Методика использования информационно-компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ - ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 06:59

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [80]
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [4]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ [16]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [43]
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ [10]
ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР [14]
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [7]
МЕТОДИКА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ [16]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ [9]
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [25]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ » ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР

Методика использования информационно-компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ

Наше время характерно стремительным развитием информационных технологий, существенно изменяющих практику повседневной жизни. «Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды» (из информационного письма Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»).

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Использование информационных технологий формирует у ребенка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом  успешного формирования  учебно-познавательной деятельности.  Компьютерно-опосредованная  деятельность  в соединении с собственной продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления.

В настоящее время на рынке мультимедийных программ ассортимент детских компьютерных программ достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию психических процессов ребенка, умственных способностей, раскрытию творческого потенциала, а зачастую даже могут нанести вред ребенку.

Дошкольные образовательные учреждения, особенно  новостройки,   оснащаются компьютерными классами, компьютерно-игровыми комплексами, оборудуются интерактивными досками и др.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачу  идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ,  сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Проведенные в данном направлении исследования  показывают, что одной из серьезных проблем является отсутствие четкой методики использования информационных технологий в образовательном процессе, отсутствует систематизация компьютерных обучающих и развивающих программ, не сформулированы единые  программно-методическое требования к организации педагогического процесса, его места в системе дошкольного образования.

Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже в 60-е годы прошлого столетия,  он пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом  качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов.

Теоретическое обоснование необходимости использования компьютерных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства  познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» показала, что использование компьютерной технологии в занятиях с дошкольниками приводит к активному овладению способами умственной деятельности. Светлана Леонидовна утверждала: «Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка».  Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.

 Данные экспериментальных исследований утверждают, что в условиях применения компьютера в познавательной деятельности можно получить более высокие показатели интеллектуального развития и творческого потенциала, чем в традиционных условиях (Белавина И.С.; Зворыгина Е.В.). Таким образом, в результате многих исследований, была  доказана эффективность применения компьютерных технологий  в комплексе всей системы дошкольного образования.

Основной методологический принцип программы  заключен  в необходимости  гармоничного и рационального использования  современных информационных технологий в образовательном процессе как средства реализации основных программно-методических задач. 

Для реализации  программы  важно соблюдать следующие методические рекомендации:

     Использование информационных технологий в работе с детьми должно осуществляться в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.

    Компьютерные занятия  должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса,  способствовать  сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.

    Современные информационные технологии  необходимо гармонично вписывать в единое образовательное пространство ДОУ так, чтобы они не представляли собой отдельно взятые компьютерные занятия.

    При составлении индивидуальной программы и плана занятий педагогу необходимо учитывать ведущие дидактические принципы дошкольной педагогики. Важно  опираться на имеющиеся у ребенка знания, полученные в процессе  выполнения основной образовательной программы, с целью их творческого и продуктивного развития с использованием современных ИТ.

   Тематическое планирование должно осуществляться в тесном сотрудничестве педагога и воспитателя при непосредственном участии старшего воспитателя. Это позволит всем участникам педагогического процесса создать единый подход к решению  воспитательно-образовательных задач, реализуемых различными способами. При таком подходе информационное средство выступает не как самоцель, а как полноправное дидактическое средство  развития детей,  направленное  активизацию их психических процессов, развития творческих способностей.

   В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой  программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребенка единого образовательного поля.

   Занятия с использованием  информационных средств   являются одним из этапов решения той или иной воспитательно-образовательной задачи: по развитию математических представлений;  изобразительной деятельности; конструированию; развитию речи и началам грамоты, ознакомлению с окружающим миром.

   Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных,  компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности и др.

   При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного ранее материала;

подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование задания, подготовка к  самостоятельной компьютерной деятельности;

собственная деятельность на компьютере; 

анализ результата, подведение итога занятия.

Занятия с использованием ИТ должны  содержать в себе не только непосредственную работу ребенка с информационным средством (компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная, проективная и иная детская деятельность,  направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса,   усвоение  поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.      

   Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.

   Собственная продуктивная деятельность детей, согласованная по целям, задачам и тематическому содержанию с  деятельностью компьютерного занятия  может проводиться:

педагогом на компьютерном занятии - фрагментарно

воспитателем в группе в параллельном или последовательном прохождении аналогичной теме по тому или иному виду деятельности

педагогом дополнительного образования(по театрализованной деятельности, изостудии и др.) или специалистом (педагогом-психологом, дефектологом, учителем-логопедом и др.)

Ведущая  роль отводится  выбору информационно-дидактического пособия, так как именно  в нем заложены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного  процесса, их  соответствие  целям, задачам и содержанию. 

Важность профессионального, грамотного подхода к этому вопросу      обусловлена наличием  в настоящее время большого  количества компьютерных программ для детей, не  отвечающих  психолого-педагогическим требованиям.         

Большая роль в организации педагогического процесса с использованием ИТ отводится выбору предметно-развивающей среды. Для  оптимального раскрытия широких возможностей  информационных технологий в развитии детей важно использовать их вместе с  неотъемлемыми атрибутами детства – играми и игрушками.

 На занятиях необходимо использовать традиционную предметно- развивающую и обучающую среду: демонстрационный и раздаточный материал, иллюстрации и др.

Комплексное использование  ИТ с  привычной для ребенка предметно-развивающей средой: строительным и  природным материалом, красками и мозаикой  и т.д. сформирует  у детей  восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребенка к реальному созиданию, сохраняет его от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

     Оптимальный результат достигается путем использования ведущих, традиционных   средств и методов образовательной  деятельности с активным внедрением  эмоционально  значимых  приемов.

     Заключительным этапом работы ребенка с информационными технологиями должно быть  создание собственного продукта. Это может быть печатный рисунок, открытка, составленный рассказ, иллюстрация к сказке, решенная задача, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован  желанием ребенка придумывать, созидать, воплощать.

Категория: ДОШКОЛЬНИК И КОМПЬЮТЕР | Добавил: admin (25.09.2012)
Просмотров: 1446 | Теги: компьютерные игры для детей, МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ранее развитие детей, дошкольник и компьютер, методические рекомендации воспита | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz