Обучение приемам ухода за растениями и животными - МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 16:41

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Обучение приемам ухода за растениями и животными
Содержание труда дошкольников в природе можно условно разделить на два вида: уход за растениями и уход за животными.

Мы используем рекомендации В. Г. Фокиной и Е. И. Корзаковой из книги «Воспитание дошкольника в труде».

Отличительной чертой этого труда является в большинстве случаев получение отдаленного по времени результата: когда ребенок выдергивает из грядки морковку, которую вырастил сам, его лицо светится от восторга и удивления. Он так долго ждал, пока маленькое семечко превратится во вкусный оранжевый плод, который можно съесть самому, подарить маме, покормить им любимого кролика. Такая отдаленность результата во времени может оказать разное влияние на детей. Особенно на малышей: они не могут так долго ждать, и у них пропадает интерес к овладению навыками, связанными с выращиванием растений. А у старших детей можно воспитывать понимание необходимости постоянного, систематического, правильного ухода за растущими «зелеными друзьями», благодаря которому появятся и красивые цветы, и пушистая зелень, и разные овощи.

В младших группах детям доступно овладение лишь некоторыми трудовыми умениями при использовании наглядно-действенных приемов. Они нуждаются в поэтапном показе всех необходимых действий.

Так, воспитатель приглашает детей помочь полить домашние растения. Он показывает, сколько воды надо налить в лейку, как поливать растение, наклонив лейку, чтобы ее носик упирался в край горшка, обращает внимание на то, что если в поддоне показалась вода – полив надо прекратить. Ребенок следует за воспитателем, повторяя каждое его действие. Чтобы поддержать желание детей научиться необходимым приемам ухода за растениями, воспитатель демонстрирует свое беспокойство об их состоянии: «Почему-то опустились листики у растения? Не забыли ли мы вовремя полить его?»; радуется их росту, отмечает изменения, происходящие в процессе их роста и развития: «Смотрите, у нашей "дружной семейки” появился росток. Это листочек, но свернутый в трубочку. Это начинает расти новый листочек. Кто заметит, когда он развернется?»

После такого примера, приходя в детский сад, дети спешат к растению, а воспитатель, воспользовавшись таким интересом, отмечает, достаточно ли влажная земля в горшке.

Дети радуются появлению цветов, бутонов; это побуждает их охотнее учиться необходимым приемам ухода за растениями, а воспитатель всякий раз подчеркивает, что дети могут сами вырастить красивые цветы и украсить ими групповую комнату или зал. Так, ребята могут научиться протирать листья растений. Воспитатель показывает необходимые действия в медленном темпе, ведь приемы, которым он обучает малышей, очень конкретны, опираются на зрительные образы, факты и имеют большое значение для роста растений. С использования этих приемов начинается воспитание заботливого отношения к «зеленым друзьям».

Например, воспитатель отжимает мокрую тряпочку, чтобы с нее не капала вода, и раздает такие же тряпочки детям. Затем расправляет его на своей ладони, дети повторяют это движение. Потом кладет на ладонь лист растения и, поддерживая его, медленно, осторожно протирает его от черешка к концу, сначала сверху, затем снизу. При этом приговаривает: «Я очень осторожно протираю лист, чтобы не повредить его, не оторвать от стебля. И вы постарайтесь так же». Затем обращает внимание детей и на то, что тряпочки следует споласкивать в воде, отжимать, и ребята убеждаются в том, что растения становятся чистыми и блестящими, а вода – грязной.

Дети могут научиться сеять овес, особенно если в группе есть птичка, которой он необходим. Для обучения нужным приемам им раздаются маленькие коробочки с землей, в которую они втыкают одно за другим семечки близко друг к другу. Затем воспитатель засыпает семена землей. Целесообразно обучать не сразу всю группу, а подгруппы по 5 – 6 человек. Когда в их коробочках появятся всходы, такой посев производит другая подгруппа детей. Затем третья. Смысл такой очередности состоит в том, что разный срок выращивания травки позволит постепенно пользоваться то одной партией «зеленого угощения», то другой. А когда в первой партии коробочек овес будет израсходован, можно будет предложить детям повторный посев.

Детям доступны также приемы посева крупных семян (фасоли, гороха, настурции), но воспитателю необходимо заранее поставить палочки на место каждого зернышка, так как ребятам трудно на глаз определить нужное расстояние между ними.

Поэтапный показ необходим и при обучении детей посадке лука. Целесообразно заранее показать им подготовку ящиков с землей, установку колышков на местах будущей посадки луковиц. Детям предлагается рассмотреть луковицы, найти корешки, которые и будут «прятаться» в землю. По показу воспитателя малыши кладут луковицы на обозначенные места корешками вниз и вдавливают их в землю. Желательно обеспечить 3 – 4 действия каждому ребенку. Если в групповой комнате не позволяют условия, дети сажают лук весной на огороде детского сада.

В течение года малыши знакомятся с некоторыми приемами ухода за животными в уголке природы. Они могут кормить рыбок, птичку, хомячка, действуя совместно со взрослым. Несмотря на незначительный объем, трудовые операции позволяют воспитывать у детей заботливое отношение к животным, знакомить с их повадками. Так, малышам предлагается покормить рыбок, пользуясь ложечкой, насыпая корм в кормушку.

Например, ребенок рассматривает подводный мир аквариума.

– Какие красивые у нас рыбки! – говорит воспитатель, подходя к нему. – И водички мы им подлили, и камушки вымыли. А покормить-то забыли.

– Я хочу покормить, – обращается ребенок к воспитателю. Ценно то, что такое желание исходит от ребенка, а не является формальным указанием педагога.

– А корм у нас лежит в этом шкафчике, в коробочке. И ложечка там, – отвечает взрослый и поясняет ребенку последовательность действий, а при необходимости помогает выполнить нужное действие.

Малыши могут приобретать и некоторые умения, связанные с уходом за птичкой, хомячком. Воспитатель предлагает ребенку сначала вымыть поилку, кормушку, а затем налить кипяченой воды или положить корм. Дети узнают, где хранится корм, опилки для подстилки хомячку, подают воспитателю необходимые предметы, с его помощью ставят кормушки в клетки. Важно не допустить ошибки ребенка, который может оставить открытой дверцу клетки.

Очень часто малыши начинают разговаривать со своими питомцами и в своих обращениях проявляют заботу о них. Такое поведение следует поощрять.

С большой охотой малыши учатся кормить зимующих птиц. Хорошо, если воспитатель с осени соберет семена дикорастущих растений, побуждая к этому и детей. С наступлением зимы педагог напоминает, что осенью можно было собирать эти семена, а сейчас они все под снегом и птичкам не добраться до них, им становится голодно. С помощью воспитателя расчищается площадка, на которой размещается угощение; еще лучше подготовить кормушки. С какой радостью дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке! Они не забывают, что корм надо класть ежедневно, так как птицы привыкают к месту кормления.

В средней группе расширяются возможности участия детей в труде по уходу за растениями и животными. Воспитатель учит детей самостоятельно определять потребность растений в поливе, увлажнять землю на всей поверхности, наклоняя лейку поближе к ней. Внося луковичные растения (например, амариллис), взрослый предупреждает, что не следует лить воду на луковицу, учит рыхлить землю палочкой с заостренным концом, осторожными движениями, чтобы не повредить корни, разъясняет смысл такого ухода за растениями («сухая поливка»). Большой интерес дети проявляют к использованию пульверизатора для обрызгивания мелких листьев. Воспитатель разъясняет, какие листья не следует обрызгивать (одновременно дети узнают названия растений).

Разнообразнее становятся и приемы ухода за животными: дети учатся пользоваться ножом, нарезая кружочками морковь, кроша листья капусты, а также определять, сколько надо положить корма для кролика, хомяка, чтобы не оставалось лишнего корма и чтобы его хватило на весь день. Уход за животными уголка природы становится разнообразнее: дети учатся подливать воду в аквариум.

Закрепляются умения, связанные с посадкой лука, крупных семян растений. Детям становится доступным овладение такими умениями, как подготовка земли к посадке комнатных растений (просеивание, разминание комочков) и на огороде: рыхление граблями, очистка от камней, веток, прошлогодней листвы.

Важно учить детей правилам пользования инвентарем (лопатой, граблями и др.), тщательному выполнению трудовых операций, так как ребят захватывают лишь внешние действия, а не их цель. Следует учить их работать аккуратно, не торопясь, соблюдать осторожность, разъяснять цель каждого действия, демонстрировать результаты. После работы дети должны привести в порядок орудия труда, почистить, вымыть, протереть и поставить на место.

В труде, когда навыки малышей еще несовершенны, возможны всякого рода оплошности и воспитателю приходится порой вытереть пролитую воду, собрать рассыпанную землю, а в некоторых случаях – сменить ребенку обувь. Все это, конечно, необходимо делать, но лучше предупреждать подобные недочеты в действиях детей, с самого начала приучать их к культуре труда: если им предстоит носить воду, делать лунки в земле, педагог напоминает, что перед этим надо завернуть рукава, надеть фартук, не наливать в ведро воду до самых краев, нести воду осторожно, не спеша; что следует приготовить совочек, веник, тряпку на швабре, полотенце для вытирания рук и пр. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение поддерживать постоянный порядок во внешнем виде.

В старших группах у детей уже сформированы элементарные умения, связанные с уходом за растениями и животными уголка природы. Какими же новыми навыками могут овладеть дети 5 – 7 лет?

Многое зависит от условий, которые созданы в детском саду для организации этой деятельности. Если на детском огороде посажен горох, то воспитатель разъяснит детям, почему необходимо подвязать стебли к палочкам: «Когда мы подвяжем стебли гороха к палочкам, растения будут виться по ним и не мешать друг другу, все к солнышку потянутся. И на них будет больше цветов, и стручки будут крупнее». Если дети вырастили цветочную рассаду, им можно показать приемы ее пересадки в грунт.

Однако на практике воспитатель нередко допускает ошибки в процессе обучения детей. Рассмотрим пример.

Воспитатель сообщил детям, что сегодня они будут высаживать выращенную ими рассаду на грядку. Пригласил несколько ребят. Шесть ребят встали вдоль грядки. Необходимый инвентарь (совки, лейки, фартуки, колышки) был приготовлен воспитателем заранее.

– Обратите внимание, – говорит воспитатель, – грядка вскопана, земля рыхлая, в нее вбито несколько колышков. Они обозначают места пересадки рассады. А теперь будем учиться… Таня, возьми совочек и один кустик рассады… Теперь сделай лунку такой глубины, чтобы корешок рассады оказался целиком в лунке… Теперь положи его аккуратно, не помни корешки… Присыпь землей…

Таня выполняет каждое действие по указанию взрослого.

– Все видели, как Таня сажала росток? Теперь Володя будет сажать следующий кустик.

Мальчик действует также по указанию воспитателя. Вслед за ним подобным образом действует следующий ребенок.

Конечно, воспитатель стремился к тому, чтобы рассада была высажена правильно, чтобы ни одно растение не погибло. Дети впервые участвовали в такой работе, и это вызывало необходимость разъяснять последовательность ее выполнения, обратить внимание на аккуратность и тщательность. Но в то же время, был ли нужен такой пооперационный показ приемов? Во-первых, старшие дошкольники могут воспринимать речевую инструкцию в обобщенной форме. Во-вторых, такой пошаговый прием ставит ребенка в положение пассивного исполнителя. И в-третьих, остальным детям отводилась роль наблюдателей. И потому гораздо целесообразнее было сначала разъяснить суть каждого приема, его назначение, а затем предложить всем детям приступить к делу. А в процессе наблюдения за работой ребят что-то скорректировать, если в действиях допущена ошибка.

Обучение навыкам ручного труда осуществляется в старших группах детского сада. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью, древесиной, элементы ткачества, шитья, плетения, вышивания.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку, имеют возможность оценить ее качество.

Возможность изготовить предмет, имеющий практическое применение, своими руками очень привлекательна для детей.

Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим к овладению соответствующими навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Кроме того, любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для воспитания нравственно-волевых качеств, проявления фантазии, творчества.

Нередко причиной недостатков в работах детей является сложность задания. Казалось бы, чем оно сложнее, тем оригинальнее и интереснее будет результат. Но насколько целесообразно и приемлемо усложнение содержания? Сможет ли ребенок достаточно качественно выполнить такую работу?

Организуя ручной труд, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен приводить к результату, имеющему практическое значение, но без переутомления, без отрицательного влияния на здоровье ребенка.

Чтобы научить детей различным умениям, связанным с ручным трудом, нередко организуются занятия. Но не всегда их проведение целесообразно.

Например, автор присутствовал на занятии, на котором дети учились пришивать пуговицы. Им были показаны три способа пришивания пуговиц, а затем каждый ребенок упражнялся, пользуясь пуговицами трех размеров и цветов и кусочками ткани той же расцветки. Такого рода упражнения, безусловно, полезны, но полученный результат не имеет никакого практического значения.

Дети с большим удовольствием будут учиться пришивать пуговицы, если представить обучение в виде интересного задания, например, собрав возле себя несколько ребят, воспитатель говорит:

– Посмотрите, какое красивое панно я смастерила для малышей.

Воспитатель показывает панно, изготовленное путем пришивания пуговиц на зеленую ткань. На каждую пуговицу пристегнута розетка-цветок из ткани, имеющая в середине прорезь.

– Кто может догадаться, как я его смастерила?

Если ребята не догадаются, воспитатель отстегивает 1 – 2 розетки и показывает прорези в них, а затем предлагает детям смастерить такие же. Это предложение вызывает интерес, побуждает приняться за работу.

– А как вы думаете, зачем малышам понадобятся такие лужайки с цветами? Правильно, малыши будут учиться застегивать пуговицы.

Так скучное упражнение превращается в интересную работу. Дети отбирают цвета тканей, из которых будут вырезать цветы, располагают пуговицы на зеленом фоне панно. Воспитатель может предложить использовать шаблоны, по которым дети вырежут цветы. Прорези в цветах делает педагог.

Подобные упражнения могут быть использованы для изготовления божьей коровки, куклы в нарядном сарафане, пирамидки из кружочков и пр.

Другой пример приводит воспитатель из опыта своей работы: он предлагал детям «украсить елку». Для этого педагог изготовлял из плотной ткани силуэт елки. Дети пришивали к цветным кускам материи пуговицы, а затем вырезали силуэты игрушек: шариков, сосулек, домиков и пр., – которые затем пристегивались к елке.

Большой интерес проявляют дети к составлению аппликаций с использованием ткани. Они уже владеют ножницами, имеют опыт составления аппликаций из бумаги, что уже в какой-то мере способствует овладению приемами работы с тканью. Эта работа привлекает ребят своей новизной благодаря использованию ткани различной фактуры, что делает изготовленный предмет более ярким, красочным, необычным. Детям предлагается ткань разной фактуры, расцветки, а также шаблоны, лекала, пользуясь которыми ребята получают контуры будущих предметов [6].

Основные приемы работы могут быть показаны детям на занятии следующим образом. На столах воспитатель раскладывает открытые коробки с лоскутками разных тканей – однотонных и пестрых, фланели, байки, капрона, тонкого драпа и пр. Сначала предлагает детям рассмотреть несколько готовых работ: например, гриб-мухомор, шляпка которого изготовлена из сатина красного цвета в горошек; бабочка, крылья которой вырезаны из пестрого капрона; игрушечный зайчик из байки; дельфин из синего атласа, веточка вербы с пушинками и листочками; диковинный цветик-семицветик, каждый лепесток которого вырезан из узорчатой ткани.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие удивительные картины можно сделать из кусочков ткани. Давайте рассмотрим, какая ткань была использована для изготовления каждого предмета. (Показывает один из наиболее простых предметов, например зайчика.) Из какой ткани вырезан зайчик?

Дети. Из байки.

(Если дети не смогут назвать ткань, воспитатель предлагает им найти ткань такой же фактуры в коробке.)

Воспитатель. Правильно, из байки. И вы нашли такую же ткань в коробке. Правильно определили ткань и те ребята, которые выбрали фланель, но не серого цвета, а другого. А почему была выбрана именно такая ткань?

Дети. Она пушистая, как зайчик.

Воспитатель. Верно. Найдите такую же пушистую ткань разных цветов и подумайте, какие предметы можно из нее изготовить.

Дети. Цыпленка из желтой фланели, лисичку из оранжевой байки, медвежонка из коричневой байки и т. д.

Воспитатель. А вот, смотрите, веточка вербы. Почему здесь тоже использована байка?

Дети. Потому что у нее пушинки.

Воспитатель. Правильно, с такими пушинками веточка стала нарядной. И как она смотрится красиво, потому что наклеена на голубую ткань! Теперь рассмотрим бабочку. Почему для ее изготовления не использована фланель?

Дети. Крылышки у бабочки легкие, прозрачные.

Воспитатель. Правильно, какая же ткань использована для изображения бабочки?

Дети. Капрон, он легкий, блестящий. А пестрая расцветка делает крылышки расписными.

Воспитатель. Теперь, когда мы с вами рассмотрели несколько аппликаций, вы уже можете и сами придумать, какие предметы можно изготовить. Расскажите, какие ткани вы используете для изготовления задуманного предмета и почему.

Далее воспитатель оценивает предложения детей, радуется проявлению ими фантазии и предлагает приступить к работе. Если процесс рассматривания был длительным и у ребят не осталось времени для выполнения задуманных аппликаций, можно предложить им отобрать ткань, которая понадобится, сложить ее в конверт, а изготовление перенести на другое занятие или на часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

Изготовление аппликаций из ткани развивает творческое воображение детей, побуждает к поиску, добиваясь большего соответствия задуманного предмета с видом ткани. Эта работа требует от дошкольников аккуратности, настойчивости, без которых не может быть достигнут положительный результат.

Для работы детям предоставляются лекала, шаблоны; воспитатель показывает приемы пользования ими, нанесения контура на ткань. Дети пользуются клеем ПВА, который плотно скрепляет детали и не оставляет пятен.

Следует продумать также вопрос о том, на какой фон дети будут приклеивать аппликацию. Очень красиво выглядят работы на мешковине, которую заранее крахмалят и отутюживают, суровом полотне, плотных однотонных тканях.

Педагог может объединять детей в небольшие подгруппы, например, предлагая изготовить аппликацию к сказке «Пряничная избушка». Такая работа хороша тем, что позволяет приобщить к общей деятельности детей с разной степенью сформированности умений. Ребята с недостаточными умениями будут вырезать домик (из квадрата и треугольника), а дети с более сформированными навыками будут вырезать пряники, которые надо наклеить на крышу, несколько елочек, чтобы придать композиции вид пейзажа. Педагог предлагает детям продумать, чем еще можно украсить пейзаж (диковинными цветами, дорожкой и пр.).

На первом этапе, когда умения детей еще элементарны, воспитатель предлагает им работу с простыми предметами. Например, каждый ребенок вырезает цыпленка, но педагог предлагает подумать, в каком положении он будет расположен: «смотрит вверх», «ищет зернышко» и т. д. Можно также предложить подрисовать цыпленку клюв, глазик, ножки фломастерами. Изготовленные изделия можно сшить вместе – они составят общую композицию «Цыплята на лугу». В ней каждый ребенок увидит свою работу на фоне общей.

Чем больше становится опыт детей, тем более сложные работы они выполняют: увеличивается число деталей, расширяется ассортимент тканей (тематика: рыбки в аквариуме, зайчата с морковками и т. д.). Выполненные работы могут стать подарками для родных и сверстников, украшением кукольного уголка, персонажами кукольного театра.

Обучение навыкам художественного труда, то есть элементам вышивки, плетения, ткачества, вязания, во многом зависит и от условий детского сада, национальных традиций, мастерства педагога. Чаще всего это привносится в детский сад из семьи, в которой занимаются подобным трудом.

Обучение умению изготавливать предметы и игрушки из природного материала (желудей, каштанов, шишек, скорлупы грецких орехов) и из использованных предметов (коробок, катушек и пр.), а также из бумаги тесно связано с конструированием. Л. А. Парамонова обосновывает целесообразность такой работы с целью формирования навыков конструирования, разрабатывает методику обучения этим умениям, направленную на формирование у детей творчества. Особое внимание, по ее мнению, следует уделять приемам обучения «от общего к частному», то есть показывать детям не способ изготовления какого-либо конкретного предмета, а общие способы соединения деталей, продумывания их сочетания и взаиморасположения.

Такой подход позволяет получить более высокий результат: дети приобретают не отдельные умения, а общие навыки конструирования, их деятельность принимает творческий характер. Например, обучая детей изготовлению игрушек из природного материала, педагог знакомит их со способами соединения деталей будущего изделия, рассматривает готовые образцы, а также предлагает найти сходство шишки, ореха и др. с каким-либо предметом.

Свое предложение изготовить веселую поделку воспитатель обыгрывает, вызывая заинтересованность ребят:

– Смотрите, в руках у меня еловая шишка. Мне кажется, что она похожа на рыбку: вот чешуйки, которыми покрыто тельце рыбки. Хвостик можно изготовить из бумаги и приклеить к ее острому концу, вырезать из булки и приклеить плавнички. (Можно рассмотреть зарисовки поделок из разного материала и т. д.)

Взяв другую поделку, педагог говорит:

– Смотрите, какая удивительная вещь у меня в руках. (Показывает фигурку воробышка, склеенную из скорлупок грецкого ореха.) Угадали, кто это?

Конечно, дети ответят правильно, но педагогу важно обратить их внимание на способы изготовления предмета.

– Как вы догадались, что это воробей?

Дети перечисляют детали, из которых склеена птичка. Поощряя их, педагог продолжает:

– Правильно, он серенький, у него клювик, короткий хвостик, и сидит он на веточке. Как вы думаете, из чего сделана птичка?

Таким вопросом он побуждает детей выделить тот природный материал, который был использован для изготовления воробышка.

– Посмотрите, у вас на столах разложен разный природный материал. Придумайте, какие изделия вы сможете изготовить из него.

Дети оживленно обсуждают вопрос, пытаясь сложить какую-либо фигурку. Кто-то пытается сложить показанного педагогом воробья, кто-то предлагает сделать бусы из желудей, сложить фигурку клоуна. Кто-то сравнивает «носик» клена с крылышками стрекозы, а некоторые рассматривают зарисовки и пытаются подобрать детали для каких-либо изображенных на них предметов.

Воспитатель поддерживает такие устремления детей, удивляется и радуется: «Какие вы смышленые! Как много изделий придумали!» – и рассказывает детям, как пользоваться клеем, чтобы не испортить внешний вид природного материала (для работы предлагается клей ПВА, который достаточно прочно склеивает поделку и не оставляет следов), предлагает использовать цветную бумагу для изготовления деталей.

Первые работы детей могут быть довольно примитивными. Например, грибок из скорлупы грецкого ореха (к двум склеенным половинкам ореха сверху приклеена половинка, как бы надетая на орех; стрекоза, у которой тельце сделано из палочки, а крылышки – из семечек клена). Педагог помогает ребенку соединить части выложенного из желудей клоуна, пользуясь небольшим сверлом и маленькими палочками (кусочками зубочисток).

Полезно организовать выставку таких поделок в уголке для родителей. Рассматривая ее вместе с детьми, следует почаще выражать свое удовлетворение их работами: «Мама увидит твою рыбку и порадуется: ей будет приятно увидеть, что ее сын – такой умелец».

Иногда ребенок берется за явно непосильное для себя дело, отбирает для изготовления неподходящие детали и пр. Если воспитатель будет убеждать его отказаться от замысла, это только вызовет недовольство ребенка или разовьет в нем неуверенность в себе. Если педагог возьмет инициативу на себя, то лишит малыша самостоятельности. Поэтому лучше побеседовать с ребенком: «Ты придумал очень интересную игрушку, но в ней так много деталей, которые нужно прочно скреплять, и еще дополнительные детали изготовить. Попробуй сегодня сделать только ее часть. А я покажу тебе, как соединить детали, чтобы прочно их приклеить. Но это придется сделать уже завтра. Пусть пока высохнет клей».

Нельзя допускать, чтобы ребенок разочаровался, а если он все же «остыл», готов бросить мастерить, его надо поддержать: «Что-то не получается? Не унывай, не торопись. Что-то надо переделать? Попробуй снова, давай посмотрим, где ты ошибся. Вот здесь надо исправить, тогда обязательно получится. Снова намажь клеем, прижми покрепче».

Если ребенок прилагает усилия, но не достигает результата, следует помочь ему, но так, чтобы у него не пропала уверенность в своих возможностях. Например: «Ты решил склеить один желудь с другим. Для этого надо поступить так. Посмотри, как я соединю желуди: сначала просверлю дырочку в одном и другом, потом смажу клеем вот такую тоненькую палочку и вставлю ее кончики в оба отверстия. Видишь? Теперь давай я просверлю отверстия в твоих желудях, а дальше ты уже сможешь делать сам».

Наблюдая за действиями ребенка, воспитатель обсуждает с ним, какие дополнительные детали тот придумал для украшения будущего клоуна. Может быть, ребенок и не задумывался над этим, но вопросы взрослого побуждают его к творческому решению, и поделка становится наряднее. Если ребенок спешит, работает небрежно, его следует остановить, предложить переделать или исправить. Замечание должно прозвучать не как упрек, а как совет к улучшению задуманного.

В подготовительной к школе группе как вид ручного труда организуется работа с древесиной. Этот вид деятельности привлекает своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Детям этого возраста доступны такие приемы работы, как распиливание, сколачивание деталей, зачистка краев распила шкуркой. Это ограничивает перечень предметов, которые могут быть изготовлены детьми. Для его расширения можно использовать полуфабрикаты, подготовленные взрослыми; распиливая их пополам или на части, дети получают нужную деталь. Для работы детям предлагаются молотки (длина – 70 мм, ширина – 20 мм, длина ручки – 200 мм, сечение ручки – 20x16 мм, общий вес молотка – 150 г), шкурка для зачистки краев, гвозди с широкими шляпками (длина – 20—25 мм).

Обучение приемам работы с древесиной нецелесообразно проводить на специальных занятиях. Для этой цели подойдет работа с небольшой группой детей на участке детского сада. Если есть возможность, то очень полезно создать условия постоянного труда с древесиной в течение всего учебного года (например, наличие небольших рабочих комнат, оборудованных всем необходимым).

На первом этапе обучения детей приемам работы пилой их будет привлекать сам процесс распиливания, но уже здесь необходимо предусмотреть; чтобы умение пользоваться пилой становилось средством достижения цели и в результате получался предмет, имеющий практическое значение. Важно продумать такое содержание труда, которое бы позволило побольше поупражнять детей в распиливании, сколачивании.

Первыми изготовленными детьми предметами могут быть дощечки-перекрытия для игр с песком или со строительным материалом (в последнем случае ширина доски, которую дети распиливают на части, должна равняться ширине деталей строительного материала, а длина – больше в 2 – 4 раза, чтобы не оставалось ненужных обрезков), а также решетки-подставки для вымытых игрушек.

Уже эти первые работы связаны с целым рядом полезных умений: отмерить нужную длину, наметить место распила, найти середину бруска, пользуясь полоской бумаги, равной по длине бруску, и сгибая ее пополам или вчетверо. Сколачивание таких планок позволит детям достаточно поупражняться в приемах работы молотком. Затем можно переходить к изготовлению предметов, состоящих из разных деталей.

Категория: МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (26.09.2013)
Просмотров: 647 | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, методические рекомендации воспита | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz