Сотрудничество с родителями детей раннего возраста - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 10.12.2016, 06:02

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Сотрудничество с родителями детей раннего возраста

Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольные учреждения с 1 г. 2 (5) мес. Для того чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

В настоящее время используется термин "взаимодействие" детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.

Почему необходимо установить контакт с семьей ребенка? Один из важных механизмов социализации ребенка (по И.О. Кону) — подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические проявления.

Педагоги-практики приводят многочисленные примеры, свидетельствующие об отсутствии единства воздействий на детей в семье и ДОУ, что негативно сказывается на развитии детей, Типичным является различное поведение детей дома и в ДОУ. Так, в детском саду формируются у ребенка навыки самообслуживания, а мама или бабушка говорят, что ребенок еще маленький, и начинают одевать его, обувать или выполнять за него еще какую-то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или "вредность", что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив.

Педагоги приводят и такие примеры: дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено "деловое общение" со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация проходит более успешно.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, семья — самая благоприятная среда для воспитания ребенка в возрасте до трех лет, где отношения построены на любви и взаимной привязанности; с другой — возможности семьи в воспитании не всегда используются родителями, и семья не справляется с воспитанием.

Иногда родители используют неоправданные наказания, запугивают ребенка, делают ему многочисленные замечания. Так, мы были свидетелями сцены, когда один папа кричал на ребенка, а на замечание педагога ответил: "Тихо! Я воспитываю!"

К сожалению, родители и другие члены семьи допускают типичные ошибки, которые "кочуют" из поколения в поколение. К ошибкам относятся укачивание детей, ограничение их двигательной активности, нарушение режима, недостаток общения, использование угроз, наказаний и др. Сейчас появляются и новые проблемы, связанные с увлечением просмотра телепередач, занятиями с компьютером. Например, одна мама регулярно ставила ребенку 2,5 лет для просмотра видеокассету с фильмом "Титаник", чтоб он "не мешал", не задумываясь при этом о нагрузке на его нервную систему, на зрение.

Воспитатели приводят многочисленные примеры: родители иногда "забывают" забрать ребенка из сада, после выходных дней дети приходят невыспавшиеся, от них пахнет табаком. В играх дети отражают некоторые стороны жизни взрослых ("пьют пиво", собирают кегли, которые выполняют роль бутылки и идут их "сдавать" и многое другое). Часто это происходит от недопонимания родителями значения примера, подражательности в воспитании, необходимости охраны нервной системы ребенка. Л.Н. Павлова показывает, что в современной семье в 3 раза больше детей с задержкой психического развития, вырос детский травматизм, родители не проводят занятий с детьми, не знакомятся с педагогикой раннего возраста и не подозревают, что малыш живет своей эмоциональной жизнью, требует не только пищи телесной, но и духовной. Из этого следует вывод о том, что семье необходимо оказывать педагогическую помощь. Эта помощь может быть разной: патронаж ребенка на дому, создание диагностических центров и групп коррекции, общение с родителями в ДОУ и др.

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. (Хотя в работе педагога с родителями самых маленьких воспитанников имеется много общего с работой родителей дошкольников.) Родителям необходимо показать уникальность и значение того или иного возрастного периода. Много примеров можно привести о незнании или недопонимании родителями периода "кризиса трех лет". Родители, не подозревая о новообразованиях в психике ребенка, стремятся поддерживать сложившийся уже стиль отношений, ограничивая самостоятельность ребенка, иногда при этом жалуются, что "ребенок был раньше хороший, а сейчас стал вредный и упрямый, как подменили". Родители не хотят видеть особенностей развития ребенка, и пытаются во всем обвинить именно его.

Педагогам ДОУ следует убедить родителей в важности правильного воспитания ребенка с первых дней его жизни.

Сложности встречаются в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс. Педагогам и родителям следует помнить, что в детском саду можно облегчать требования к детям, а в семье повышать их, поскольку там воспитание происходит безболезненно и естественно. В период адаптации педагогу важно выявить особенности ребенка, побеседовав с мамой, а также узнать некоторые его привычки, привязанности и то, как к нему обращаются дома. Бывают случаи, когда воспитатель обращается к ребенку по имени, какое записано в документах, но ребенок привык к другому обращению, "домашнему имени" и не реагирует на взрослого. Следует развивать самостоятельность ребенка, предметную деятельность, деловое общение со взрослыми и сверстниками.

К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Это хорошая "память" для родителей, кроме того на собраниях с родителями в ДОУ видеозапись поможет убедительно подкрепить рассказ. Использование этих методов, безусловно, повысит интерес родителей к проводимым в ДОУ мероприятиям.

Какие знания необходимо преподнести родителям? Прежде всего им нужны знания особенностей психики ребенка, закономерностей его развития, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний их ребенка. Ребенок — не копня взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес к данной проблеме и просят педагога рассказать об этом. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться на особенностях развития детей раннего возраста, так как они подробно изложены в других источниках, и воспитатели могут на них опираться. Иногда педагоги не решаются общаться с родителями, поскольку не уверены в своей компетентности, но следует помнить, что воспитатели — специалисты, и в любом случае они знают больше, чем родители. Важно помнить, что для детей старше двух лет контакт со взрослыми и сверстниками в единстве с семейным общением составляет самое важное условие правильного развития.

М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребенка раннего возраста. К ним относятся следующие: предоставление ребенку возможности активно действовать со многими разнообразными предметами; постоянное участие взрослого или старших в играх и занятиях с ребенком; организация общения ребенка со сверстниками и помощь им в налаживании игр и занятии; сочетание семейного (эмоционального) и общественного (деловые контакты) воспитания. Об этом следует знать родителям и почаще общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, читать книжки и рассматривать картинки, развивать его предметную и игровую деятельность. Родители считают, что на это нет времени: 15—20 минут в день достаточно для организации игры или другого общения в семье. Общение с детьми может осуществлять в разных бытовых ситуациях, по дороге домой.

Как и в какой форме сообщать родителям знания? Это может быть использование традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, ширм, папок-передвижек и др. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить "заочную" консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них.

В настоящее время используются нетрадиционные формы общения. Например, встреча "За круглым столом", где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; "Вечера вопросов и ответов"; "Устные журналы", к которым можно подобрать рубрики: "Это интересно знать", "Советы специалиста", "Говорят дети" и др. Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями. К обсуждению проблем хорошо подключать и самих родителей, особенно тех, у кого имеется опыт воспитания, или же специалистов, имеющих отношение к миру детства (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Можно с родителями рассмотреть и частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др. Темы подбираются по желанию как педагога, так и родителей.

Встречи педагога с родителями не должны быть длительными, примерно 30—40 минут с использованием методов активизации родителей. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы конкретных детей, просмотр видеороликов, "ранжирование" по степени значимости каких-либо позиций (задач воспитания, потребностей ребенка и др.). Например, мы предлагаем родителям перечень потребностей ребенка раннего возраста, такие как: потребность в ласке, общении, в движениях, в красивой одежде, сладостях, во внешних впечатлениях и др. Родителям надо оценить эти потребности по трехбалльной шкале, выделив, на их взгляд, самые важные.

Ассоциации с собственным опытом и рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности поможет установить метод анализа педагогических ситуаций. Ситуации для анализа рекомендуется брать из книг Л.Ф. Островской "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников" М., 1990; Г.Г. Петроченко "Педагогические ситуации в дошкольной педагогике", Минск, 1984, где представлен материал по раннему возрасту.

Приведем примеры использования данного метода.

"На столе книги, бумаги — папа работает. Он сосредоточен и несколько расстроен: не все получается. К нему подходит дочь Лера, ей всего 1 год 6 месяцев. Ей хочется к папе на руки, "помочь" ему. Папа отстранил ее, но она настойчиво лезла. Папа не выдержал и крикнул: "Дуй отсюда!" Лера отступила, вытянула ладошку и начала на нее дуть.

Вопросы родителям: какие психологические особенности проявились в действиях Леры? Как можно поступить в данном случае?

"Оксане три года, девочка полна энергии. Все она хочет сделать сама. Пришедшему с работы папе она пытается подать газеты. Бабушке помогает найти очки. Но как только Оксана возьмется за какое-нибудь дело, взрослые тут же: "Мала, еще, все впереди, наработаешься".

Вопросы: дайте психологическое обоснование стремления девочки все делать самой. Как может сказаться на формировании самостоятельности ребенка стремление взрослых оградить ее от всякой работы?

К методам активизации родителей можно отнести и метод родительских "сочинений", где им предлагается по плану написать сочинение на тему "Мой ребенок". Например, ответить на такие вопросы плана: "Что вас радует в вашем ребенке?", "Что огорчает?", "Какие изменения произошли с ребенком за последнее время?", "В чем, на ваш взгляд, заключаются потребности ребенка?" и др. Родители по-разному относятся к этому заданию, пишут "сочинения", разные как по объему, так и по содержанию. Так, один родитель вернул листок, на обороте обозначенный как "ответник", формально ответив на вопросы. Другая мама исписала четыре страницы. Ответив подробно на все вопросы, приводя примеры их опыт воспитания сына, она в конце "сочинения" добавила: "Сколько разных историй, шуток можно рассказывать о нашем маленьком Зайчике!" Использование данного метода поможет родителям внимательнее относиться к своему ребенку, наблюдать за ним, видеть новообразования в психике. Родители начинают задумываться о собственной воспитательной деятельности. Например, отец, отвечающий на вопрос: "Как ребенок реагирует на наказания и поощрения?", удивленно заметил, что он и не задумывался, "наказал и все". На вопрос: "Какие проблемы с ребенком 2-х лет?" мы получили ответ: "Да никаких проблем, отлуплю и все". Обработка результатов "сочинений" родителей о своем ребенке, несомненно, будет полезна и для изучения семьи педагогами ДОУ.

Комплекс рекомендуемых форм и методов общения с семьей поможет установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители будут апеллировать к чувствам, сознанию ребенка, использовать игровые методы, редко обращаться к наказаниям.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (04.11.2012)
Просмотров: 2168 | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, методические рекомендации воспита | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz