УДИВИТЕЛЬНЫЙ АЛЬБОМ - МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 18:19

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ

УДИВИТЕЛЬНЫЙ АЛЬБОМ

Программа «Кроха» рекомендует в качестве методов приобщения ребенка к природе «постоянные, многократно повторяющиеся наблю­дения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением книг...». Эти методы можно с успехом объединить под обложкой не­большого альбома с чистыми листками, которую вы сделаете сами, приклеив на обложку фотоиллюстрацию цветущего луга, леса или раз­ных зверей, насекомых...

Итак, альбом с простыми коротенькими записями, вложенными на­ходками, рисунками (с привлечением ребенка), фотографиями поможет удержать беглые впечатления, вернуться к ним многократно (причем по желанию малыша!); воспринять мир природы более ярко и осознан­но — и с той нравственной установкой, которую вы зададите.

Альбом (малыши часто называют такой альбом книжкой) станет ва­шим верным спутником на прогулках в природу и помощником в эко­логическом воспитании крохи. Он пригодится и воспитателю, и семье «друзей природы». Мы расскажем вам о некоторых возможностях ис­пользования альбома более подробно.

Завтра придем еще!

Сегодня мама и сын (воспитатель и малыши) ходили к муравейнику и видели, как по муравьиным тропкам движутся вереницы насекомых. Рассмотрели это зрелище, стихи про Маринку и муравья прочитали (помните главу о насекомых?), потом мама достала из пакета альбом и фломастеры. «Вот возьму коричневый фломастер и нарисую, как мно­го-много муравьишек по своей дорожке ползут; в домик спешат». На глазах малышей на листе появляются удлиненные коричневые точки, которые выстраиваются по извилистой траектории. Рисовать надо очень быстро, чтобы малышу не наскучило. Предложите малышу тоже нарисовать муравьишек. А если они «собьются» с дороги, обыграйте это обстоятельство: «Наверно, увидели длинную-длинную палочку для му­равейника». И т. п. На листе бегло намечаются травинки, горизонталь­ные штрихи фона — земли. Мама подытоживает: «Я написала: „Видели муравьиные дорожки"». (Делает крупную подпись печатными буквами. Когда ребенок начнет читать, поверьте, для него не будет более увлека­тельного чтения, чем этот, выученный наизусть, помятый и такой лю­бимый альбом.) На следующей прогулке рассмотрите хорошенько сам муравейник, расскажите, почему его нельзя разрушать, и зарисуйте все, что увидели. Взрослый нарисует муравейник, а черные и коричневые точки, коротенькие линии, которыми покроется скругленный конус, вполне может рисовать и ребенок.

В следующий раз альбом понадобится, когда малыш увидит, как му­равей тащит большую палочку или, что еще интереснее, как ее тащат сразу несколько муравьев. Нехитрый рисунок предлагается дополнить ребенку: «Нарисуй травку». (Редкие отдельные травинки среди листо­вой подстилки изобразить очень несложно.) Чтобы с альбомом было удобно работать, возьмите планшет — любую твердую картонку, папку и т. п., к которому резинкой (лучше двумя) можно прикреплять альбом. Не потеряйте нотки восхищения и доброжелательности, сколько раз вы бы ни смотрели на тот или иной объект.

 

Находки

Ребенок нашел птичье перышко, повертел в руках, пронес шагов десять и выронил, уже забыв о нем. Давайте перескажем эту сценку. Мама: «Саня! Какое удивительное перышко ты нашел: с черным, и... с желтым, и... с беленьким! Интересно, кто его обронил?» Саня: «Птичка!» Мама: «А птички разные бывают. Эту птичку зовут дятел. Скажи: „дятел". У нее красивый наряд и как будто красная шапочка на голове. А теперь — прислушайся. (Если перышко действительно принадлежит дятлу, то вы вполне можете услышать его дробь.) Тр-р-р-р — это дятел стучит по дереву. Делает дырочку. Зачем? Чтобы поймать жука себе на обед». Мама быстро рисует дятла на стволе. «Я пишу: Слышали дятла в лесу и нашли его перышко. Вот оно». (Мама берет перышко и вклады­вает в альбом.) Мы сделаем на этой страничке кармашек и положим в него перышко...» (В «Санькином альбоме» уже лежат перышко кукуш­ки, чудесное пуховое гусиное...) Как можно вернуться к впечатлению дома? Можно найти изображение птицы и показать, как выглядит дя­тел, прочитать стишок...

«Дятел пестрый, носик вострый,

Сел на сук: тук-тук-тук!»

На слова «тук-тук-тук» постучите вместе с малышом указательным пальцем — ему, конечно же, захочется повторить действие, и ребенок легко запомнит этот текст, стилизованный под народную прибаутку. Впечатление, подкрепленное разнообразным материалом (в том числе и литературным), «протяженное во времени», оставит глубокий яркий след.

Может ли находка стать частью своеобразной коллекции? Безуслов­но! (Помните материал в главе о камешках и другом природном матери­але?) Но чтобы ваша находка продолжала «работать» во времени, надо стремиться подбирать к ней картинку в книжке, стишок, вашу собствен­ную интересную историю, организованную с находками-предметами сказку-импровизацию, а также привлекательное и удобное для «экспо­нирования» место хранения. В первой части книги мы говорили об этом более подробно. «Чудесный альбом» делает коллекционные находки ча­стью еще одной системы — альбома — своеобразного дневника, альбо­ма — поэтической иллюстрации к встречам в природе.

Могут ли иметь право на существование находки неинтересные, но окрашенные связью с более интересными впечатлениями либо вашей фантазией. Увидеть чудесное в обыденном — одно из важнейших слага­емых креативности, способности к творчеству. Маленький пример. Ма­ма и Саня бродят в роще и натыкаются на узенькую утоптанную троп­ку. Она присыпана белым песочком, на обочинах — колоритные кочки, поросшие мхом и хвощами. Саня в восторге от находки и обращается к маме: «Ты ее напишешь, да?» Та не спешит с ответом, потом говорит: «Интересно, кто по этой тропке ходит? Она такая узенькая, малень­кая...» Вот и заработала фантазия! По тропке, возможно, ходили ма­ленькие лисички, семья гномиков, много-много ежиков... Мама не отвергает гипотезы сына и предлагает свою версию. «Я знаю очень сим­патичных зверей — они друзья и любят гулять по лесу. Может, это их тропиночка?.. А какие звери? Вот, послушай!

Шел кот-скороход

По лесной дорожке.

С ним — коза-дереза,

Беленькие рожки.

 

Топ-топ, по грибы,

По ягоды — топ-топ!

И шумят, шумят дубы

Возле старых троп...»

Веселые и ритмичные в начале, эти небольшие и удивительно ска­зочные стихи А. Прокофьева в конце звучат распевно и загадочно, осо­бенно если вы резко смените темп и почти пропоете «шумят, шумят...», а последняя строка, затухая, прошелестит, словно издалека, из сказки... Предвосхищая сомнения тех, кто опасается за формирование «реалисти­ческих представлений о природе», авторы уверяют, что от реальности эта «узенькая тропка» не уведет. Чтобы подкрепить это фактами, вер­немся в рощу, где Саня слушает стихи на тропинке. Кот и козочка вос­хищают его, возможно, благодаря таланту замечательного детского поэ­та, возможно — они встретились ему в «нужное время и в нужном мес­те», благодаря хорошей маме. Насколько интереснее стало все вокруг этой тропки! Какой всплеск фантазии, воображения ребенка и вместе с тем какая это благотворная среда для развития познавательных интере­сов! Мы не будем останавливаться на тех, уже совершенно реалистиче­ских, наблюдениях и сделанных — совершенно реалистических умоза­ключениях, толчок-то все равно — из сказки! А где неинтересная наход­ка? Тропку назвать такой уже нельзя. Вот находка — ломаный прутик, каких в лесу миллион лежит. «Козочка на него грибы надевала!» Прутик зарисован, сохранен; нарисована и узенькая тропка. «Видели тропку. По ней гуляли котик и коза. Вот стихи про них...» Заметим еще об одном ас­пекте: лесная сказка подтолкнула к творческой игре, конечно, еще очень простой. Частенько на лесной дорожке мама и сын превращались в ко­зочку и кота, искали грибы, заходили в гости к лесным жителям, прята­лись во время ужасной бури, терялись и находились...

 

О грустном

Мы не можем полностью изолировать малыша от впечатлений пе­чальных и суровых. К сожалению, иногда на пути гуляющих в лесу ре­бенка и взрослого оказываются мертвая птичка, крот... Что делать, если ребенок оказался наблюдательнее вас, и вы не успели отвлечь его внима­ние? Малыш жалеет птичку: «Бедный дятел!» Мама объясняет сыну: «Дятла обидел плохой человек, и птичка умерла». Не надо говорить очень много. Главное, пусть ваши интонации будут искренними. Нари­суйте птичку, лежащую на коричневых листьях. Мама комментирует: «Я написала внизу: „Бедный, бедный дятел! Он больше не будет летать и стучать по деревьям"». Не предлагайте ребенку засыпать птичку сухими листьями. Такие действия привлекательны для малыша, а положитель­ные эмоции здесь будут неуместны. Возвращаться ли к тяжелому впечат­лению? Специально — не надо. Ребенок, скорее всего, сам найдет эту страничку, перебирая листки своего драгоценного альбома. Прочитайте ему подпись, расскажите немножко об этом зверьке или птичке или под­берите стихи. В «Санькином альбоме» появились вот такие строки:

В наряде красном, черном и желтом

Мертвый дятел лег у ствола.

Вся природа

Всхлипывает шепотом,

Что своим бессильным ропотом

Защитить его не смогла.

Малыш слушал серьезно и взволнованно, заново переживая встречу с лесной бедой. Мы предоставляем читателю сделать вывод о том, на­сколько значителен этот эпизод в нравственном развитии ребенка, если он пережил его на лесных тропах с мудрым и тонким взрослым спутни­ком. Способность испытать боль при виде чужого несчастья выходит далеко за рамки биологической этики.

 

Друзья

В теплый период года, во время отдыха родителей у малыша появ­ляется возможность чаще общаться с домашними животными. Про­грамма «Кроха» рекомендует в первую очередь учить правильному об­щению, одинаково радостному для животного и ребенка («никакого на­силия!», «не навреди!»), подчеркивать, наблюдая за собакой, кошкой, что они живые — поэтому тоже нуждаются в еде, отдыхе, ласке. Про­грамма рекомендует привлекать внимание к действиям, повадкам этих симпатичных зверей. Альбом поможет сохранить впечатления малень­кого друга природы более яркими (в буквальном смысле!). Поиграли с бантиком, бумажкой, посмотрели, как живая киска ест, вспомнили, что надо давать отдохнуть, нельзя беспокоить, когда киска не хочет, а по­том... щелкает фотоаппарат, и серенькая Мурка навсегда остается в аль­боме рядом с крохой, бережно охраняющим ее сон. Подписи должны не копировать аналогичные в фотоальбомах — «наша детка в ...году на даче...», а утверждать положения биологической этики, чтобы, вспоми­ная содержание записи, ребенок вспоминал о важном — «Саня не бу­дил Мурку. Она устала, спит». Это такая же высокая этика, как и та, что звучит в стихах А. Барто «Мама спит, она устала...».

Сразу пометим для молодых родителей и педагогов: фотоаппаратом (так же, как и видеокамерой) не стоит увлекаться — он не подменит беглой зарисовки, сделанной вместе с крохой. Зачем же фотографиро­вать в альбом Мурку, лохматую Жучку? Очень просто — они члены се­мьи, их прекрасные лики должны быть сохранены наравне с людьми.

Сельскохозяйственных животных друзья природы называют так: «Те, кому не повезло». Опровергнуть трудно — они мученики потреб­ностей человека. Главное — не привлекать внимание ребенка к темным и трагическим сторонам взаимоотношений людей и животных. И еще: тема полезности сельскохозяйственных животных должна идти парал­лельно с темой благодарности к ним. Разумеется, знакомство с коро­вушкой, бараном, кроликами — это богатейшая пища для познаватель­ного развития малыша.

Вот замечательные стихи И. Токмаковой:

Маленький барашек нам мешок кудряшек

Подарил к зиме, подарил к зиме.

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

И носочки мне, и носочки мне!

...Посмотрели на барашков, как дружно ходят впятером (даже убе­гают все вместе, когда Грошик напугает); как травку щиплют. Мама за­мечает: «Какие они кудрявые! Они дают стричь свою красивую шерст­ку, и из нее вяжут тебе теплые носочки». Саня поправляет маму: «Но­сочки из клубка делают». Мама уточняет: «Правильно, а ниточки в клубке делают из шерсти барашка». Тут и время прочитать прелестную шотландскую песенку про маленького барашка. Саня заключает: «Я люблю барашков» после того, как на альбомном листке появляется барашек с подписью: «Маленький барашек. Он дает нам шерстку». Ко­нечно, крошке моложе двух лет мы просто покажем барашка и ласково назовем его, расскажем потешку.

Рассказывая о животных, мы обязательно покажем мам и детены­шей, поупражняем детей в правильном назывании. (Педагоги вспомни­ли игру «Животное — детеныш?» Ребенок: «У кошки... — котенок!» Воспитатель: «Молодец, вот тебе фишка-картинка». Ребенок: «У коро­вушки — коровенок». Воспитатель: «Нет, не коровенок, а теленок. А козочку в альбом написали, кто у нее был? Правильно, козленок!) Главное — все животные любят своих детей и заботятся о них. Они — как мы. Если потом мама нарисует кролика, кроха вполне смо­жет нарисовать малышей из двух кругов побольше или поменьше с ушками-овальчиками...

 

«Неприятные» животные

Ребенок открыт для постижения мира. У него нет страха и преду­беждения ни перед одной земной тварью. К сожалению, взрослые сеют порой эти чувства. Мы должны знакомить малыша с живыми существа­ми, демонстрируя свою симпатию и расположение к ним. Главные на­правления такой работы:

Вызвать интерес и добрые чувства, подчеркивая уважение к праву на свободу лесных зверят.

Познакомить с повадками и внешним обликом животных.

Научить правилам поведения при встрече с хрупкими, пугливыми либо опасными животными.

Возможности «чудесного альбома» в данном случае переоценить трудно. Ребенок снова и снова заново переживет лесную встречу, пере­листывая уже слегка помятые странички.

Итак, программа «Кроха» подчеркивает: «При встрече с лягушкой или жабой объясните, что бояться их не следует, что они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь».

Если встреча с лягушкой произошла около водоема, то вам с малы­шом повезло, и вы увидели не маленькую красновато-коричневую дре­весную, а изумительную красавицу — зеленую пятнистую лягушку. Ре­бенок, конечно, реагирует на чьи-то быстрые передвижения в траве у воды — они вызывают и любопытство, и робость. Мама: «Подойдем поближе, Санечка, посмотрим, кто там?» Саня: «Прыгает! Зачем прыга­ет?!» Он отступает на шаг; возбуждение крохи двух с половиной лет до­стигло предела, но он еще не знает — радоваться или путаться. Мама ласково, спокойно произносит: «Это лягушка, она так всегда прыгает. Посмотри, попрыгала к пруду... А сейчас она...» Малыш: «Плывет!» Мама: «Да, как смешно плывет лягушка — дрыгает задними лапками и продвигается вперед — раз, раз, раз... Лягушка живет на берегу и в воде. Погляди — она спряталась. Одна мордочка с большими глазами из воды торчит... От кого она прячется?» Саня: «От нас?» Мама: «Да, она нас боится, но мы не будем обижать маленькую лягушку. Только самые плохие люди обижают маленьких. (Обратили внимание на эту реплику? Какой позитивный мотив для крохи почувствовать себя боль­шим и хорошим!) Ой, их тут много, все в воду скачут! Какие они, по­гляди? Зеленые! Да, и еще в пятнышках. Лапки маленькие и пальчики такие нежные, тоненькие, а сама лягушка кругленькая, немножко смешная. Сейчас, сейчас, Саня, конечно, мы ее запишем в альбом!» Мама рисует лягушку, а сын, к ее удивлению, сам диктует: «Лягушка. Она прыгает. Пальчики маленькие у нее есть и глазки». С определенно­го момента ребенок, как вы видите, не только принимает участие в за­рисовках, но и стремится обозначить встречи в записях, чутко уловив алгоритм фиксирования главного в повадках и внешнем обличье любо­го живого существа. Такой сдвиг свидетельствует о том, что работа с альбомом обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, всегда чуть опережая возможности крохи, увлекая вперед. Взрослый должен по возможности без редактирования написать заключение ребенка, попра­вив в случае необходимости лишь грамотность согласований или пра­вильность отдельных слов, и только уже потом добавить что-то сущест­венное и от себя, если нужно. Мама завершает впечатление малыша: «Послушай песенку про лягушку.

Как яблоко росистое, лягушка вся пятнистая,

Игрушечные лапки, чудесные глаза...

Тебя не напугаю, лягушка дорогая,

Живи себе в канавке, зеленая краса.

Припев:

Ля-ля-ля-ля-ля, динь-дилинь, ква-ква!

У животных тоже есть права...

Пусть живут спокойно весь свой век,

Не мешай им, добрый человек!»

При следующей встрече крохе наверняка захочется взять в руки симпатичную и совсем уже не страшную лягушку. Вот тут и вспомним о биоэтическом уважении к животному. Мама: «Это мы хотим ее взять. А лягушка хочет?..» Саня: «Не знаю». Мама: «И я не знаю. И потом, Саня, она такая нежная, прохладная, ей будет горячо и плохо у тебя на ладошке. Помнишь, как лягушки испугались тебя? Не будем их огор­чать».

Знакомясь с сухонькой легкой ящеркой, мы тоже сделаем акцент на хрупкость животного, на запрет любого произвола. Самое главное, что­бы запреты эти были мотивированы для маленького следопыта с пози­ции доброты и уважения. Мама чуть позже предложит ребенку песенку - чистоговорку (первый куплет про лягушку вы уже знаете), которая не только поможет в развитии артикуляции ряда еще недоступных зву­ков, но и напомнит содержание и нравственный вывод наблюдения. Они — друзья. Без этих созданий мир станет много печальнее.

А на пригорке нашем мы ящерке помашем:

«Мелькай в траве почаще, наш пестренький дружок!»

Без ящерок шуршащих, красавиц настоящих

Опушка станет скучной, и загрустит лужок!

В низменной местности вполне вероятна встреча со змеей (пусть даже на некотором расстоянии). Возьмите себя в руки и не показывай­те ребенку свое напряжение и тревогу. Сразу, но осторожно и, главное, спокойно (не напугайте кроху) отступите назад на несколько шагов. Ребенка подхватите на ручки. Обыденно повествовательным тоном (без повышенных, взволнованных интонаций) объясните малышу — как про любую другую «интересность». «Это — змея. Она — красивая. (Об­судить внешность змеи позже. В более безопасном месте.) Змея очень боится, что мы на нее наступим. Ей нельзя загораживать дорогу, по которой она ползла; нельзя кричать и махать руками, топать нога­ми. Змея может укусить, потому что боится. Давай отойдем в сторону». От этой первой встречи будет зависеть, как всю жизнь малыш будет от­носиться к этим существам. Покажете свой страх, и ребенок будет бо­яться, обеднив свое восприятие «мира бессловесных» на порядок. Как видите, мама научила азам осторожного, предусмотрительного поведе­ния, но постаралась предотвратить проявления неприязни, агрессивно­сти или бесконтрольного страха перед рептилиями. Змея тоже боится, она не желает зла человеку. (Так оно и есть на самом деле!) Разумеется, записи в альбоме лучше сделать, перейдя в другое место. Любовь и ува­жение к природе и неосмотрительное, беспечное поведение в общении с ее (такими разными!) детьми не одно и то же. Ребенок тоже должен знать об этом. Третий куплет песенки — про змей, о том, как «мы змей не обижаем», — сознательно переводит смысловой акцент на позицию сильного и доброго, а не напуганного, спасающегося и т. п.:

Мы змей не обижаем, их в банку не сажаем

И палкой не гоняем. Зачем же их гонять?

Ведь змеи так красивы, умны и справедливы...

Давайте их, ребята, жалеть и охранять!

 

Мимоходом

Возможно ли отсроченное фиксирование впечатления? Конечно! Альбом будет «работать» даже тогда, когда вы очень спешите. Мама и сын на даче; идут за молоком, и вдруг малыш восклицает: «Кто это?!» Мама поясняет сыну: «Это гусь. Видишь, какая у него шея, большой клюв». Только дома вынимается альбом. Саня сам приносит его. Мама, как умеет, рисует гуся. Подписывает: «Видели гуся. У него вот такая длинная шея». Ребенок берет альбом, начинает перелистывать: «Вот травки водяные, это собака Жучка, наши перышки». Так будет повто­ряться каждый раз.

Альбом разовьет не только интерес и любовь к «прекрасному живо­му», он поможет сделать взгляд малыша на природу более присталь­ным. Привлекая внимание крохи к, казалось бы, незначительным явле­ниям, мы помогаем увидеть в них необычность и красоту. В альбоме развитого ребенка могут появляться и такие записи: «Дул ветер, и вода в речке морщилась. Это рябь»; «Шел дождик, и земля стала краснень­кая» (суглинок в поле); «Козы сделали себе дорожки, как ступеньки». Вы обратили внимание, какие короткие лаконичные записи. Много­словие погубит образ, затруднит понимание. Сам ребенок, может, обра­тит внимание, а может, и нет, на изменение цвета почвы, козьи тропы уступами в овражке... Если летом его окружил непривычный удивитель­ный мир, помогите постигать его, тогда малыш и сам непременно ста­нет вглядываться в окружающее, находя «интересности», восхищаясь прекрасным.

Чтобы активизировать этот процесс, порой можно использовать своеобразный соревновательный момент. Мама: «Саня, а я нашла гри­бок в листочке, как в шапочке. А ты?» Саня: «Паук на ниточке лезет, высоко, высоко...» Мама: «Это его паутинка. Как ловко поднимается на ней, мы так не умеем... Давай твоего паука на паутинке нарисуем... Ну-ка, подрисуй паутинку. ...А мой грибок я уже нарисовала, — вот он!» Саня: «Ух, какой альбом у нас — весь изрисованный...»

Такие дневнички - зарисовки полезно вести, используя вышеизло­женные рекомендации, в условиях дошкольного учреждения. Для этого не нужно дополнительного оборудования. На ежедневные прогулки можно вынести с собой альбом, фломастеры и в присутствии детей, при активном их содействии зафиксировать их впечатления.

Категория: МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ | Добавил: admin (16.01.2016)
Просмотров: 76 | Теги: развивающее обучение в детском саду, занятия по программе Крох, приобщение дошкольников к природе, малыш в мире природе, природоведение в детском саду | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz