ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА 4–5 ЛЕТ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Понедельник, 05.12.2016, 03:26

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА 4–5 ЛЕТ

Умение взаимодействовать с окружающими является важным компо­нентом социализации ребенка-дошкольника. Представленные в статье материалы помогают детям научиться общаться, понимать взрослых и сверстников, сочувствовать и сопереживать.

Наша жизнь – это совместный труд со множеством людей. Это – физическое, душевное, духовное сотрудничество, кото­рое невозможно без овладения человеком навыками общения и взаимодействия. Именно в дошкольном детстве важно сфор­мировать их основы, столь необходимые для полноценной социализации личности.

В своей работе мы руководствуемся задачами Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5», одной из которых является формирование духовно-нравственных основ развития и социализации лично­сти в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода. Наше дошкольное учреждение реализует про­грамму «Детство». Задачи социализации и социально-нравственного воспитания в ней представлены в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», имеющем подразделы «Ребенок и взрос­лые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе». Много вни­мания в программе «Детство» уделено развитию социально-нравственных ориентаций и чувств: обогащению представле­ний дошкольников о людях, их взаимо­отношениях, эмоциональных и физических состояниях, формированию способности сочувствовать и сопереживать, воспита­нию доброжелательных отношений с окру­жающими. Мы стремимся осуществлять такую работу с первых дней пребывания ребенка в детском саду, с самого раннего возраста.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональ­ная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, воспи­татели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Человек – существо социальное: практически всю свою жизни он проводит в обществе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами по играм и разнообразным занятиям становится залогом успешной социализации личности. Научить детей уме­нию общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – одни из важнейших задач педагогической деятельности в совре­менных условиях.

Проанализировав содержание про­граммы «Детство» по социально-нравст­венному воспитанию детей дошкольного возраста, мы определили для себя основ­ные задачи:

1. Познакомить детей с моральными принципами и требованиями;

Формировать доброжелательные отношения между сверстниками и ко всем окружающим;

Сориентировать детей в сфере чувств и эмоций – их внешних проявле­ний, причин возникновения.

Наше дошкольное учреждение компен­сирующего вида для детей с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия и др.). Опыт работы показал, что такие дошколь­ники отличаются от своих нормально видя­щих сверстников. Для них характерна ско­ванность, застенчивость, неуверенность в себе, эмоциональная неуравновешенность. Подчас у детей с нарушением зрения отсут­ствуют навыки общепринятого поведения, что мешает им контактировать с окружа­ющими детьми и взрослыми.

На начальном этапе, чтобы правильно построить работу, направленную на улуч­шение навыков общения и взаимодейст­вия дошкольников в коллективе, исполь­зовался метод наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях. В результате были выявлены следующие проблемы:

импульсивное поведение некоторых детей в группе;

неумение управлять  своими  эмо­циями;

наличие детей, оставшихся без вни­мания сверстников;

низкий уровень групповой сплочен­ности.

Наиболее эффективными средствами оптимизации взаимодействия с ребенком-дошкольником являются: язык игры, выра­зительных движений, невербального обще­ния и поведения, - то, что А.В. Запорожец называл языком «внутренней моторики». Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Именно поэтому игровые упражнения наиболее эффективно помогают сближе­нию детей друг с другом и с педагогом на основе сопереживания ситуации. Нами были подобраны различные игры и игро­вые упражнения, позволяющие ребятам и проявить сочувствие, и стать причастными радостным, веселым событиям.

Организация таких игр не требует ни­каких специальных условий. Очередность их введения определяется принципами постепенности и последовательности при­нятия ребенком норм бесконфликтного поведения и навыков общения. Работа строится с опорой на личный опыт детей. Часто мы используем такой прием, как создание воображаемой необычной ситуа­ции. Детям предлагается представить себя в роли волшебников. Образ доброго вол­шебника помогает каждому ребенку ощу­тить, что он обладает богатством, которое приносит ему пользу и которое можно подарить другим. Ребята с удовольствием выполняют «волшебные» упражнения. Результатом их выполнения становится обогащение собственного эмоционального опыта ребенка.

Мы стремимся использовать партнер­скую форму организации деятельности, что создает атмосферу доверия, открытости, равноправия. В целях обеспечения инди­видуально-дифференцированного под­хода к каждому ребенку, педагогический процесс базируется на наиболее значимых достижениях детей, а в результате их анализа выстраивается перспектива работы с каждым воспитанником с учетом зоны его ближайшего развития. Игры и игровые упражнения способствует формированию у детей:

позитивного отношения к другим людям - сверстникам, даже если они «совсем другие»;

коммуникативных навыков;

умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

способности сопереживать - радо­ваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих проблем;

умений выражать свои потребности, чувства и эмоции с помощью вер­бальных и невербальных средств;

умений взаимодействовать и сотруд­ничать.

Конечно же, дети не меняются сразу и вдруг. Для большинства из них оказыва­ется невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, вместе добиваться каких-либо резуль­татов. В ходе применения игр и игровых упражнений мы обратили внимание на то, что сначала ребята испытывают трудности в общении, ведут себя робко, неуверенно, не могут обратиться друг к другу, не умеют слушать и слышать сверстника. Но, спустя некоторое время, они учатся догова­риваться друг с другом, становятся более доброжелательными и внимательными к окружающим. От воспитателя требуется поддержка инициативы дошкольника, уме­ние увидеть маленький и большой успех каждого ребенка, своевременно поощрить его. В процессе проведения игровых упражнений важно, чтобы у детей были и желание принимать в них активное уча­стие, и доброжелательный настрой. Воспитателю следует запастись терпением, иметь желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок. Взрослым нужно научиться принимать детей такими, какие они есть, уметь выслушивать любой ответ ребенка, постоянно импровизировать. Если ребенок не увлекся игрой, следует предложить ему какое-либо индивидуаль­ное занятие. Как показывает практика, через некоторое время ребенок вновь присоединяется к общей деятельности. Заканчивать игру следует в тот момент, когда вы заметили, что дети устали и отсту­пают от правил. В качестве своеобразного отдыха используются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Конечно же, работа воспитателя по раз­витию навыков социальной компетентно­сти продолжается и в повседневной жизни. В группе был создан «Экран настроения», где дети, отмечают свое настроение с помощью карточек (солнышко, солнышко с тучкой, тучка), соотнося свое состояние с изображением. Они выставляют соот­ветствующую карточку рядом со своей фотографией. Играет свою положитель­ную роль и художественная литература. Иногда возникают ситуации, в которых просто необходимо процитировать стихи А. Усачева, А. Барто, Н. Пикулевой и др.

В результате поведенной работы по формированию у дошкольников навыков сотрудничества и социальной компетент­ности улучшились взаимоотношения в группе сверстников, ребята более свобод­но ориентируются в сфере чувств и эмо­ций, чаще проявляют доброту, внимание, заботу к своим товарищам. Дети, отличав­шиеся импульсивностью поведения, научив­шись самостоятельно находить выход из некоторых проблемных ситуаций стали более сдержанными.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (25.09.2012)
Просмотров: 895 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz