Концептуальная модель системы патриотического воспитания детей дошкольного возраста - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Суббота, 03.12.2016, 01:14

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Концептуальная модель системы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание – сложная и многогранная субстанция. Особенно применительно к детям дошкольного возраста. В процессе роста и развития ребенка-дошкольника в его внутреннем мире формируется определенная картина окружающего мира. Приблизительно в три года он обнаруживает в этом мире себя, свое «Я». В его сознании формируются различные смыслы, ценности, привязанности, которые у него, как правило, выражены посредством фразы: «Хочу…»

Время идет, и ребенок развивается дальше, при этом в содержании его внутреннего мира происходят значительные изменения. С одной стороны, появляются определенные представления, которые привязаны к его «Я», с другой стороны – что-то большее, что больше этого «Я», больше самого ребенка. Относительно понятия «патриотизма», можно говорить о взрослом пожертвовании собой, своим временем, здоровьем, даже своей жизнью во имя этого большего – в данном случае во имя своей Родины. При этом нельзя забывать об ответственности за это большее (подходящим сравнением является сравнение с тем, как мать чувствует ответственность за своего ребенка, при этом он для нее также является этим «большим» по сравнению с ее собственным «Я»). Быть патриотом – это не только ощущать себя частью своей Родины, но и быть ответственным за нее и свою семью. У ребенка появляется ответственность с того времени, когда он начинает отвечать не только за самого себя. При этом в начале у него появляется сама «ответственность» (например, за уборку игрушек в своей комнате), и только намного позже она, возможно, вырастет до ответственности за свою Родину. Это сложное чувство не дано ребенку в готовом виде. Оно возникает и развивается на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Очень важно, чтобы это была именно «ответственность», а не прагматизм, иначе это будет разговором о том, кто дороже продаст свою Родину. У ребенка дошкольного возраста нужно воспитывать человеческие чувства – чувства любви и привязанности, сопереживания и сочувствия, преданности и ответственности. Проявляться эти чувства должны в отношениях со сверстниками, взрослыми – родными и чужими. Прежде чем стать ответственным за свою Родину, ребенок должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой для зарождения патриотических чувств является пространство семьи ребенка, его родной дом. Здесь он чувствует ласку и защищенность, свою необходимость, он любит свой дом таким, какой он есть. Это чувство любви к своему дому и ложится в основу зарождения любви к своему Отечеству.

Чтобы детский сад смог привить ребенку нравственно- патриотические чувства, важно, чтобы ребенок чувствовал себя в нем хорошо, полюбил свой детский сад как родной дом. В обычных условиях ребенок живет и чувствует себя комфортно только в пространстве своей семьи, когда же он приходит в дошкольное учреждение, он оказывается в более сложной системе отношений (поэтому, когда ребенок первый раз попадает в детский сад, зачастую он плачет и переживает). В результате происходит следующее:

· Изменяется система отношений;

· У ребенка изменяется способ понимания себя и окружающего мира;

· Изменяются его действия – появляется смысл в его действиях (на примере сюжетно-ролевой игры в войну).

Изменяется также динамика действий ребенка. Приведем следующий пример: ребенок рисует открытку для мамы, при этом он надеется не только на ее похвалу, но и хочет обрадовать ее, то есть у него появляется бескорыстное действие для другого – близкого ему человека. Понимание Родины – это тоже понимание себя, своих родителей, всей своей семьи, своего города и страны как близкого и родного. Это можно определить как процесс самоидентификации (в более старшем возрасте можно было бы говорить о самоопределении).

Возникает проблема: как привить ребенку дошкольного возраста такое сложное чувство, как патриотизм.

Существуют разные способы организации и рефлексии, и понимания. Когда педагог что-то рассказывает и демонстрирует ребенку, не всегда ребенок понимает, что именно говорит ему взрослый. У ребенка формируется понимание исходя из его небольшого опыта, из его отрывочных представлений об окружающем мире. Многие слова и фразы непонятны маленькому человеку, они для него контекстуальные. В одном контексте они истинны, в другом – это ложь. Поэтому слова о долге и чести должны произноситься педагогом исключительно в подходящем контексте. Педагог должен совместно с ребенком действовать, вместе обсуждать услышанное или увиденное (например, сказку, былину, рассказ). На основе таких совместных обсуждений и действий у ребенка формируются определенные мысли и смыслы о себе, о Родине, о долге, что мы и можем называть патриотическим воспитанием. С возрастом это дорастет у человека до его самоопределения, когда он выберет границы свободы своих действий, решит для себя, что он позволит себе делать, а что для него будет неприемлемым. Полезно знакомить ребенка с красивыми, замечательными местами и своего родного города: гулять в парках, садах, по живописным бульварам и улицам, которые нравятся ребенку и его родителям. Важно вместе съездить и на экскурсии к достопримечательностям: музеям, театрам, памятникам.

Исходя из вышеизложенного, условно можно выделить следующие способы патриотического воспитания:

· забота о другом;

· действие для другого;

· понимание вышеобозначенного большего;

· совместные действия (например, проведение совместных праздников).

Педагог в каждой конкретной ситуации должен обдумывать эти технологические способы патриотического воспитания. К примеру, у ребенка праздник – День Рождения, и воспитатель группы предлагает остальным детям сделать поделку или коллективную творческую работу для этого ребенка. Во внутреннем мире ребенка происходит определение, кто для него этот другой ребенок (именинник) – родной или чужой, близкий или чуждый. В этой связи необходимо представить таблицу классификации значимых взрослых.

Патриотизм, безусловно, – родство по духу. Построение пространства жизни этого духа и является патриотическим воспитанием. Люди собираются вместе, формируется некая общность, некое единое целое, а затем это целое переходит во внутренний мир ребенка и становится частью его собственного. Главное, чтобы воспитатель сумел сделать детский сад «вторым домом» для ребенка, чтобы у ребенка были свои любимые места в этом доме, где ему хорошо, где он нужен и его понимают. Необходимо создать такое пространство, где педагог действует совместно с детьми, вводит их в определенный нужный контекст; пространство, в котором педагог совместно с детьми может, например, обсуждать сказки, рассказы, легенды, былины, погружая их в историю, в процессе чего происходит понимание важности происходящих событий. Дети обязательно должны действовать – только в процессе их деятельности решаются задачи патриотического воспитания. Главное – чтобы дети видели цель своих действий и усилий, понимали, для чего и для кого они трудятся. Иначе от ощущения труда «понарошку» у ребенка вообще исчезнет желание делать что-то нужное и полезное.

1. Педагогическая модель патриотического воспитания.

Включает в себя 4 компонента:

1. Содержание пространства духовной и душевной жизни (национальные символы, исторические герои, традиции).

2. Уклад жизни учреждения в этом пространстве (позиция взрослых).

3. Система отношений, складывающаяся в этом пространстве (забота, помощь, понимание, сочувствие).

4. Деятельность (индивидуальная и коллективная) внутри этого пространства.

Проявление заботы о другом может начинаться у ребенка с заботы о птичках в экологическом уголке, или с заботы о младших, более слабых детях в детском саду. Важно, чтобы действия ребенка были направлены для другого – для друга, для мамы, для слабого, ровесника, старшего. Взрослый в этой ситуации подобен весам, так как он ответственнен и за младших, и за старших.

2. Технологические формы патриотического воспитания.

При разработке технологий патриотического воспитания должна быть учтена специфика данного процесса. Должным образом необходимо продумать организацию места и действий ребенка и взрослого. В первую очередь в учреждении должен появиться уголок, где находятся патриотические символы, при этом обязательно существование определенных правил поведения в этом уголке.

Действия педагога в процессе патриотического воспитания должны быть наглядны, должны порождать у ребенка фантазию и образы. После просмотра художественного фильма или чтения литературного произведения, их сюжеты необходимо обсудить, и вызвать тем самым из пространства памяти ребенка определенные обобщающие мысли (ребенок обязательно должен вспомнить, каких еще он знает героев, чем они похожи или непохожи с вновь увиденными). Также не менее важно совершить некоторые действия, относящиеся к ним, например, сделать своими руками поделки, нарисовать рисунки, придумать новую сюжетно-ролевую игру.

Значимые взрослые сами должны быть истинными патриотами своего Отечества, только тогда и у ребенка зародится чувство любви и преданности своей Родине.

Что касается технологических способов введения символов в содержание пространства патриотического воспитания, то относительно этого необходимо отметить, что дети не только должны услышать рассказ педагога о них, но и увидеть сами эти символы, например, в просмотренном фильме.

Также в учреждении должны сложиться некие традиции: праздники и памятные даты. У детей должно сформироваться понимание этих традиций.

Действие ребенка должно быть:

· творческим;

· направленным для других.

· Должно быть предпонимание этого действия.

· Ребенок свое действие должен сравнить с действиями других (помочь другому, если тот не справляется).

Результатом является творческий продукт ребенка, который будет связан с определенными традициями и символами. Это могут быть узоры с привязкой к какому-либо символу (триколору российского флага, например).

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (25.09.2012)
Просмотров: 407 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz