«УРА! ПИКНИК!» - МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 08:41

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ

«УРА! ПИКНИК!»

Дальняя семейная прогулка с привалом, съестными припасами, ро­мантическими пейзажами — любимая, долгожданная затея для взрос­лых. Что же говорить о малыше! Как любое привлекательное для крохи событие, его можно умело обогатить любыми воспитательными и учеб­ными задачами, но первое, что от вас требуется: ни на минуту не забы­вайте на такой необычной прогулке о присутствии маленького ребенка, о его интересах и потребностях.

Ах, как часто приходят в понедельник ребятишки, которых вообще не стоило приводить в этот день в садик: утомленные и перевозбужден­ные (родители не рассчитали дальность и длительность маршрута); с сильными солнечными ожогами на спинке и предплечьях (не притени­ли майкой); некоторые из маленьких туристов — с расстройством же­лудка, спазмами в кишечнике (поили в путешествии теплой «Фантой», потому что никто не догадался взять двух - трехлетнему крошке кипяче­ной воды); а сколько битых коленок, порезов, ушибов из-за возмути­тельного невнимания взрослых, полагающих, что ребенок сам поигра­ет, пока мама и папа заняты волейболом, купанием, приготовлением шашлыка... Взяли малыша с собой — не он при вас, а вы весь сценарий пикника строите с расчетом на его впечатления, его силы и возмож­ности.

Что может почерпнуть кроха из этой восхитительной прогулки?

Мы — взрослые (родители, воспитатель) — еще раз продемонстри­руем ребенку наше собственное (нравственное!) отношение к живой природе и подадим несколько прекрасных примеров (в программе «Кроха» есть емкая формула: «не навреди!»): мы никого не ловим, не хватаем бесцеремонно в кулак, даже посмотреть; не пинаем несъедоб­ные грибы и стараемся не калечить хрупкую листовую подстилку с нежными лесными растениями. Мы не сомневаемся, что такие элемен­тарные правила поведения в природе известны всем родителям-тури­стам.

Кроха увидит, как вы стремитесь сохранить красоту и здоровье леса: после вашей стоянки все останется по-прежнему — вот урок экологиче­ского воспитания (об этом подробнее чуть позже).

Безусловно, поток впечатлений будет отличным стимулом для раз­вития речи. Вы покажете насекомых, птиц, а повезет, и зверушек. Нет, вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы восхищенный малыш непременно запоминал их имена. Просто эмоционально поговорите о том, что наблюдаете; кто там барахтается, уползает, скользит, перепархивает... какие зеленые, золотистые, бархатистые, взъерошенные существа обитают на свете... Педагоги уже поняли, что речь идет об активи­зации и обогащении словаря. Итак, чтобы ребенок увидел красоту мира я получил при этом толчок в речевом развитии, с ним надо общаться. Еще один момент речевого развития — формирование связной (диало­гической) речи. А если малыш развит, то уже и монологической. Сочи­ните вместе сказку на привале, напишите (прямо на берегу!) вместе письмо бабушке, которая наверняка не видела такую стрекозу или лягушку.  Малыш получит отличную возможность развить свою речь, называя разнообразные овощи, фрукты в сочетании с различными прилагательными, эпитетами, ставя их в разнообразные согласова­ния — в этом помогут папа и мама; это и повод вспомнить названия цветов спектра (и их оттенки, если ребенок достаточно развит).

Ребенок увидит искреннее восхищение взрослых природой, и, что еще более важно, наше уважительное отношение к ней. (Серебристые мальки в прозрачной воде, красные фантастичные мухоморы в сумраке леса...)

Кроху порадует вкусный стол в необычной обстановке. Малыш продолжит знакомство с фруктами и овощами, их разнообразными аро­матами и вкусом, внешним видом — цветом, формой.

Ребенок почерпнет из этого значительного семейного события очень важное: стиль взаимоотношений между членами семьи. Мы обя­зательно остановимся на этом подробнее, ибо нравственный человек проявляется во всем: и в отношении к природе, и в отношении к ближ­нему своему.

Кроха на пикнике, помогая взрослым, почувствует радость совмест­ного труда и свою нужность. Важно и то, что этот труд будет связан с наведением чистоты в природе.

А теперь позвольте пригласить вас на пикник молодой семьи: папа, мама и Саня (2 года 7 месяцев) уже выходят из автобуса на шоссе, окаймленное Дремучим лесом, и углубляются в него по знакомой тро­пинке.

 

«Не навреди!»

Следуя по маршруту, скорее всего хорошо знакомому, папа и мама сами не станут наносить ущерб природе и подскажут малышу, как себя вести. Например, в лесу в начале лета много цветущих трав: темно-голу­бая лесная фиалка, лютик, колокольчик. Не надо ступать прямо по листовой подстилке с живыми и очень хрупкими растениями, лучше воспользоваться тропкой. Мама и папа любуются этими цветами и под­сказывают Сане, почему их нельзя рвать. То и дело между низкими вет­ками кустов вспыхивает от проникающего луча солнца чудесная паучья сеть. Мама говорит: «Саня, это паук сделал, не порти, он старался...» (Зачем нужна сеть, мама пока не подчеркивает — многие законы приро­ды жестоки, и если знакомить с ними слишком рано, то это может отвра­тить малыша от сложного и прекрасного «мира бессловесных».) Можно спеть по дороге песенку (немножко сказочную) о лесных встречах.

По дорожке, по тропинке

Я в зеленый лес бегу.

Я не трону паутинку

И ромашку на лугу.

Припев:

Ни лягушку, ни зверушку

Не хочу тревожить я,

Не хочу сажать в корзинку

Эту девочку — Ежинку,

И с волчонком мы — друзья.

Ждет меня зайчонок Прошка

И Матренушка - Лиса;

Потому-то мне дорожку

В этот лес забыть нельзя!

Припев.

 

Привал! С чего начать?

Итак, перед нами маленькая опушка, заканчивающаяся пологим скатом в воду — песочек и низкая травка; сразу много света... Велико­лепная панорама перелесков за рекой. Просто отличное место! Родите­ли не спешат стягивать майку с сынишки — солнце опаснее лесных ко­маров. Конечно, не забыли про панамку. Мама просит сыночка: «Саня, помоги достать вещи». Саня с восторгом принимается доставать сокро­вища из большой папиной спортивной сумки и своего крохотного раз­ноцветного рюкзачка — там песочный набор, полотенце в пакете, носо­вой платок. Папа деликатно подсказывает ребенку, куда можно «сбегать за кустик», проследив, чтобы мальчик ни на что не накололся.

 

Вкусный урок

Мама закончила приготовления к трапезе и вытерла Сане ручки сы­рым полотенцем. На скатерти на пластмассовых тарелочках — овощи, несколько пучков зелени, фрукты, очищенные яйца, сваренные вкру­тую, хлеб, такой привлекательный здесь. (Сразу заметим: любимую все­ми клубнику можно взять в поход только в том случае, если у вас есть сумка-рефрижератор. Это ягода капризная, скоропортящаяся.) Здесь все не как обычно, и даже к знакомым вещам интерес повышается на порядок. Родители используют эту «энергию новой обстановки». Ма­лыш не только знакомится с фруктами и овощами — известными и не­известными, но и восхищается щедростью природы, ее прекрасными дарами. Папа кладет Сане на пестрое блюдечко из пищевой пластмассы несколько ломтиков помидора, половинку вареного яйца, ломтик хлеб­ца;   потом   привлекает  внимание   мальчика   к  остальным   овощам: «Сколько у нас...чего?» Саня принимается перечислять, но папа оста­навливает его. «А как одним словом сказать?» Мама шепчет: «Игрушки? Рыбки? Птички?» Ребенок смеется и наконец вместе с папой «догады­вается» — овощи. Саня спрашивает: «А хвостики зеленые?» Взрослые объясняют: «Это укроп. Вот — петрушка, салатик... Тоже овощи. Их можно называть зелень. Догадался, почему?» «Потому что они зеле­ные!» — восклицает малыш, и папа хвалит его. За едой взрослые не­громко спокойно переговариваются, часто называя овощи с разными прилагательными, выделяют их голосом, чтобы малыш использовал правильные согласования: «Крепкая морковка у меня... А ты еще варе­ной свеколки хочешь?..» (Кстати, вы все помните, что ударение в словах «свекла», «свеколка» — исключительно на первом слоге.) Мама говорит: «Морковка оранжевая, а свекла...» Папа басит: «Синяя!» Саня готов помочь: «Красная!» Мама уточняет: «Лучше все-таки    сказать: темно - красная». Саня оживляется: «Красное — это яблоко... Дай мне!» Тапа говорит: «Сначала угостим фруктами маму. (Нет-нет, все правильно, мы хотим растить не эгоиста — пусть кроха не догадывается, что все — для него!) Саня протягивает маме грущу: «Груша золотистая!» Папа хвалит сына. А что тебе дать, Санечка? Малыш отвечает: «Грушу и еще — вот...» (Ребенок затрудняется в выборе слова.) Папа помогает ему: «Это, Саня, киви, они выросли далеко отсюда. На, кусочек груши, кусочек киви и... яблоко!» Вся семья хохочет: перед Саней — долька мандарина. Сияющий малыш поправляет папу: «Нет, это мандарин!» (Вы заметили, что фрукты даются кусочками. Так можно много проде­густировать без риска для здоровья.) Мама задумчиво произносит: «А как назвать их одним словом?» Малыш уже самостоятельно опреде­ляет: «Фрукты!» Мама командует: «Ну-ка, папа, закрой глазки». (Кладет ему в рот дольку апельсина, лукаво сделав сыну знак: не подсказывай!) Папа быстро съедает его и запевает: «А-пельсин, а-пельсин!» Сане тут же хочется так поиграть. У него во рту поочередно оказываются кусочек яблока, киви (малыш сразу узнает их), а потом — кружочек помидора. Немного замешкавшись, ребенок догадывается: «Помадора». Родители поправляют его и просят правильно произнести это название. Мама го­ворит: «Все фрукты у Сани были во рту, а кто же лишний среди них? (Саня отвечает.) Да, помидорчик лишний, а почему?..» (Ребенок, ко­нечно, еще затрудняется ответить, но мы должны подводить его к та­ким размышлениям.)

Мы с сожалением отвлекаемся от этой уютной сцены (мы еще вер­немся к ней). Педагоги, конечно, узнали давным-давно известные ди­дактические упражнения: «Узнай по вкусу», «Назови одним словом» и даже «Кто лишний» (программа «Кроха» советует использовать и эту игру, если малыш достаточно развит).

Но что самое главное? Добрая, веселая атмосфера; демократичные взаимоотношения взрослых и ребенка; общий тон восхищения перед дарами природы. (Если кроха совсем мал — не 2 и 7, как Сане, а 2 го­да — просто больше подсказок и подговаривания в речевом общении.) Ваш малыш развит, как Саня? Сочините после обеда сказку про яблоко или грушу, прочитайте стихи. Во время еды этого делать не стоит. Предлагаем вам маленькие веселые тексты, которые хорошо подойдут к атмосфере пикника.

Как будто красный светофор, В тарелке — яркий помидор!

Скорей кружочками нарежь И веселей с укропом ешь!

Эту крепкую морковку — Ярко-рыжие бока,

Подцеплю в тарелку ловко И — сгрызу наверняка!

Винегрет

Свекла спешила, гостей пригласила:

Друзей Огурцов приезжать попросила;

Морковь и Капустку просила зайти, Картошку,

Укропчик к обеду прийти...

Вы все догадались уже, или нет?

Конечно, в обед — овощной винегрет!

 

Маленькие рыбки!

Вернемся на бережок. Мама немножко почитала вслух. Возможно, малыш подремал. Разворачивается веселая игра в песочек у воды. Ребе­нок резвится в воде по щиколотку и вдруг замирает. В воде — стайки мальков. Малыш восклицает: «Маленькие рыбки!» Родители поддержи­вают интерес мальчика: «Да, это рыбки-малыши...» Папа обращает вни­мание на интересные особенности поведения рыбок: как дружно, слов­но по невидимой команде, меняют они направление движения, сверк­нув боками; привлекает внимание к тому, какие они все узенькие, серебристые, одинаковые... Если в похожей ситуации ваш малыш захо­чет напугать или поймать маленькие создания, доброжелательно оста­новите его, предложив взамен покормить рыбок — бросьте вместе с ним горстку хлебных крошек; покажите, как разбегаются круги на воде, когда рыбка хватает лакомство с поверхности, как рыбки интересно разворачиваются — хвостиком вниз, как будто встают... Пусть интерес будет подкреплен восхищением и уважением к другому миру, к другой жизни.   Папа говорит:   «Саня,  маленьким рыбкам хорошо  в речке жить — играть и плавать, а без воды они умрут. Не будем их ловить». (Предвосхищая вопросы пап-рыболовов, мы советуем: нет, не берите ребенка на рыбалку, хотя бы пока он совсем маленький. Защитники природы, кстати, не одобряют такого развлечения среди нашего стре­мительно исчезающего биоса. Для ребенка это созерцание убийства в качестве забавы, как бы оно ни называлось. Рыба тоже испытывает страх смерти и страдания. Быть может, вы успеете поселить в сознании малыша новые взгляды, и тогда подросший сын сам не захочет участво­вать в рыбалке. Оставьте ему возможность выбора и дайте время.

 

Пусть будет чисто!

На воздухе время пролетает быстро. Итак, мама, папа и Саня соби­раются возвращаться. Предлагаем вашему вниманию важнейший мо­мент нравственного воспитания малыша. Мама наклоняется и подни­мает из травы обрывки полиэтиленовой упаковки от хлеба. Она громко говорит: «Надо убрать! А то травке расти плохо». Саня тут как тут: «А здесь — кожурки!» Родители хвалят малыша: «Молодец! Кожурки и скорлупу мы зароем в ямку, чтобы было чисто». Сане дают лопаточку, и он помогает папе вырыть ямку, а затем сам увлеченно закапывает ее: «Вот! Будет чисто!» Мама поясняет: «Пакетик мы зарывать не станем, а заберем и выкинем в контейнер около дома — кожуру могут съесть ка­кие-нибудь жучки, а пакетик невкусный...» Ребенок хохочет: «Да, не­вкусный!» Нередко мы видим плачевную картину на месте недавней стоянки туристов. Этим взрослым людям, видимо, не показывали в дет­стве, как вести себя в природе. Очень просто: мусор, который усвоится в природе, зарыть, а «несъедобный» (стекло, пластик) сложить в самый обыкновенный пакет с двумя ручками и выкинуть в черте города в му­сорный контейнер. Ранние впечатления западают очень глубоко в душу ребенка: уважение к травке, деревцу, лесным обитателям станет опреде­ляющим при встрече с природой, проявится в подлинно гуманном от­ношении к окружающей среде и в отдаленном будущем.

 

«Не плохие мухоморы...»

Уставшие и довольные, туристы возвращаются домой. Саня едет на плечах у папы. Сверху мальчик первый замечает: «Что это?» Папа отве­чает: «Это, сынок, мухоморы». Саня радостно подхватывает: «Гри­бочки!» Мама сдержанно говорит: «Их не едят — можно заболеть». Са­ня реагирует на это: «Они плохие!» (Бежит к грибам и хочет толкнуть их ногой.) Отец останавливает его: «Погляди, какие они красивые. Все в лесу их любят. Послушай песенку мухоморов:

Не плохие мухоморы —

Так зачем же нас срывать?

Далеко в лесных просторах

Наши шапочки видать.

Охраняем лес дремучий,

Как фонарики горим.

Не пинай, не рви, а лучше —

Улыбнись и посмотри!»

Мама задумчиво говорит: «Когда я была маленькой, мне рассказы­вала бабушка, что лесные звери — лоси и волки — лечатся мухоморами, когда заболеют». Саня с возрастающим интересом глядит на мухоморы. Папа замечает: «В сказках старички Лесовички носят мухоморные ша­почки и умеют превращаться в мухоморы».

Какой бы объект ни наблюдал ваш кроха, подчеркивайте: «В приро­де нет „плохих", природе нужны все».

...Папа находит гладкую палочку с изогнутым концом: «Наверное, Лесовичок потерял. Возьмем ее на память о нашей прогулке...» Деревья расступаются. Крохотная автобусная остановка на шоссе. За спиной у малыша остается прекрасная дружественная стихия. Что, кроме еловой палочки, вынес он оттуда?

По аналогии с методическими рекомендациями для родителей мож­но организовывать короткие пешеходные прогулки в ближайшее при­родное окружение (парк, роща, луг, опушка леса) с небольшой под­группой малышей детского сада, но обязательно в сопровождении не­скольких взрослых. Возьмите с собой все необходимое: воду, чтобы дети могли попить и вымыть руки, непортящиеся продукты, а также элементарное оборудование для наблюдений (лупа, фотокамера, фото­аппарат и пр.).

Категория: МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ | Добавил: admin (16.01.2016)
Просмотров: 77 | Теги: развивающее обучение в детском саду, занятия по программе Крох, приобщение дошкольников к природе, малыш в мире природе, природоведение в детском саду | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz