Методическое руководство к конспектам занятий по формированию у детей творческого мышления и культуры устной речи - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Понедельник, 05.12.2016, 07:28

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Методическое руководство к конспектам занятий по формированию у детей творческого мышления и культуры устной речи

Общая характеристика занятий

Структура и содержание занятий

Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть направлена на формирование культуры устной речи;

II часть — на формирование творческого мышления.

Общая продолжительность занятия — 25 мин.

I часть занятия состоит из нескольких этапов:

          формирование средств выразительности мимики, жеста и движения (2 мин);

          артикуляционные упражнения (2 мин);

          развитие речевого дыхания (2 мин);

          развитие предпосылок к формированию фонематических процессов (1 мин);

          формирование речевого голоса (4 мин).

Всего на I часть занятия отводится примерно 11-12 мин.

На II часть занятия отводится 13-14 мин.

Формирование культуры устной речи

1. Мы рекомендуем начинать занятие с формирования средств выразительности мимики, жестов и движений.

Цель упражнений — формировать у детей умения и навыки через внешнюю технику (например, улыбку), создавать внутренний эмоциональный положительный настрой, а также развивать воображение, выразительность средств мимики, жестов, движения.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жестов и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению, воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Начинаются эти упражнения с элементарных заданий. Постепенно, по мере овладения контролем над мимическими мышцами, дети учатся выражать различные эмоции посредством мимики, жестов, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Мы всегда стараемся заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся; поссорились — помирились; расстроился — улыбнулся).

В конце проведения упражнений педагог предлагает детям улыбнуться.

2. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями обеих рук, имитирующих движения челюстей, языка и губ. Совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме (био-энергопластика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Цель упражнений — развивать гибкость и подвижность отдельных частей речевого аппарата.

Демонстрируя упражнение, педагог сочетает движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. В процессе их выполнения детьми педагог акцентирует внимание на одновременности выполнения движений. Особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения, небрежность недопустима. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, он отрабатывает его индивидуально — перед зеркалом.

Артикуляционные упражнения можно выполнять сидя или стоя. В течение занятия детям предлагается не более 3 упражнений. На первом занятии проводится одно артикуляционное упражнение. Когда дети начнут выполнять это упражнение четко, через 2-3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляется еще одно упражнение.

Виды артикуляционных упражнений

А. Тренировка нижней челюсти

Упражнение «Окошечко в домике открыто»

Исходное положение: голову держать прямо; подбородок в обычном, удобном положении; губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного); язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму; зубы не обнажены. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; на счет «три» рот закрывается.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не наклонял голову; все его внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

Сопровождающие движения руки: кисть расположена параллельно столу, ладонью вниз. Пальцы сомкнуты; большой палец прижат к указательному. При открытии рта большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Б. Тренировка губных мышц

Упражнение «Улыбка-дудочка»

Исходное положение: зубы сомкнуты; губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму дудочки; на счет «два» губы растягиваются в стороны, обнажая зубы. Движение губ вперед более интенсивно, чем в стороны.

Упражнение повторяют 3-4 раза без перерыва.

Сопровождающие движения руки: все пальцы собраны в щепоть, на счет «два» — пальцы врозь.

Упражнение «Расчесочка»


Исходное положение: зубы сомкнуты; губы в обычном, сжатом состоянии.

На счет «один-два-три» нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее; затем то же движение — верхними зубами, касаясь нижней губы.

Сопровождающие движения руки: кисть руки неподвижна. При положении кисти руки ладонью вверх или ладонью вниз двигаются только пальцы.


В. Тренировка мышц языка

Упражнение «Качели»

Исходное положение: рот открыт; язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы; на счет «два» возвращается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Упражнение повторяют 4-6 раз.

Сопровождающие движения руки: движения всей ладонью вверх-вниз.


Упражнение «Конфетка»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки.

Упражнения повторяют 3-4 раза без перерыва; необходимо следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Сопровождающие движения руки: пальцы собраны в кулак, вправо-влево двигается только указательный палец.


Упражнение «Иголочка»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке; напрячь его, сделать узким; вернуться на счет «два» в исходное положение.

Упражнение повторяют 3-4 раза.

Сопровождающие движения руки: пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь расположена параллельно столу.


Упражнение «Маятник»

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «два» — правого.

Упражнения повторяют 4-5 раз без перерыва; необходимо следить за тем, чтобы ребенок не закрывал рот и его нижняя челюсть не двигалась.

Сопровождающие движения руки: ладонь параллельна столу; пальцы плотно сдвинуты. Одновременно с языком двигается ладонь.

Упражнение «Поехали на лошадке»

Исходное положение: рот приоткрыт; губы улыбаются, челюсть неподвижна.

Кончик языка производит цокающие звуки.

Сопровождающие движения руки: большим и безымянным пальцами производятся щелчки одновременно с цоканьем языка.


3. Упражнения для развития речевого дыхания целесообразно проводить после артикуляционных упражнений.

Цель упражнений — формировать умения и навыки правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.

Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной. Это ожидание импульса к вдоху при завершении выдоха, которое не менее важно, чем «активные» фазы дыхания: пауза обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппаратов, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Дети могут выполнять упражнения сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается до четкого его выполнения всеми детьми группы. Детям обязательно следует объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием.

Во время выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, не «перебирали дыхания». «Перебор дыхания» влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует также избегать больших задержек дыхания.

На занятиях закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунки с изображением звуковой волны (см. цветную вклейку). В процессе упражнения закрепляется правильная артикуляция заданного звука с одновременными движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов — это усвоение и различение детьми звуков и звукового состава слов.

Цель упражнений — развивать слуховое восприятие, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематическую память, внимание, способность к его переключению, произвольность внимания и т. п.

Фонематический слух является частью физиологического слуха, но он более тонкий, систематизированный, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся упорядоченно в памяти человека, т. е. позволяет различать фонемы родного языка.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы в составе слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Ученые отмечают, что на ранних этапах развития речи ребенок вычленяет некоторые дифференциальные признаки фонем. Многие дети 3-4 лет еще не произносят звуки родного языка правильно, тем не менее они способны определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно именно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

5. Формирование речевого голоса способствует активному общению. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

Цель упражнений — научить детей пользоваться свойствами голоса, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.

Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

Основные свойства голоса — высота, сила, тембр. Эти свойства отрабатываются на занятиях в специальных заданиях и упражнениях. В зависимости от возраста ребенка совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях («Скажи, как говорит зайчик, лисичка, медведь...»), либо с опорой на показ педагога, а позже — на специальном фольклорно-литературном материале.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обусловливает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью, однако это не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.

Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), зависит от присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

Формирование речевого голоса тесно связано с воспитанием интонационной выразительности речи.

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства. Это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, а также тембр и паузы.

Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, его сила, паузы, темпо-ритм — придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. В сочетании с ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает и эмоциональное состояние говорящего, а во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

Выделение паузами, повышением голоса группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) зависит от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия; грамматического строения; положения слова во фразе или ее отдельной части; различных психологических моментов.

Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи — сообразно ее ритмическому строению.

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий.

Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и не была монотонной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все разделы I части занятия проходят в тесной взаимосвязи.

Полноценная речевая деятельность невозможна без адекватного использования средств речевого этикета. Поэтому во время занятий нужно обращать внимание детей и на соблюдение правил общения: способы приветствия и прощания, выражения благодарности, извинения, просьбы.

В приложении подобран разнообразный материал для отработки четкости произношения звуков и выразительной речи, в котором большое место отводится малым фольклорным формам (потешкам, пословицам и др.), а также отрывкам из стихотворных произведений русских классиков, которые можно использовать на занятиях для закрепления произнесения того или иного звука.

Использование этих текстов позволяет расширить словарный запас детей, закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания, поскольку они передают эмоциональную направленность текста, требующую точной организации голосового хода, дыхания, логического и орфографического ударений.

Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать или менять звуки. Кроме того, она служит организационным моментом и для дыхания, поскольку дает возможность сознательно его распределить, не прерывая «доборами» воздуха в процессе речи внутри строки, а пополнять его только в конце строки.

Все материалы педагог предлагает детям на слух. Это способствует развитию их слуховой памяти. Переключение внимания на разнообразные задания дает возможность педагогу стимулировать интерес детей и снимать напряжение. При их использовании важна роль мимики, жеста, совпадающих с ритмом и настроением текстов.

В ходе I части занятий формируются навыки и умения:

          внимательно слушать речь педагога, понимать его вопросы и точно отвечать на них;

          внимательно слушать ответы товарищей, оценивать их;

          участвовать в коллективном решении учебных и речевых задач (поделиться, помочь, объяснить, сообщить);

          оценивать, насколько речевое поведение (свое и товарищей) соответствует ситуации общения, в том числе — как используются средства речевого этикета.

Формирование творческого мышления

Цель упражнений — развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей как необходимой работы по формированию предпосылок к обучению их в школе, в т. ч. навыков развернутого, связного высказывания.

Поскольку характерным для учебной деятельности является прямое соотнесение ее с общеучебными интеллектуальными умениями, то во II части занятий (как и в I части) отрабатываются умения, необходимые для основных функций учебной деятельности: мотивационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-оценочной.

При формировании предпосылок учебной деятельности (всех составляющих ее компонентов и функций) важно, чтобы общеучебные интеллектуальные умения формировались не отдельно, а в их сочетании, чтобы в процессе выполнения специальных заданий дети овладевали такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы (различной сложности заданий) является вербализация умственных действий, как отдельных, так и всего комплекса, то в процессе ее осуществляется и формирование рече-мыслителъной деятельности.

Формировать интеллектуальные умения целесообразно в определенной последовательности: от простых, известных детям учебных действий до более сложных заданий.

Различные задания с геометрическим материалом, используемые во II части занятия, формируют самостоятельность ребенка, развивают наблюдательность, зрительную память, находчивость, сообразительность. В ходе выполнения заданий вырабатываются устойчивость внимания, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Материал занятий не должен быть слишком сложным, поскольку, если занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную деятельность.

В процессе работы с треугольниками дети учатся анализировать расположение фигур в таблице, составлять фигуру-силуэт, находить в них общие черты и различия, т. е. у детей формируются наглядно-образное мышление, творческие способности, устойчивость и произвольность деятельности.

Успешность такой работы зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их для получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы.

Ряд упражнений на первых занятиях направлен на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработку практических умений в составлении новых фигур. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, собственному замыслу.

Кроме того, детям предлагается по образцу составить из отдельных фрагментов аналогичную фигуру-силуэт. Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в составлении фигур. Чтобы их предупредить, необходимо провести тщательный предварительный анализ пространственного расположения частей фигуры и лишь затем можно предложить детям составить ее. Затем следуют упражнения в составлении различных фигур. При этом образец не убирают, и дети могут обращаться к нему в случае затруднения. (По мере накопления детьми опыта образец уже не используется.)

В процессе выполнения заданий организуются устные, по возможности, развернутые высказывания детей.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (04.11.2012)
Просмотров: 588 | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, методические рекомендации воспита | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz