Организация коллективной трудовой деятельности всей группы - МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Четверг, 08.12.2016, 10:55

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Организация коллективной трудовой деятельности всей группы
В старших группах детского сада систематически организуется коллективная трудовая деятельность, объединяющая всех ребят. Такая организация позволяет педагогу учить детей выполнять работу дружно, а детям – помогать друг другу, ощущать общий эмоциональный подъем, понимать преимущества коллективной деятельности.

Вовлечение детей в совместную работу возможно в разных видах труда: в уборке физкультурной площадки, в подготовке огорода весной к посевам и посадкам, в оформлении групповой комнаты к празднику, в систематической уборке групповой комнаты, в осенней уборке огорода и т. д.

Чтобы в коллективном труде приняли участие все дети, а воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий: объединять всю группу можно только после того, как дети приобретут необходимый опыт работы небольшой подгруппой в ходе общих поручений; работа должна быть знакома детям и обеспечивать активную деятельность каждого ребенка; содержание труда должно заключать в себе возможности деления его на относительно самостоятельные задания для 3 – 4 звеньев, каждое из которых может быть распределено между членами звена (содержание может оставаться прежним, а звенья меняются местами). Объединяя детей в звено, педагог учитывает взаимные симпатии, желания ребят. Так, детям предлагается убрать физкультурную площадку. В содержание работы входит: подметание беговых дорожек и уборка мусора с площадки, стирка цветных флажков, протирание физкультурного оборудования, часть которого можно вымыть, а часть – протереть влажной тряпкой или щеткой. Детям может быть предложено подготовить огород к весенним работам: совместно со взрослым перекопать грядки, разровнять землю, посыпать междугрядья песком, убрать мусор, посадить лук.

В дни подготовки к празднику можно убрать групповую комнату: смастерить украшения, протереть от пыли стеллажи с игрушками, кукольный уголок, проверить и отремонтировать коробки с дидактическими играми и пр.

Осенние работы на участке могут включать в себя сбор семян дикорастущих растений для подкормки зимующих птиц, пересадку растений из грунта в горшки, уборку игрушек, которыми не пользуются зимой.

В группе может быть создана «мастерская добрых дел», которая будет выполнять заказы от других групп. Например, стирка кукольного белья для детей младшей группы, изготовление геометрических фигур для занятий с младшими детьми, помощь воспитателю в смене постельного белья.

В организации коллективного труда выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между звеньями, руководство процессом деятельности детей и обсуждение результатов работы. Каждый этап имеет свои задачи, решение которых требует особых методов руководства детьми.

Рассмотрим последовательность работы педагога при распределении предстоящего труда.

Работа, которую будут выполнять дети, должна быть представлена как важная и нужная, только в этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения. Можно использовать при этом материал экскурсий по наблюдению за трудом взрослых. Например, после экскурсии в библиотеку напомнить детям, в каком порядке содержатся там книги, и предложить им привести в порядок все свои книги и альбомы. В другом случае – объяснить необходимость предстоящей работы по уборке групповой комнаты или участка в связи с подготовкой к празднику. После наблюдения за трудом помощника воспитателя можно предложить организовать уборку своего игрушечного хозяйства. Однако не всегда надо искать какие-либо особые поводы для разъяснения необходимости той или иной работы. Чаще всего общая уборка групповой комнаты объясняется необходимостью поддержания постоянного порядка в ней.

Воспитателю следует рассказать о задании, представить его как общее дело для всей группы. Например: «Мы с вами будем убирать нашу комнату. Что нужно сделать?» Педагог осматривает комнату и обращает внимание детей на то, какая, по его мнению, необходима уборка: «На стеллажах скопилась пыль. Да и игрушки надо почистить и вымыть. На книжных полках есть несколько порванных книг, у некоторых загнулись уголки обложек. Все книги надо просмотреть, отобрать те, которые требуют ремонта. У попугаев кончается зеленый корм. Надо посеять овес» и т. д. Так взрослый привлекает детей к обсуждению этого вопроса. Любые предложения детей необходимо поддерживать, оценивать их как стремление к созданию уюта, поддержанию порядка.

Далее воспитатель обращает внимание детей на то, что предполагаемый объем работы можно выполнить, если трудиться сообща. А поэтому надо договориться, какое звено какую часть работы будет выполнять. В первое время педагог распределяет задания между звеньями, одновременно разъясняя справедливость такого решения. Например: «Сегодня я предложу распределить работу так. Первое звено будет протирать физкультурное оборудование, вымоет кегли, мячи, кольцебросы. Второе звено будет подметать беговые дорожки, уберет мусор с площадки. Третье звено выстирает разноцветные флажки для упражнений» или: «Первое звено будет сеять овес для попугаев. Второе звено будет приводить в порядок домашние растения: надо разрыхлить землю в горшках, обрезать сухие ветки, протереть кашпо, опрыскать некоторые растения из пульверизатора. Третье звено вместе с Татьяной Ивановной будет менять воду в аквариуме. Надо вымыть камушки, ракушки, собрать со дна ил».

Воспитатель не только знакомит детей с объемом работы, но и выделяет отдельные задания, которые станут содержанием труда для каждого звена. Разъясняет, почему его предложение является справедливым: «В прошлый раз дети первого звена подклеивали книги. Они хотели заниматься этим и сегодня, но надо уступить и другим ребятам, так будет справедливо. Послушаем, какое дело выбрали для себя ребята второго звена. Если мы будем меняться, то каждый из вас сможет побывать на любой работе и научиться выполнять ее. А всякое дело очень важно и по-своему интересно».

Некоторые задания могут быть трудны детям в связи с отсутствием у детей опыта. Например, воспитатель предупреждает: «Вы будете подклеивать книги. А Юра будет их просматривать и подавать те, которые требуют ремонта. Он долго не ходил в детский сад и еще не научился подклеивать книги». Так дети получают знания о способах распределения работы, учитывающих их права и равные обязанности.

Позже воспитатель привлекает детей к обсуждению вопросов распределения работы. Спрашивает, какому звену следует поручить то или иное дело, предлагает вспомнить, что они делали в прошлый раз.

В процессе руководства детским коллективным трудом педагог ставит перед собой задачу формирования опыта работы дошкольников в составе небольших групп, объединенных общей целью; формирует представления о нормах поведения и отношениях между участниками, о коллективном характере труда, а также о взаимопомощи и взаимоконтроле.

Педагог всячески подчеркивает преимущества коллективного труда и направляет усилия каждого ребенка и звеньев в целом на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, качественное ее выполнение, то есть руководит самим процессом деятельности.

Особое внимание педагог уделяет ситуациям, в которых работа прерывается из-за недостаточного умения кого-либо из партнеров, несогласованности в действиях, невнимательного отношения отдельных детей к своим обязанностям. В таких ситуациях необходимо ознакомить ребят с правилами поведения в обществе сверстников.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку ребенка из-за торопливости, разъясняет: «Друзей нельзя подводить, видишь, как они старательно выполняют свои задания, а ты из-за спешки выполнишь ее небрежно, и я не смогу одобрить работу всего звена». Следует подчеркнуть, что подобные замечания педагог делает наедине с ребенком.

Важной задачей является умение воспитателя координировать работу звеньев так, чтобы все закончили свою работу примерно в одно время. Наблюдая за работой детей, педагог может заметить, что какое-либо звено задерживается или заканчивает свое задание раньше других. Выходы из такого положения могут быть различными, но всегда следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы – молодцы, уже закончили свое дело. Но ваши друзья еще не справились с работой, и я надеюсь, что вы сейчас поможете им. Ведь стыдно стоять в стороне, когда друзьям трудно». Воспитателю следует не только пригласить детей в помощь сверстникам, но и предупредить осуждение тех, кто еще не справился со своим заданием. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети задерживаются: «Как много оказалось у них дел, гораздо больше, чем у других! Им надо помочь».

Однако бывают ситуации, когда не следует подключать детей к тем, кто еще не справился с заданием. Если взрослый видит необходимость дать последним возможность самим довести дело до конца, он может немного увеличить объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки из-под лото, напоминает, что есть еще коробки, требующие ремонта.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем деле: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу. Хорошие вы друзья!»

По окончании работы педагог проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача его состоит в том, чтобы еще раз на конкретных примерах их деятельности показать ребятам преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает вопросы: «Что мы с вами сегодня сделали? Как изменилась наша комната (наш участок)?» Дети перечисляют выполненную работу. Воспитатель с удовлетворением замечает, что так много дел они смогли сделать потому, что трудились вместе, дружно, помогая друг другу. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, умения видеть затруднения сверстников и помочь им. Выражает уверенность в том, что каждый из них может трудиться так же хорошо. Например: «Саша выполнил свое задание, но не пошел играть. Увидел, что Любе одной трудно подклеить уголки коробки, подошел и предложил: „Давай я подержу края, тогда тебе будет удобнее соединить их и наклеить полоску бумаги”. Так он помог Любе аккуратно склеить уголки коробки» или: «Митя правильно поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла игрушки и могла намочить платье. Он правильно решил: расставлять игрушки на полке можно и без фартука». Воспитатель просит детей привести примеры правильных поступков сверстников.

Если ребята будут обсуждать недостатки в работе, следует смягчать их замечания, чтобы такое обсуждение не приводило к ссорам. Педагог находит возможность объяснить недостатки в работе кого-либо из детей случайностью, оплошностью и подсказывает, как надо было поступить: посоветовать, указать на ошибку и объяснить причину ее и т. д.

Такое обсуждение занимает несколько минут, но имеет большое значение для воспитания детей в процессе деятельности.

Категория: МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (26.09.2013)
Просмотров: 1523 | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, методические рекомендации воспита | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz