Игры с мозаикой - РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 17:26

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры с мозаикой

В процессе игры с мозаикой у ребенка развиваются не только мышление, пространственные представления, зрительное восприятие, воображение, совершенствуется ловкость пальцев, но и накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь со взрослым во время игры, малыш не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить. Опыт совместной деятельности бесценен для крохи: именно в играх со взрослым он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.

В настоящее время в продаже имеется несколько видов мозаики: для детей от года (1+) и от четырех лет (4+). Они различаются размером, формой деталей, способом крепления к игровой пластине. Мозаика для детей трех лет должна быть безопасной (без мелких и хрупких деталей), с яркими и привлекательными деталями.

Самая простая и безопасная – крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. Детали мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление больше всего соответствует уровню развития ловкости пальцев ребенка и зрительной координации. Успешность выполнения действия гарантирована, что очень важно для поддержания интереса ребенка к этой игре.

Привлекательность игры во многом зависит от взрослого. Малыш с удовольствием будет играть с мозаикой, если вы будете:

• играть вместе с ним;

• начинать с самого простого, постепенно усложняя задания;

• поощрять его самостоятельность и инициативу;

• использовать игровые ситуации, сюжетные игрушки, сюрпризы;

• всегда хвалить его и поддерживать в игре положительные эмоции;

• в ходе игры беседовать с ним, задавать вопросы, что-то рассказывать, обсуждать.

Не предлагайте малышу сразу же сделать какую-нибудь сложную картинку по образцу, изображенному на коробке. Присмотритесь, в ярких, привлекательных деталях уже заключены образы: зеленая деталь – листик, синяя – капля дождя, а белая – снежинка. Достаточно лишь произвольно расположить детали определенного цвета на игровом поле – и у вас получится «листопад», «дождь», «снегопад». Малыш воспринимает мир эмоционально, поэтому он может увидеть в безликом предмете каплю или снежинку, если вы создадите этот образ, воздействуя на его чувства своими эмоциями, песенкой, коротким стихотворением, звукоподражанием, показом действий.

Знакомство с деталями мозаики

Первые игры с мозаикой проведите без игрового поля, используя как основу однотонную поверхность стола, пола, дивана. Это позволит малышу познакомиться с формой и цветом деталей мозаики.

Для первых игр достаточно использовать по пять деталей каждого цвета. Положите их в небольшую красивую коробку. А затем вместе с малышом по очереди доставайте детали, называя их цвет. Дайте ребенку возможность все потрогать, рассмотреть. Разложите детали на однотонной поверхности. Малыш может эмоционально отреагировать на обилие красочных деталей – схватить их в охапку и подбросить или одним взмахом руки разбросать по всей комнате. Такая реакция малыша совершенно естественна. Дайте возможность непоседе выплеснуть свои эмоции. Порадуйтесь вместе с ним, но сразу же дайте понять, что намного интереснее играть по-другому. Снова произвольно разложите детали мозаики и полюбуйтесь вместе с малышом красочной картиной, поинтересуйтесь у него, какие детали ему понравились больше. При этом лучше всего приобнять ребенка, слегка удерживая его ручки. Затем оставьте по пять деталей двух цветов и предложите малышу разложить их по цвету: в одну сторону – красные, в другую – синие. Будьте эмоциональны, не делайте замечаний малышу, даже если он ошибается, а исправляя его ошибки, обязательно хвалите за старание и подбадривайте его. Назвав цвет детали (покажите образец, если малышу еще сложно обойтись без такой помощи), попросите кроху: «Найди такую же, красную!»

Игра с мозаикой поможет ребенку освоить первые навыки счета. Играя с деталями, предложите малышу взять много деталей, а себе возьмите одну. Дайте ему возможность оценить количественные различия не только визуально, но и с помощью прикосновений ладошками (если под двумя ладошками невозможно спрятать все детали, значит, их много, а одну деталь легко можно накрыть и одной ладошкой). Положите перед малышом пять деталей одного цвета (много) и отдельно – одну. Попросите его показать, где много деталей, а где одна деталь. Для игры возьмите любимую игрушку крохи (зайчика, куклу, машинку). Пусть зайчик «попросит» ребенка дать ему «много» деталей мозаики. Зайчик должен обязательно порадоваться и поблагодарить малыша. Научите ребенка брать в руку только одну деталь (обязательно при этом называйте количество). Каждый раз спрашивайте: «Сколько у тебя деталей?» Если малыш затрудняется ответить, скажите за него. Вскоре он и сам начнет определять количество и отвечать на ваши вопросы. Такие упражнения знакомят малыша с первыми математическими понятиями «один», «много», которые пригодятся ему и в повседневной жизни, и в играх.

Ребенку будет намного интереснее, если безликие детали превратятся в знакомые образы: конфеты, цыплята, воздушные шарики. Малыш может использовать детали мозаики в действиях с сюжетными игрушками: перевозить в машине, угощать кукол (то есть использовать как предметы-заместители). Умение видеть, узнавать в одном предмете образ другого формируется постепенно и не само по себе, а при вашем активном участии. Это умение является фундаментом очень важного для развития ребенка психического образования – воображения.

После знакомства с деталями мозаики нужно показать ребенку, что и как из этих предметов можно сделать. Самостоятельно кроха может их только разбросать: потребность действовать «сейчас и быстро» очень характерна для малышей, а практических умений еще недостаточно. Поэтому игры с мозаикой должны быть динамичными, веселыми, яркими и непродолжительными (от 3 до 5 минут). Поиграв с деталями мозаики без пластины, повторите знакомые игры с ее использованием.

Знакомство с пространством игрового поля

Для того чтобы малыш освоил пространство пластины, научите его располагать детали мозаики по всему игровому полю в произвольном порядке. Предложите малышу понятные и доступные для воплощения сюжеты игры: идет дождь, летят снежинки, кружатся листья, вспыхивают огни салюта или фейерверка и т. д. Покажите ребенку детали мозаики, цвет которых подсказывает какой-то образ: синие – капли дождя, белые – снежинки, желтые – цыплята (утята) или одуванчики, красные – ягоды; детали разных цветов, собранные вместе, – разноцветный салют, листопад, цветы, воздушные шарики.

Для того чтобы сделать «листопад», приготовьте 10–15 деталей мозаики желтого, зеленого и красного цвета, положите их на небольшой поднос и накройте легким платочком. Затем сильно подуйте на платок и скажите: «Вот какой сильный ветер дует!»

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

Потом подуйте вместе с малышом, приподнимите платочек и скажите: «Смотри, сюда прилетели листики! Мой желтый листик вот куда полетел!» Прикрепите деталь к пластине. Спросите кроху, побуждая его к повторению вашего действия: «А где твой листик? Куда он полетит?» Называйте цвет «листиков», эмоционально комментируйте действия малыша, когда он произвольно располагает детали на игровом поле: «Листопад, листопад! Листья падают, летят!» Если ребенок прикрепляет детали скученно, обратите его внимание на пустующие места в другой части пластины: «И сюда листик прилетит, и туда!» Попросите кроху сильно подуть на «листики» – изобразить «ветер». Пусть его «лист» полетит далеко-далеко. В конце работы обязательно рассмотрите получившуюся картину, еще раз спросите у ребенка, что вы делали. Уточните: «Листики везде: и тут, и тут!» Подобным образом из разноцветных деталей можно сделать салют (фейерверк), из синих – дождь, а из белых – снегопад.

В таких играх малыш упражняется в назывании цветов, знакомится с первоначальными математическими представлениями, учится прикреплять детали, снимать их, переставлять, использовать все игровое поле, а заодно и видеть в предмете-заместителе образ другого предмета. Вроде бы такая незатейливая игра, а сколько ценного вносит она в развитие крохи!

Обратите внимание на то, как малыш берет деталь – двумя пальцами или всей ладошкой. При захвате детали двумя или тремя пальцами прикрепить ее к пластине довольно сложно. Несколько неудачных попыток снизят интерес крохи к игре с мозаикой. Напомните ему, как положить ладошку на деталь и слегка сжать ее пальцами. Некоторым детям элементы мозаики лучше раскладывать на подносе выпуклой стороной вверх.

Для того чтобы игра не превращалась в простое манипулирование деталями и разбрасывание, ограничивайте количество деталей. С каждой игрой предоставляйте малышу больше самостоятельности в реализации задуманного сюжета, а затем и в выборе темы.

Прикрепление деталей мозаики

Если малыш уже может самостоятельно сделать «снегопад», «дождик», «салют», то есть умеет произвольно располагать детали мозаики по всему полю, покажите ему, как располагать их вплотную друг к другу Возьмите небольшие игрушки: уточку, рыбку, лодочку и т. д. Поставьте утку на игровое поле и предложите малышу сделать для нее пруд. Для этого в любой части игрового поля прикрепите вплотную друг к другу детали мозаики синего цвета. А когда водоем будет готов, посадите туда игрушечную утку. В следующий раз детали мозаики, расположенные вплотную друг к другу, вдруг превратятся в море, а по нему поплывет кораблик. В море могут плавать рыбки, дельфины, киты. Все зависит от того, какие игрушки есть у малыша. Обязательно предоставьте малышу достаточно времени для свободной игры. Обыгрывание помогает ему из абстрактных деталей мозаики создавать знакомые образы.

В следующий раз сделайте из мозаики синее пятно и оставьте в нем несколько незаполненных ячеек. Пусть малыш прикрепит недостающие детали. Для этого ему придется самому найти детали синего цвета и заполнить пустующие ячейки. В другой раз детали, которыми кроха заполняет пустующие ячейки, могут быть белого цвета. Тогда по синему «озеру» поплывут белые «гуси-лебеди». Зеленое пятно может превратиться в «ягодную поляну». Для этого достаточно к зеленым деталям добавить несколько красных так, чтобы они разместились по всей «поляне» на некотором расстоянии друг от друга.

Первые «изображения» – цветные пятна – получаются случайно. Но с каждым разом у малыша накапливается опыт, и он начинает целенаправленно (то есть определив цель) воспроизводить подобные изображения. Каждый раз меняйте количество деталей мозаики, чтобы кроха понял, что чем больше деталей, тем больше, шире получается цветное мозаичное пятно. А так как величина – понятие относительное, определяемое только при сравнении, то и сказать, что предмет большой, можно лишь при наличии меньшего по размеру. Поэтому, обращая внимание малыша на зависимость величины целого от количества составляющих его частей, предоставьте ему возможность самому сравнивать и определять, где много деталей (получается большое «озеро»), а где мало (маленькое «озеро»).

Для того чтобы закрепить представления малыша о величине, предлагайте ему соответствующие игры. Например, предложите малышу сделать две «лужицы»: большую или маленькую. Поинтересуйтесь у него, какую лужицу он хочет сделать. Обычно малыши выражают желание сделать большую лужу. Пусть ребенок поможет вам отобрать синие детали (приблизительно 20 шт.), а вы разделите их на две части: в одну сторону положите много деталей (14 шт.), а в другую – мало (6 шт.). Попросите кроху сравнить эти части, прикрыв каждую их них ладошками и назвать их величины (большая, маленькая). Вместе с ребенком выложите «лужицы» в разных местах игрового поля, а потом определите, какая лужица больше, а какая – меньше. Обязательно подведите итог: «Здесь много „капелек" (деталей), поэтому получилась большая лужа. А здесь – мало, получилась маленькая лужа».

Когда малыш научится самостоятельно или по вашей просьбе выкладывать детали мозаики вплотную друг к другу, не оставляя в цветном пятне пустых мест, можно предлагать ребенку более сложные задания, которые помогут ему научиться воспринимать части игрового пространства: верх и низ.

Определение верхней и нижней частей игрового поля

Научить малыша определять верхнюю и нижнюю части игрового поля и выбирать для «изображения» детали определенного цвета помогут «линейные» объекты – дорожка, ручеек, речка. Покажите крохе, как сделать «речку». Для этого по нижнему краю игрового поля вместе с ребенком выложите синие детали. Обратите его внимание на то, что синих деталей много. Проведите вдоль получившейся синей линии рукой: «Вот речка течет!» Затем предложите сделать солнышко. Пусть малыш самостоятельно выберет из нескольких деталей разного цвета желтые детали. Скажите малышу, что для солнышка нужна только одна деталь. Поинтересуйтесь, где на картинке будет располагаться солнце, и при необходимости помогите малышу прикрепить деталь. Спросите ребенка: «Что вверху?» Обязательно уточните с малышом, что речка течет внизу, а солнышко светит вверху. Для того чтобы ему было легче запомнить эти понятия, сопровождайте высказывания соответствующими движениями рук и предлагайте ребенку повторять их за вами.

С каждым разом обогащайте сюжет. Например, детали белого или желтого цвета могут стать гусятами или утятами. Вместе с малышом разместите детали белого или желтого цвета на синей полоске реки. Рядом прикрепите деталь белого цвета, она будет изображать маму-гусыню или утку.

Мальчикам можно предложить сделать дорогу для машин, а детали мозаики для «укладки дороги» привезти в грузовике. Девочки могут сделать для куклы нарядные бусы. Так в канву любимой игры гармонично впишется работа с мозаикой.

Освоив линейное (горизонтальное) расположение деталей, приступайте к выкладыванию вертикальных линий. Для этого разверните игровое поле на 90 градусов. Пластина ляжет короткой стороной к ребенку. При таком расположении игрового поля можно выложить ровную вертикальную дорожку. Лучше начать выкладывать детали по самому краю, он будет для малыша наглядной опорой.

Для того чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему историю про зернышко, из которого вырос стебелек, а потом распустился цветок. Накануне на прогулке не забудьте рассмотреть у цветка стебелек, соцветие, листья. Пусть маленький исследователь осторожно проведет пальчиком снизу вверх по стеблю.

Для игры приготовьте пять зеленых деталей (для изготовления стебелька), одну красную или синюю (для цветка) и одну желтую (для солнца). Прикрепите внизу у бокового края игрового поля зеленую деталь, «зернышко», и скажите: «Посадил (имя ребенка) зернышко. Выглянуло утром солнышко. (Прикрепите вверху желтую деталь.) Стало светло и тепло, из зернышка появился стебелек и начал расти вверх, к ласковому солнцу». Покажите малышу, как надо прикреплять детали, чтобы «стебелек» рос вверх. Поддерживайте игровую ситуацию комментариями: «Все выше, выше растет стебелек, к самому солнышку тянется!» Когда кроха закончит выкладывать зеленые детали, дайте ему деталь красного или синего цвета, пусть он прикрепит ее. («Смотри, какой красивый цветок распустился!») Для малыша будет приятным сюрпризом, если к его цветку прилетит бабочка, заранее сделанная вами из цветной бумаги. В следующий раз посадите зернышко не у самого бокового края игрового поля.

Когда ребенок научится выкладывать ровную вертикальную линию, можно предложить ему более сложный, развернутый сюжет. Сначала выложите горизонтальный ряд – «травку», затем вверху прикрепите «солнышко», а потом сделайте «стебелек». Когда ребенок справится с этими достаточно сложными действиями, покажите ему, как можно сделать большой цветок (серединка и лепестки вокруг). Малыш уже делал нечто подобное, когда выкладывал «озеро», прикрепляя детали одна к другой. Не забудьте обыграть получившуюся «картинку» с помощью небольших игрушек, еще раз проговорить последовательность событий, взаиморасположение объектов на игровом поле. Если малышу трудно самостоятельно выложить лепестки вокруг серединки, сделайте это сами. А затем предложите крохе стать волшебником и сделать из ромашки незабудку. Для этого достаточно поменять цвет лепестков. Так по вашему образцу малыш сделает свой цветок, освоив новый способ расположения деталей.

Научиться располагать детали друг за другом помогут веселые «гусеницы». Покажите малышу, как можно последовательно, но не обязательно горизонтально или вертикально прикрепить несколько деталей. На последней детали можно нарисовать глаза – «гусеница» оживет. Для того чтобы ей не было одиноко, попросите кроху сделать еще одну или две гусеницы. Затем можно сравнить длину гусениц, а в следующий раз сделать длинную «гусеницу» – маму, и коротенькую – дочку или сыночка. При этом обратите внимание на количественное соотношение деталей (больше – меньше), используемых при выкладывании длинной (6 деталей) и короткой (2 детали) линий. После нескольких таких упражнений попросите малыша самостоятельно определить, какая часть из заранее подготовленных вами деталей (2–3 шт. и 6–7 шт.) предназначается для изготовления большой гусеницы, а какая – для маленькой.

Еще недавно ребенку было непросто даже прикреплять детали к игровому полю, теперь он может располагать их по всему игровому полю или делать цветное пятно из элементов мозаики. Ему не составляет труда расположить детали вверху или внизу пластины, по горизонтальной или вертикальной линиям.

В ходе игры малышу становится очевидна ограниченность игрового поля, он начинает замечать края пластины, а это необходимо для формирования умения ориентироваться на плоскости, видеть верх и низ, левый и правый края.

Занимаясь мозаикой вместе с вами, малыш осваивает доступные сюжеты, учится узнавать в довольно абстрактных изображениях реальные образы. В интересной игре он усваивает первые математические понятия, развивается его речь. С развитием интереса появляется желание играть с мозаикой, формируется умение более длительное время сосредоточивать внимание на определенной задаче (5–7 минут), стремление к достижению результата.

Первые орнаменты

Теперь наряду с динамичными игровыми заданиями можно предлагать малышу упражнения, при выполнении которых необходимо следовать определенным правилам: четко и последовательно повторять (воспроизводить) образец. Выкладывание простых, в одну линию, орнаментов, в которых чередуются детали двух цветов, конечно, нужно обыграть. Например, можно сделать бусы для мамы. В этой игровой ситуации малыш должен держать задачу в уме, помнить о последовательности чередования – ритме узора. Этому он учился, занимаясь аппликацией.

Попробуйте вместе с малышом выложить самый простой узор – двухцветный орнамент. Пусть ребенок из общей массы деталей мозаики выберет детали двух цветов: один цвет для себя, а другой – для вас. Начните по очереди прикреплять к пластине детали мозаики каждый своего цвета. Такая очередность в действиях задаст ритм узору. Называйте цвет своей детали, когда прикрепляете ее: «Сначала моя – синяя, теперь твоя – красная. Кладем по очереди!» Важно, чтобы детали мозаики располагались на одной линии. Когда закончите работу, обратите внимание малыша на то, какой красивый получился узор.

В следующий раз предоставьте малышу возможность попробовать сделать узор по вашему образцу. Заранее сделайте такой же узор, что и накануне. Рассмотрите с ребенком работу и предложите ему сделать такую же. Малышу, возможно, понадобится ваша помощь. Даже если кроха ошибся, похвалите его за старание и вместе с ним еще раз внимательно рассмотрите образец, посоветуйте, что можно сделать, поддержите его интерес к игре с мозаикой.

Если малыш научился делать узор по готовому образцу, пришло время предложить ему самостоятельно сделать узор (без вашего показа и образца). Вместе с ребенком разделите детали мозаики по цветам, а выкладывать узор он будет самостоятельно. Напомните ребенку способ выполнения узора, но не показывайте его. Это поможет малышу научиться внимательно слушать ваши объяснения и действовать согласно полученной словесной инструкции. В случае неудачи обязательно отметьте старания крохи и, присоединившись к его действиям, завершите работу.

При кажущейся простоте выполнение орнамента – очень сложное упражнение для малыша: действовать надо по правилам, подчиняясь определенным условиям. Одновременно действовать и помнить правила ребенку еще только предстоит научиться, поэтому будьте терпеливы: вам не раз придется напоминать ему правила и повторять объяснения. Не торопитесь переходить к более сложным видам работы.

Игры с мозаикой

Предлагаем вам цикл игр с мозаикой, в которых задания усложняются шаг за шагом. Сюжеты мозаичных картинок могут быть самыми разными, а вот последовательность, в которой расположены эти занятия, должна соответствовать принципу «от простого к сложному».

Раз снежинка, два снежинка

На прогулке малыш наблюдал, как кружатся снежинки, ловил их. Попробуйте сделать снегопад дома. Пусть кроха сам из общей массы деталей мозаики выберет для игры 10–12 деталей белого цвета. Под рукой хорошо иметь небольшой запас деталей мозаики: возможно, малыша увлечет игра, и понадобится дополнительный материал.

Вспомните с ребенком, что вы видели на прогулке. Если за окном идет снег, полюбуйтесь снегопадом. Прочитайте стихотворение:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело…

Покажите ребенку детали белого цвета и скажите: «Смотри, какие у меня снежинки!» Возьмите одну «снежинку» и прикрепите ее к пластине: «Вот как полетела снежинка!» Предложите малышу повторить ваши действия. Радуйтесь вместе с ним, поддерживайте его эмоционально – восклицаниями, комментариями, уточнениями, например:

Белый снег кружится,

Белый снег ложится.

Снег, снег, белый снег!

Как только все «снежинки» окажутся на пластине, похвалите малыша и рассмотрите с ним получившуюся картинку: «Ух! Как летят у нас снежинки!» Попросите ребенка показать «снежинки», спросите, что он делал, что у него получилось. Прикоснитесь к одной из деталей и воскликните: «Ой, холодно!» Малыш обязательно присоединится к вашей забаве и будет осторожно прикасаться к «снежинкам». Поинтересуйтесь у ребенка, не замерзли ли у него руки. Разотрите ладошки, как будто согреваете их. Такие упражнения способствуют развитию мышц кистей рук.

Побуждайте малыша повторять за вами не только действия, но и слова ( снегопад, снежинки, холодные, белые и т. д.).

Сугроб

Покажите ребенку, как, расположив рядом детали белого цвета, можно сделать сугроб, который во время «снегопада» становится все больше и больше. Если между деталями останется незаполненное место, укажите на него и скажите, что сюда еще не упала снежинка, – пусть малыш прикрепит недостающие детали.

Сопровождайте его действия рассказом: «Снежинки кружатся и падают на землю. Еще снежинка упала и еще. Много снежинок! Вот какой сугроб получился!» Полюбуйтесь получившейся картиной. Не забудьте про игровой сюрприз. Заранее приготовьте игрушки для обыгрывания мозаичной картинки. Пусть в холодном пушистом сугробе начнут весело барахтаться зайчата, радуясь белому снегу. Игра с мозаичной картиной – одно из условий, при котором у ребенка зарождается и формируется интерес к занятиям с мозаикой.

Через некоторое время можно сделать большой и маленький сугробы. Для этого предоставьте ребенку возможность самому достать из коробки детали белого цвета. Затем разделите их на две части – бо́льшую (10–12 шт.) и меньшую (5–6 шт.). Обсудите с малышом величину каждой кучки и поинтересуйтесь, какой сугроб он хочет сделать. Выясните, из какой кучки надо брать детали, чтобы сделать большой сугроб, и почему. Для обыгрывания картинки возьмите игрушки разной величины.

Белая дорожка

Научившись располагать детали вплотную друг к другу, малыш сможет выложить дорожку. Помните, что сначала малышу понадобится зрительная опора – нижний край пластины.

Попросите малыша приготовить для игры детали мозаики белого цвета (10–12 шт.). По нижнему краю пластины прикрепите три белые детали, комментируя при этом: «Топ-топ, вот какая белая дорожка. На дорожке снежок лежит. Пойдем со мной!» Предложите малышу присоединиться к вам и вместе доделайте дорожку. «Походите» пальчиками по дорожке, сопровождая свои действия песенкой, ритмичными стихами или потешкой:

Баю – баю – баиньки,

Купим Кате валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Катенька ходить,

Новы валенки носить!

При обыгрывании сюжета используйте различные игрушки. Скажите, что игрушкам холодно, и предложите ребенку сделать солнышко. Пусть он покажет, где солнышко, – потянет руки вверх. Проведите рукой по дорожке: «Смотри! У нас дорожка внизу, а солнышко вверху». Попросите малыша прикрепить к верхней части пластины желтую или красную деталь («солнышко»). Спросите его, что находится вверху, а что – внизу.

Выложить дорожку некоторым детям довольно сложно, поэтому первое время от вас может потребоваться больше практической помощи. Например, вы начинаете, а малыш завершает работу, или наоборот. Можно также действовать поочередно. Иногда «ошибайтесь» – делайте промежутки между деталями, чтобы малыш мог «помочь» вам.

Теперь, когда ребенок умеет располагать детали не только произвольно, но и упорядоченно, усложните задание, соединив все знакомые малышу способы расположения деталей на пластине в одной картине, например, с таким сюжетом: «По белой дорожке гуляет собачка (любая привлекательная для малыша игрушка), светит солнце. Вдруг солнце прячется, и начинает идти снег. На дорожке вырастает сугроб. Собачка весело прыгает по снегу».

«Снеговик, снеговик, жить на холоде привык»

Для того чтобы малыш поупражнялся в выкладывании деталей по вертикали, предложите ему сделать снеговика. Для этого поверните пластину короткой стороной к ребенку. На одной из белых деталей заранее нарисуйте или наклейте «глаза», «рот» и «нос-морковку» (лучше сделать 3–4 таких заготовки). Для изготовления первого снеговика лучше воспользоваться опорой – левым или правым краем пластины. Пусть снеговик будет стоять у самого края.

Прикрепите одну из белых деталей к основе. Попросите ребенка сверху прикрепить еще одну деталь, затем еще одну. Комментируйте ваши действия: «Вот как растет наш снеговик. Все выше и выше!» В конце прикрепите деталь с нарисованными глазами, ртом и носом-морковкой. Снеговик готов!

Скажите малышу, что одному снеговику грустно, и предложите сделать еще одного снеговика. На некотором расстоянии от первого снеговика прикрепите нижнюю деталь, а следующую пусть прикрепит малыш. Возможно, без опоры сделать это ему будет сложно, тогда понадобится ваша помощь.

Завершив работу, малыш обнаружит, что снеговики разные, один большой, а другой маленький. Скажите ребенку, что один снеговик – папа, а другой – сыночек. Спросите у малыша, кто из них «папа» и как он об этом догадался. Поинтересуйтесь у ребенка, кого не хватает в этой семье. Если будет желание, можно сделать снежную бабу, используя три детали белого цвета (четвертая деталь – голова). Полюбуйтесь получившейся картинкой и расскажите стихотворение В. Берестова:

Снеговик, снеговик,

Жить на холоде привык.

Вы не бойтесь за него

И во мгле морозной

Оставляйте одного

Зимней ночью звездной.

Когда в следующий раз вы решите сделать снеговиков, предоставьте малышу возможность самому подготовить комплект деталей для снежной семьи. Пусть ребенок сам разделит детали на две части: б́ольшую и меньшую. Сравните эти части, попросите ребенка показать б́ольшую (4 шт.) и меньшую части (2 шт.). Выясните, кого – «папу» или «сыночка», – хочет сделать кроха. Пусть он сам определит, сколько деталей для этого надо взять: много или мало. Как только малыш усвоит понятия «большой» – «маленький», познакомьте его с понятиями «поменьше» – «побольше» при сравнении трех величин.

Для того чтобы поддержать интерес малыша к сюжету со снеговиками, «проиллюстрируйте» стихотворение В. Берестова.

Сделать звездное небо вместе с вами крохе будет несложно. Для этого достаточно в верхней части пластины прикрепить синие детали мозаики, а «звезды» (4–5 желтых деталей) разместить в произвольном порядке между синими. Расположите полукругом четыре желтых элемента мозаики в верхнем углу пластины – над снеговиками «взойдет» месяц. Сфотографируете красочную картинку – и у вас получится новогодняя открытка, которую можно подарить бабушке и дедушке.

Категория: РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 404 | Теги: показатели развития ребенка третьег, ребенок третьего года жизни, чтение, прогулки с дошкольниками, закаливание детей, режим дня ребенка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz