Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА - ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 12:52

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [28]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [7]
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [24]
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [8]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ [28]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "МОЕ ВТОРОЕ Я" [10]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром. В современном сложном и динамичном российском обществе возросла напряженность взаимодействия родителей с детьми, выражающаяся со стороны взрослых в увеличении претензий к своим детям, в непонимании чувств и настроения ребенка, в неспособности к сопереживанию, в отсутствии эмоциональной поддержки, в дефиците родительского тепла и ласки. Это в свою очередь негативно сказывается на эмоциональном, интеллектуальном развитии детей.

        Как помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях? Как содействовать изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону? Как это сделать в условиях дошкольного учреждения?

        В нашем дошкольном учреждении  (несколько лет оставалась неразрешенной проблема - родители семей групп риска, «условно-благополучные» неохотно шли на контакт с психологом, социальным педагогом, негативно реагировали на предлагаемую помощь, нередко игнорировали консультации специалистов, поскольку зачастую  родители не видели никаких проблем в своих отношениях с детьми.

        С целью преодоления выше перечисленных трудностей в работе с родителями в нашем детском саду было решено объединить усилия педагога-психолога и воспитателя по физической культуре с целью гармонизации детско-родительских отношений.

        Что следует понимать под «гармоничными детско-родительскими взаимоотношениями»?

        Принято выделять когнитивный, социально-бытовой и эмоциональный компоненты детско-родительского взаимодействия. В основе нашего исследования лежит эмоциональный компонент. Эмоциональная сторона взаимоотношений родителей с детьми описана в работах психологов А. Адлера, Гордона, Р. Кэмбелла, И.М. Марковской, К. Роджерса, В.В. Столина и др.

        Под гармоничными детско-родительскими отношениями мы понимаем следующее:

        эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку – «Люблю ребенка не за что-то, а потому, что он мой ребенок», уважение его индивидуальности);

        наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций в семье);

        эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки посредством слова: «У тебя все получится», жеста, теплого прикосновения и др., удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте (мама обнимает, целует, гладит ребенка).

        Процесс гармонизации детско-родительских отношений, по нашему мнению предусматривает изменение поведения, деятельности, отношений и установок у родителей по отношению к своему ребенку.

        Для того, чтобы помочь осуществить процесс гармонизации детско-родительских отношений, мы решили использовать такую форму работы с семьей, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

        На протяжении десятков лет одной из главных функций сотрудничества ДОУ и семьи было информирование родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье (Л.А. Арутюнова, Л.Н. Башлакова, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.К. Котырло, Т.А. Маркова и др.). Сегодня специалисты (Е.П. Арнаутова, Г.А. Балл, Т.Н. Доронова, М.В. Крулехт и др.) предлагают сотрудничать и взаимодействовать с семьей. Сотрудничество заключается не в пропаганде педагогических знаний, которые порой педагогами «навязывались» родителям, а в установлении диалога с семьей ребенка.

        Одной из главных форм взаимодействия с семьей с целью гармонизации детско-родительских отношений в нашем детском саду стали физкультурные занятия родителей с детьми 5-6 лет. Со-ведущими физкультурных занятий родителей с детьми являются воспитатель по физической культуре и педагог-психолог.

        Тесное сотрудничество этих специалистов позволяет повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей поскольку:

        Во-первых, на такие занятия родители с удовольствием приходят, поскольку есть большое желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.

        Во-вторых, совместная двигательная деятельность с ребенком раскрепощает родителей. Таким образом, в ходе выполнения совместных физических упражнений ярко проявляются имеющиеся в семье конфликты, противоречия в детско-родительских отношениях. Это позволяет психологу обратить внимание родителей на эти острые моменты, наглядно продемонстрировать то, что нуждается в коррекции и замотивировать взрослых на дальнейшую работу со специалистами.

        В-третьих, родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность каждому взрослому оценивать результаты своего воспитания как физического, так и духовного.

        В-четвертых, родители знакомятся со здоровьесберегающими техниками и охотно осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим ребенком.

        Таким образом, на таких занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей. А также в процессе освоения совместных движений с ребенком и с дополнительной помощью педагогов и психолога происходит коррекция сложившихся семейных отношений между родителями детьми.

        На протяжении четырех лет в дошкольном учреждении № 474 г. Москвы велось экспериментальное исследование, целью которого стало теоретическое обоснование педагогических условий гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры.

        Целью диагностического этапа экспериментального исследования стало выявление особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений и характера совместной двигательно-игровой деятельности в семье.

        Для достижения этой цели диагностические методики применялись как в работе с родителями, так и с детьми.

        В работе с родителями были использовано анкетирование с целью получения ответов на следующие вопросы:

        Осознают ли родители влияние детско-родительских отношений на процесс развития ребенка?

        Каковы особенности внутрисемейных отношений между родителями и ребенком?

        Как осуществляется совместная двигательная деятельность с ребенком?

        В работе с детьми были использованы такие диагностические методы как: интервью, рисуночный тест – «Рисунок семьи» и проективная методика «Закончи предложение».

        Нами были определены наиболее значимые критерии оценки детско-родительских отношений сложившихся в семье:

        Осознание родителями важности положительных детско-родительских отношений в процессе развития ребенка.

        Адекватное отношение к ребенку, показателями его стали (эмоциональная близость взрослых с ребенком, эмоциональное принятие ребенка, эмоциональная атмосфера в семье);

        Характер совместной двигательно-игровой деятельности (инициативность взрослых и ребенка в организации совместной двигательной деятельности; умение родителей организовать совместную с ребенком двигательную деятельность).

        Анализ полученных данных позволил условно распределить семьи на три группы:  благополучные,  семьи «групп риска» (с явно выраженными проблемами в отношениях с ребенком), «условно благополучные» семьи (со скрытыми дефектами воспитания).

        Подводя итог предпринятого нами изучения сложившихся в семьях детско-родительских отношений и характер двигательно-игровой деятельности, можно сделать краткие выводы:

        Родители в наименьшей степени осознают важность влияния положительных детско-родительских отношений на процесс развития ребенка.

        Родители часто ведут себя неадекватно по отношению к своему ребенку, давая оценки, которые занижают самооценку детей (сравнение с другими детьми, угрозы, оскорбления) или оценки, завышающие самооценку (постоянная похвала, преувеличение результата деятельности ребенка).

        Во многих семьях дети испытывают дефицит телесного контакта, а именно ласки, тепла, эмоциональной поддержки со стороны родителей, родители часто не понимают чувства ребенка и не способны к сопереживанию.

        Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми. Основными причинами, которые мешают родителям общаться с ребенком являются: дефицит времени (66 %), усталость (10 %), недостаточная компетентность в воспитании детей (10 %).

         В большинстве случаев родители безынициативны в  организации совместной с ребенком двигательной деятельности и испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребенком.

        Целью формирующего этапа исследования стало - психологическое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни, установление в семье гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми. Одной из главных задач данного этапа стало – разработка и апробирование технологии гармонизации детско-родительских отношений.

        Технология этого процесса включает в себя концептуальную основу и этапы. Концептуальной основой технологии гармонизации детско-родительских отношений стали идеи педагогики сотрудничества, личностно-ориентированный подход.

        Технология гармонизации детско-родительских отношений состоит из трех этапов: подготовительного, основного, итогового. Рассмотрим подробно содержание каждого этапа.

        Первый этап (подготовительный).

        С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей в области детско-родительских отношений и предоставления возможности родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми, познакомить с оптимальными способами общения были организованы и проведены два игровых тренинга, тематика которых была посвящена проблемам общения и взаимодействия родителей с детьми.

        Важную помощь в организации групповой работы, в оформлении структуры занятий оказывал педагог-психолог. Для повышения эффективности семинаров многое удалось почерпнуть из практики ведения психотерапевтических групп (5). Нами была разработана структура семинара-практикума.

        Во вводной части с целью раскрепощения родителей использовались игровые упражнения, которые позволяли родителям вспомнить свое детство, например «Моя любимая игрушка».

        В основной части  тренинга мы предлагали вниманию родителей задания и игровые ситуации, которые помогали взрослым оценивать воспитательную ценность своего общения с ребенком и сложившиеся с ним взаимоотношения. Чтобы каждый участник смог высказаться, мы использовали задания на карточках.

        В заключительной части тренинга подводился итог встречи и родителям вручали буклеты, в которых кратко излагалась текстовая информация, например «Учимся общаться».

        Ценность тренингов заключается в том, что они способствуют раскрепощению родителей, позволяют им свободно высказывать свои мысли и в то же время в игровой форме помогают усваивать конкретные теоретические знания и осваивать практические умения. Психолог, принимавший участие в проведении тренингов, получил возможность продолжить изучать семьи, определить трудности во взаимоотношениях родителей и детей не со слов взрослых, а непосредственно в ходе наблюдений за поведением участников.

        Второй этап (основной).

        С целью оказания психологической поддержки родителям и детям, пропаганды здорово образа жизни, мотивации родителей на дальнейшую работу с психологом была разработана система физкультурных занятий родителей с детьми пятого и шестого года жизни.

        Мы считаем, что гармонизация отношений между родителями и детьми на  физкультурных занятиях происходит посредством:

        установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком (взрослый прикасается к ребенку, поглаживает, обнимает, целует);

        выполнения физических упражнений в детско-родительской паре и ощущения радости от совместной двигательной деятельности;

        межличностного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;

        совместного решения проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.

        Важно отметить, что инструктор по физической культуре и педагог-психолог являлись со-ведущими физкультурных занятий родителей с детьми. Каждый из специалистов выполнял свои функции на занятии. Делегирование функций инструктора по физической культуре и педагога психолога на занятии отражено в таблице № 1.

        Таблица № 1.

 

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Функции специалистов на совместных физкультурных занятиях

Проводит беседу с родителями о здоровьесберегающих техниках и приемах.

        Осуществляет показ физических упражнений.

        Помогает выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.

        Дает указания и объясняет родителям и детям.

Ведет наблюдение за поведением родителей и детей.

        Своевременно предотвращает конфликтные ситуации или помогает их разрешить.

        Помогает найти оптимальный способ детско-родительской коммуникации.

       

Участие педагога-психолога на таких занятиях просто необходимо и это объясняется следующим. Двигательная деятельность раскрепощает родителей, снимает с них «зажимы», родители ведут себя естественно. Поэтому становятся явными, часто скрытые родителями противоречия в отношениях с собственным ребенком: непонимание ребенка, неумение с ним договориться, неадекватное поведение мамы (одергивание ребенка, повышение голоса на ребенка и т.д.), зачастую ребенок не слышит и не понимает маму. И в данный момент приходит на помощь педагог-психолог, который оказывает психологическую поддержку и помощь, как детям, так и взрослым на занятии (дает совет, помогает разрешить конфликтную ситуацию между взрослым и ребенком, обращает внимание родителей на выход из этой ситуации).

        Благодаря такой организации на занятии в процессе двигательно-игровой деятельности происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, становится возможным оказание психологической поддержки и помощи семьям.

        Таким образом, тесное сотрудничество специалистов – инструктора по физической культуре и психолога позволяет повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

        В ходе эксперимента была обоснована методика физкультурного занятия родителей с детьми.

        1. Количество занятий.

        Накопленный нами опыт в течение двух лет в проведении совместных физкультурных занятий родителей с детьми свидетельствует о том, что эффективнее проводить занятия 5-6 раз в год, в 17.00 ч. В занятии, как правило, участвует от 6-12 взрослых и столько же детей, одетых в спортивную форму.

        2. Предварительная работа.

        Особое внимание уделялось предварительной работе. Составляли объявление для родителей, дети с помощью воспитателей  изготавливали пригласительные билеты, которые накануне занятия вручались родителям. Форма пригласительного билета уже подсказывала родителям тему предстоящего занятия – это фигурка клоуна для занятия «Цирк», кораблик из оригами для занятия «Морское путешествие» и т.д.

        Для того чтобы заинтересовать родителей предстоящим занятием составлялось объявление в виде красочной афиши, а дети с помощью воспитателей изготавливали пригласительные билеты, которые вручались родителям накануне занятия.

        3. Структура занятия.

        Перед началом занятия с родителями проводилась 15-минутная беседа, цель которой заключалась в ознакомлении взрослых с разнообразными здоровьесберегающими техниками и приемами. Занятие имело трехчастную структуру.

        1) Вводно-подготовительная часть.

        Цель: настроить взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности и подготовить организм к физической нагрузке.

        Специфика содержания: самомассаж тела; игровые упражнения, разные виды ходьбы, бега, прыжков в детско-родительской паре.

        2) Основная часть.

        Цель: формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.

        Специфика содержания: общеразвивающие упражнения и основные движения в детско-родительской паре, музыкально-подвижные игры.

        3) Заключительная часть.

        Цель: восстановить дыхание, способствовать профилактике плоскостопия у детей, раскрепостить взрослых и детей.

        Специфика содержания: игровые упражнения, психогимнастические этюды, игры нравственного содержания («Добрые слова», «Добрые пожелания»).

        4. Форма занятий.

        Мы стремились сделать каждое занятие интересным и увлекательным. Поэтому были разработаны конспекты сюжетных и игровых форм физкультурных занятий родителей с детьми. В основе сюжетных занятий лежит совместное движение детей и взрослых органично сочетаемые с сюжетом – это занятия на темы: «Магазин игрушек», «Зимние забавы», «Джунгли», «Зоопарк», «Осенью в деревне», «Цирк» и др. В содержание занятий игровой формы на темы: «Играем пальчиками», «Ярмарка», «Спортландия» включены игры соревновательного характера, игры – эстафеты, подвижные игры.

        5. Способы организации взрослых и детей на занятии.

        Эффективность физкультурных занятий родителей с детьми зависит не только от формы и его содержания, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть занятия ребенок выполняет физические упражнения в паре со взрослым. Выполняя физические упражнения в детско-родительской паре, каждый взрослый на протяжении всего занятия выступает для собственного ребенка и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли тренера.

        Основными способами организации детско-родительских пар является  триада взаимодействия: ребенок - «партнер», ребенок - «тренер», ребенок - «помощник». Взрослый - партнер выполняет физические упражнения с ребенком одновременно в паре. Например, упражнение «Наклоны»: И.П. – сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому. Одновременно взрослый и ребенок поднимают руки вверх, наклоняются к левой (правой) ноге и возвращаются в И.П. Взрослый - тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его. Например, упражнение «Лук»: И.П. - взрослый стоит, ноги в стороны, ребенок лежит на животе между его ног, вытянув руки вперед. Взрослый, наклоняясь вперед, берет кисти рук ребенка, приподнимает его и возвращается в И.П. Взрослый - помощник помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным. Например, упражнение «Мостик»: взрослый наклоняется, касаясь руками пола, а ребенок проползает на четвереньках под «мостиком», затем взрослый ложится на живот, а ребенок перешагивает его.

        В основной части занятия использовались фронтальный, групповой и поточный способы организации детско-родительских пар.

        6. Психофизические средства, используемые на занятиях: «гимнастика вдвоем», проблемные ситуации и творческие задания, музыкально-подвижные игры и игровые упражнения, игровой самомассаж и массаж, музыкально-ритмические упражнения, психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

        «Гимнастика вдвоем» - это физические упражнения, которые выполняются в детско-родительской паре. В занятия включены совместные строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения взрослого с ребенком. Мы использовали упражнения для детско-родительской пары, описанные М.Н. Поповой в методическом пособии «Навстречу друг другу» (2), а также разрабатывали сами.

        Проблемные ситуации и творческие задания.

        Взрослый вместе с ребенком выполняют основные движения по карточкам, демонстрируют свой способ передвижения в паре «через овраг» («Морское путешествие»), придумывают новое упражнение – «фигуру артиста» в детско-родительской паре («Цирк»), изображают свой вариант позы в паре - «палатки» в подвижной игре «Гроза» («Туристы в лесу»), придумывают вариант уже знакомой подвижной игры («Спортландия»).

        Музыкально-подвижные игры

        Поскольку подвижных игр для совместной двигательной деятельности взрослого с ребенком не описаны, то мы разрабатывали содержание игр: «Веселые клоуны», «Цирковые артисты», «Гроза», «Елка, дуб, береза» и др. На первом занятии в подвижной игре «Солнышко и дождик» участие принимали только дети, а родители выступали в роли «домиков». А уже на последующих занятиях родители становились для ребенка партнерами по игре.

        Игровой самомассаж и массаж.

        И родителям и детям предлагается игровой самомассаж – упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела (лица, ушных раковин, шеи, туловища, рук, ног) в игровой форме во вводной части каждого занятия и иногда в заключительной части занятия – самомассаж ног, стопы с помощью массажных мячей. Родители осуществляют массаж стопы, голени, бедра ребенка.

        Музыкально-ритмические упражнения.

        Пластические этюды («Карусель»), игровые хороводы («Плетенка», «Путанка»), упражнения для согласования движений с музыкой используются в конце основной части занятия.

        Психогимнастические этюды, релаксационные упражнения.

        В конце каждого занятия предлагаются игровые ситуации, способствующие расслаблению организма участников занятия, стимулирующие межличностное общение детей и взрослых, создающие атмосферу эмоционального комфорта. Это игровые упражнения, разработанные Хухлаевой О.В. (6) и релаксационные упражнения, которые мы составляли сами («Морские волны», «Сны цирковых артистов» и др.).

        6. Методические приемы обучения.

        На протяжении всего занятия инструктор дает четкие указания детско-родительской паре, например: «Дети идут на носках, руки вверх, взрослые, встав позади ребенка, берут его за вытянутые руки». При проведении общеразвивающих упражнений инструктор по физической культуре объясняет и показывает упражнения в паре с психологом (воспитателем) или демонстрирует упражнение на детско-родительской паре. Инструктор контролирует выполнение упражнений и помогает взрослым и детям выполнять упражнения правильно. Важно, чтобы на занятии особое внимание уделялось общению родителей с детьми. Взрослый и ребенок советуются друг с другом, сообща придумывают упражнения, высказывают друг другу пожелания в конце занятия, а также обнимают и целуют друг друга.

        7. Музыкальное сопровождение на занятиях.

        Музыка позволяет сделать каждое занятие интересным и неповторимым. Она сопровождает вводную часть занятия, основные движения, подвижные игры и заключительную часть занятия. Музыка помогает и взрослым и детям войти в образ, будь то цирковые артисты или туристы и выразить свои чувства и эмоции через движение.

        8. Наглядно-агитационные средства.

        А) Буклеты.

        Для того, чтобы родители смогли познакомиться со здоровьесберегающими техниками и повторить физические упражнения с ребенком, разученные на занятии в домашних условиях, в конце каждого занятия им предлагались буклеты. В содержание этой текстовой информации были включены упражнения для детско-родительской пары, которые были описаны и схематично изображены. Опыт показывает, что буклеты - это эффективная форма текстовой информации, которая позволяет создать у родителей интерес к совместным физкультурным занятиям с детьми и повысить педагогический уровень взрослых по вопросам физического воспитания собственного ребенка.

        Б) «Рукописная книга».

        В конце одного из занятий родителям было предложено принять участие в составлении рукописной книги на тему: «Здоровый образ жизни нашей семьи».

        Обобщая основные положения второго этапа необходимо отметить, что ценность совместных физкультурных занятий родителей с детьми заключается в том, гармонизация отношений между детьми и родителями на них происходит посредством:

        установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком в ходе выполнения физических упражнений, игровых заданий «Обними маму и поцелуй»;

        наличия положительных эмоций у ребенка и у взрослого, ощущения радости от совместной двигательной деятельности;

        организованного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;

        решения проблемных ситуаций.

        Результатом второго этапа является: эмоциональное сближение родителей и детей, установление доверительных отношений психолога и родителей, увеличение количества родителей, обращающихся за консультациями к педагогу-психологу после участия в занятиях.

        Цель третьего этапа технологии процесса гармонизации детско-родительских отношений заключалась в подведении итогов, оценке динамики детско-родительских отношений.

        Результатом третьего этапа является установление в семье гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми.

        Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что разработанная нами технология гармонизации детско-родительских отношений и тесное сотрудничество педагога – психолога и инструктора по физической культуре в проведении физкультурных занятий родителей с детьми позволяют оказывать психологическую поддержку и помощь детям и взрослым, повышать эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни.

Категория: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (25.09.2012)
Просмотров: 2813 | Теги: детский психолог, конспекты занятий психолога в детск, работа детского психолога в ДОУ, методические наработки психолога де | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz