3-й год жизни.
Низкий.
Отказывается от предложения слушать сказку, книгу. Быстро отвлекается при
слушании, не запоминает содержания произведения. Не проявляет радости,
удовольствия от восприятия книги, участия в играх.
Средний.
Неохотно откликается на предложение послушать чтение или рассказывание.
Недостаточно сосредоточен при восприятии произведений. С трудом запоминает
стихи, песенки, неохотно включается в их исполнение. Отклик на прослушанное
выражен неярко.
Высокий.
Охотно отзывается на предложение прослушать книгу, участвовать в игре. Просит
прочесть книгу, сказку. Легко включается в восприятие. Внимательно слушает
рассказ или чтение, отвечает на вопросы по содержанию произведения, выполняет
игровые действия. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на
иллюстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное
отношение к прочитанному-смеется, радуется, плачет, активно участвует в
разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.
4-й год жизни.
Низкий.
Не умеет слушать чтение и рассказывание, отвлекается. Не просит повторить
прочитанное. Равнодушен к содержанию произведения, отказывается от разговора по
содержанию, исполнения стихов, сказок, участия в играх. Не проявляет
выраженного эмоционального отношения к прочитанному.
Средний.
С трудом включается в процесс восприятия, не всегда умеет выслушать
произведение до конца. В редких случаях просит повторить прочитанное. Отвечает
на вопросы неохотно, только после личного обращения к нему взрослого.
Устанавливает только простейшие (последовательные) связи в содержании. Не
проявляет активного эмоционального отношения к прослушанному.
Высокий. Легко
включается в процесс восприятия, выслушивает произведение до конца. С
удовольствием возвращается к прочитанному. Охотно вступает в обсуждение
произведения, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет игровые действия,
песенки, читает стихи. Активно содействует и сопереживает героям произведений,
эмоционально откликается на содержание прочитанного.
5-й год жизни.
Низкий. Не проявляет интереса к слушанию книг. Не
способен ответить на вопросы, выявляющие понимание содержания произведения,
отношение к героям. С большим трудом запоминает тексты литературных
произведений, не умеет пересказывать их по вопросам или на основе иллюстраций.
Не стремится к исполнению стихов, отказывается от участия в играх и
инсценировках по литературным сюжетам.
Средний. Неохотно откликается на предложение слушать
чтение (предпочитает другие виды деятельности), легко отвлекается при
слушании. Не стремится к повторной встрече с произведением. Устанавливает в
сюжете лишь последовательность событий, не выделяет причинных связей. С трудом
запоминает и неохотно воспроизводит стихи. В играх и инсценировках выступает
чаще всего как зритель, а не как исполнитель.
Высокий. Внимательно и с интересом слушает чтение или
рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями.
Способен устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные)
связи с произведением, давать оценки поступкам и действиям героев, умеет
выразить свое отношение к ним, С удовольствием запоминает и воспроизводит
стихи, активно участвует в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях
и инсценировках.
7-й год жизни.
Низкий. Не проявляет интереса к слушанию книг,
предпочитает ему другие занятия. При восприятии литературного произведения
устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст.
Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Пассивен при обсуждении
книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно
откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но
тяготения к общению с книгой не испытывает.
Средний. Способен устанавливать наиболее существенные
связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании
более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое
стихотворение, басня и др.). Обращает внимание на действия и поступки героев,
но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх,
драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, не проявляет
творческой инициативы.
Высокий. Проявляет стремление к постоянному общению с
книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.
Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или
жанра. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении,
проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает поступков героев, видит
их переживания, мысли и чувства. Проявляет внимание к языку литературного
произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной
деятельности, творчески активен.
|