова лифта, зашнуровать ботинок. Хотя у него не получается, он отказывается от помощи взрослого и продолжает настойчиво повторять: «Я сам! Я сам!»

Другие три симптома гораздо реже встречаются в поведении детей. Первый из них – бунт против окружающих, выражается в том, что ребенок постоянно ссорится со взрослыми, ведет себя очень агрессивно по отношению к окружающим – как будто находится с ними в непрерывном конфликте. Другой симптом – обесценивание ребенком личности близких людей. Так, малыш может начать обзывать маму или бабушку бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Меняется и его отношение к игрушкам. Теперь он замахивается рукой на любимого мишку, а машину и кубики, с которыми недавно играл, нарочно с грохотом бросает на пол. Еще один симптом встречается в семьях с единственным ребенком и выражается в стремлении малыша к деспотическому подавлению окружающих. Ребенок настаивает на исполнении всех своих желаний, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезами, криками и т. д. Если в семье несколько детей, то этот симптом проявляется в ревности к младшему ребенку, требованиях постоянного внимания родителей.

Нетрудно заметить, что все вышеописанные симптомы отражают важные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. В этот период малыш противопоставляет себя взрослому, а собственное Я становится предметом его переживаний. Это проявляется в высказываниях типа: «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я буду». Ребенок начинает отделять себя от взрослого, свои действия от действий других. Он на практике утверждает свое Я, свою самостоятельность и независимость.

В чем же положительные черты этих изменений в поведении ребенка?

Возраст трех лет – важный и ответственный момент в развитии ребенка. В этом возрасте он становится трудным и капризным, что свидетельствует о проявлении кризиса, связанного с перестройкой его психической жизни. Ребенок стремится реализовать себя в действиях с предметами, становится особо чувствительным к тому, как оценивают его достижения и умения окружающие. У него складывается чувство собственного достоинства. Если вы не будете замечать этого, будете относиться к ребенку как к маленькому, ограничивать его инициативу, игнорировать интересы, стремление к самостоятельности, течение кризиса обострится и малыш станет трудным и несговорчивым. По мнению психологов, подобные черты могут долго сохраняться в поведении ребенка, если вы не пересмотрите свои взаимоотношения с ним.

Напротив, негативные проявления быстро сгладятся, если вы начнете уважительно относиться к потребностям, интересам и заботам малыша, будете позитивно оценивать его достижения, поддерживать и одобрять его интересы и начинания, предоставлять ему большую самостоятельность, подчеркивать его успехи.

Категория: РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 416 | Теги: показатели развития ребенка третьег, ребенок третьего года жизни, чтение, прогулки с дошкольниками, закаливание детей, режим дня ребенка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz