Старшая группа (от пяти до шести лет) - МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 16:41

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Дети с большим интересом относятся к занятиям; у каждого ребенка есть свой любимый вид деятельности, их интересы уже носят устойчивый характер. Основное внимание уделяется формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения, дальнейшему развитию музыкальных способностей. Содержание занятий усложняется: расширяется репертуар и возрастают требования к качеству выполнения заданий. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на детских музыкальных инструментах), творческая деятельность.

Слушание музыки

Работу по этому разделу мы рекомендуем вести по трем познавательным направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи.

• Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, что помогает им понять чувства, выраженные в музыке.

• Знакомство с особенностями произведения: детей учат понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживания человека; педагог и дети совместно стремятся рассказать о смысле произведения. Так у ребенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Важно, чтобы дети почувствовали отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с содержанием.

• Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, что помогает ребенку осознать и воспринять произведение в целом.

Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, то есть показывать, как постепенно развивается музыкально-художественный образ и каким его видел и чувствовал композитор в процессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова, может сопровождаться творческим заданием – изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно-досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечений, отдыха, спортивных соревнований; на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т. д.

Пение

Дети данной возрастной группы, имеющие музыкальный слух и голос, уже могут петь, чисто интонируя мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать, повторять услышанное; сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.

Пение педагога должно отвечать высоким требованиям с точки зрения вокальной техники, чистоты интонирования, выразительности, образности. Каждый вокальный образец звучит многократно и в разнообразных вариантах, то есть в разных тональностях, различных темпах, в исполнении педагога и хорошо поющих детей.

Музыкальному руководителю следует придерживаться ряда положений, выработанных практикой. При первом показе произведения дети слушают молча, сосредоточенно, не пытаясь подражать. Это дает возможность избежать неправильного пения. Вокальный образец может звучать в двух вариантах: с музыкальной поддержкой (подыгрыванием или подпеванием) или без него. Постоянное подыгрывание или подпевание педагога мешают развитию слуха детей. Однако в любом случае музыкальная поддержка должна звучать, не заглушая пения самого ребенка. В процессе обучения детей пению необходимы объяснения педагога. При этом особое внимание уделяется работе над певческим дыханием, которое должно быть спокойным, бесшумным, регулироваться музыкальными фразами, не разрывая слова. Для выработки дыхания следует использовать игровые упражнения: понюхай розу или гвоздику; сделай выдох, как бы задув свечу; кто дольше гудит (как паровоз или пароход).

Музыкальному руководителю следует помнить: у каждого ребенка есть звуки, которые ему удобнее петь естественным голосом – так называемые примарные зоны. Наиболее естественный диапазон для детей старшего возраста в пределах квинты «ре» первой октавы – «си» первой октавы. Если ребенок поет выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонации; необходимо определять примарные зоны каждого ребенка.

В ходе поэтапного разучивания песни применяются приемы, которые содействуют развитию голоса и музыкальных способностей.

Первый этап обучения включает вступительное слово педагога, художественный показ, беседу и повторный показ. Чем ярче и эмоциональнее проходит данный этап, тем большую активность проявляют дети. В ходе беседы они учатся отмечать звуковые особенности песни и высказывать свое мнение. И все это завершается коллективным исполнением песни.

Второй этап – собственно разучивание. Он начинается с пения вместе с педагогом. Сначала лучше спеть песню один–два раза от начала до конца без фортепианной поддержки. Это позволит выделить детей, на которых можно опираться во время пения. Затем начинается длительный процесс разучивания мелодии по фразам. Темп пропевания фраз должен обеспечивать нормальное певческое дыхание.

При разучивании хорошо использовать следующие приемы: педагог поручает детям исполнение одной фразы, а сам поет всю песню. Смысл данного приема заключается в том, что ребенок исполняет одну фразу, но активно слушает всю мелодию и учит ее. Более сложный прием – распределение отдельных фраз между несколькими исполнителями. С одной стороны, это содействует целостному восприятию песни, а с другой – помогает показать тождество и различие фраз. Например, песню «Прогулка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой, можно петь по фразам: один ребенок – первую музыкальную фразу куплета; другой ребенок – вторую, а затем наоборот.

На третьем этапе идет работа над выразительностью пения, и перед педагогом стоит задача активизировать детей. Для этого используется пение всей группой, индивидуально и по подгруппам в сопровождении фортепиано или без него.

Песенное творчество

Дети старшей группы проявляют повышенный интерес к песенному творчеству, которое начинается с обучения звукоподражанию голосам птиц и домашних животных, звучанию музыкальных инструментов (с изменением высоты звучания, ритма, музыкальных интонаций), импровизации несложных музыкальных вопросов и ответов типа: «Где ты?» – «Я здесь!». Непременной чертой импровизации является то, что она должна быть схожа с образцом, но отличаться от него мелодическими и ритмическими оборотами.

Дидактическая игра

Наряду со слушанием музыки, пением важное место продолжает занимать дидактическая игра, направленная на развитие сенсорных способностей детей, то есть умения воспринимать и воспроизводить высоту, силу, тембр и движение музыкальных звуков. Разучивание игры происходит на занятиях, потом дети играют в нее вместе со взрослым или друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Звенящие колокольчики»). Технология обучения дидактической игре та же, что и в средней группе.

Музыкально-ритмические движения

Обучение ритмике направлено на развитие музыкального восприятия, стремление двигаться в соответствии с характером музыки, формой произведения; формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям: обучение умению двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца, гимнастики, бега, шага, подскоков, игр, хороводов, плясок, танцев, а также танцевальное и игровое творчество. В процессе разучивания упражнений следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений.

Музыкальный руководитель, работая над движением, стремится создать атмосферу творчества, в которой каждый ребенок может раскрыть себя. Заставить детей забыть о собственной неумелости помогают образные ситуации. Например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу в пещере, держа в руке фонарик».

При выборе методических приемов следует ориентироваться на возможности детей и на особенности каждого произведения. Так, например, сюжетная игра «Ворон» (рус. нар. мелодия в обработке Е. Тиличеевой) связана с раскрытием поэтического образа, а несюжетные игры, например, «Игра с бубном», муз. М. Красева, – с движениями, которые чаще бывают фиксированными. Поэтому и методы обучения будут разными.

Танцевально-игровое творчество

Для активизации творческих проявлений в программу включено инсценирование песен, игр, хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться, танцевать, изображать действия героя («Заинька», рус. нар. песня). Участие в инсценировках позволяет детям легко включаться в образное пространство произведения и содействует проявлению ими творчества. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений (изобрази хитрую лису, сердитого волка, идущего медведя и т.п.).

Игра на детских музыкальных инструментах

Для обучения необходимы: систематическое музыкальное развитие детей, создание детского оркестра и формирование желания играть в нем.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах определяется последовательностью освоения конкретного инструмента. Например, при обучении игре на металлофоне дети сначала исполняют простые попевки на одном звуке, что позволяет им научиться исполнять ритмический рисунок попевки, придерживаться общего темпа, одновременно начинать и заканчивать игру. Затем разучиваются попевки, построенные на двух звуках, что способствует развитию звуковысотного слуха. В дальнейшем детей учат исполнять попевки, построенные на трех–четырех и более звуках. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах следует чаще использовать музыкально-дидактические игры. Когда ребенок выучит произведение, можно подключать и другие детские музыкальные инструменты.

К концу года дети способны воспринимать различные жанры (марш, вальс, полька, колыбельная); имеют любимые пьесы, песни, танцы, игры; обладают музыкальной памятью, певческими навыками; певческим слухом, вокально-слуховой координацией; умеют импровизировать в пении, танце; творчески передавать различные музыкально-игровые образы; владеют танцевальными движениями.

Категория: МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (18.03.2014)
Просмотров: 325 | Теги: ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, музыкальное воспитание в ДОУ, методические рекомендации воспита | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz