Экологическое воспитание в повседневной жизни. Первая и вторая младшая группы - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 14:40

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Экологическое воспитание в повседневной жизни. Первая и вторая младшая группы
ЛЕТО

С наступлением лета уголок природы выносится на веранду или на участок. Детей продолжают знакомить с растениями и животными, учат ухаживать за ними, поддерживают любознательность. Время от времени приносятся новые обитатели (жук, бабочка, стрекоза и т. д.), детей учат рассматривать их, бережно к ним относиться. В результате наблюдений и труда в уголке природы у детей формируются конкретные представления о внешнем виде растений, о некоторых способах ухода за ними. Дети должны научиться различать отдельных животных по внешнему виду и поведению, бережно к ним относиться и обеспечивать элементарный уход (кормить, поить). Летом на прогулке возможности ознакомления с природой практически не ограничены. Весь день, за исключением короткого времени еды и сна, дети проводят на участке детского сада. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Помочь им осознать это можно с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера, почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. На прогулку выносятся вертушки, бумажные ленточки. Обращается внимание детей на то, как раскачиваются деревья, шумят и трепещутся на ветру листья. Знания о воде и песке, глине становятся все более точными. Если систематически организуются игры с этими природными материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от солнечного тепла. Из влажного песка и глины можно делать постройки, лепить. Дети накапливают представления о том, что в воде некоторые предметы тонут, другие плавают. Необходимо продолжать проводить наблюдения и игры, упражнять детей в определении частей суток, в ориентировании в пространстве. В течение лета обогащаются представления детей о растениях. Для этого хорошо обходить с детьми участок, показывать, что растет в цветнике, на клумбе, обращать внимание на появление новых растений. Знакомить с названиями некоторых цветущих растений (анютины глазки, незабудки, ноготки, львиный зев и т.д.). Приучать ухаживать за растениями цветника и клумб. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети получают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся к свету, что они живые. Летом расширяются возможности для ознакомления детей с животными. Следует обращать внимание детей на повадки животных , приучать бережно к ним относиться. На прогулке следует проводить различные дидактические игры с использованием природных объектов (плоды листья, цветы). Это такие игры как «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Кто что ест?» и т. д. Настольно-печатные игры: «Ку-ка-ре-ку», «Малышам», «Цветы», «Домашние животные» и т. д. Летом знакомят детей с новыми литературными произведениями о природе: «Петушок с семьей», «Уточки», К. Ушинского, «Еж» Е. Чарушина, «Свети, свети солнышко» Е. Благининой, «Земляничка», Н.Павловой, «Арбуз» З.Александровой и т.д.

  К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений и навыков, воспитание бережного от ношения к природе.

 

 

Экологическое воспитание в повседневной жизни

                                          Средняя группа

ЛЕТО

Работа в уголке природы Летом дети больше находятся на воздухе. Необходимо напоминать им, что растения и животные уголка природы нуждаются в заботе и внимании. С детьми уточняются способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучают выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, удалить с листьев пыль; покормить животных зеленым кормом, вынести на участок морскую свинку, хомяка, пообщаться с ними, покормить травой. Летом природный уголок может пополняться временными обитателями, за которыми дети будут наблюдать. Большей частью это мелкие животные: улитка (прудовик, катушка), гладыш, плавунец, плавунец, личинки стрекозы, лягушки и т.д. Наблюдения за ними интересны, привлекают детей. Воспитывают любознательность, пытливость. Большинство из этих животные должны быть выпущены на волю. Катушку можно оставить в аквариуме на зиму для дальнейших наблюдений.

 Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. Большой интерес детей 4-5 лет вызывают летние явления неживой природы. В процессе наблюдений, игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом (тепло, светит солнце), ярких летних явлениях (гроза, небо, затянутое тучами, радуга и т.д.) детей учат видеть и устанавливать связи одних явлений с другими: например, во время грозы дует сильный ветер, растения гнутся, качаются, дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся; после грозы воздух чистый, появляются лужи и т.д.

Летом предметом внимания детей может быть рост и развитие растений. Дошкольникам этого возраста еще трудно проследить достаточно длительный цикл развития растений. Поэтому проводятся кратковременные наблюдения за изменениями во внешнем виде растений (появление листочков, бутона, превращение бутона в цветок, а цветка в под и т.д.). В ходе наблюдений необходимо побуждать детей отыскивать не только новое в растущем растении, но и те признаки, которые остались неизменными (форма листьев, характер стебля, цвет бутона и т.д.). Это помогает детям устанавливать связь между наблюдаемыми стадиями. Ребята понимают, что растет одно и то же растение. В такие наблюдения можно включать игровые задания: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Какой цветок вырастит из этого бутона – белый или красный?» и. т.д. Наблюдаемые изменения растений необходимо связывать с условиями, в которых они растут (усиление тепла, обилие света, влаги). С детьми средней группы на грядке следует высадить семена огородных растений, кустики клубники. Детей подводят к выводу о том, почему растения высаживают в специально приготовленное место – на клумбу, грядку. Для этого детям предлагается сравнить землю на дорожке и на грядке. Используя обследовательские действия (надавить, сделать пальцем углубление и т. д.), дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптана – корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая – посевам в ней удобно расти. В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом им сообщается о назначении различных видов ухода. Дети наблюдают за состоянием растений после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В процессе выращивания растений малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним и т. д.

Лето – время интересных прогулок. Их необходимо использовать для уточнения уже имеющихся у детей представлений о природе, расширения и углубления знаний о ней, формирования правильного поведения в природе. Во время целевых прогулок на поляну можно понаблюдать за ее обитателями – бабочками (лимонница, капустница, махаон, крапивница), жуками (бронзовка, божья коровка), кузнечиками пчелами. Надо уточнять и обогащать представления детей о насекомых, учить узнавать по характерным признакам внешнего вида бабочку – капустницу и муравья. Следует научить ребят сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползет, порхает), месту обитания (в воздухе, на земле), способ защиты от врагов. Учить детей устанавливать связи между особенностями строения конечностей животных и способом передвижения, между потребностями в питании и местом обитания. Надо дать знание о том, что насекомые живые: они двигаются, питаются, приспосабливаются к защите от врагов. Воспитывать бережное отношение к насекомым. При целевых прогулках на поляну, луг детей знакомят с луговыми растениями. Учат узнавать 2-3 луговых растения, различать их по характеру стебля, цветку, форме и расположению листьев. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. Ведение календарей приучает детей к вниманию, развивает умение наблюдать. Замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью. Зимой, летом. Все формы работы с детьми педагог использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения, ловить и уничтожать мелких животных.

Экологическое воспитание в повседневной жизни

Старшая группа

ЛЕТО

 Работа в уголке природы. Летом дети в основном находятся на участке, туда же выносится большинство обитателей уголка природы. Наблюдения и труд на участке детского сада. Летом может быть организован труд детей на клумбе (огороде) – рыхление, прополка. Перед прополкой следует провести наблюдение за молодыми всходами, обратить внимание детей на то, что не все растения на клумбе одинаковые. Сравнить их, выделить отличия сорной травы от всходов (форма и цвет листьев, высота стеблей). Важно объяснить детям, какое влияние оказывает сорная трава на рост культурных растений (отнимает питательные вещества, влагу; загораживает от солнечного света). Детей следует научить пропалывать клумбы (грядки): объяснить, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить, попросить ответить, почему нужно делать так. На участке можно закрепить у детей умение поливать растения, обратить их внимание на особенности полива большого пространства. Сравнить с поливом комнатных растений. На огороде и в цветнике работают и дежурные. Они поливают растения, рыхлят землю. Летом появляется возможность показать детям разнообразие растительного мира. Научить детей узнавать и различать луговые травы (клевер, луговая герань, мышиный горошек, тысячелистник и т.д.). Во время прогулок целесообразно проводить дидактические игры, упражняющие детей в различении растений: «Магазин цветов», «Цветы луга», «Найди по описанию», «Найди растение по листку (цветку)» и т.д.

Наблюдения за насекомыми также можно сделать более интересными и увлекательными. Для этого детям можно задать вопросы, в ответах на которые надо выделить отличительные, характерные признаки пчелы, жужелицы, водомерки (внешний вид, место обитания, способ передвижения), сравнить насекомых по выделенным признакам. Воспитанники старшей группы способны установить связи между строением конечностей насекомых и способами их передвижения, окраской и местом обитания. На прогулках летом дети часто находят животных, стремятся взять их в детский сад, домой. Нужно использовать такие ситуации для того, чтобы научить детей определять, будет ли животному хорошо в комнатных условиях. Для этого следует рассмотреть животное, вместе с детьми выявить систему его потребностей и предложить ребятам самостоятельно решить. Смогут ли они сделать все необходимое для того, чтобы животное не погибло. Во время прогулок по участку можно наблюдать за другими животными. У детей должны накапливаться конкретные представления о внешнем виде, образе жизни многих животных. Лето – наиболее благоприятная пора для этого Интересны наблюдения за птицами. Понаблюдать за особенностями полета разных птиц, сравнить их. Рассказать детям о пользе приносимой птицами. Работа с календарем природы. В старшей группе детского сада календарь природы может быть усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Экологическое воспитание в повседневной жизни

Подготовительная к школе группа

ЛЕТО

 

Работа в уголке природы. Накануне школы обогащение представлений детей о природе по- прежнему остается важной задачей. Вместе с тем накопленные детьми знания о растениях. Животных, опыт практической деятельности по уходу за живыми существами, их выращиванию систематизируются и обобщаются. Основными формами работы летом в подготовительной к школе группе являются наблюдения и труд в уголке природы и на участке. В уголке природы летом дети продолжают осуществлять уход за комнатными растениями и животными – птицами, рыбами, зверьками. Изменения условий жизни летом требуют уточнения способов ухода за живыми объектами. Многим растениям необходимо увеличить количество влаги и света, чтобы они активно росли и цвели. Следует обогатить рацион многих животных за счет включения в пищу свежих трав, плодов. Учитывая, что большую часть времени летом дети проводят на улице, им предлагается брать на улицу животных и птиц уголка природы. На некоторое время (1-2 дня - неделя) в уголок природы могут вноситься временные обитатели, например лягушка. При этом уточняются представления детей о внешнем виде животного, устанавливаются связи, характеризующие его приспособления к условиям среды, к удовлетворению основных потребностей (в воздухе, пище, месте обитания и т.д.). жизнь временных обитателей в уголке природы должна быть максимально приближена к существованию в естественных условиях. Следует в процессе наблюдений и ухода подвести детей к пониманию необходимости выпустить животное на волю, чтобы сохранить ему жизнь.

Наблюдения и труд на участке детского сада. На участке детского сада, на прогулках дети наблюдают за летними явлениями в природе и их динамикой: увлечением продолжительности дня в начале лета и его сокращением в августе; изменением высоты стояния солнца: к концу лета она также существенно меняется, солнце в полдень не так высоко как в июне. Определяя высоту солнца стояния в течение дня (утром и в полдень), дети с удовольствием наблюдают за тенью – своей или окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки. Температура воздуха летом также не одинакова в течение суток. Измеряя ее, дети могут пользоваться термометром. Интересно сравнить температуру воздуха в тени и на открытом месте, ребята смогут определить причину разницы температур. Летом организуются наблюдения за такими явлениями природы, как гроза, радуга, роса, туман, дождь (ливень, мелкий моросящий, «грибной»), солнцепек и т. д. Причины некоторых из них можно установить с детьми. Воспитанники подготовительной к школе группы могут достаточно ответственно и самостоятельно, но под руководством взрослого осуществлять уход за растениями цветника (огорода). Усвоенные ранее знания, практические умения и навыки позволяют им правильно определять необходимость основных видов ухода (полив, рыхление, прополка, прореживание и т. д.) и выполнять их. Организуя труд, воспитатель помогает распределить обязанности, контролирует умение пользоваться орудиями труда, обращает внимание на качество выполненных работ. Летом проводятся как расширение представлений о растениях и животных, так и упорядочивание этих представлений, их обобщение и систематизация. Дети узнают тех, кто растет и живет в той или иной экологической системе, характеризующейся тем или иным комплексом условий, учатся устанавливать между ними связи, раскрывающие особенности сообщества растений и животных на лугу, в лесу, водоеме.

 

Мы, взрослые, все воспитатели, но иногда забываем об этом.

 

 Выйдя на прогулку с ребенком, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только вмести с сыном или дочкой наклониться к земле и можно помочь детям увидеть другой мир – мир жизни насекомых. Вспомните сказку о Муравьином царстве, и для ребенка эта прогулка будет очень интересной, потому что она сблизит вас совместными переживаниями. Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам взрослым. Поэтому очень много зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их. Ребенок бежит к маме с охапкой цветов, совершенных по своей форме, неповторимости строения. Удивитесь их сочетанию, восхититесь красотой, но не ограничивайтесь этим. Огорчитесь тем, что, сорванные, они быстро потеряют красоту, это ваше огорчение должен почувствовать и ребенок, чтобы он унес с прогулки не только радость и восторженность от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь ее для других. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т.п. Необходимо во время экскурсий в природу напоминать детям о бережном отношении к ней, приучать оберегать каждый цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

 

Цветы луговые.

Прекрасен летом, цветущий луг. Только в окрестностях городов полноценных лугов не осталось. Что случилось? Куда делись дикорастущие растения? Ближайшего Подмосковья? Их не стало. Опустошение тем больше, чем ближе местность к железным и шоссейным дорогам, к населенным пунктам. Девочки обычно рвут все цветы подряд, а потом отберут из охапки самые красивые, остальные бросают. Так что же, нельзя срывать растения для букетов? Можно, если их много в окрестностях, и с умом. И составлять букет тоже можно. Большого искусства достигли в этом японцы. Трех цветков бывает достаточно для составления самых красивых композиций. Выходите в поле. Смотрите на цветы, выбирайте, воображайте, как каждый из них будет срезанным. Срежьте свои три, лишь три цветка. Дома останется только подобрать их по длине и умело расположить. Мы сказали «срежьте», а разве нельзя их сорвать?! Осмотрите место разрыва сорванной ромашки или другого многолетника. Оборван не стебель, а самое начало корня. У основания стебля заметны почки будущего года. Значит растение погублено. Когда косят луг или срезают цветы, такого не происходит. Мы говорим о красоте луговых цветов, но они нужны и для другого. Их нектаром кормятся многие насекомые, в том числе и полезные, например, наездники. Нет цветов – нет наездников, паразитирующих на гусеницах, для насекомых – вредителей наступает вольная жизнь. Лучший мед с лугового разнотравья, лучше сено «с цветочками»!!!

 

Неуживчивый букет

Цветы - существа живые. Не набивайте ими вазу. Это некрасиво и мешает растениям дышать свободно. Прежде чем поставить цветы в вазу, налейте в какую-нибудь широкую посуду свежей, не очень холодной воды и острым ножом отрежьте под водой кончики цветочных стеблей. Сделав срез под водой, вы открываете «шлюзы» и цветочные «насосы» будут свободно подавать цветку его пищу и питье. Чтобы удлинить цветение срезанной сирени, знатоки советуют расплющить молотком кончики стеблей. А если еще добавить в воду чуточку лимонной кислоты (0.2 – 0,3 г. на пол-литровую банку). То сирень, обычно увядающая очень быстро, стоит свежей 10 дней и распускает почти все бутоны. Розы и хризантемы любят аспирин. А тюльпаны, гладиолусы и астры – сластены, они предпочитают сахар. В теплую воду для гвоздики хорошо добавить борной кислоты. Быстрее завянут нарциссы и тюльпаны, если их соединить в одном букете. Не соединяйте разные цветы в одной вазе. Цветы не всегда «ладят» друг с другом: у каждого свой характер. Продлить яркий летний праздник цветов мы можем, подарив им вторую жизнь, создавая композиции из сухих растений. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого цветка. Не забывайте о гармонии цвета, форме и фактуре растений. Составление букета в Японии называют - искусством икебана. В переводе с японского икебана – «дать жизнь цветам». Правильно высушенные растения приобретают вторую жизнь, а их яркие краски порой не уступают краскам

живых цветов.

 

Заготовка материала.

Срезают цветы, которые долго сохраняют окраску. Белые, желтые, красные почти не меняют цвет, а голубые и сиреневые быстро выгорают и блекнут. Собирают цветы в первые дни цветения, иначе поле засушивания они потеряют форму. Лучше это делать в теплую погоду, после того как высохнет роса, иначе капельки влаги изменят цвет лепестков. Засушивая цветы можно придать им плоскую форму. Для этого расправляют стебли, цветы и листья, укладывают их на бумагу. Сверху накрывают еще несколькими слоями бумаги и картона и придавливают грузом. Такие заготовки используют для создания плоских композиций – аппликаций. Можно засушить цветы, сохраняя их объем. Для этого в коробку насыпают слой просушенного речного песку (2 – 3 см.), выкладывают цветы соцветиями вниз и сверху засыпают песком так, чтобы он их полностью покрывал. Коробку в этом случае необходимо подвесить. Готовность растений определяется по стебелькам: если высох стебель, значит и цветок подсох. Теперь песок необходимо аккуратно ссыпать, а цветы очистить от песка мягкой кисточкой. Если вы хотите украсить букет одуванчиками – нет проблем. Возьмите лак для волос и «закрепите» пушистую прическу цветка. В ножку одуванчика вставьте проволоку, и всю зиму вы будете любоваться этим воздушным цветком. Для объемного засушивания веток с листьями, соцветий подорожника, конского щавеля и др. используют разбавленный глицерин (одна часть глицерина и две части теплой воды). Расщепленные концы веток или стеблей погружают на 5 – 7 см. в раствор и держат там в течение месяца, периодически подрезая. Карэмоно - это сухие, спирально закрученные ветки ивы, плакучей березы, краснотала. Срезают их ранней весной или поздней осенью.

 

Запомните они ядовитые.

 Вокруг нас иногда растут такие растения, которые лучше знать «в лицо», иначе может случиться беда. 1. Очень ядовитое растение – белена. Всего одной десятой грамма яда белены – отрапина – достаточно, чтобы вызвать у взрослого человека смерть.

2. Родственник белены – дурман вызывает такое же сильное отравление

3. Вороний глаз. Когда набредешь в лесу на такую траву первое что заметишь сразу, это будет ягода одна – единственная на кусте и черная – черная с сизой поволокой, ну как есть вороний глаз

4. Волчье лыко. Растение ядовитое, причем ядовитое во всех своих частях. 10-15 ягод смертельная доза для человека. С виду ягоды волчьего лыка похожи на красную смородину. Часто мы слышим, что ядовитые растения необходимо уничтожать. Но не уничтожать, а охранять и изучать ядовитые растения – вот задача, которая стоит перед наукой. В каждом растении скрыта доброта, надо только суметь ее понять.

 

Прочитайте. Разучите с детьми

 

 Солнце и цветы

Е.Трутневой.

 

 «Погляди же на меня!»

Шепчет солнце травке

И в траве средь бела дня

 Расцвели купавки

 

 Широко раскрыв глаза

 Глянули ромашки.

 В колокольчике раса,

 Точно в синей чашке!

 

 Голубым своим глазком

На лужайке пестрой

Из травы глядят тайком

Незабудки – сестры

 

Солнце видит с высоты

 Как цветы пригожи.

 И на солнышко цветы

 В небо смотрят тоже .

 

 В лесу

 А. Кондратьев

 

Спросил я имя у жука

 «НЕ знаю, - был ответ,

 Ты не назвал меня пока,

И мне названья нет»

 

 Потом увидел я цветок

На кочке возле пня,

 И он назвать себя не мог:

 «Сам назови меня»

 

Я не затеял с ними спор,

Но как же их зовут?

 А вдруг они и до сих пор

Без имени живут!


 

Загадайте детям

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю

 И любите за это Вы все меня. Я … (Лето)

 

 Теплый, длинный-длинный день,

 В полдень – крохотная тень.

 Зацветает в поле колос,

 Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи– ка? (Июнь)

 

 Жаркий, знойный, душный день,

 даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов,

 Дни его вершина лета.

 Что, скажи, за месяц это? (Июль)

 

Листья клена пожелтели,

 В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц,

Подскажи! (Август)

 

 Алый платок

Упал за лесок.

Лег на луг –

 Потемнело вокруг . (Закат).

 

 Алая птица

На небе родится . (Заря)

 

Белые цветочки

Вечером расцветают,

 А утром увядают. (Звезды)

 

 Рогатый, а не бодается. (Месяц)

 

Над домом у дорожки

Весит кусок лепешки. (Луна).

 

 Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

 Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, -

 Спать немедленно зовет. (День и ночь)

 

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

 

Л етом природа радует нас длинными солнечными днями, обилием ярких душистых цветов, богатым урожаем ягод, грибов, овощей и фруктов, разнообразием насекомых, птиц и зверей. Именно в это время года дошкольники и знакомятся с многообразием растительного и животного мира. Лето, как и другие сезоны, имеет начало, середину и конец. Для каждого периода характерны свои особые приметы. Не всегда дети могут обратить на них внимание самостоятельно, поэтому взрослый должен ввести их в мир природы, помочь разобраться в ее законах, сформировать знания и представления, воспитать бережное отношение ко всему живому и неживому. Решение этих задач возможно только в процессе непосредственного общения ребенка с окружающим миром (а летняя погода особенно благоприятствует познавательным прогулкам в лес, поле, к водоему). Рассказы, сказки, стихи и загадки о жизни растений и животных летом являются неотъемлемой частью такого общения: они помогают развивать в детях любознательность, наблюдательность, становиться духовно богаче.

 

Погода 

Солнце светит ярко.

Дожди редкие, теплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом.

В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется.

С середины июня становится жарко.

Двадцать второго июня - самый длинный день в году, день летнего солнцестояния. После него несколько суток ночи очень светлые и короткие (как говорят в народе, «заря сходится с зарею»).

Двадцать пятого июня - день солнцеворота (солнце поворачивает на зиму), дни начинают понемногу убывать.

Середина лета (полное лето) наступает в июле, с момента цветения липы.

Июль – самый жаркий месяц года, часто бывают ливни, грозы. Когда одновременно светит солнце и идет дождь, на небе можно увидеть радугу. В водоемах - теплая вода.

 В августе происходит спад лета. Дни стоят теплые, но солнце уже не печет так сильно. Как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоемах остывает.

 

 

Растения. На деревьях и кустарниках – пышная зеленая листва. На лугах, опушках лесов, в парках, садах – множество различных цветов

Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик.

Садовые цветы: пион, флокс, ноготки, гладиолус, настурция, роза, георгин.

В лесу много ягод и грибов.

 Съедобные ягоды – земляника, черника, малина, голубика;

 Ядовитые ягоды – волчье лыко, вороний глаз, паслен, бузина.

 Съедобные грибы – белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка;

Ядовитые грибы – мухомор, белая поганка, сатанинский гриб, ложные опенки.

Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод

 Свекла, морковь, лук, огурец, помидор, редис;

 Яблоко, груша, слива, вишня;

 Смородина, крыжовник

 

 

 

Животные Появляется много насекомых (бабочка, кузнечик, пчела, муравей, паук, муха, жук, комар, стрекоза). Животные заботятся о детенышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Нужно объяснить детям, что летом у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Животные должны успеть это сделать до осени, вот почему людям не стоит их беспокоить: кричать в лесу, включать магнитофоны, разводить костры, брать птенцов в руки и т. п.

   Любуясь вместе с детьми бабочками, можно рассказать им, почему крылья бабочек имеют разную окраску. Оказывается, она помогает насекомому скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна («глаза»). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу.

   «Бабочки тогда только живут, когда хорошо живется. Чуть только им плохо – холодно, ветрено, сыро, - они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда все плохое и неприятное проходит мимо, будто и вовсе его нет. Нет в жизни бабочек дней тяжелых и пасмурных – только светлые, теплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом». (Н. Сладков).

 

Зеленого кузнечика трудно заметить в зеленой траве, однако его хорошо слышно из далека. Чем же он «поет»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка, а на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трется о правое, получается стрекочущий звук. Писатель Н. Сладков пишет об этом так «Кузнечики-кузнецы куют – звенят веселые молоточки. Расселись кузнечики по цветам, стебелькам и листьям – куют во все крылышки. Ну да, крылышки! Ведь кузнечики не молоточками стучат, а крылышками сучат. Трут крылышко о крылышко. Как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики. На правом – особые жилки. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. То самое, что издали так похоже на перестук крохотных молоточков, за которое кузнечика и назвали кузнечиком-кузнецом».

   Читая детям рассказы «В лисьей норе», «Крутые меры» Н. Сладкова, необходимо обращать внимание на то, с каким юмором и любовью описывает автор поведение птиц, заботящихся о потомстве. Сказки «Первая охота» В.Бианки и «Красный и зеленый» Ю.Дмитриева познакомят с тем, как животные приспосабливаются к среде обитания. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Нужно объяснить детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух.

 

Приметы лета

Закрывают лепестки

Чистотел и ноготки.

 Грустно никнет головой

Кашка-клевер луговой

Одуванчик никнет тоже.

 Спят кувшинки на реке.

 Значит, скоро хлынет дождик,

Он уже невдалеке.

 

               * * *

 

 Если вечером над полем

 Виден радуги наряд,

Комары толкутся роем,

Высоко стрижи летят –

Значит, кончились дожди,

День сухой на завтра жди.

 Вьюн распустится с утра,

И вернется к нам жара.

 

             * * *

 Если летний соловей

 Пел всю ночь среди ветвей

 И умыт росой цветок – Будет солнечный денёк

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin (19.09.2012)
Просмотров: 1047 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz