Методика Марии Монтессори. Воспитание по-итальянски - МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 03:02

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика Марии Монтессори. Воспитание по-итальянски

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952) известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Осознав это, она начала работать с умственно отсталыми детьми. Открывшаяся в 1900 году в Риме ортофреническая школа пригласила ее на должность директора, и здесь она впервые создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду. А в 1907 году она открыла в Риме "Дом ребенка" (Casa dei bambini) для здоровых детей. Именно там был разработан тот метод, который сегодня носят имя Марии Монтессори.

В 1909 году педагог организовала первый международный курс, который посетили около 100 учителей, и издала свою первую книгу - "Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка". Эта работа сразу была переведена на многие языки, в том числе и на русский. С 1910 года и до конца своей жизни Мария Монтессори постоянно организовывала учебные курсы для педагогов разных стран. В Италии, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии стали возникать "Монтессори-общества", а в 1929 году была основана Международная Ассоциация Монтессори, и с тех пор деятельность по внедрению этой методики координируется в международном масштабе.

В России первый детский сад по системе Марии Монтессори начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые в конце концов остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори.

В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. "Она помещалась в одной крошечной комнатке, - рассказывает педагог Елена Хилтунен, автор "Программы воспитания и обучения в российском детском саду и начальной школе по методике Монтессори". - Каждое утро к нам приходили 18 детей, родители которых поверили нам. Учебный день был коротким - от 10 до 12 часов утра. Дидактического материала не хватало: не было денег, чтобы выписать его из-за границы, и нам приходилось постепенно создавать пособия самим...".

Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающейся итальянки. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Некоторые из них - например, детский сад ь1775 в Ясеневе и сад ь1641 в Выхине - уже полностью перешли на эту методику. "В Московском комитете образования поначалу не хотели давать разрешение, но когда им принесли около 300 заявлений от родителей, которые письменно подтвердили, что хотят, чтобы их дети учились по этой методике, разрешение было дано, - говорит Лариса Климанова, председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России, созданной в 1997 году и объединяющей сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В чем же суть?

Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.

Она доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. В период от трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до 9 лет) он становится на позицию "исследователя окружающего мира".

Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, "впитывает" правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Эту среду ребенок воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.

Подготовленная среда должна окружать ребенка в течение всего дня и максимально приближаться к домашней. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым "Монтессори-материалам". Это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички, дощечки, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный цвет (например, розовая башня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели - например, глобус "континенты", на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть, около ста лет. Производят их в США, Голландии, Индии, Шри-Ланке и ... с 1995 года в Омске. К сожалению, пособия недешевы: по оценкам Ларисы Климановой, минимальный комплект для организации группы детского сада стоит около $2.000, а полный комплект омского производства - около $4.000.

В целом, около 90% учебного времени в детских садах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня Катя хочет поливать цветы, в другой день - подметать пол, в третий - рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими.

С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам из картонных или пластмассовых звезд и пр. Некоторые учебные упражнения требуют минимума предметов. Например, для упражнения "Переливание из одного сосуда в другой" нужны лишь два стеклянных прозрачных кувшина, поднос, губка и сама вода.

Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

Наверняка многим знакома сценка, когда воспитатель, работающий по традиционной методике, отчитывает ребенка, взявшего с полки книгу: "это не положено". И ребенок в недоумении: зачем книга стоит на полке, если до нее нельзя дотронуться? В Монтессори-саду такая ситуация немыслима. Напротив, здесь всячески стараются вызвать интерес детей к различным предметам, побудить их к самостоятельным выводам. Заметив, что ребенок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети здесь любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы

В обычном детском саду практически не может быть ситуации, когда, например, все дети рисуют, а Катя и Дима решили вдруг поиграть в игрушки. В саду по системе Монтессори это вполне возможно, поскольку разрешено.

Что дальше?

Заслуги Марии Монтессори признаны во всем мире. Ее портрет украшает одну из итальянских купюр. В некоторых странах мира система Монтессори находила государственную поддержку. Правительство выделяло средства, и в каком-либо городе строилось специальное здание, где начинали функционировать и Монтессори-сад, и начальная школа по этой методике. Если они имели успех, строилось еще одно такое же здание, и так далее. Вот почему сегодня в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии - 40%, а в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

К сожалению, в нашей стране этот процесс пока базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. Находят обученного этой методике педагога, группа создается, и скоро прогресс в развитии детей становится столь очевиден, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее. В среднем воспитание по системе Монтессори стоит от 1.000 рублей в месяц и выше.

С начальными школами дело обстоит сложнее. В целом по России работает лишь 10-15 школ, но это в основном частные или даже семейные, очень камерные школы. В Москве сейчас нет ни одной. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (их формирование обычно допускается только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и пр. А детям необходим аттестат о среднем образовании государственного образца...

Кстати, все учебные программы "Монтессори-садов" соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели, как вы уже поняли, иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе - и в большой степени - и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. "На сегодняшний день нам уже есть, что обобщать, а также есть первые результаты таких занятий", - говорит Лариса Климанова. Она полагает, что это направление Монтессори-педагогики будет востребовано, "поскольку многие мамы, находящиеся с ребенком дома, часто не знают, как помочь своему ребенку в развитии". Занятия платные: обучение мам с детьми два раза в неделю стоит $25 в месяц, обучение детей от 8 месяцев до трех лет без мам - $100 в месяц.

Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Обучение стоит 3.500 рублей, иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах, но там это стоит дороже.

В Ассоциации Монтессори-педагогов России убеждены, что у этого направления педагогики в нашей стране большое будущее. В Монтессори-школе ребенок привыкает жить в атмосфере постоянной творческой работы и поиска самостоятельных решений для своих проблем. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым. Какой же родитель не хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельной, творческой, свободной личностью?

Категория: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ | Добавил: admin (27.09.2012)
Просмотров: 1295 | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, для воспитателей детских садов | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz