Стимуляция гуления у детей первого года жизни - РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ - РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 04:52

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ [24]
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ [33]
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ [32]
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ [51]
ПУТЬ К ПЕРВЫМ СЛОВАМ И ФРАЗАМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ » РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Стимуляция гуления у детей первого года жизни

Стимуляцию гуления начинают проводить с детьми, находящимися на II уровне доречевого развития. При этом используются два основных приема.

1. Гуление у ребенка вызывают ласковым голосом или пением. Сначала ребенку дают возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса взрослого. Затем взрослый побуждает ребенка произносить по подражанию звуки гуления.

Логопед укладывает ребенка в адекватную для него позу, в которой не проявляются патологические тонические рефлексы, то есть в позу «рефлексо-запрещающей позиции». При этом ребенок должен смотреть на лицо взрослого. Затем логопед начинает медленно произносить звуки и звукосочетания: «а», «агы», «гу» и др., широко открывая рот, для того чтобы ребенок мог видеть его артикуляцию. Если ребенок не повторяет эти движения за взрослым, то подражательную реакцию вырабатывают пассивно. Легко поглаживая губы ребенка, взрослый в момент произнесения звука в определенном ритме открывает рот малыша.

Этот прием повторяют в течение дня 4–6 раз.

2. При стимулировании гуления необходимо добиваться спонтанной, непроизвольной подачи голоса. С этой целью логопед производит вибрационный ручной массаж грудной клетки, гортани и в точке под нижней челюстью. Этот вид массажа стимулирует проприоцептивные ощущения (позволяют человеку воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время движений), отвлекая ребенка от акта фонации (произнесение звуков). Это способствует спонтанному вызыванию голоса, так как во время массажа логопед произносит напевные звуки гуления. Прием повторяется 1–2 раза в день.

При работе с детьми первого года жизни особенно сложной является задача создания положительной мотивации речевой деятельности. Они обычно привыкают к общению с взрослым с помощью мимики, жестов и не стремятся к чрезвычайно сложному для них речевому общению. В этих случаях особую значимость приобретает работа с ребенком в паре с другим ребенком, владеющим речевыми средствами общения. Подражательные действия и пассивные движения артикуляционных мышц становятся основными средствами развития самостоятельной артикуляции ребенка.

В работу с детьми, которым нужна постоянная стимуляция возникшего у них гуления, включают музыкально-двигательные игры. Музыкально – двигательные игры с детьми с ППП ЦНС приобретают особо важное значение в силу того, что они поднимают их эмоциональный тонус. Ни один ребенок не остается равнодушным к этим играм. Дети очень живо реагируют на музыку, улыбаются, начинают гулить, у них снижается мышечный тонус.

Музыкальные занятия направлены на создание у детей эмоционально положительного настроения, активизацию голосовых, звуковых проявлений, развитие интонационно-выразительных средств речи, общее мышечное расслабление, обучение ритмичным движениям, развитие умения прекращать движения с окончанием музыки.

Для этого используют записи детских музыкальных произведений минорного или мажорного характера. Под спокойную музыку проводят массаж оральной зоны. Под ритмичную музыку обучают манипулятивно – предметным действиям (постучать погремушкой, похлопать в ладоши). Игры под музыку проводятся 1–2 раза в неделю.

После появления у ребенка с ППП ЦНС смодулированных голосовых реакций и гуления приступают к их закреплению, обозначая действия, явления, различные чувства ребенка (у-у-у – гудит машина, а-а-а – плачет малыш, и-и-и – смеется ребенок и т. д.).

Стимуляция лепета проводится у детей, достигших III уровня доречевого развития. С этой целью у детей стараются вызвать «комплекс оживления». В процессе работы у детей появляется улыбка, они начинают фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который низко наклоняется к малышам, разговаривает с ними, произносит певучие звуки.

Для стимуляции лепета с детьми проводят следующие упражнения.

1. Логопед произносит звуки а, у , слоги бу, ма в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Ребенок часто подключается к «разговору» с взрослым, который поддерживает его активность: произносит звуки тише, с частыми паузами, позволяя малышу слушать собственное гуление. Это упражнение проводится на эмоционально положительном фоне 2 раза в день в течение 2–5 минут.

2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов ребенка взрослый то наклоняется к его лицу, то отдаляется от него, ласково, с улыбкой произносит его имя, звуки гуления, лепета. Произнося отчетливо через определенные интервалы времени один и тот же звукокомплекс (гу, гы, бу, ма), логопед побуждает ребенка к ответным реакциям.

3. Если удается вызвать у ребенка новый звук, то логопед повторяет его, с тем чтобы малыш прислушивался к звуку. В этих условиях у него легче возникают подражательные голосовые реакции. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления и лепета, проводят игру-«перекличку». В этом случае логопед отчетливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной реакции. Если реакция задерживается, то он повторяет звук, тем самым побуждая ребенка к подражанию. Так эхолалично, вслед за взрослым ребенок поочередно произносит все знакомые ему звуки и звукосочетания. Автоматизируя гуление, взрослый стремится вызвать у ребенка более длительное и протяжное произнесение звуков. Это упражнение проводится 2–3 раза ежедневно.

4. Далее проводятся упражнения, направленные на пассивное произнесение слогов ма, ба, па. Для этого в моменты положительного эмоционального состояния ребенка, после предварительно проведенного дифференцированного массажа и гимнастики артикуляционного аппарата, у ребенка вызывают смодулированные голосовые реакции и гуление в сочетании с вибрацией нижней губы. Ритмичные смыкание и размыкание губ создают возможность для произнесения губных звуков м, п, б. Во время пауз ребенок выражает свое отношение к этому виду игры. Чаще всего дети отвечают бурной радостью, готовностью продолжать эти упражнения.

5. Следующий прием по стимуляции лепета предполагает актуализацию произвольной вокализации ребенка в сочетании с проведением пассивной вибрации губ. В ходе этого упражнения логопед пассивно создает определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков а, о, у, и . Так, для вызывания слога ба смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению гласного звука а. Для вызывания слога бо логопед помогает ребенку собрать губы в «хоботок» и в таком положении проводит смыкание губ. Если это упражнение проводится с некоторым вытягиванием губ вперед, то слышится слог бу. Если при произвольной вокализации ребенка проводят ритмичное смыкание широко растянутых губ, слышится слог, близкий по звучанию к слогу бы. Упражнение проводится неоднократно в течение дня по 3^4 минуты.

6. Таким же способом по подражанию у ребенка можно вызвать звук м , который в сочетании с определенными укладами губ и произвольной вокализацией создает условия для произнесения слогов ма, мо, му, мы.

Умение произносить отдельные слоги с пассивной помощью со стороны логопеда постепенно автоматизируется, и в дальнейшем ребенок начинает произносить слоги самостоятельно.

Дальнейшее совершенствование слухоречевого анализатора, артикуляционной моторики и усиление ротового выдоха создают возможность для произнесения нескольких слогов подряд – ба-ба, ма-ма, бу-бу, пы-пы.

Лепетные звукокомплексы, произносимые ребенком, логопед соотносит с определенными действиями, предметами и явлениями: бо-бо – больно, бах — упало, му-у-у — мычит корова и т. д.).

Стимуляция речевой активности с целью вызывания физиологической эхолалии, лепетных слов проводится с детьми, достигшими IV уровня доречевого развития.

Привлекая внимание ребенка к звучанию собственного голоса, поощряя его активность, логопед побуждает его к повторению звуков (то есть пытается вызвать аутоэхолалию), что способствует развитию рече-двигательного и слухоречевого анализаторов, а вместе с тем и лепетной активности. С целью формирования умения произносить звуки и звукокомплексы по подражанию (физиологические эхолалии) используют три вида упражнений:

а) вызывают ответные звуки и звукокомплексы, которыми ребенок уже овладел, что способствует активизации эхолалии;

б) произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном голо-сообразовании. В этом случае эхолалии могут отсутствовать, но, несмотря на это, значительно стимулируется голосовая активность ребенка;

в) произносят звуки, близкие к имеющимся в активе у ребенка и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей. Это способствует обогащению голосовой активности ребенка, так как, стараясь повторить звук, он стремится приблизить звучание к эталону. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создавая определенные уклады губ и языка, например удерживая губы при произнесении звуков о и у. Этот вид стимуляции способствует обогащению звукового состава лепета.

Учитывая то, что в норме носовые и ротовые, звонкие и глухие звуки возникают одновременно, у детей с ППП ЦНС они вызываются попарно: б – м, д – н, п – б (противопоставления «твердые – мягкие», «смычные —

щелевые» у детей младенческого возраста не вызываются).

Так же как и в норме, когда процесс усвоения звуков определяется постепенностью развития функции речедвигательного анализатора, у детей с ППП ЦНС этот процесс связан с уровнем развития их речедвигательного анализатора.

У детей с ППП ЦНС звуки появляются в следующей последовательности: гласные а, у; сонорные носовые (м, н) и шумные согласные и их противопоставления (п, б т, д), звонкие и глухие (п – б, т – д). Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок к все более тонким. Усвоение конкретных звуков осуществляется постепенно в процессе перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному.

Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают действия, явления и чувства ребенка {у-у-у — гудит машина, а-а-а — плачет ребенок, о-о-о — ревет медведь, и-и-и — смеется ребенок, ко-ко – кудахчет курочка, га-га – гогочет гусь, му-у-у – мычит корова и т. п.). Занятия с детьми проводят ежедневно в течение 5–8 минут.

Категория: РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 393 | Теги: ребенок первого года жизни, гимнастика и массаж для малышей, показатели развития ребенка первого, режим дня ребенка, закаливание детей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz