Психологическая коррекция и развивающая работа с гиперактивными детьми - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ - ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 03.12.2016, 12:33

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [28]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [7]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [24]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [8]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ [28]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "МОЕ ВТОРОЕ Я" [10]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Психологическая коррекция и развивающая работа с гиперактивными детьми

Целью коррекции является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить окружение ребенка в семье, детском саду и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций. Так как у детей встречаются разнообразные нарушения, в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приемов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства. Главный залог успеха – это непрерывность и единые принципы в отношении к ребенку дома и в детском образовательном учреждении. Методы психолого-педагогической коррекции направлены на уменьшение психологической напряженности, создание благоприятной для ребенка обстановки. Основными задачами являются преодоление нарушения внимания, развитие памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, достижение достаточного уровня зрительно-моторной координации и тонкой моторики и т. д.

Исходя из взаимодействия многих причинных факторов, работа гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей (см. рис. 4).

После проведения целенаправленного диагностического обследования в каждой возрастной группе выделяются дети с преобладанием признаков гиперактивности. После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности (импульсивности или сочетания этих нарушений). СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психологическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, конфликт с воспитателем или родителями. Учет причин поведения ребенка помогает правильно организовать подход к нему, не травмируя его. Таким образом, целенаправленная организация коррекционной работы помогает сглаживать признаки гиперактивности.



Рис. 4. Схема организации коррекционной работы


Благоприятный прогноз сглаживания синдромов возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого-педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции в детском саду и дома, в будни и выходные дни. Тесное сотрудничество родителей, педагога, психолога, медицинских работников позволяет реализовать программу психолого-педагогической коррекции гибко и постепенно.



Рис. 5


«Мультимодальный» подход включает следующие аспекты:

• просветительные беседы с ребенком, родителями, педагогами;

• обучение родителей и воспитателей поведенческим программам;

• расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков и секций;

• специальное обучение в случае затруднений с познанием;

• медикаментозную терапию;

• аутогенную тренировку и суггестивную терапию (гипноз).


Для осуществления «мультимодального» подхода мы проводили просветительские беседы с родителями и педагогами. Использовались рекомендации и консультации по следующей тематике (см. приложения 2, 3, 4, 5):

• «Активный ребенок»,

• Советы психолога: «Сверхподвижные дети»,

• «Гимнастика для мозга»,

• «Мышечная радость и травы против хандры»,

• «Гимнастика с воображением»,

• «Безопасный непоседа»,

• «Если ваш ребенок невнимателен».


Для обучения педагогов методам диагностики и поведенческим программам были проведены:

• педсовет «Работа с гиперактивными детьми в нашем ДОУ»;

• создана творческая группа и разработана «Программа эксперимента» по данной теме;

• тренинговые занятия «Работаем с гиперактивными детьми»;

• создана копилка с уже известными методиками педагогов-новаторов;

• оформлен специальный методический стенд в помощь воспитателям.


Педагоги и родители, под руководством психолога, осуществляли свою работу по следующим направлениям.

1. Структурирование внешних воздействий:

а) создание сенсорного комфорта;

б) ритмизирование сенсорных воздействий, которые помогают ребенку перейти к освоению новых стереотипов поведения;

в) активное использование внешних ритмов для снятия возбуждения и раздражения ребенка (ритмические движения и временные ритмы).

2. Избегание психического пресыщения ребенка в контакте и деятельности.

3. Проведение игр и занятий на развитие внимания (приложение 6). Вознаграждение ребенка в любых ситуациях, требующих концентрации внимания.

4. Тренировка у детей состояния эмоционального сопереживания в ходе общения с ними как в детском саду, так и в семье.

5. Упражнения по релаксации и снятию напряжения.

6. Организация подвижных игр, плавания, бега, лыжных прогулок и занятия другими видами спорта, способствующими высвобождению избытка энергии.

7. Обучение способам умственной деятельности.

8. Обеспечение твердого распорядка дня.

9. Положительное подкрепление действий ребенка, использование гибкой системы поощрений.

Ключевым моментом программы коррекции служит изменение окружения ребенка в ДОУ и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций (см. приложение 7).


Домашняя программа коррекции включает:

• изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании);

• изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребенку, проводить досуг всей семьей);

• организацию режима дня и места для занятий;

• специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения.


Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:

• Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь (например, хорошее выполнение домашних заданий, примерное поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда, покупки и другие).

• Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

• В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

• Родители периодически сообщают психологу об изменениях в поведении ребенка.

• При достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.


В разговоре с ребенком и особенно, когда родители дают ему задания, следует избегать директивных указаний, необходимо повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребенок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При общении с ребенком следует избегать постоянных одергиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю» и других неприятных для него вещей. В качестве примеров поощрений и вознаграждений могут выступать следующие варианты: разрешить ребенку посмотреть телевизор вечером на полчаса дольше положенного времени, угостить специальным десертом, дать возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), купить ту вещь, о которой он давно мечтает. Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и пр. Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребенка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребенку. После этого все написанное неукоснительно соблюдается, и ребенок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться.

Приведенный вариант поведенческого тренинга не является идеальным и не всегда его возможно использовать. Но родители и педагоги могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв ее основную идею: поощрять ребенка за выполнение поставленных целей. Причем не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребенку, физический контакт (поглаживание). При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны в отношении гиперактивных детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень высок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Способы вознаграждения и поощрения ребенка надо постоянно менять.

Если в домашней программе преобладает поведенческий аспект, то в детском саду основной упор делается на когнитивную терапию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в познании.


Программа коррекции в условиях ДОУ включает (см. приложение 7):

• изменение окружения (место ребенка в группе – рядом с воспитателем, изменение режима занятия с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений со сверстниками);

• создание положительной мотивации, ситуации успеха;

• коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

• регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.


Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребенка. Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и еще не успел сформироваться патологический стереотип [В.М. Трощин и др., 1994], и учитывать интенсивность проявления признаков СДВГ и причин возникновения нарушения.

Психокоррекционная работа психолога осуществляется с помощью дифференцированных циклов игр, специальных и комбинированных занятий, через реализацию методов и приемов коррекции, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей. Среди них:

1. Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.

2. Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания.

3. Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.

4. Упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

Схема занятий по психогимнастике

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

3 фаза. Психотерапевтическая.

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Очень важно применять психомышечную тренировку в работе с гиперподвижными детьми, так как они учатся саморегуляции и контрасту напряжения и расслабления, что позволяет удерживать, разумно контролировать поведение. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация (расслабление мышц). С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения) дети учатся произвольно расслаблять мышцы. Из всех психотерапевтических методик аутогенная тренировка применяется самостоятельно. Она не имеет противопоказаний у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Одним из интереснейших и перспективных методов является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей. Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми (см. приложение 8). С возбужденными детьми мы периодически прослушиваем музыкальные композиции с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающие общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка.

Коррекционные воздействия будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и ДОУ, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и педагогами посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т. д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в ДОУ: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в ДОУ и дома – главный залог успеха. Кроме родителей и воспитателей большую помощь в организации программы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги – те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребенком.

Итак, эффективность работы с гиперактивным ребенком будет зависеть от комплекса факторов, основными из которых являются:

• средовой компонент;

• педагогический компонент;

• медицинский компонент;

• психологический компонент;

• взаимодействие ДОУ с семьей.


Работа по преодолению гиперактивности у детей дошкольного возраста может строиться следующим образом:

1. Своевременное выявление симптомов и изучение причин гиперактивности у детей.

2. Изменение окружающей действительности, т. е. изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку, изменение микроклимата в семье.

3. Строгое соблюдение режима дня и учет цикличности умственной деятельности детей.

4. Разработка специальной поведенческой программы (система вознаграждений и наказаний, обучение элементам планирования, повышение самооценки, преодоление неуверенности и проблем коммуникаций).

5. Регулирование ожиданий взрослых. Психологическая поддержка родителей подвижных детей и их просвещение.

6. Помощь при адаптации к новому коллективу (например, при поступлении в школу).

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ | Добавил: admin (19.01.2015)
Просмотров: 796 | Теги: психолог в ДОУ, воспитание гиперактивного ребенка, практический психолог в детском сад, психологические особенности дошк, диагностическое обследование | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz