Дидактическая игра в средней группе (от четырех до пяти лет) - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Вторник, 06.12.2016, 03:53

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Дидактическая игра в средней группе (от четырех до пяти лет)

У детей 4–5 лет расширяется словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется восприятие, мышление; они продолжают знакомиться с сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В знакомые дидактические игры, используемые воспитателем на занятиях, вводятся значительные усложнения. Так, в игре «Чудесный мешочек» дети определяют геометрическую форму предмета на ощупь. В игре «Найди такой же предмет» они должны не только рассмотреть и обвести по контуру предметы разных геометрических форм, но и также на ощупь, не глядя, суметь различить их и найти подобные в другой коробке. Перед началом игры воспитатель не спеша объясняет детям правила так, чтобы они поняли, в чем состоит их новизна.

В средней группе дети не просто определяют те или иные предметы, а учатся сравнивать и группировать их, выделяя общие признаки, различать предметы по назначению. Например, в играх «Подбери пару», «Узорный коврик», «Для чего нужен» они группируют предметы по величине и цвету, определяют назначение предметов кухонной посуды, мебели, одежды. Таким играм предшествуют дидактические упражнения, в которых совершенствуется умение детей различать разные по величине и цвету предметы: из предложенных больших и маленьких шаров, камешков, пуговиц они отбирают подходящие, парные предметы, описывают их и раскладывают в соответствующие места (ячейки, коробки, полки, корзины). Перед основной игрой воспитатель объясняет правила так, чтобы дети, опираясь на опыт, полученный в упражнениях, смогли играть достаточно свободно, получая удовольствие от игры.

Дети этого возраста не только различают и называют предметы и их основные формы, но и определяют положение предметов в пространстве (игра «Где солнышко?»). Перед началом игры дети учатся определять и называть положения солнышка: внизу – выше – еще выше – наверху – ниже – еще ниже – внизу – скрылось (спит). Воспитатель доводит до них игровую задачу: солнышко живет за тучкой и двигается по небу не торопясь. Нужно следить за положением солнышка, чтобы, определив это положение, показывать, что в это время делают на земле дети. Солнышко внизу – дети спят; солнышко поднялось выше – дети потягиваются (просыпаются) и делают зарядку; солнышко еще выше – дети кушают и играют; солнышко наверху – дети гуляют; солнышко ниже – дети отдыхают в саду; солнышко еще ниже – дети идут домой; солнышко скрылось – дети ложатся спать. Поначалу в этой игре ребята лишь внимательно следят за солнышком, их движения еще скованы и формальны. По мере усвоения игровой задачи содержание игры обогащается, уточняются игровые действия, они берут в игру атрибуты. Можно добавить музыкальное сопровождение: каждый этап восхода и захода солнышка будет иметь свою музыкальную характеристику.

Изучая пространственное положение предмета, дети узнают понятия «слева», «справа», «спереди», «сзади», «сбоку» и т. д. Для усложнения игры могут использоваться описания производимых действий («Кукла Лена ехала на бал в карете, впереди ехал кучер, а сзади – паж»),

поиск пропавших игрушек и определение их местонахождения («Мишка спал под стульчиком, а ослик – в сарае»). Игровая форма обучения позволяет детям легко усвоить основные пространственные положения вещей. Они могут самостоятельно производить действия с предметами и определять, где те находятся. Усложнением в таких играх могут быть дополнительные условия и предметы (к кукле приехали гости; надо указать, в какой комнате они будут жить, где расположена их комната), применение схем и планов (требуется расставить в заданиях мебель по нарисованному плану).

Детям этого возраста, как и прежде, нравятся игры с дидактическими игрушками. Прежде всего интерес вызывают яркие, красивые игрушки, способствующие развитию мелкой моторики рук (красивые кубики манят ребят своим цветом, будят воображение, призывают строить небывалые замки). Воспитатель может увлечь детей интересной игровой задачей: те ребята, у которых получится замок из кубиков определенных цветовых сочетаний (например, красная башенка, двухцветный мост и зеленый парадный вход), получат дополнительную фишку, а ребенок, набравший наибольшее количество фишек, может рассчитывать на поощрение (приз). В таких играх начинают проявляться элементы соревновательности, и, несмотря на то, что дети больше заинтересованы процессом игры, у них уже появляется желание получить задуманный результат.

Воспитатель продолжает серию игр на составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, паззлы, разноцветная мозаика). Дети складывают различные узоры, собирают предметы по выделенным общим признакам (мебель, посуда, игрушки), дорисовывают фигуры на полученных картинках, составляют и описывают сюжетные картинки.

В этом возрасте ребенок уже имеет опыт словесной дидактической игры. Ему все интересно, он многое хочет знать и многому может научиться; понимает, что правильно, а что нет; может оценивать речевые высказывания сверстников. Воспитатель должен воспользоваться моментом речевой продуктивности и в словесной игре побуждать ребенка к рассуждениям, высказываниям; манипулированию словом, звуками; сочинению, фантазированию. В игре «Волшебные звуки» педагог, развивая слуховое внимание детей, побуждает их представить себя на деревенском дворе и «услышать» звуки, которые могут раздаваться вокруг. Усвоив правила, ребята достаточно свободно проявляют себя в движениях и интонациях, а на следующих этапах проведения игры могут передать настроение того или иного персонажа.

Развитие речи в словесных играх эффективно при использовании движения и драматизации. Такие игры применялись и в младших группах, но теперь педагог должен использовать возросшие возможности детей. Им предлагают игры на различение скорости произнесения слов в сочетании с движением («Карусель», «Дождик кап-кап»), на вслушивание в четкость произношения, а затем и на воспроизведение слов («Каравай», «Угадай, кто в лесу»). Весьма интересна и полезна детям игра на слова русской народной песенки «Мыши водят хоровод»:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

– Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется серый кот -

Разобьет весь хоровод!

Шевельнул ушами кот -

И исчез весь хоровод.

Кроме задач на развитие слухового внимания в этой игре воспитатель ставит задачи развития темпо-ритмической и динамической выразительности слова, умения владеть артикуляцией, выражать в движении и согласовывать со словом содержание песенки. Пока «кот» дремлет в сторонке, «мыши», подчиняясь игровой задаче (не попасться в лапы кота), игровым правилам (будить кота должны все мыши одновременно, зная, что коту можно ловить их только после сигнала) и содержанию песенки, водят хоровод, сначала еле-еле двигаясь, произнося слова тихо, потом чуть живее и громче («мыши расхрабрились») и, наконец, уже совсем быстро и громко («мыши забыли обо всем»), в конце игры разбегаются, чтобы спастись. Желательно использовать в этой игре музыкальное сопровождение, например, русскую народную мелодию «Уж вы сени». Игра при этом приобретает живость, красочность; ребята действуют более эмоционально, общее настроение объединяет детей и взрослых в едином порыве.

Игры со звуками традиционно используются в музыкальном воспитании детей. Воспитатель (музыкальный руководитель) должен уметь использовать интонационный опыт дошкольников и вовлекать их, с одной стороны, в ситуацию игры, а значит, фантазии и занимательности, а с другой стороны – в ситуацию сосредоточенности и внимания. Необходимо упражнять детей в воспроизведении отдельных музыкальных звуков, чтобы добиться хорошего качества звучания. Так, в если в младшей группе они освоили раздельное чередование редких и частых ударов молоточком по пластинкам металлофона в игре «Дождик», то задачей следующего этапа будет воспроизведение небольших мелодических отрезков (мотивов, фраз, мелодий). Прямой показ на инструменте в данном случае будет наиболее верным приемом работы. Дети учатся правильно держать молоточек, соотносить по звучности удары, слушать воспроизводимые звуки. Для того чтобы дидактическая игра проходила успешнее, необходимо давать каждому воспроизведенному звуку определенную оценку качества его звучания, которое вполне могут различать дети средней группы. «Сочный звук» – это звук хорошей плотности, яркой окраски, он не двоится (то есть молоточек попадает на одну пластинку, не задевая другие), потому что извлечен верным приемом (достаточно силен удар молоточка, и есть хороший, пружинящий отскок руки). «Плоский звук» – это звук, взятый неверным приемом (слабый, неуверенный удар, плохой отскок молоточка), он тусклый, безжизненный, длится не долго, гаснет, едва начав звучать. Отрабатывая с ребенком движения руки с зажатым в ней молоточком, воспитатель (музыкальный руководитель) должен добиваться при каждом ударе сосредоточенности внимания на качестве воспроизводимого звука.

В музыкальной (и вообще в художественной) педагогике все обучающие задачи и цели должны даваться параллельно с художественными, а следовательно, и творческими, в которых на первый план выступает художественно-эстетический смысл упражнения, этюда, игры. Тогда в той же игре «Дождик» отдельно звучащие удары – «капли» – станут ощущаться ребенком не отрывочно, а будут связаны общим художественно-образным содержанием, настроением.

В средней группе проводятся дидактические игры с элементами творчества («Подбери нужный тембр», «Узнай песню по ритму», «Послушай звуки леса» и др.); игры на развитие музыкально-слуховых представлений («Лесенка», «Высоко – низко»), ладового чувства («Определи настроение», «Музыкальное лото»), чувства ритма («Выложи мелодию», «Двигайся ритмично»).

В этом возрасте у детей начинают преобладать коллективные игры, в которых есть место выдумке, соревновательности, инициативе. Они с удовольствием выполняют просьбу воспитателя обучить игре сверстника, который не знает, как в нее играть, либо не понимает правила игры. В таком случае обучение идет активно, дети подчиняются правилам и ревностно следят за выполнением правил другими ребятами. В задачи педагога входит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Вне занятий дети пользуются понравившимися им в ходе занятий дидактическими играми, изготовленными старшими детьми, а также играми, которые им предлагает воспитатель в свободное время с целью закрепления материала, совершенствования игровой ситуации и взаимоотношений в детском коллективе.

Воспитатель должен помнить о том, что нужно разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновлять игровые сюжеты. Специалисты советуют точно определять дидактическую задачу для каждой игры, акцентируя в ней самое главное, нужное. Например, если главной задачей игры является развитие речевой активности детей, то, конечно, не должны быть упущены эстетическая и нравственная задачи. Игра должна выстраиваться таким образом, чтобы каждый ребенок мог реализовать в ней свои способности и склонности, найти свой интерес; получить удовольствие от коллективного общения, осознать уверенность в своих силах.

Чередуя подвижные и малоподвижные игры, воспитатель повышает жизненный тонус и психическую активность детей, дает им возможность более свободно и ярко проявлять эмоции, что, в свою очередь, благотворно сказывается на умственной работоспособности дошкольников. Руководя дидактической игрой, педагог дает детям все больше самостоятельности, которая проявляется на всех этапах проведения игры. Игра становится более развернутой, детализированной, когда в действиях детей чувствуется уверенность, исходящая не только от проработанности и четкости действий, но и от созданной воспитателем атмосферы свободы и раскованности, ведущей к самостоятельности в игре.

Категория: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (19.10.2013)
Просмотров: 2985 | Теги: МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольная педагогика, воспитание и обучение дошкольников, для воспитателей детских садов | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz