«Нельзя» для родителей - МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 03.12.2016, 14:39

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [36]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ

«Нельзя» для родителей

Перед началом игры с ребенком запомните несколько простых, но очень важных правил.

• Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Не рекомендуется даже обращать его внимание на это. Нужно только предложить ребенку все убрать и показать ему, как это делается.

ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ БУС ПИНЦЕТОМ

Возраст: с 3-х лет

Вам потребуется: форма для льда; пинцет; чашка с бусинами (бусины средних или крупных размеров). Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.

Как играть. Малыш берет правой рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в ячейки формы. Когда форма окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.

Упражнение сложное, особенно для 2–3-летних детей. Если малыш затрудняется выполнить это упражнение, можно для начала заменить бусины на кусочки нарезанного поролона.

Перекладывание бус пинцетом требует хорошей координации


Это упражнение хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и тренирует внутренний контроль. Если ребенок допустил неловкие движения пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

Упражнение-игра помогает развить мелкую моторику, координацию, улучшить движения пальцев рук, подготовить руку к письму.

ПИСЬМО НА КРУПЕ

Возраст: 2–5 лет

Вам потребуется: набор табличек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица.

Как играть.

1. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

На крупе можно писать и рисовать


2. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы по манке.

Рисунки на крупе


3. Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.

Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

Упражнение-игра помогает: развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.

РАМКИ-ВКЛАДЫШИ

Возраст: 1,5–5 лет

Вам потребуется: рамки-вкладыши (их можно приобрести в магазинах). Они отличаются по исполнению – на общей доске или отдельно каждая рамка, а также по сложности, по темам. Если у вас есть возможность, приобретите несколько различных игр.

Как играть.

1. Если малышу не более двух лет, предложите ему вначале рассмотреть игру. Не выкладывайте на стол все рамки (если ваша игра состоит из разрозненных рамок). Можно обыграть презентацию игры, предложив «закрыть окошечки» или показать каждой фигурке ее домик.

2. Рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Маленькие частые штрихи способствуют развитию навыка беспрерывного письма.

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры»


Это классический Монтессори-материал для подготовки руки ребенка к письму. Штриховка как действие, выполняемое пишущей рукой, – лучшая тренировка для пальчиков и кисти. Малыш начинает чувствовать границу рисунка, учится работать карандашом, не отрывая его от бумаги. Можно заметить, что, выполняя это задание, ребенок однажды обозначит среди штрихов какую-нибудь букву. Это произойдет спонтанно.

Упражнение-игра помогает: развить мелкую моторику, тренировать руку в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом.

РЫБОЛОВ

Возраст: 1,5–5 лет

Вам потребуется: миска с водой; мелкие предметы; маленькое сито с ручкой.

Выловить из воды мелкие предметы не всегда легко


Как играть. Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы.

Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.

НАСЫПАТЬ И НАЛИТЬ

Возраст: 1,5–5 лет

Вам потребуется: крупа; кувшин; стакан.

Как играть. Насыпьте в кувшин немного любой крупы и покажите малышу, как пересыпать крупу в стакан.

Если малыш просыпал зерна, их можно смести щеткой в совок.

Когда пересыпание будет освоено, можно предложить ребенку переливать воду из кувшина в стакан. Оставшиеся лужицы предложите убрать с помощью губки.

Игра развивает аккуратность, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений.

ЮНЫЙ СКУЛЬПТОР

Возраст: 1,5–5 лет

Вам потребуется: пластилин; клеенка или доска для лепки; ножик для пластилина.

Как играть. Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить, например, обед для кукол.

Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики».

Попробуйте из этих «заготовок» сделать фигуры людей и животных. Но не поддавайтесь искушению лепить вместо ребенка – лепите вместе с малышом!

Работа с пластилином развивает мелкую моторику, аккуратность, усидчивость, фантазию.

ВОЛШЕБНАЯ ГУБКА

Возраст: 1,5–5 лет

Вам потребуется: крупы, вода, поднос, губка, щетка и совочек.

Как играть. Рассыпьте немного крупы на подносе и покажите малышу, как аккуратно можно смести ее щеточкой в совочек. Затем налейте на поднос воду и продемонстрируйте, как работает «волшебная губ ка» – собирает пролитую воду, и поднос опять становится сухим и чистым.

В играх такого типа у ребенка вырабатывается навык и привычка убирать за собой, развивается координация движений, аккуратность.

ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ

Возраст: 1,5–5 лет Вам потребуется: крупа; 2 миски с крупой; ложка.

Как играть. Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. Обе чашки должны быть сухими.

Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки. Затем плавно перенести ложку к другой чашке и высыпать крупу.

Пересыпание крупы ложкой


Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо наклонить чашку свободной рукой).

Усложните это упражнение. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

Упражнение-игра способствует развитию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, аккуратности.

ЕСТЬ ЛУЖА – НЕТ ЛУЖИ

Возраст: 1,5–5 лет Вам потребуется: вода; поднос; губка; 2 тарелки. Как играть. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Для этого поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу с помощью губки.

В играх такого типа у ребенка вырабатывается навык и привычка убирать за собой, аккуратность, развивается координация движений.

МАЛЕНЬКИЙ ПОМОЩНИК

Возраст: 2,5–6 лет

Вам потребуется: средство для мытья посуды (лучше взять детское мыло, оно не нанесет вред нежной коже малыша); губка; посуда (небольшая кастрюля, чайник или ложка).

Как играть. Дети очень любят помогать взрослым. Попросите своего малыша помочь убрать посуду после обеда. Этот процесс сложный и ответственный, и тем более интересный маленькому человечку.

Медленно покажите малышу, как надо мыть тарелку или чашку, чтобы он увидел ход действий, четко осознал отдельные действия. Ребенку предложите повторить упражнение с другим предметом.

Через некоторое время можно отойти от ребенка, но непрерывно поддерживать с ним связь. Комментируйте его действия, подбадривайте, радуйтесь, какой у вас замечательный помощник.

Мыть посуду – это интересно!


Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

Игра развивает внимательность, обучает бытовым навыкам.

СНИМИ ПРИЩЕПКИ

Возраст: 1–6 лет

Вам потребуется: бельевые прищепки.

Как играть. Прикрепите на одежду малыша несколько бельевых прищепок. Ребенку придется из разных положений ухватить каждую прищепку, чтобы снять ее.

Игра развивает координацию движений, способствует гибкости тела.

ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ

Возраст: 2,5–6 лет

Вам потребуется: крупа; спички или тонкие полоски бумаги.

Как играть. Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном, гречей) дорожку на столе шириной 3–5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги или спичками.

Ваша «дорожка» может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки.

Чтобы «посыпать до-рожки», надо сложить пальцы «щепоткой»


Такая игра удобна во дворе, в песочнице. Всевозможные куличики-«торты» можно посыпать «сахаром», «солить» кашу из песка, делать дорожку между двумя палочками и т. д.

Игра развивает мелкую моторику, а также готовит руку к письму.

СМЕТИ, НО НЕ ПРОСЫПЬ

Возраст: 2,5–6 лет

Вам потребуется: щетка или тряпочка; специальный совок (но не тот, который используется при подметании пола).

Как играть. Покажите ребенку, как держать щетку (тряпочку) правой рукой (или левой, если ребенок левши), как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.

Малышу поможет освоить игру яркий или темный кант по краю совка. Его можно нарисовать обычным маркером. Покажите ребенку, что совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыплется.

Освоив этот навык, малыш может каждый день помогать вам убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность.

Игра развивает ловкость, аккуратность, обучает бытовым навыкам.

ЧИСТИМ БОТИНКИ

Возраст: 2,5–6 лет

Вам потребуется: щетка для сметания грязи; тряпочка для обуви; два ботинка.

Как играть. Все вещи надо сложить в корзинку и поставить ее в коридоре недалеко от входной двери.

Вместе с ребенком приготовьтесь к чистке. Покажите ребенку, как правильно смести грязь с обуви, а затем протереть ее тряпочкой. Сейчас в продаже есть различные губки с блеском для чистки обуви. Можете показать ребенку, как пользоваться такой губкой.

Научите ребенка ухаживать за своей обувью


Упражнение-игра считается законченным, когда все предметы, участвующие в игре, убраны, а руки вымыты.

Игра развивает внимательность, обучает бытовым навыкам.

СОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ

Возраст: 2–6 лет

Вам потребуется: толстые нитки трех цветов; любые предметы разных цветов, размеров и форм (пуговицы, ракушки, спичечные коробки, ластики, карандаши, шарики).

Как играть. Свяжите концы каждой нитки так, чтобы получились круги (диаметром около 50 см). Положите два круга на пол и попросите малыша рассортировать предметы: большие предметы – маленькие предметы; синие – красные; круглые – квадратные и т. д.

Усложняйте задание в зависимости от возраста ребенка.

Задание можно усложнять в зависимости от возраста ребенка


Если малыш в результате игры найдет третье свойство, объединяющее предметы из разных кругов (например, большой и синий предмет/ маленький и синий предмет), положите третий круг между первым и вторым, так чтобы он частично перекрывал их. В тот сектор, где круги пересекаются, вы будете складывать предметы, имеющие оба замеченных ребенком свойства.

Игра развивает логическое мышление ребенка.

ПРОЙДИ ПО ЛИНИИ

Возраст: 2–6 лет

Вам потребуется: линия, наклеенная или нарисованная на полу, или веревка, разложенная в форме эллипса, ломаной или волнистой линии (длина должна быть не менее 4 метров); предметы, которые можно переносить (наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свеча, книга).

Как играть. Детям очень нравится ходить, балансируя, по бревну или бордюру. В этой игре нужно не просто пройти по бревну (вашему эллипсу), но и донести в целости и сохранности разные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, которую нельзя расплескать, колокольчик (чтобы он не зазвонил), зажженную свечу (чтобы не потухла). А еще можно положить на голову книгу и пройти так, чтобы она не упала – прекрасное упражнение для правильной осанки!

Игру можно усложнить: пусть малыш идет по линии так, чтобы при каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой.

Игра развивает координацию движений.

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Возраст: с 3 лет

Вам потребуется: шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает использовать письменный шрифт. Фон табличек для согласных звуков голубой, для гласных – розовый.

Как играть.

1. Дайте ребенку возможность рассмотреть игру. Затем покажите ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, назовите букву сами.

Карточки с шершавыми буквами


Малыш может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.


2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы и пытается угадать, как они называются.

Это упражнение подготавливает руку ребенка к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков – буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Стоит отметить, что второе упражнение дети выполняют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощущения, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ – букву.

ШЕРШАВЫЕ СЛОВА

Возраст: 4–6 лет

Вам потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.

Как играть. Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, прочитывает его.


С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентрировать внимание.

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

Возраст: 2,5–4 года

Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величиной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеленого или др; маленькие фигурки животных; искусственные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного картона. Можно использовать покупные лото и картинки.

Как играть. Положите в красную коробочку маленькие фигурки животных, в зеленую – искусственные растения, а в желтую – любые предметы, относящиеся к быту человека.

Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то предмет малышу незнаком, назовите его.

С карточками можно придумать много развивающих игр


Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это. Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление об этой вещи. Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем расскажите об этом предмете.

Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попросите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ребенок берет фигурки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных – в красную, растения – в зеленую все, что относится к человеку, – в желтую.

Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2–4 лет ребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.

Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.

КАРТИНКА-СЛОВО

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные и др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать покупные лото с картинками.

Карта Монтессори для обучения чтению


Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмета.

ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: таблички с тесемками, на которых написаны простые слова-названия предметов из окружающей среды. Например: стол, шкаф, пол, кубик, кукла и т. д. Таблички лежат в конверте или в коробке.

Как играть. Ребенок берет одну за другой таблички, прочитывает слово и вешает или кладет табличку на соответствующий предмет.

Детям очень нравится это упражнение. Часто бывает так, что вся комната завешивается табличками с названиями предметов. Это очень важный этап перехода малыша от интуитивного к осмысленному чтению. Он делает важные открытия: все, что меня окружает, можно записать и потом прочитать. Любому предмету культуры соответствует слово, которое пишется и читается.

Упражнение-игра помогает научиться сопоставлять прочитанное слово с предметом из окружающей среды.

ЧТО НАПИСАНО?

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с напечатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в гости и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова.

ЗАВТРА МЫ ИДЁМ В ГОСТИ

ПОД ПОДУШКОЙ ЛЕЖИТ ПОДАРОК

МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ


Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания.

В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу – предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.

Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыслению и проживанию прочитанного.

ДОМИНО ИЗ БУКВ

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте соответствующую картинку.

Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их словами вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например: МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.

Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и соответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на табличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка. С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.

ПРИДУМАЙ СЛОВО

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначающих согласные звуки, и розовый, обозначающие гласные звуки.

Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и называет слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше. Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.

Карточки Монтессори с буквами


Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.

КРУГЛЫЙ ГОД

Возраст: 4–5 лет

Вам потребуется: картонный круг, разрезанный на 12 сек торов. На каждом секторе напишите название одного из месяцев года. Закрасьте кончики секторов разными цветами, например: весенние месяцы – зеленым, летние – красным, осенние – желтым, зимние – белым или голубым.

Как играть. Перемешайте сектора круга. Предложите ребенку прочитать названия месяцев. Помогите ему выложить их в правильном порядке.

Поговорите с малышом, какое сейчас время года, что происходит в другие месяцы, какие праздники бывают летом, зимой и т. д.

Фантазируйте как можно больше.

Игры с карточками, обозначающими названия времен и месяцев года, могут быть самыми разнообразными. Кроме основного выполнения задания, вы можете обсудить с ребенком и тему одежды в разные времена года, и понятия «холодно», «жарко», «прохладно», «сыро», «моросит», «подмораживает» и т. п.

Попробуйте объяснить вместе с ребенком, почему каждому времени года соответствует на карточке определенный цвет (зиме – белый, осени – желтый и т. д.).

В игре малыш невольно производит действия с кругом, с его центральной точкой, от которой расходятся сектора. Таким образом, он знакомится и с рядом математических понятий.

Упражнение-игра обучает чтению слов, знакомит с понятием «времена года», способствует обогащению словарного запаса.

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ (ИЛИ ПАЗЛЫ)

Возраст: с 2 лет Вам потребуется: 2 оди наковые картинки (открытки, репродукции и т. п.); фломастер; ножницы.

Как подготовить игру: чтобы сделать пазл, выберите подходящую открытку, а еще лучше дайте возможность сделать выбор ребенку. На обратной стороне открытки начертите фломастером несколько линий, разделив всю поверхность открытки на 12–14 частей разной формы.

Как играть. Попросите ребенка разрезать открытку по нарисованным линиям. Затем смешайте кусочки. Пусть ребенок восстановит картинку, а образцом ему послужит вторая открытка.

Собирать пазлы – полезное занятие


Можно использовать для игр и готовые пазлы. Сейчас в продаже есть большое количество разрезных картинок.

Разрезные картинки

Игра развивает логическое мышление и мелкую моторику.

ПОДБОР ЦИФР

Возраст: с 3 лет

Вам потребуется: можно использовать различные покупные математические лото, в которых есть картинки предметов и цифры, можно сделать пособие самостоятельно. Для этого приготовьте несколько карточек с цифрами от 1 до 10. Так же понадобятся карточки с изображением предметов в разном количестве: 1 кукла, 1 мячик, 2 куклы,2 мячика и т. д.

Карточки Монтессори для обучения счету


Как играть. Ребенок выкладывает перед собой карточки с картинками и подбирает соответствующую цифру.

Упражнение-игра помогает: научиться различать цифры, сортировать их, соотносить цифры с количеством предметов.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: используйте покупное математическое лото или домино с цифрами, картинками и математическими знаками.

Как играть. Из содержимого коробки вы вместе с ребенком составляете примеры и выкладываете их на столе перед собой. Ребенок может составлять примеры сам, а вы будете решать их. Иногда позволяйте себе сделать ошибку. Пусть ваш маленький учитель исправит ее, объяснит, почему вы не правы.

Такие игры позволяют ребенку продумывать различные арифметические действия. К игре малыш может обращаться много раз, даже в тот период, когда некоторые из понятий ему неизвестны. Постепенно он познакомится с ними, причем иногда делая открытия самостоятельно. Кроме того, дети очень любят играть в ученика и учителя (отводя себе, конечно же, роль учителя). Используйте такую ролевую игру. Позволяйте себя учить, исправлять ваши ошибки, немного ругать и хвалить вас.

Игра помогает научиться составлять и решать арифметические примеры, познакомиться с понятиями «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равенство».

ЧТО РАСТЕТ НА ДЕРЕВЕ?

Возраст: с 2,5 лет.

Вам потребуется: используйте покупные карточки с соответствующими картинками, лото. На одних карточках будут изображены различные деревья (ель, береза, груша, яблоня и т. д.), на других – листья этих деревьев и плоды.

Как играть. Ребенок выбирает любую карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плодом.

На основе этой игры вы можете рассказать малышу, что такое гербарий и даже вместе собрать его.

Упражнение-игра помогает научиться различать деревья, их листья и плоды, узнать, что некоторые деревья не имеют плодов. Малыш знакомится с понятием «плод», «лист», запоминает образы деревьев.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Возраст: с 4 лет.

Вам потребуется: карточки с соответствующими картинками. Можно использовать покупные лото.

Как играть. Выложите вместе с малышом картинки, называя их и обобщая. Например, вы говорите: «Здесь живут млекопитающие», – и выкладываете картинки этой категории в ряд. Таким же образом знакомите ребенка и с другими представителями фауны.

Вариантов для классификации много


Со временем вы можете «делать ошибки» в создании рядов. Дайте возможность ребенку исправить вас. Почти все дети с удовольствием играют роль «строгого учителя».

Упражнение-игра способствует знакомству ребенка с животным миром, подготавливает ребенка к упорядочиванию большого объема информации, приучая анализировать и делать логические выводы.

БРАСЛЕТ

Возраст: с 4,5 лет Вам потребуется: разноцветный крупный бисер разных размеров; тонкая леска или капроновая нить.

Как играть. Когда ребенок хорошо освоил простые действия с бусинами, можно немного усложнить задачу – попробовать сплести из бисера какое-нибудь нехитрое украшение. Самое простое, конечно же, браслет или бусы. Покажите ребенку, как завязывать узелок, как вдевать леску или нить в бусину. Позвольте ребенку самому подбирать форму и цвет бисера. Поощряйте ребенка самого придумывать узоры. Возьмите листочек в клеточку и скажите, что каждая клеточка – это бусина.

Плетение бус


Попросите малыша закрасить клеточки так, чтобы получился красочный рисунок. Вам останется только подобрать бисер нужного цвета и превратить эскиз в готовое изделие.

Игра развивает мелкую моторику, творческое мышление, фантазию.

НЕ УРОНИТЬ ШАРИК

Возраст: с 3 лет

Вам потребуется: ложка; шарик для пинг-понга; миска с водой.

Как играть. Возьмите ложку и шарик для пинг-понга, наполните миску водой, опустите в нее шарик. Предложите ребенку вытащить шарик ложкой и в ложке донести его до условного места, не уронив его. Расстояние, которое надо пройти, не должно превышать 6–8 метров.

Чтобы выловить шарик из воды, надо правильно держать ложку и быть ловким

Игра развивает координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, моторику рук, ловкость, умение концентрировать внимание.


Категория: МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ | Добавил: admin (05.01.2014)
Просмотров: 444 | Теги: Монтессори-педагогика, Мария Монтессори, образовательная пр, подробно о методике Монтессори, раннее развитие по методике Монт, суть системы Монтессори | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz