Эмоционально-личностная сфера - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 15:15

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ

Эмоционально-личностная сфера

Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)

Общая характеристика методики

Первоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество эмпирических данных, которые показали, что дети, имеющие одинаковый результат по данному тесту (уровень IQ), рисуют совершенно разные рисунки. По мнению К. Маховер, данный тест позволил социально изолированным детям проявить свое воображение, открыть свои проблемы, воплощенные в «прозрачно-закамуфлированных автопортретах». Таким образом, изначально нацеленная на диагностику познавательных способностей методика «Нарисуй человека» дала богатый клинический материал, который не сводился к исследованию умственного развития, что привело к созданию методики «Рисунок человека».

Как уже упоминалось ранее, в основе всех проективных методик лежит идея соответствия графического изображения и некоторого психологического содержания. В основе этой методики заложено представление о том, что образ тела является одной из ключевых составляющих образа Я. Другими словами, если в рисунке преувеличено изображение головы, то это интерпретируется как высокая значимость этой части тела для субъекта, что может быть обусловлено как физическими переживаниями (например, головными болями), так и психологическими представлениями (например, приоритет разумного над телесным).

В проективных методиках нарисованная фигура есть сам человек, а другие части рисунка, формирующие фон, отражают его реальное окружение. Графическое изображение дает возможность выдвинуть гипотезы о системе представлений человека о себе и своем месте во внешнем мире, но не позволяет делать прямые выводы о нем или окружающих его людях.

Особенности проведения методики

Несмотря на то, что инструкция, которая предлагается испытуемому, звучит довольно просто («Нарисуй человека»), при выполнении этой методики психолог может столкнуться с рядом трудностей.

1. Дети довольно часто отказываются выполнять методику, ссылаясь на неумение рисовать. В этом случае психолог должен объяснить ему, что техническое совершенство рисунка не имеет значения. Подобные отказы, с одной стороны, могут быть связаны с желанием испытуемого избежать трудностей (или неудачи) и направлены на снижение тревожности в ситуации обследования. Но отказ не свидетельствует о неразвитости навыков общения, заниженной самооценке или интровертированности ребенка. Возможно, психологу просто не удалось установить теплых, доверительных отношений с ним, которые необходимы при работе с проективными методиками.

С другой стороны, нужно принять во внимание, что некоторые дети не любят рисовать, поскольку до определенного возраста расхождение между замыслом и исполнением слишком велико, и их не удовлетворяет создаваемое ими изображение. Часто испытуемый начинает задавать большое количество уточняющих вопросов: «А какого размера должен быть рисунок? А как лучше нарисовать? А человек должен быть в обуви или без?» Обычно за такими вопросами скрывается повышенная тревожность, которая мешает приступить к выполнению задания. Если испытуемый начинает задавать вопросы в процессе рисования, то не следует делать однозначного заключения о его неуверенности или демонстративности, поскольку они могут быть обусловлены интересом к обследованию.

2. Краткость инструкции призвана с самого начала дать испытуемому полную свободу действий и тем самым мотивировать его на выполнение задания. Однако для диагностического заключения принципиально важно получить полный (во весь рост, с прорисованными основными частями тела) рисунок человека. Если ребенок изображает только лицо или торс человека, или делает схематический рисунок, то психолог вводит дополнительную инструкцию: «Нарисуй человека целиком, в полный рост – с головой, туловищем, руками и ногами».

В классическом варианте теста К. Маховер испытуемый должен изобразить два рисунка (мужчину и женщину), что позволяет сравнить изображения и определить степень и адекватность полоролевой идентификации. Однако в широкой практике достаточным считается использование одного рисунка, поскольку предполагается, что испытуемый будет рисовать фигуру того пола, который в большей степени отражает образ его Я.

3. При работе с дошкольниками нужно учитывать, что они очень подвержены влиянию ситуации, поэтому их сиюминутное настроение может влиять на отношение к выполнению методики. Поэтому важно правильно выбрать время для обследования (например, тогда, когда ребенок не занят какой-то интересной для него деятельностью).

Кроме того, дети дошкольного возраста обладают разными темпераментальными особенностями. Другими словами, для одного ребенка рисование не представляет никаких сложностей, а для другого данное задание потребует большого количества сил и может привести к тому, что он не завершит рисунок. Проведение обследования в первую очередь должно учитывать состояние и возможности испытуемого, а не экспериментатора. Поэтому недопустимо проводить исследование поздно вечером, нарушая основные режимные моменты в жизни ребенка, затягивать процедуру более чем на час и т.п. Эти требования не просто касаются этики проведения обследования. При их нарушении полученные результаты не будут обладать диагностической достоверностью и дадут искаженную картину.

4. В дошкольном возрасте навык рисования только формируется и во многом зависит от того, какой образец был предъявлен педагогом. В связи с этим нужно обращать внимание на общие особенности рисунков всей группы детей, потому что повторение какого-то элемента может быть не личностной характеристикой ребенка, а ситуативным фактором (подражанием рисунку человека, который когда-то на доске изобразил воспитатель). Подобные элементы исключаются из процедуры анализа.

5. Хотя при интерпретации рисунка используется конечный продукт (рисунок), он неотделим от самого процесса рисования. Поэтому не допускается анализ материалов, полученных другим исследователем. Если же знакомство с этими материалами необходимо (например, при обращению к другому специалисту), то следует помнить, что вторичное заключение может касаться только явных, ярко выраженных органических или психологических проблем, поскольку поведенческий и ситуационный контекст будут утеряны.

Выше уже говорилось о том, что рисунок человека – это проекция представлений испытуемого о себе. Но кто лучше испытуемого сможет рассказать о том, что и как он видит? В беседе он может выделить определенные детали изображения, которые психологу кажутся несущественными. Поэтому при наличии времени не нужно упускать возможность поговорить с испытуемым о его рисунке. Если же такая возможность отсутствует, следует внимательно прислушаться к тому, что проговаривает испытуемый во время рисования – такое поведение характерно для детей.

Интерпретация методики

В интерпретации рисунка человека можно выделить четыре основных аспекта: поведенческий, стилевой, пространственный и структурный.

Поведенческий аспект связан с анализом процесса рисования. В первую очередь психолог обращает внимание на последовательность изображения различных частей тела человека. Разберем некоторые наиболее часто встречающиеся схемы рисования.

• Тревожные дети, как правило, сосредотачиваются на рисовании мелких деталей и долго не переходят к изображению контура тела.

• Постоянное дорисовывание какой-то части тела позволяют выдвинуть гипотезу об особой значимости этого элемента в образе Я испытуемого.

• Следуя социальному шаблону, большинство испытуемых начинают рисунок с головы, поэтому любой другой вариант начала работы (сначала нарисовать ноги, головной убор, туловище) может свидетельствовать о наличии сложностей в межличностном взаимодействии.

Еще одним параметром анализа является темп рисования . Повышенный темп выполнения рисунка может быть признаком общей импульсивности, несдержанности ребенка или нежелания выполнять задание (стремления побыстрее перейти к более интересному занятию). Пониженный темп может указывать на слабость нервной системы или на повышенную тревожность испытуемого. Поскольку в обоих случаях допустимы два варианта интерпретации, окончательное заключение может быть сделано только по результатам проведения нескольких методик.

Стилевой аспект определяется такими показателями, как сила нажима, характер контура линий (штрихование, сплошная, изогнутая, острая, ломаная, прерывистая или прямая линия), наличие исправлений. Мы не будем подробно останавливаться на описании каждого показателя. Отметим только, что если испытуемый стирает или исправляет какие-то элементы рисунка, то психолог должен отметить это в протоколе. Не каждое исправление вызвано внутренним напряжением по поводу той или иной детали. Поэтому этот нюанс может подкрепить гипотезу, сформулированную на основе других характеристик, но не может служить единственным основанием для выявления той или иной проблемы в развитии ребенка. То же самое относится к штриховке, усиленному нажиму или пропуску каких-либо элементов.

Пространственный аспект затрагивает такие параметры, как размер рисунка, положение фигуры на листе, симметричность (асимметричность) рисунка, изображение фигуры в анфас или профиль (иногда человек рисуется со спины), передача в рисунке движения.

Размер рисунка тесно связан с представлением испытуемого о его отношениях с социумом и семейным окружением. Если ребенок изобразил маленькую фигурку, то можно предположить, что за ней скрывается общее ощущение себя как «маленького существа», сопровождающееся неуверенностью, заниженной самооценкой, пассивным поведением. Чрезмерно крупное изображение может свидетельствовать либо о завышенной самооценке, либо об агрессии, которая носит защитный характер и вызвана тревожностью и неуверенностью в себе.

В ряде случаев нужно установить внешнее соответствие между размером рисунка и личностью испытуемого. Например, если тихий и необщительный ребенок рисует фигуру во весь лист с ярко выраженными маскулинными чертами, то скорее всего рисунок носит компенсаторный характер и выражает образ идеального, желаемого, а не реального Я.

Положение фигуры на листе. Если фигура смещена вправо, то делается предположение о том, что испытуемый ориентирован на взаимодействие с внешним миром, если она смещена влево, то он ориентирован на себя (однако такая интерпретация применима для детей-правшей). Если фигура поднята вверх, это говорит о положительном эмоциональном настрое, если она расположена в нижней части листа, то это свидетельствует либо о неуверенности испытуемого в себе, либо о негативном эмоциональном состоянии. Положение фигуры на вертикальной оси рассматривается в совокупности с ее размером. Например, маленькая фигурка, расположенная в верхней части листа, не может быть признаком адекватной самооценки испытуемого.

Отдельно следует отметить изображения, не помещающиеся на листе. Как правило, это говорит о низкой способности к организации деятельности, причиной чего может быть тревожность или эмоциональная неуравновешенность.

Симметрия/асимметрия. Повышенное внимание ребенка к сохранению полной симметричности рисунка, по мнению ряда исследователей, характерно для испытуемых с развитым защитным механизмом подавления, для которых нарушение баланса тела на рисунке может стать угрозой психическому равновесию.

Изображение фигуры с явными нарушениями симметрии (положение частей тела, например, правая рука поднята, левая опущена, несоблюдение пропорций, например, правая рука тонкая, а левая слишком толстая) указывает на наличие внутреннего напряжения (проблемной области). Определение же типа нарушения проводится с помощью дополнительных методик.

Некоторые изображения имеют «среднюю линию», очерченную с помощью деталей (центральный шов на одежде, тщательно прорисованный ряд пуговиц и т.д.). Это может говорить о потребности в дополнительной опоре, то есть свидетельствовать о зависимой позиции испытуемого.

Изображение фигуры в анфас, профиль или со спины. Нормой является изображение человека в анфас (признак социальной открытости). Расположение фигуры в профиль может быть тревожным признаком, свидетельствующем о желании ребенка уйти от общения. Изображение человека со спины встречается чрезвычайно редко и его аномальный характер не вызывает сомнений.

Особый интерес представляет анализ положения головы и туловища относительно друг друга. Несовпадение в расположении частей тела (например, голова нарисована в профиль, а тело – анфас) говорит о наличии напряжения в сфере социального взаимодействия.

Передача в рисунке движения. Динамичность или статичность рисунка отражает общий энергетический уровень ребенка.

Структурный аспект связан с анализом изображения отдельных частей тела . Например, отсутствие глаз может свидетельствовать о высокой импульсивности ребенка, астении; заштрихованные глаза – о наличии страхов. Изображение зубов интерпретируется как выражение агрессии. Отсутствие рук говорит о нарушениях в сфере общения; расставленные в стороны руки свидетельствуют о высокой общительности; спрятанные руки обычно связаны с тенденцией ухода от общения; большие ладони, кулаки – признаки агрессивности дошкольника.

Поскольку каждая часть тела анализируется не как автономный элемент, а как составляющая рисунка, особое внимание нужно обращать на следующие особенности изображения:

• чрезмерные размеры отдельных элементов, их искажение (рука, сжатая в кулак, большая голова), отсутствие значимых элементов рисунка (руки, спрятанные в карманы или за спину; рот, скрытый за усами). Например, если на рисунке отсутствуют уши, то это может говорить как о незаинтересованности, так и о нежелании испытуемого воспринимать информацию. Если в изображении человека преувеличен размер живота, то это может свидетельствовать о повышенном интересе дошкольника к пище, о неприятных переживаниях в этой области или о напряжении, связанном с предстоящим рождением в семье другого ребенка;

• чрезмерная прорисованность или, наоборот, незавершенность элемента, а также сильная штриховка или размытость изображения;

• наличие исправлений, общее количество возвратов к тому или иному элементу.

Все это может говорить о напряжении, тревоге, связанной с тем или иным элементом рисунка.

Что касается степени детализации рисунка , то нужно обращать внимание не только на количество деталей (что свидетельствует об общем энергетическом тонусе), но и на характер изображения, так как большое количество однотипных элементов характерно для рисунков тревожных, подчас интеллектуально неуспешных детей.

Еще одной важной характеристикой рисунка является тема , которую выбирает испытуемый (например, изображение социальной роли – милиционера). Ее интерпретация зависит от возраста испытуемого. Изображение милиционера для дошкольника – это в большей степени освоение новой интересной роли, в то время как для взрослого человека это выражение личностных переживаний. Кроме того, важно обратить внимание на пол нарисованного человека. Дошкольный возраст – время, когда в образ Я ребенка включается такой показатель, как полоролевая идентичность. Если мальчик изображает девочку, а девочка – мальчика, это может говорить о трудностях полоролевой социализации дошкольника.

Все перечисленные параметры анализа рисунка представлены в следующем бланке.

Бланк анализа рисунка

Испытуемый (ая): ____________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Поведенческий аспект:

• последовательность изображения: ___________________________

• темп рисования: повышенный – средний – сниженный;

• особенности поведения при рисовании: ______________________

Стилевой аспект:

• нажим: сильный – средний – слабый;

• тип линий: ________________________________________________

• тип контура: ______________________________________________

• перечень исправленных элементов: __________________________

Пространственный аспект:

• размер рисунка: большой – средний – маленький; • расположение рисунка: завышенное – по центру – заниженное, смещенное влево – по центру – смещенное вправо;

• другие особенности расположения рисунка: _________________

• симметричность: повышенная симметричность – асимметричность;

• перечень асимметричных (искаженных) элементов: _________

________________________________________________________________

• изображение фигуры в целом: анфас – профиль – со спины

• соотношение расположения головы и туловища: _____________

________________________________________________________________

• динамические характеристики: фигура в движении – статичная фигура;

• средняя линия: отсутствует – прорисована;

• поза фигуры: _______________________________________________

Структурный аспект (описываются только значимые или отклоняющиеся элементы):

• тема рисунка: _____________________________________________

• пол человека: _______________________________________________

• соотношение общего эмоционального фона и элементов рисунка: __________________________________________________________

• голова: ____________________________________________________

• глаза: _____________________________________________________

• уши: _______________________________________________________

• рот: ________________________________________________________

• шея: _______________________________________________________

• туловище: _________________________________________________

• руки: ______________________________________________________

• ладони: ____________________________________________________

• пальцы: ___________________________________________________

• ноги: ______________________________________________________

• ступни: ____________________________________________________

• одежда: ____________________________________________________

• другие особенности: _______________________________________

• степень и характер детализации: ______________________________

Содержательный анализ рисунка нельзя отделить от анализа его эмоционального фона. Хотя рисунок может передавать некоторый эмоциональный заряд (угнетать, радовать и т. п.), тем не менее следует обращать внимание на выражение лица и позу изображенного человека. Иногда наблюдается рассогласование между энергичностью позы и ничего не выражающим лицом. Конкретное заключение делается в зависимости от сочетания общего характера рисунка и его элементов.

При однократном проведении лишь одной рисуночной методики нельзя рассчитывать на получение достоверных выводов.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Общая характеристика методики

Уже сам характер инструкции («Нарисуй несуществующее животное. Назови его несуществующим именем») относит данную методику к проективным. В отличие от методики К. Маховер «Рисунок человека», при проведении методики «Рисунок несуществующего животного» задается менее структурированная ситуация, поскольку не существует шаблона, который можно было бы воспроизвести. В ходе выполнения этого задания испытуемый в большей степени опирается на представления об образе Я (в то время как при выполнении методики К. Маховер социально желательные ответы или изображение идеального образа Я более вероятны). Таким образом, методика «Рисунок несуществующего животного» не только дает больше материала для анализа, но и сам анализ вследствие этого становится более трудоемким.

Особенности проведения методики

Как и при проведении многих других проективных методик, в этой методике также делается акцент на вербальное сопровождение рисования. Это происходит на втором этапе выполнения методики, когда испытуемый рассказывает о нарисованном персонаже.

Интерпретация методики

Существуют типичные варианты выполнения рисунка, на основе которых можно сделать вывод о степени развития воображения, а точнее, о таком его показателе, как оригинальность.

Наиболее примитивным вариантом выполнения методики является изображение существующего животного или сказочного персонажа (Змей Горыныч, динозавр, Скрудж МакДак и т.п.).

Другой вариант – это животное, при изображении которого использовались части тела нескольких существующих животных. Как правило, название такого рисунка составлено из нескольких слов: котозебр (смешение кота и зебры), жирафон (смешение жирафа и слона).

И третий вариант – действительно несуществующее животное, изображение которого не напоминает ничего знакомого.

При оценке развития воображения необходимо учитывать рассказ ребенка о рисунке. При проведении этой методики можно качественно оценить такой показатель развития воображения, как разработанность.

При анализе рисунка учитываются следующие аспекты: поведенческий, стилевой, пространственный, структурный и вербальный. Мы разберем стилевой, структурный и вербальный аспекты, поскольку пространственный и поведенческий аспекты интерпретируются по аналогии с методикой К. Маховер.

Стилевой аспект. Способ анализа графического изображения практически идентичен методу, описанному в методике К. Маховер. Но существует несколько существенных особенностей, характерных для методики «Рисунок несуществующего животного».

Характер изображения контура (открытый или замкнутый) говорит о направленности на общение или его избегание. Открытый контур при отсутствии средств (органов), предназначенных для контакта, указывает на сниженную социальность.

Структурный аспект. Анализируя структурный аспект, особое внимание необходимо обратить на характер изображения. К самым типичным способам изображения относятся:

а) человекообразные изображения животных (что свидетельствует либо о высокой потребности в общении, либо о высокой инфантильности);

б) изображения, отличающиеся повышенной механистичностью (что говорит о повышенной замкнутости испытуемого);

в) аморфные, неструктурированные изображения, которые обычно отражают отсутствие образа Я испытуемого.

Как и в методике «Рисунок человека», в данной методике голова является символом психического и интеллектуального центров и отражает общую направленность индивида. Иногда можно увидеть рисунки, на которых животные имеют несколько голов. Как правило, это указывает на наличие внутреннего конфликта, неоднозначность позиции.

Довольно часто встречаются рисунки, на которых у животного отсутствуют нижние конечности, то есть оно представлено в виде аморфного тела. В этом случае нужно присмотреться к рисунку и попытаться уловить внутреннее ощущение, ответив на два вопроса: «Куда движется животное и движется ли оно вообще? Насколько оно устойчиво?»

Методика «Рисунок семьи»

Особенности проведения методики

Данная методика относится к категории проективных методов, поэтому после произнесения инструкции «нарисуй, пожалуйста, семью» ни в коем случае не следует давать каких-либо пояснений по поводу того, какую семью нужно рисовать. Еще раз заметим, что в проективных методиках психолога должно интересовать представление испытуемого о тех или иных сторонах окружающего мира и о себе. Другими словами, на основании данной методики не следует делать прямых выводов о ситуации, в которой находится ребенок дома (например, о стиле воспитания, личностных особенностях его родных и т.д.), и тем более – о личностных особенностях ребенка. Методика «Рисунок семьи» в первую очередь выявляет специфику восприятия ребенком той ситуации, в которой он находится, его актуальные потребности, страхи, желания.

Интерпретация методики

Как и в случае с проективным тестом «Рисунок человека» К. Маховер, на основании данной методики можно сделать предположение о том, что изменение характера процесса рисования свидетельствует об изменениях в эмоциональной и мыслительной сферах, которые могут возникнуть, например, в результате актуализации конфликта. Интерпретация рисунка проводится по пяти пунктам.

1. Последовательность рисования членов семьи. Эта последовательность обычно отражает степень значимости конкретного члена семьи для ребенка – как правило, первой рисуют мать. Однако можно встретить детей, которые начинают свой рисунок с изображения различных объектов (например, облаков, солнца, травы, деревьев и т.д.) и лишь после этого переходят к рисованию семьи. Такое поведение трактуется как желание ребенка уйти от задания, связанного с переживанием негативных эмоций. А значит, можно предположить, что в семье ребенка сложилась сложная ситуация.

Ребенок может преувеличивать значимость людей, которые важны для него, и уменьшать значительность тех, кто для него эмоционально неприемлем. Примером такого неприятия является пропуск одного из членов семьи. Иногда ребенок отказывается рисовать кого-либо из родственников, ссылаясь на «объективные» причины («не хватает места», «его сейчас нет дома» и т. д.), что также свидетельствует о наличии негативных эмоций, связанных с этим членом семьи. Бывает, что ребенок комментирует свое нежелание рисовать: «Не хочу его рисовать – он на меня ругается» или «Он мне не нравится». Иногда дети сопровождают весь процесс рисования эмоциональными комментариями, которым нужно уделять особое внимание.

В ряде случаев испытуемый увеличивает состав семьи за счет изображения посторонних людей, знакомых или выдуманных персонажей. Такие рисунки свойственны детям из неполных семей, которые таким образом выражают свое идеальное представление о семье. Наиболее неблагоприятным считается изображение чужих людей, которые не имеют непосредственного отношения к семье. Это может свидетельствовать об отверженности ребенка.

Бывают случаи, когда ребенок не изображает на рисунке себя, или, наоборот, рисует только себя, забывая об остальных членах семьи. И в том, и в другом случае можно говорить об утрате чувства общности с семейным окружением. Однако, если в первом случае речь идет скорее об эмоциональном неприятии ребенка в семье и переживаемом им чувстве одиночества, то во втором мы имеем дело с высоким уровнем эгоцентризма, то есть неумением, а иногда и нежеланием ребенка видеть других.

2. Особенности изображения фигур. В первую очередь необходимо обращать внимание на размеры изображений. Обычно они соответствуют реальному размеру людей (например, папа обычно выше мамы, мама выше ребенка). Но иногда размер фигур может определяться эмоциональными переживаниями испытуемого. Фигура, большая по размеру, предположительно обладает для ребенка большей значимостью. Но однозначный вывод о роли этого члена семьи в жизни ребенка можно сделать только в том случае, если размер изображенной фигуры не соответствует ее реальному росту (то есть если папа нарисован самым высоким, и он действительно выше всех остальных, то это может указывать на эмоциональную значимость отца в восприятии ребенка, а может ни на что не указывать).

Еще одним признаком значимости того или иного члена семьи может стать уровень декорирования и степень детализированности фигуры. Очевидно, что положительное отношение к члену семьи позволяет ребенку долго и с упоением вырисовывать его фигуру и украшать ее. Изображения эмоционально не принимаемых членов семьи, как правило, слабо детализированы, носят условный характер, а иногда оказываются вообще недорисованными (например, отсутствуют руки или ноги).

Не менее важным показателем является выражение лица каждого из нарисованных членов семьи, которое говорит о том, как ребенок видит данного человека. Но при оценке этого параметра нельзя не учитывать возможность наличия социально желательных штампов (например, если все на рисунке улыбаются, это не обязательно указывает на позитивную эмоциональную атмосферу в семье). Также отметим, что каждую из фигур можно интерпретировать в логике проективной методики К. Маховер.

3. Композиция семьи. Характер расположения членов семьи относительно друг друга говорит о степени их сплоченности. Если фигуры равномерно приближены друг к другу, то, скорее всего, это сплоченная семья. Отдаленность членов семьи друг от друга указывает на разобщенность внутри семьи. Кроме того, на основании рисунка можно оценить положение каждого члена семьи относительно остальных. Члены семьи, отделенные от остальных (перегородкой или стеной) или пространственно отдаленные, воспринимаются ребенком как «эмоционально далекие».

4. Стирание деталей. Стирание, как и перерисовывание деталей, не указывает однозначно на положительное или отрицательное отношение ребенка к данному человеку. Только в том случае, когда исправление не приводит к улучшению рисунка, а ребенок как бы застревает на одной из фигур, можно сделать вывод о наличии эмоционального напряжения в отношениях.

5. Паузы. Длительные паузы при переходе к рисованию того или иного из членов семьи или объекта, как правило, говорят о противоречивом отношении ребенка к изображаемому лицу или объекту.

Методика «Диагностика самооценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Особенности проведения методики

Как уже отмечалось, под самооценкой понимается в первую очередь эмоциональная оценка образа Я. Образ Я включает в себя различные параметры, каждый из которых оценивается ребенком.

Процедура проведения методики заключается в том, что испытуемому предлагается лист бумаги, расположенный горизонтально, на котором нарисованы вертикальные линии длиной около 10 см (рис. 41). Каждая из линий соответствует одному из параметров самооценки: ум, здоровье, характер, счастье.

Приступая к диагностическому обследованию, следует объяснить дошкольникам принцип данной процедуры на примере шкалы роста. Для этого нужно выяснить у ребенка, кто в группе самый высокий, и «разместить» названного дошкольника на верхнем полюсе шкалы, кто – самый низкий, и «поместить» его на нижнем полюсе. В заключение надо попросить ребенка показать, где находится он сам.

Далее экспериментатор объясняет испытуемому, что перед ним находится шкала, характеризующая какой-либо признак (например, ум). Наверху шкалы окажутся самые умные люди, а внизу – самые глупые.

Рис. 41

Экспериментатор предлагает ребенку отметить на шкале себя («Покажи, а где находишься ты?») и с помощью уточняющих вопросов выясняет, почему дошкольник разместил себя именно в этом месте. Потом спрашивает ребенка о том, где бы его поместили те или иные значимые люди из его окружения. Наиболее важной для дошкольников является оценка ближайшего семейного окружения. С этой целью экспериментатор просит ребенка отметить, как бы его оценили мама или папа, бабушка или дедушка. Полезно также узнать о том, как, по мнению ребенка, его оценивает воспитатель; лучший друг (подруга) (о друзьях ребенка можно узнать в ходе проведения методики «Два дома»).

Все метки должны различаться между собой (по цвету или форме), это поможет экспериментатору при интерпретации данных.

Затем аналогичная процедура проводится для остальных шкал.

В ходе проведения методики лист необходимо загибать таким образом, чтобы шкалы представлялись ребенку последовательно, по одной. Тогда испытуемый не сможет учитывать предыдущие оценки.

Несомненным достоинством данной методики является возможность введения тех шкал, которые соответствуют целям диагностического обследования. Например, если педагог говорит о непослушании ребенка, то уместно ввести шкалу «послушный – непослушный», чтобы увидеть, как испытуемый оценивает свое поведение.

Интерпретация методики

При оценке этой методики наиболее важным является показатель актуальной самооценки. Все показатели интерпретируются как по отдельности, так и относительно друг друга. С этой целью следует развернуть лист и соединить отметки актуальной самооценки, получив таким образом профиль.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, где (верху или внизу) размещен профиль. Общая низкая самооценка говорит о чувстве малоценности, зависимости и в целом неуспешном формировании личности. Однако завышенная самооценка также может стать источником проблем – такие дети зачастую необоснованно претендуют на лидерство и обладают завышенным уровнем притязаний. В дошкольном возрасте повышенный профиль самооценки является показателем хорошего уровня личностного развития, поскольку в этом возрасте не оценивается продуктивность ребенка. Гораздо более важным считается факт эмоционального принятия себя дошкольником, что обеспечивает надежный фундамент для его развития в будущем. Однако в младшем школьном возрасте ситуация резко меняется: теперь оценивается не старание, а реальные достижения, поэтому при получении завышенного профиля у младшего школьника необходимо проверить его обоснованность.

В ряде случаев профиль может быть неравномерным: может наблюдаться резкое повышение или, наоборот, падение по одной из шкал. При общем положительном профиле заниженные шкалы свидетельствуют о проблемах в данной сфере. Однако наличие подобных шкал не говорит о личностном неблагополучии ребенка. Если речь идет о ребенке шестого года жизни, то благоприятной считается одинаково высокая оценка по всем шкалам. Маленькие дети склонны оценивать себя одинаково по всем качествам, в то время как старшие дошкольники начинают выделять наиболее значимые сферы, их самооценка становится более дифференцированной, то есть по некоторым шкалам она может снизиться.

Помимо развития дифференцированности, возрастает адекватность самооценки. Для определения адекватности самооценки необходимо обратить внимание на объективные достижения ребенка. Можно обратиться к отзывам родителей и педагогов, но для снижения субъективности оценок следует задать ребенку уточняющие вопросы и попросить описать конкретные ситуации, в которых он проявил себя тем или иным образом. Но прежде всего нужно рассматривать эту методику в контексте всего индивидуального обследования испытуемого, которое предоставляет достаточно материала для объективной оценки практически по всем шкалам. Например, такая характеристика, как «ум», проявляется при диагностике познавательной сферы, а «характер» – при выполнении проективных методик и т.д.

Оценки, которые ребенок приписывает значимым лицам (родители, друзья, учителя), интересны на предмет совпадений и значительных расхождений с его собственной оценкой. Очевидно, что испытуемый идентифицируется с теми людьми, которые «оценивают» его так же, как и он сам, или выше, поскольку эта позиция наиболее комфортна. Если друг «оценивает» его низко, это указывает на наличие проблем в межличностных отношениях и, возможно, на подчиненную позицию ребенка в процессе общения. Значимость этой оценки можно увидеть при выполнении методик «Два дома» и «Цветовой тест отношений». Другими словами, если на вопрос: «Кто твой друг?» – ребенок называет имя, которое не фигурировало в этих методиках, то можно сделать вывод о сомнительности реальной значимости выставленной оценки.

Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад)

Особенности проведения методики

Экспериментатор заранее рисует на горизонтально расположенном листе два дома: слева – ровный красный дом, а справа – неровный черный дом со съехавшей крышей. При этом каждый дом должен состоять как минимум из пяти этажей и трех-четырех квартир – ячеек на каждом этаже.

Психолог дает ребенку инструкцию: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (экспериментатор указывает на красный дом), этот дом построен специально для тебя. Посмотри, какой он красивый. В нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». После того как ребенок укажет место, где он будет жить, психолог записывает его имя в эту клетку. «А кого ты хочешь взять с собой в домик? – спрашивает экспериментатор. – Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом. Где будет находится жилец?» Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и интересуется, кто он.

Когда испытуемый поселит всех, кого хочет в красный дом, экспериментатор указывает на черный дом: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому-то жить. А кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный», «плохой» или как-либо иначе его характеризовать, запрещено. Поскольку методика носит проективный характер, предполагается, что изображение выступает в роли символа, и ребенок самостоятельно увидит, какой домик «хороший», а какой «плохой». Далее проводится аналогичная процедура со вторым домом.

Интерпретация методики

Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, – отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше). Не менее важным показателем является порядок называния персонажей – те, кого ребенок назвал первыми, более значимы для него.

Кроме того, важно проанализировать, где ребенок разместил персонажей. Встречаются рисунки, на которых и ребенок, и родители находятся в одной ячейке; или рисунки, на которых ребенок находится на самом верхнем этаже, а родители – на самом нижнем. Можно предположить, что наиболее значимые персонажи и в пространственном плане (аналогично рисунку семьи) будут располагаться ближе к испытуемому.

Особое внимание необходимо обратить на те случаи, когда ребенок забывает, пропускает кого-либо из членов семьи. Только после того, как дошкольник «поселит» всех жителей в оба дома, экспериментатор может указать на пропущенного члена семьи и сказать: «Ой, а (имя пропущенного персонажа) мы забыли! Где же он (она) будет жить?» Этот вопрос необходимо задать дошкольнику, поскольку иногда, обозначая себя, он как бы подразумевает, что он находится там, например, с мамой. Кроме того, методика позволяет ввести дополнительных персонажей (например, педагога), если необходимо исследовать отношение к ним ребенка.

Цветовой тест отношений (А. Эткинд)

Особенности проведения методики

Для проведения методики экспериментатор должен предварительно составить список значимых для дошкольника лиц, а также ситуаций, связанных со спецификой социального окружения («ты в детском саду», «ты дома»). В этот список входят члены семьи испытуемого, его друг (подруга), сверстник, с которым отношения у ребенка, очевидно, не ладятся (что выявляется с помощью методики «Два дома»), воспитатель. Список должен содержать не менее 12 наименований, но и делать его слишком большим также не следует, иначе это приведет к значительным трудностям при осуществлении дальнейшего анализа.

Экспериментатор кладет перед испытуемым восемь цветных карточек (красную, фиолетовую, желтую, зеленую, синюю, коричневую, черную, серую). Их можно вырезать из цветной бумаги или раскрасить белые карточки. Психолог просит ребенка выбрать самый приятный, красивый цвет, затем выбранную карточку убирает и предлагает дошкольнику найти самый приятный цвет среди оставшихся и т.д.

На втором этапе экспериментатор вновь выкладывает перед ребенком восемь цветных карточек и предлагает соотнести их с персонажами из списка. Взрослый называет персонажа, а дошкольник называет наиболее подходящий цвет (показывает соответствующую карточку).

Таким образом, экспериментатор получает перечень цветов в порядке предпочтения (от наиболее предпочтительных к наименее) и список персонажей, которые ассоциируются с одним из цветов. Эти данные он заносит в таблицу 8.

 

Таблица 8

Интерпретация методики

Анализируя результаты методики, сначала необходимо определить, сколько цветов использовал испытуемый. Как отмечает автор методики, с возрастом количество повторяющихся цветов (то есть выбор одного и того же цвета для символизации различных персонажей) снижается, что свидетельствует о дифференциации системы межличностных отношений. Минимальное количество используемых цветов – четыре, что говорит о недостаточной расчлененности картины мира.

Далее необходимо обратить внимание на то, где размещены основные персонажи. Чем выше испытуемый располагает себя (ассоциирует себя с наиболее предпочитаемым цветом), тем выше его самооценка. Также следует обратить внимание на отношение испытуемого к основным социальным сферам («ты дома», «ты в детском саду», «ты на отдыхе» и т. д.).

Категория: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ | Добавил: admin (29.11.2013)
Просмотров: 723 | Теги: практический психолог в детском сад, диагностическое обследование, психологические особенности дошколь, психологическая диагностика ребенка | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz