Приложение 7. Программа психолого-педагогической коррекции детей старшей группы ДОУ № 10 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ - ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 23:21

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [28]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [7]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [24]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [8]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ [28]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "МОЕ ВТОРОЕ Я" [10]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Приложение 7. Программа психолого-педагогической коррекции детей старшей группы ДОУ № 10

Характеристика группы



Андрей П. – индивидуальные занятия на снятие напряжения и агрессивности.

Цель курса: Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения гиперактивных и малоподвижных детей через раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей.


Основные задачи курса:

1. Создание возможностей для самовыражения.

2. Обучение приемам самораслабления, снятия психомышечного напряжения

3. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

5. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

6. Повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.

7. Обучение детей правилам хорошего тона.


Структура и содержание курса

Занятия в развивающе-коррекционных группах проводятся 2 раза в неделю. На первом этапе занятие длится до 20 минут. На втором – продолжительность увеличивается от 15 до 25 минут. На последующих продолжительность зависит от качества внимания, состояния детей, занятие длится от 25 минут до 1 часа. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются музыкой.


Оценка результативности программы

Так как основными задачами курса являются развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики, познавательной сферы, обучение детей приемам саморасслабления, у детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения. Дети знакомятся с правилами этикета, изучают приемы и методы психомышечной релаксации и могут их применять.

С детьми, проблемы которых после проведенных занятий исчезли не полностью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Затем повторяется курс новых занятий по схеме.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

• оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения (тесты «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек»);

• оценку детей воспитателями, родителями (путем анкетирования);

• обследование детей психологом (изучение познавательной сферы психики – пакет методик, изучение эмоционально-личностной сферы).


ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Обучение элементам техники выразительных движений.

Цель: Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма у гипер– и гипоактивных детей. Снятие психического напряжения.


Ход занятия

1. Выразительные движения

Поднятые брови, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта (обследование развития лицевой моторики.

Показать жестом слова: высокий, маленький, там, я, здесь, он, толстый и т. д. (обследование умения распознавать эмоционально-выразительные движения рук).

Принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т. д. (обследование моторики).

2. «Что слышно» – игра

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали.

3. Игра «Флажок»

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

4. Этюд «Штанга»

Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Подвижные игры для детей с психомоторными, эмоциональными расстройствами, пониженным настроением, робостью, страхами.

Цель: Развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Совершенствование внимания. Снятие психического напряжения.


Ход занятия

1. Игра «Ухо-Нос»

По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» – за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим.

2. Игра «Что изменилось?»

Ведущий ставит перед детьми от трех до семи игрушек, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны вспомнить, какая игрушка спрятана.

3. Игра «Поссорились два петушка»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движениями плеч вперед.

4. Игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка» – бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

5. Этюд «Кукушонок кланяется»

Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.

Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Эмоции внимания и интереса

Цель: Коррекция эмоциональной сферы. Совершенствование внимания, быстрота реакции. Создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.


Ход занятия

1. Этюд «Собака принюхивается»

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

2. Этюд «Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

3. Игра «Карлики и великаны»

По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают.

4. Игра «Лисонька, где ты?»

Дети становятся в круг, поворачиваются спиной к центру круга и закрывают глаза. Ведущий ходит по середине круга и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением назначает кого-то лисой. Остальные дети – зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, где же лиса. Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, то же и во второй раз, а в третий лиса отвечает: «Я здесь» – и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

5. Этюд «Фея сна». Психомышечная тренировка.

Дети сидят на полу (на ковре) на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит фея сна с тоненькой палочкой в руке. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей, все спят, улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка).

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Обучение выразительным движениям – эмоции внимания, интереса.

Цель: Развитие выразительной моторики, способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей.


Ход занятия

1. Этюд «Любопытный»

По улице идет мужчина и несет в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирает. Мальчику очень хочется узнать, что лежит в сумке. Мужчина идет большими шагами и не замечает мальчика. А мальчик прямо-таки вьется около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Там лежат всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно машет рукой, останавливается и не спеша идет к своему дому.

2. Этюд «Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительная поза: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

3. Игра «Съедобное – несъедобное»

Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети должны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.

4. Игра «Тут что-то не так»

Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно. Листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» – и рога уже наставила. Я испугался и убежал».

Дети должны сказать, что было неправильно в рассказе Тимоши.

5. Этюд «Факиры»

Дети садятся на ковер, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях. Кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Пока звучит тихая, спокойная музыка, факиры отдыхают.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Обучение элементам техники выразительных движений – эмоции удовольствия и радости.

Цель: Тренаж эмоционально-волевой сферы психики. Успокоение и организация возбужденных детей.


Ход занятия

1. Этюд «Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!

Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

2. Этюд «Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

3. Этюд «Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

4. Игра «Слушай команду»

Дети под музыку идут друг за другом по кругу, когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают команду ведущего (шепотом) и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

5. Игра «Смотри на руки!»

Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения.

6. Психомышечная тренировка

Дети удобно устраиваются, расслабляются и слушают с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Мимика в рисунках.

Цель: Коррекция эмоциональной сферы. Развитие памяти, наблюдательности. Успокоение, организация гиперактивных детей. Обучение приемам саморасслабления.


Ход занятия

1. Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбки.

2. Этюд «Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (мальчик – с новой машинкой). Звучит веселая музыка.

3. Игра «Запомни порядок!»

Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

4. Игра «Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

5. Игра «Мимика в рисунках»

Дети рассматривают карточки с изображением различных эмоциональных состояний и называют настроение, которое они символизируют.

6. Психомышечная тренировка

Этюд «Фея сна».

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Летняя психомышечная тренировка.

Цель: Обучение приемам саморасслабления детей с различными невротическими проявлениями. Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции страдания и печали.

Ход занятия

1. Этюд «Остров плакс»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

2. Этюд «Ой-ой-ой. живот»

Медвежата Том и Тим съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой-ой-ой, живот болит!
Ой-ой-ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
(М. Кискова)

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

3. Игра «Тень»

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. д.

4. Комплекс «На берегу моря». Игра с песком (на напряжение и расслабление мыши рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать камни песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!). Повторить игру с песком 2–3 раза.


Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мыши ног)

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются и отдыхают. Повторить игру 2–3 раза.


«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мыши туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2–3 раза.


«В учти попала вода» (на напряжение и расслабление мыши шеи)

Дети купались, им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.


«Липо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица)

Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык – крепко закрыть рот. Жучок улетел – слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, – сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях – двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем – спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Преодоление двигательного автоматизма.

Цель: Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении.


Ход занятия

1. Этюд «Возьми и передай!»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу из рук в руки какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

2. Игра «Противоположные движения»

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой: если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т. д.

3. Этюд «Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

4. Игра «Лисонька, где ты?»

См. занятие 3.

5. Этюд «Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай Сидел на стене.
Шалтай-Болтай Свалился во сне.
(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Преодоление двигательного автоматизма.

Цель: Развитие эмоциональной сферы психики. Обучение приемам саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения.


Ход занятия

1. Этюд «Отдай!»

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения: руки протянуты вперед ладонями кверху.

2. Этюд «Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учиться ходить самостоятельно. Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты навстречу малышу.

3. Этюд «Уходи!»

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.

4. Игра «Слушай команду!»

См. занятие 5.

5. Психомышечная тренировка

Комплекс «На берегу моря», см. занятие 7.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Развитие пантомимики. Психомышечная тренировка.

Цель: Развитие умения правильно выражать свои чувства. Регулирование поведения.


Ход занятия

1. Выразительные движения:

См. занятие 1.

Покажите высокого мальчика, низкого; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

2. Игровые упражнения:

– Съели кислый лимон – дети морщатся.

– Рассердились на драчуна – сдвигают брови.

– Встретили знакомого – улыбаются.

– Испугались забияку – приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот.

– Удивились – приподнимают брови, широко открывают глаза.

– Обиделись – опускают уголки губ.

– Умеем лукавить, хитрить – моргают то правым глазом, то левым.

3. Игра «Иголка и нитка»

См. занятие 2.

4. Игра «Съедобное – несъедобное»

См. занятие 4.

5. Игра «Цветок»

См. занятие 5.

6. Игра «Фея сна»

См. занятие 3.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: Тренинг узнавания эмоций.

Цель: Закрепление понятия «эмоции». Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Снятие психомоторного напряжения.


Ход занятия

1. Тренинг узнавания эмоний по внешним сигналам

– Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

– Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации оно бывает таким («Я радуюсь, когда» и т. д.).

– Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие

– Дети вспоминают что-нибудь печальное.

– Дети вспоминают что-нибудь вызывающее злость.

2. Игры в воображаемые ситуации

Производится физическое действие, которое связано с определенной эмоцией, т. е. с обыгрыванием своего «отношения» к происходящему:

– Переход по узенькому мостику или бревну через глубокую канаву.

– Прогулка в одиночку по ночному лесу или улице, а еще лучше – по кладбищу или какому-нибудь другому страшному месту.

– Раскапывание ямы, поиски клада.

– Катание на воображаемых каруселях и т. д.

3. Игра по выбору детей

4. Релаксация «Сон на берегу моря»

Аудиозапись – шум моря. Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятиях (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. По сигналу дети спокойно встают.

5. Рисунок на свободную тему

Детям предлагается порисовать.

Некоторым ведущий подсказывает, чтобы они отобразили впечатления сна или игры на занятиях курса.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ | Добавил: admin (19.01.2015)
Просмотров: 248 | Теги: психолог в ДОУ, воспитание гиперактивного ребенка, практический психолог в детском сад, психологические особенности дошк, диагностическое обследование | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz