Содержание и ход формирующего эксперимента - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ - ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 12:51

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [28]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [7]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [24]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [8]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ [28]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "МОЕ ВТОРОЕ Я" [10]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Содержание и ход формирующего эксперимента

При планировании психологического сопровождения детей с СДВГ мы учитывали, что синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших нервных функций и, следовательно, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Еще одной очень важной особенностью, которую выделяют ученые, является низкая самооценка. Но в нашей группе по названному критерию показатели соответствуют возрастной норме, самооценка даже несколько завышена, что может быть результатом предыдущей работы с испытуемыми.

Работая с гиперактивными детьми, мы каждый раз анализировали конкретную ситуацию, характерную именно для данного случая. И уже опираясь на это, вырабатывали индивидуальную линию поведения. От подбора стратегии и тактики совместных усилий педагогов, психологов, медиков зависело положение ребенка в детском коллективе и дома и успех всей помощи ему.

Нами были определены основные направления, содержание, методы, формы, средства коррекционной работы.

Целью коррекции является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого прежде всего необходимо изменить окружение ребенка в семье, детском саду и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций.

Основными задачами коррекционно-развивающей работы были следующие:

• развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

• отработка конкретных (положительных) навыков взаимодействия со взрослыми и со сверстниками;

• развитие эмоционального мира;

• уменьшение тревожности;

• обучение детей правилам хорошего тона;

• создание возможностей для самовыражения;

• обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Работа включает следующие направления:

• просветительские беседы с ребенком, родителями, педагогами;

• обучение родителей и педагогов поведенческим программам;

• расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков и секций;

• специальное дополнительное обучение в случае затруднений с усвоением программы;

• медикаментозная коррекция;

• аутогенная тренировка и гипноз.


Основными методами выступили игровая поведенческая терапия и психогимнастика, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как на познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу), а также двигательных функций. Воздействия на каждую из названных сфер заключались в следующем.

✓ Познавательная (когнитивная, интеллектуальное осознание). Работа ведется по развитию мыслительных операций, коррекции дефицитарных функций.

✓ Эмоциональная сфера. Ставится задача помочь ребенку ощутить собственную ценность через оказанную эмоциональную поддержку со стороны участников группы. Ребенок учится свободе в выражении собственных эмоций, учится выражать словами те чувства, которые возникают в процессе общения. Создаваемые в процессе занятий игровые ситуации должны помочь ребенку почувствовать неадекватность его эмоциональных ответов и произвести их эмоциональную коррекцию.

✓ Поведенческая сфера. Главная задача – помочь ребенку преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, с тем чтобы затем он смог перенести скорректированную на занятиях модель поведения на повседневное жизненное поле, главным образом выражаемую в виде взаимопомощи, взаимопонимании, сотрудничестве, ответственности.


При работе с гиперактивными детьми необходимо руководствоваться следующими правилами:

• своевременное прерывание нарастающих нарушений поведения;

• целесообразная организация игрового поля;

• прямая и однозначная оценка поведения ребенка немедленно после поступка;

• четкие и краткие (не более 10 слов) инструкции, предъявляемые ребенку;

• стимулирование самоконтроля и контроля за деятельностью.


Групповые занятия направлены на развитие навыков общения, социального взаимодействия. Важным является социальная адаптация путем целенаправленного и длительного воспитания у детей социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит асоциальные черты.

Индивидуальные занятия направлены на преодоление нарушений внимания, дефектов наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве.

Процесс коррекционной помощи был построен на тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.

В ходе своего исследования мы апробировали различные схемы организации психокоррекционного процесса. Наиболее эффективной является, на наш взгляд, схема, приведенная в рис. 6.



Рис. 6


Соединение детей с однотипной проблемой, особенно с преобладанием гиперактивного поведения, в одну психокоррекционную группу является нецелесообразным, так как снижается эффект коррекционно-развивающей работы. В подобной группе трудно управлять дисциплиной участников. Наша схема организации психокоррекционного процесса достаточно гибкая и позволяет постепенное введение детей в общую возрастную группу детского сада. Также положительным моментом является то, что параллельно с мини-группами занятия проводятся индивидуально с ребенком, имеющим комплекс психологических проблем, такие занятия могут также проводиться с кем-то из участников мини-группы по необходимости.

Мы считаем необходимым введение детей коррекционной группы в детский коллектив, так как дети с синдромом служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других детей, «часто в нежелательном направлении». Также одной из задач психологической коррекции является формирование социальных навыков, которые отсутствуют в поведенческом репертуаре ребенка. В этом случае мы используем поведенческую терапию, например, учим, как попросить о чем-либо.

При формировании групп мы учитываем данные диагностического обследования.

На первом этапе решаются задачи знакомства и формирования доверия и готовности к работе. На втором этапе, когда группа становится достаточно сплоченной и участники хорошо знакомы друг с другом, осуществляется научение элементам мимической гимнастики и приемам саморегуляции. На этом этапе были сформированы три мини-группы (по четыре ребенка), остальные дети посещали индивидуальные занятия.

Группа № 1: один ребенок с диагнозом СДВГ, один ребенок с вялыми двигательными проявлениями, два ребенка с нормальной двигательной активностью.

Группа № 2: один активный ребенок, один ребенок с эмоциональными нарушениями, один спокойный уравновешенный ребенок, но не лидер, и один ребенок с нормальной двигательной активностью.

Группа № 3: один ребенок активный с эмоциональными нарушениями, один медлительный ребенок, два ребенка с нормальной двигательной активностью.

Мы постарались, чтобы в каждой мини-группе было два мальчика и две девочки.

На третьем этапе идет закрепление навыков общения и способов аутогенной тренировки. На некоторых занятиях возможно объединение всех трех коррекционных мини-групп и частичное введение детей, занимающихся индивидуально. Это возможно при достаточно высоком уровне прохождения предыдущих этапов.

На четвертом этапе, когда организуются общие развивающие игры, все мини-группы объединяются в единую группу, при этом количество участников колеблется от 6 до 12 человек.

Предполагается щадящий режим обучения в ДОУ: минимальное количество детей на занятии (по подгруппам), меньшая продолжительность занятий, контакт глаз ребенка и взрослого, улучшающий концентрацию внимания. Мы старались, чтобы в детском саду и дома соблюдался режим дня гиперактивного ребенка, предоставлялась возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. При выполнении заданий создавались условия для снижения утомления, так как утомление усиливает проявления гиперактивности.

В целом реализация формирующего эксперимента строилась на принципе комплексности, который предполагает просветительское и психотерапевтическое воздействие на семью ребенка и окружение, в котором он живет, психолого-педагогическую коррекцию, неврологическое наблюдение и медикаментозное лечение.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ | Добавил: admin (19.01.2015)
Просмотров: 306 | Теги: психолог в ДОУ, воспитание гиперактивного ребенка, практический психолог в детском сад, психологические особенности дошк, диагностическое обследование | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz