Индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 11.12.2016, 12:53

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада

Социальное развитие ребенка представляет собой сложное и противоречивое явление. Наиболее яркой его характеристикой является сосуществование двух его сторон — социализации и индивидуализации. Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация — как постоянное открытие, утверждение и формирование себя как субъекта.

Сегодня об индивидуальном подходе  приходится слышать довольно часто. Педагоги говорят: «К этому ребенку нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Но в восприятии каждого свое представление  индивидуального подхода.

Индивидуальный подход (англ. individual approach) - важный психолого-педагогический принцип,  согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействия может оказать на него совсем не то влияние,  на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность  воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход предполагает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку, создание необходимых условий.

Работая вместе с Ресурсным центром «Я и мир» по созданию условий для получения ребенком первого положительного опыта социализации мы поставили перед собой цель   разработать  модели индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку 5-7 лет в условиях детского сада.

Вся работа была направлена на решение следующих задач:

- выявление индивидуальных особенностей детей 5-7 лет;

- определение методов, форм и средств, направленных на реализацию индивидуального подхода;

- подготовка методических рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников.

Возраст 5-7 лет был выбран неслучайно. Именно в этот период жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, т.к. особенно реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.

Работа в данном направлении начинается задолго до того, как ребенок приходит к нам в детский сад и, прежде всего, мы беседуем с родителями, которые обращают внимание на те или иные особенности в развитии ребенка. Вся информация о ребенке, включая информацию, полученную от родителей,  анамнез ребенка, рекомендации врачей, а также наблюдения психолога и педагогов вносятся в «Карту индивидуального развития ребенка-дошкольника». В карте  отражены показатели, выявленные на основе диагностики и  характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению (физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие).

В качестве одной из основных характеристик дошкольника выступает его физическое развитие: овладение двигательными навыками и выразительность движений. Движения ребенка выражают его эмоциональные состояния. Понимание языка движений позволяет проникнуть в глубину эмоциональной сферы ребенка.

Дополнительно в  нашем Центре развития ребенка ежегодно проводится   диагностика зрения всех детей, а  также диагностика состояния здоровья на специальном аппарате «Здоровый ребенок», что позволяет отслеживать в динамике все изменения, связанные со здоровьем воспитанников. Данные диагностики также вносятся в индивидуальную карту ребенка.

Данная карта не является «диагнозом» ребенка,  она служит для педагога ориентиром, с помощью которого можно сделать вывод об уровне развития ребенка и соответствии его  возможностям возраста.

Кроме этого, мы обращаем большое внимание на родителей воспитанников. Выстраивая стратегию взаимодействия с семьей, всегда учитываем данные так называемого «социального» анамнеза ребенка: возраст родителей, профессию, вредные привычки, состав семьи и многое другое.

Анализ данных индивидуального развития ребенка позволяет оценить физическое развитие (нормальное или с отклонениями), оценить нервно-психическое развитие ребенка (нормальное или с отклонениями), дать характеристику к устойчивости к острым инфекционным заболеваниям (часто-болеющие или нет). При оценке учитывается количество ОРВИ за год, предшествующий осмотр, хронические заболевания и в результате составляется лист «Здоровья ребенка». В соответствии с индивидуальными данными  по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ «Экран здоровья». Данная схема позволяет  педагогу  планировать работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцируя степень нагрузок, служит основанием для рекомендаций педагогам по составлению гибких режимов дня в соответствии со здоровьем детей; назначению закаливающих процедур; участию  каждого ребенка в разных видах физической активности; для работы с родителями. Ориентируясь на сводную схему, в детском саду формируются временные группы детей, имеющих те или иные особенности в развитии, с которыми работают наши специалисты.

Таким образом, мониторинг развития ребенка  и диагностика выступают как основа разработки индивидуальной программы здоровья для каждого ребенка.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

В ЦРР- детский сад № 577 система работы с семьей включает:

1) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2) участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

3) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

4) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в прогимназии, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

5) обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

6) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Для реализации этих задач широко используются различные формы работы:

- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;

- консультации;

- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;

- семинары-практикумы;

- деловые игры и тренинги;

- дни открытых дверей  для родителей.;

- совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.

Стержнем  данной работы является индивидуальная программа  оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития

Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только "гибкий режим” дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей, так и в семейных клубах: "Здоровье”, "Папа, мама и я - спортивная семья”, "Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка” и др. Причем темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и "Книгу предложений”.

На основании анализа комплексных результатов наблюдений и повторной медицинской диагностики в середине и в конце учебного года индивидуальные программы корректируются и в соответствии с этим даются дополнительные рекомендации как педагогам, так и родителям.

Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ.

Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития детей. Так, средняя заболеваемость за год составила 7 дней на 1 ребенка.

Занятия в семейных клубах "Здоровье”, "Папа, мама и я - спортивная семья” и др. не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Индивидуальный подход значительно повышает степень мастерства педагогов.

Что значит подойти к ребенку индивидуально? Подойти к ребенку индивидуально - это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка»  то важное качество, благодаря которому педагог  становиться профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность.

Индивидуально подойти к ребенку – значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог  должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах.

Результатом работы будет не только усвоение программного материала, но и  личностный рост детей, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада способствует гармоничному развитию детей совместно с родителями, повышает мастерство педагогов.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (25.09.2012)
Просмотров: 3461 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz