Распознавание типов воспитания по рисункам - ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 03.12.2016, 07:50

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [36]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ

Распознавание типов воспитания по рисункам

Приведем примеры наиболее часто встречающихся вариантов рисунков различных типов воспитания детей.

Кумир семьи. При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими нарядами, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения. На этом фоне выглядит кумир, как будто праздник среди будней (рис. 3).

Гиперопека. Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда ребенок на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него - своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

Гипоопека. При этом типе воспитания ребенок чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг «забывает» среди всех нарисовать себя. А на вопросы: «Где ты?», «Почему забыл?» — придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг отсутствие его: «В детском саду», «Гуляю во дворе», «Учительница задержала в школе».

Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему- то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, что никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...

Когда ребенок все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя полностью свою семью, себя ребенок размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия — отсутствия его среди других.

Довольно часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти «другие» реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя ж ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

Безнадзорность. Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов — словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

Воспитание по типу «Золушки». При этом типе воспитания ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата или с той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он — или в центре, в окружении родных, или же — первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда он что-то делает (рис. б). И если даже «Золушка» во сто крат лучше его делает какие-то задания, родители не придают «ее» заданиям особого значения. При этом типе воспитания ребенок не умеет и не в силах скрыть его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И, мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя Ваш анализ и трактовку данного рисунка.

«Ежовые рукавицы». При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет «нейтрализовать» свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих «рукавицах». Зато себя ребенок окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае, не раскрывает истинной причины.

При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно занижен.

Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в «ежовых рукавицах», изображен им с необычно большим ртом, чаще всего раскрытым, или с огромными когтистыми руками.

Когда ребенок таким типом воспитания родителями буквально доведен до белого каления и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет «позабыть» нарисовать «мучителя», то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх.

Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.

7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей — всего лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что- то делающим, чтоб обратить хотя бы на это часть нашего внимания.

Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высветляет в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, .при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем есть всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный - своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

Взгляните на рисунок 7. Вы видите своеобразный третейский суд. Суд над ребенком, первый раз принесшим домой тройку. Глаза родителей, как дула пистолетов, готовы выстрелить в одну мишень. И эта мишень — первоклассник, съежившийся в кресле, мечтающий с ним слиться воедино, исчезнуть, раствориться в нем, чтоб только бы не видеть этот разъяренный взгляд своих родителей. Взгляд-пытку и взгляд-наказание. Взгляд, говорящий больше, чем слова. Сюжет пропитан черным цветом. Все люди выглядят, как негры. И только ваза с яркими цветами на столе да вспыхнувший «огонь» ковра вселяют в нас какую-то надежду. Ребенок справится когда-нибудь, чуть позже, с возложенной внезапно на него тяжелой миссией повышенной ответственности. Он выстоит, он выдержит, он победит...

Воспитание «в культе болезни». И на рисунке культ всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже несмотря на то, что это — всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует ребенок. И Вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как при гиперопеке — ребенок на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто ухаживает постоянно за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто дети даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее — постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, «больной» предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами.

Воспитание по типу «кронпринца». «Кронпринцы» первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем «кронпринц» обычно на рисунке изображает самого себя, играющего с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким «кронпринцем» его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда «кронпринцы» «заменяют» рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами.

Противоречивое воспитание. Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего «группирует» отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему «мешает», обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде «буфера» рисует своих бабушек и дедушек даже тогда, когда их нет уже в живых.

11. Смена образцов воспитания (рис. 1). Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет.

При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно «забывает» нарисовать его среди родных или, изображая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, ребенок еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца. Наверное, он просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось возвратить и сделать его снова настоящим.

1. Рисунок девочки 10 лет Сауле Р. «Моя семья». Тип воспитания — смена образцов воспитания.

Кумир, которого отвергли из-за рождения в семье других детей. И хотя главный на рисунке — это Дом, его Очаг, ребенок, словно Карлсон, где-то там на крыше дома (или за ней). А в доме бывшему кумиру просто нет места.

2. Рисунок девочки б лет Леры Э. «Моя семья». Тип воспитания — безнадзорность.

Одинокий; никому не нужный, отверженный ребенок. И даже хрупкая фигурка девочки напоминает букву «Я». Я, я совсем одна на белом свете. И неужели нету даже человека в городе, которому бы я была нужна...

3. Рисунок девочки 7 лет Оли М «Моя семья». Тип воспитания— кумир семьи. Кумир семьи во всей своей монументальности.

4. Рисунок девочки б лет 7 мес. Светы Т. «Моя семья». Тип воспитания ближе к гипоопеке.

Ребенок, часто чувствующий одиноким себя в семье, ревнующий родителей к своей младшей сестре, к сестре, которой достаются не только ласки мамы с папой, но даже и цветы их. Черные брюки папы наталкивают на мысль, что девочка обеспокоена и вредными привычками отца - источником скандалов в доме.

5. Рисунок девочки 6 лет 5 мес. Леры Г. «Моя семья». Тип воспитания — гипоопека.

Еще один пример, когда будто бы во вполне благополучной семье, даже любуясь мамой с папой, ребенок ощущает себя лишним, считая, что совсем не нужен им. На фоне празднично наряженных родителей, все время занятых только собой,ребенок согласился лишь по просьбе старшего изобразить себя и то

безликим силуэтом.

7. Рисунок мальчика 7 лет б мес. Айдана С. «Моя семья».

Воспитание по типу высокой моральной ответственности.

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу»

Итак, Вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе «Моя семья». Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, Вы можете воспользоваться также и нашим вариантом этой пробы, модификацией ее в методику «Семья, которую хочу».

Для этого, после того как Ваш ребенок кончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону и дайте ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря — «Семью, которую хочу». «Семья, которую хочу»... Своим заданием Вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков — это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок - ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок — это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это «вход» в желаемое, «вход» в «Прекрасное Далеко», которое бы Ваш ребенок не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто Вам еще не в силах сам изобразить.

«Семью, которую хочу» он представляет только в настоящем. «Прекрасное Далеко» для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного: лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их «устраняет» на бумаге, «нейтрализуя» собственными методами их. Поэтому обычно на рисунке «Семья, которую хочу» нередко «исчезает» кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или «укорачивает», или «удлиняет» свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе «Моя семья». Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в «ежовых рукавицах» и из-за этого был первым на рисунке «Моя семья», то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда ребенок все-таки решает в новой семье «оставить» даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.

Тот родственник, которого ребенок почему-то «забывает» изобразить в «Семье, которую хочу», как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, «исключив» его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой «суд», художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и «намекает», как его осуществить.

Взгляните на рисунок бывшего кумира (рис. 8). В «Моей семье» (рис. 1) ребенок лишь изобразил себя. Зато в «Семье, которую хочу» он словно реставрирует былое. И папа с мамой снова рядом с ним, а не как раньше, за закрытой дверью. Действительно, «Моя семья» и вправду часто - это запертая дверь. Зато «Семья, которую хочу» - распахнутые настежь для других ворота. И вот уже отверженный ребенок (рис. 2) мечтает праздником объединить семью, в которой он сам был бы словно праздник (рис. 9). А тот, кого отец держал в «ежовых рукавицах», берет всех, кроме папы, на прогулку, случайно «позабыв» позвать с собой отца (рис. 10), и отправляет старшую сестру по срочным, неотложным и важным для нее делам, чтоб наконец побыть наедине с любимой мамой. О, если б только сказка стала явью! О, если б явь вдруг превратилась в сказку! И над семьей всегда б светило солнце. И каждый бы не мог жить друг без друга (рис. 11). Хочу семью, пропитанную солнцем. Хочу семью, похожую на солнце. Хочу, чтобы в моей семье всегда жила НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ!

* * *

Наверное, Вы убедились сами в том, что чаще всего «маски» с анализа рисунка «Моя семья» «срывает» только лишь рисунок «Семья, которую хочу». И если б Вам пришлось вдруг ограничиться одним рисунком, Вы. сомневались б в собственных догадках. Поэтому, когда вдруг будет трудно раскодировать рисуночную пробу «Моя семья», используйте ее вариант «Семья, которую хочу».

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений

Для уточнения невидимых и скрытых от Ваших глаз особенностей жизни Вашего ребенка в Вашей семье и «высветления» еще не высветленных Вами тайных «закоулков» его души, мы предлагаем Вам опросники (шкалы), специально разработанные нами для этой цели. Шкала соперничества и шкала привязанности, словно лакмусовые бумаги, помогут Вам еще раз проявить нюансы гаммы всех внутрисемейных отношений, лишая «искренность» ребенка ее двойного дна.

Желательно, чтоб Вы использовали эти шкалы как дополнение к анализу рисунков: «Моя семья», «Семья, которую хочу».

Не удивляйтесь, если вдруг окажется, что по рисункам - источник дискомфорта Вашего ребенка в братьях или сестрах, а по шкале соперничества выборки его Вам будут утверждать обратное. И Ваш ребенок 10 раз ответит «да». Да, он не может обойтись без младших или старших детей в доме. Да, он привязан к ним. Он любит их. И отчего вообще пришло Вам в голову проверить его чувства? «Да», «да», «да», «да»...

Как правило, таким маневром Ваш ребенок просто маскирует свои подлинные чувства, считая, что «замазывает» Вам глаза. И, усыпляя Вашу бдительность, «оправдывает» свою ревность к братьям или сестрам, в которой даже временами он боится признаться сам себе, прекрасно зная, что Вам это неприятно. Завуалировав такою «преданностью» ложь, считая, что она Вам слаще меда, ребенок хочет, хотя бы в этом, приподнять себя в Ваших глазах и показаться Вам гораздо лучше, чем он есть на самом деле. И если эта маленькая хитрость удается, он словно «облегчает» свою душу, сняв с нее «грехи». Поэтому одна шкала соперничества сама по себе не может дать Вам точных результатов. Ответы Вашего ребенка скорее будут «между строчек». Ответы Вашего ребенка - скорее видимая часть почти невидимого айсберга. Ответы Вашего ребенка - скорее поплавки, чтобы удержаться, чтобы не пасть в Ваших глазах...

И только в комплексе с анализом рисунков, и только в комплексе с другими здесь описанными или неописанными методами Вам можно будет сделать шаг навстречу к экспертизе искренности Вашего ребенка и обнажить немного его душу, сняв пелену двуликости ответов, двуликости, которой позавидовал бы двуликий Янус.

В шкале привязанности к членам своей семьи обычно дети более правдивы. Но их правдивость временами в зависимости от конкретной ситуации в семье подвержена «сигмальным отклонениям» . Поэтому опять ключом к замку окажется рисунок.

А по шкале отверженности Вы поймете, почему Вашей семье так часто не хватает мира и почему Вам трудно так наладить Ваши отношения не с кем-нибудь, а с собственным ребенком. И есть ли Ваша вина в этом или только здесь его вина. И можно ли добиться хотя бы перемирия.

Итак, давайте продолжайте свое новое знакомство с собственным Ребенком, чтоб дать себе и дать ему НАДЕЖДУ НАДЕЖДУ на взаимопонимание, на верность, на любовь. Вы видите - Ребенок ждет... он ожидает... Давайте поспешим ему на помощь.

Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи

Ф. и.

Возраст

С кем проживает ребенок в одной квартире

При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребенка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.

Если бы я был(а) волшебником, то...

Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

Я бы придумывал(а) сны, где всегда была б (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).

Я бы поделился(лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

Я бы подарил(а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).

Я бы создал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

Я бы построил(а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

Я бы взял(а) с собою на необитаемый сказочный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

Я бы испек(ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

Я бы одел(а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Для легкости подсчета приравняйте одну выборку к одному баллу. Проранжи- руйте эти выборки. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является членом семьи, к которому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта ребенка в семье. Например: из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза — папе и ни одного раза — сестре.

Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо мень- ше—к папе и явным источником дискомфорта его является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.

Шкала соперничества между детьми

О степени ревности к младшему брату (младшей сестре) и о соперничестве между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста. На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.

Если бы от тебя зависело, то ты...

Всегда бы играл(а) с младшим братом (сестрой) - да, нет.

Отдавал(а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки — да, нет.

Брал(а) бы его (ее) с собой на прогулку - да, нет.

Защищал(а) бы его (ее) во дворе - да, нет.

Ухаживал(а) бы за ним (ней) — да, нет.

Хвалил(а) бы его (ее) маме и папе — да, нет.

Радовался(лась) бы, что он (она) у тебя есть - да, нет.

Сидел(а) бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставал- ся(лась) один (одна) — да, нет.

Читал(а) бы ему (ей) сказки — да, нет.

Отводил(а) бы его (ее) в детский сад или в школу - да, нет.

После ответа на все вопросы подсчитайте общее количество ответов «да» и ответов «нет». Чем больше будет ответов «нет», тем ревностнее относится ребенок к своему младшему брату или младшей сестре. Особенно неблагоприятна ситуация для ребенка, когда число ответов «нет» превышает 6, или 60%.

О степени ревности к старшему брату (старшей сестре) и о соперничестве между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей различного возраста (начиная с дошкольного). На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.

Если бы от тебя зависело, то ты...

Гордился(лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) -да, нет.

Брал(а) бы всегда с него (нее) пример - да, нет.

Дружил(а) бы с ним (нею) как с лучшим другом - да, нет.

Всем бы рассказывал(а), что у тебя есть старший брат (сестра) -да, нет.

Хвалил(а) бы его (ее) маме и папе - да, нет.

Не мешал(а) бы ему (ей) делать уроки - да, нет.

. 7. Не жаловался(лась) бы на него (нее) маме и папе - да, нет.

Помогал(а) б ему (ей) выполнять все по дому - да, нет.

Делился(лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным - да, нет.

Отдавал(а) бы ему (ей) все самое лучшее - да, нет.

После ответа на все вопросы, как и в предыдущем опроснике, подсчитайте общее количество ответов «да» и ответов «нет». Чем больше будет ответов «нет», тем ревностнее относится ребенок к своему старшему брату или старшей сестре.

Особенно неблагоприятная ситуация для ребенка, когда число ответов «нет» больше 6, или 60%.

Шкала степени отверженности ребенка в семье

Уважаемый родитель! Предлагаемая Вам шкала содержит перечень некоторых черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки (+) перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рождения (графа I), а также перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеются у Вашего ребенка в настоящее время (графа II). В конце каждой графы подсчитайте общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+).

Категория: ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ | Добавил: admin (13.10.2013)
Просмотров: 563 | Теги: детский сад и семья, воспитание дошкольников, сайт для педагогов, Дошкольное образование, советы родителям, детский психолог, педагогические приемы | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz