«КРАСНЫЙ САРАФАНЧИК, ЧЕРНЫЕ ГОРОШКИ...» - МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ - Каталог статей - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 11.12.2016, 09:06

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ [224]
СКАЗКИ МУДРОЙ СОВЫ [476]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ [353]
РАЗВИВАЮЩИЕ СКАЗКИ [40]
ПОВЕСЬТЕ В ГРУППЕ [23]
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ [74]
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ [105]
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ [73]
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР [101]
ОТДЫХАЕМ С ПОЛЬЗОЙ [183]
ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ [41]
ПОДЕЛКИ [46]
ДИВО - ОБУЧАЙКА [18]
ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ [17]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [37]
ГРАМОТЫ И МЕДАЛЬКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
ШАХМАТЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ [30]
СКОРО В ШКОЛУ [168]
МАТЕМАТИКА [44]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ [98]
РЕБЕНОК ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [162]
РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ [24]
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ [33]
ВЕСЕЛЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ [47]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [11]
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [17]
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ [28]
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ, МЕТОДИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ [36]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [23]
ENGLISH. АЗЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [82]
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ СРАЗУ ДВА ЯЗЫКА [31]
БУКВАРЬ ЛЬВЕНКА И ЧЕРЕПАХИ [33]
АКАДЕМИЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ [50]
ЭКСПРЕСС-КУРСЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ [36]
ОКНО В ПРИРОДУ [35]
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ [4]
ЗАНЯТИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ [17]
АЗБУКА [63]
ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА [11]
ПОДЕЛКИ К ПРАЗДНИКАМ [55]
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [64]
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "Я УМЕЮ ЧИТАТЬ" [21]
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ [13]
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [10]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [35]
МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ [29]
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ [9]
ПРАВИЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА [7]
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ [33]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ

«КРАСНЫЙ САРАФАНЧИК, ЧЕРНЫЕ ГОРОШКИ...»

Программа «Кроха» рекомендует наблюдать насекомых; пусть дети «учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие осо­бенности». А что мы еще делаем, наблюдая стрекозу или бабочку?

Развиваем познавательную активность и реалистические представ­ления о природе. Развиваем чувство прекрасного. Развиваем связную речь, обогащаем словарь малыша.

Самое главное — формируем гуманное отношение к насекомым, как к существам, имеющим право жить так, как они хотят, со своими желаниями и своими делами...

Кого из этих созданий мы покажем малышу? Не спешите перегру­жать маленького исследователя обилием названий; с кем из «мира бес­словесных» вы можете знакомить, зависит и от возраста и развития крохи, и от вашего природного окружения.

Важно показать незащищенность, хрупкость, таинственную красоту этих существ. Мы должны формировать новый, биоэтический взгляд: этот взгляд будет полон нежности, уважения, он обогатит нравственно вашего ребенка и поможет в воспитании человека, толерантного к миру природы.

Итак, в первую очередь покажите самых распространенных насеко­мых, с интересными повадками и запоминающейся внешностью: мура­вьишек, божью коровку, бабочку, стрекозу...

 

Муравьишки-работники

Муравьи непременно привлекут внимание вашего ребенка. Их мно­гочисленность, массовые передвижения, труд — вот на чем зафиксиру­ем внимание малыша.

Второй важный момент наблюдения: показать, какие муравьишки маленькие по сравнению с ребенком, как осторожно и бережно мы проходим мимо их домика-муравейника. Таким образом, мы вызовем доброжелательные, покровительственные чувства, опережая боязли­вость или агрессивность.

Если вам посчастливилось встретить большой лесной муравейник, не спешите с комментариями, дайте крохе время окинуть взглядом, изумиться, создать собственное впечатление. Взрослый объясняет: «Это муравьи, они маленькие; их много. Муравьишки работают, строят дом — муравейник». Покажите удивительные муравьиные тропки на земле и, возможно, на стволах деревьев; покажите, как насекомые пере­носят хвоинки и палочки.

Наблюдение подкрепляется художественным словом, которое по­может преодолеть боязливость или агрессивность при встрече с незна­комым в природе. Мама обращается к настороженно притихшему ма­лышу: «Я знаю одну девочку — Маринку. Она тоже видела этих муравь­ишек. Вот послушай:

Шла Маринка за грибами,

Вдруг она прижалась к маме:

„Мама, мамочка, постой,

Муравей ползет большой!

Он укусит!"

  „Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас —

Делом занят он сейчас.

У кого работа есть —

Тот не станет в драку лезть!"»

Этот текст А. Демьянова читается ласково и весело. После мама предостерегает: «Ты такой большой, муравьишки сами могут тебя испу­гаться. Не кричи, не топай ногами, не наступай на муравьиные дорож­ки...» Мы еще не раз будем апеллировать к «огромности» малыша в сравнении с маленькими существами. Пусть кроха почувствует себя добрым великаном.

 

Бабочки-красавицы

Прежде чем начать выражать свое восхищение (часто в общении с ребенком слегка преувеличенное, а дети так тонко чувствуют нюансы), вспомните слова К. И. Чуковского о том, что в детских книжках дол­жно быть больше глаголов, чем прилагательных. Предложите посмот­реть, что делают бабочки. Малыш скажет: «Летают!» Тогда покажите, как бабочка опускается на цветок, сидит на нем немножко и перелетает на другой. Один ребенок спросил: «Она их нюхает, да?» Вот тут и сюр­приз для детского любопытства: «Они пьют сладкий цветочный сок!» Ребенок оживляется: «А мы будем пить?» Взрослый отвечает: «Нет, мы большие, мы так не можем. А бабочки... Маленькие!» Дети подхватыва­ют: «Да, сами на цветочки похожи». Вот в этот момент и рассмотрим белые с черными пятнышками крылья белянки, нежное бархатистое тельце, красиво свернутый хоботок. Если ребенку три года и он уже хо­рошо говорит, так и скажите: «Эту бабочку зовут Белянка — видишь, какая она беленькая». Чудесно хороши желтые лимонницы с крохотны­ми красными пятнышками в самых уголках крыльев — их имя тоже бу­дет понятно малышу. Только не побуждайте к запоминанию специаль­но — пока в этом нет необходимости.

Почти у каждого крохи возникает желание поймать это летающее чу­до. Помните синие марлевые сачки 60-х годов на гладкой лакированной палочке? К счастью, мамы и папы не помнят, а бабушки бегали с ними по лугу. Со стороны это выглядело так же красиво и трогательно, как и плетение веночков. Недаром на старинных жестяных коробках печенья или конфет начала XX века появлялись изображения нарядных деток в веночках с сачками. Сегодня взрослые могут воспринимать эти «роман­тичные» занятия исключительно как безжалостную и неэкологичную за­баву, которая может нанести вред развитию вашего ребенка. Что прои­зойдет, если малыш действительно поймал бабочку? «Он посмотрит и отпустит», объяснили автору родители двухлетки, придерживающиеся «умеренных» взглядов в области биологической этики. Потревоженные, со сбитой пыльцой крылья недалеко унесут бабочку даже в том исклю­чительном случае, если ребенок просто не затискает насекомое в малень­ком кулачке. Но дело не только в этом. Поощряя эти игры, вы поощряете произвол по отношению к живому существу. Допустим на миг, что живая и абсолютно невредимая бабочка вспорхнула с Танюшкиной ладошки. Можете ли вы на такой же миг представить, что какое-нибудь гигантское гипотетическое существо схватило малыша — «только посмотреть и отпу­стить»? Несопоставимо? Биологическая этика так не считает. Мы все — дети природы, прекрасные и равнозначные перед ее лицом. В усло­виях экологического кризиса хрупкий биос планеты смогут сохранить лю­ди, которых мы вырастим в «благоговении перед жизнью». Свою установ­ку взрослый должен донести до малыша: «Нет, Танюшка, бабочка такая нежная, она испугается, она не хочет, чтобы ее ловили». Ребенок должен понять, что бабочка может пугаться, чего-то не хотеть, для него это тоже открытие, великое открытие, что «они такие же, как мы».

Скажите малышу: «Танюшка, послушай стихи про эту бабочку и маленькую девочку Машу».

На лесной полянке

Погуляем с Машей...

Бабочка-белянка

Села на ромашку.

Мы не тронем бабочку,

Бабочку - беляночку!

 

Божья коровка

Веселая декоративность (красненький в горошек!) этого небольшо­го жучка сделала его любимцем детей. (Ребенок может подхватить от более старших детей искаженное название «бабка-коробка» — оно не­благозвучно и неграмотно, поправляйте!) Восхитится даже двухлетний малыш. Ребятишки, конечно, увидят развлечение детей постарше, рас­певающих «Божья коровка...», поднимая жучка на руке. Пусть вам это покажется непривычным, но мы должны проявить твердость и не по­ощрять эту игру. Можем ли мы говорить о воспитании уважения к жи­вому существу, если так бесцеремонно сдергиваем его с листочка?

Вот вы и ребенок рассмотрели жучка — его чудесную расцветку и трещинку на спинке («У него на спинке крылья, он может летать!»), об­ратили внимание на то, какой он тихий, малоподвижный и ножки тон­кие-тонкие, маленькие-маленькие... Если малыш по примеру пятиле­ток протянет руку, чтобы взять божью коровку, предложите послушать стишок-историю.

Красный сарафанчик, черные горошки.

Тихий маленький жучок, жук-коротконожка...

Мальчик Саня подбежал,

«Эй, лети скорей!» — сказал.

«Божья Коровка, полети на небо,

А не то — гляди — возьму,

Посажу тебя в тюрьму!»

«Я — малыш, а ты — большой,

В руки не бери.

И не стой надо мной,

Вот — лечу... Смотри!»

Интонируйте текст смелее. «Мальчик Саня» говорит капризным и бесцеремонным тоном с угрожающими интонациями; Божья Коров­ка — тихо, ласково, но твердо. Последние слова произносятся весело и лукаво. После чтения вполне логично прозвучит комментарий мамы: «Конечно, этот жучок — малыш; мы с тобой большие, не будем оби­жать его. Он хочет посидеть и отдохнуть. А мы дальше пойдем гулять...» Важнейший мотив поведения для ребенка — возможность почувство­вать себя большим, в чем-то наравне с взрослым. Умело используйте этот мотив, общаясь с малышом, тогда впоследствии он обязательно перенесет эту позицию мудрого, сильного и великодушного на общение с животными и растениями, на общение с более младшими детьми (и со стареющими родителями, быть может...).

 

«Попрыгунья-стрекоза»

Хрупкая, фантастичная, зависающая над листком синяя стреко­за — «коромысло», настоящий веселый вертолетик... Стрекозы пленяют нас легкостью, изяществом — прямо-таки королевы воздуха. У водоема вы обязательно встретитесь с ними, хотя стрекоза может объявиться и среди населенного городского квартала.

Покажите быстроту и легкость полета стрекозы, а когда она опус­тится, осторожно (стрекоза не подпускает близко к себе) рассмотрите необычный вид насекомого — длинное сухое тельце, мощные прозрач­ные крылья, тонкие маленькие ножки и, конечно, громадные глаза.

Нарисуйте на сыром песке стрекозу, выложите из палочек — при­влеките ребенка к вашему занятию.

Продемонстрируйте крохе свой интерес, свою симпатию к этому существу, и малыш откликнется тем же без каких-то особых усилий с вашей стороны.

 

Кого еще показывать?

Если ваш любознательный сынишка спрашивает «кто это?», добива­ясь ответа, конечно, называйте, полюбуйтесь вместе. Очень вероятно, что именно черная, длинноногая, немножко страшноватая из-за быст­рого передвижения жужелица запомнится ему больше всех. А если вы сами в восторге от зелено-золотой бронзовки и хотите показать ее ре­бенку — неправильного тоже ничего нет. Многие дети младше трех лет прекрасно запоминали самых разнообразных насекомых и симпатизирова­ли им. Так, графитно-оранжевый жук-«солдат» и мозаичный черно-крас­ный жук-«пожарник» (нужны ли нам их сложные ученые названия, когда есть такие веселые имена) стали любимцами крошки 2 лет 3 месяцев. Ребе­нок еще не мог толком выговорить, как они называются, но непременно узнавал, радовался... В вашей местности могут встречаться интересные на­секомые, которые тоже достойны внимания вашего крохи...

Напоминаем тем не менее: не перегружайте малыша впечатления­ми, не показывайте ему сразу много насекомых подряд, не побуждайте малыша специально запоминать названия насекомых. Если вы вовре­мя подхватили интерес ребенка и воспользовались нашими советами, он обязательно запомнит и полюбит этих самых странных детей при­роды.

Категория: МАЛЫШ В МИРЕ ПРИРОДЫ | Добавил: admin (16.01.2016)
Просмотров: 70 | Теги: развивающее обучение в детском саду, занятия по программе Крох, приобщение дошкольников к природе, малыш в мире природе, природоведение в детском саду | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz