Цели:
научить
ребенка выделять этапы; познакомить с последовательностью изготовления лебедя
из бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем делать лебедей из бумаги. Скажите,
а какого цвета бывают лебеди? Дети:
— Белые.
— Черные.
(Воспитатель
беседует с детьми о том, чем питаются лебеди, где живут и т.д.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какого я сделала лебедя. Вы хотите сделать такого?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам для этого понадобится?
Дети: Бумага.
(Ребята разбирают белую и черную бумагу, по желанию.)
Воспитатель: Ну
что ж, начинайте делать! (Дети говорят, что они не знают, как делать, не
умеют. Некоторые просят воспитателя помочь им.)
Воспитатель: Может, кто-нибудь умеет складывать сам?
Лиза: Я умею веер.
Вера: Я умела кораблик, но забыла.
Воспитатель: Как же мне
вам помочь?
Юля: Сделать.
Воспитатель: Что, к каждому подойти и сделать? Тогда все лебеди будут не ваши,
а мои.
Аня: А вы можете нам подарить.
Воспитатель: Конечно могу. А разве вы сами не хотите научиться делать? Вы
совсем маленькие, что ничего не умеете?
Аня: Мы не маленькие, мы умеем, только не знаем, как сделать лебедя.
Маша: Покажите, пожалуйста, как вы делали.
(Воспитатель подвел детей к тому, что они сами попросили показать, как
делать лебедя. Воспитатель молча показывает, как изготовить лебедя. Времени это
занимает немного, т.к. надо совершить всего 4 операции. Но показа явно
недостаточно, чтобы дети могли повторить действия воспитателя.)
Воспитатель: Всем понятно?
Аня: Нет. А почему вы молчали, когда делали?
Воспитатель: А что я должна была говорить?
Аня: Туда загнуть, сюда сложить.
Воспитатель: Я должна была не только показать, как делать, но и рассказать?
Дети: Да!
(Детям не достаточно только показа. Каждое проделанное действие должно быть
рассказано (проговорено). К этому детей подвело действие воспитателя. Дети
заметили, что в показе недостает рассказа последовательности работы. По просьбе
детей воспитатель показывает и описывает каждое действие.)
Воспитатель: Теперь понятно?
Лиза: Да. Только я не запомнила.
(Во время показа некоторые дети пытались делать своего лебедя.)
Воспитатель: А что нужно для того, чтобы ты запомнила?
Маша: Еще раз показать.
Катя: Помедленнее.
(Воспитатель показывает еще раз, медленнее. Дети пытаются сделать лебедя, но
им опять это не удается.) Катя: Я не успеваю, надо еще медленнее.
Аня:
Подождите меня.
Маша: Давайте вместе. Вы делаете и мы.
Воспитатель: Мы же так и делаем. Я
показываю медленно, а вы делаете.
Саша: Вы всё сразу показываете.
Воспитатель: А как надо?
Маша: Пожалуйста, не
всё сразу.
Аня: Так, как мы рисовали лебедя: сначала все нарисовали голову, потом шею,
потом туловище.
Воспитатель: Я поняла. Я должна вам показать и рассказать одно действие — этап
и подождать, пока все сделают?
Дети: Да!
(Воспитатель своими действиями и «непониманием» подвел детей к тому, что они
попросили показать не все действие в целом, а его части — этапы. Воспитатель
показывает действие по этапам, дети выполняют.)
Воспитатель: У всех получились лебеди?
Дети: Да!
(Ребята приносят своих лебедей и ставят их на стол, рассматривают. Поэтапный
показ воспитателем последовательности изготовления поделки привел к тому, что
ребята смогли выполнить работу.) |