Занятие в старшей группе «Кто главный?» - КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ - ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Пятница, 09.12.2016, 04:52

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ [47]
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ [22]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [68]
ПРИРОДА [31]
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ [10]
ИНТЕРКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ [9]
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ [66]
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН [19]
ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА [13]
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ [40]
ПЕРВЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА [60]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие в старшей группе «Кто главный?»
31.03.2014, 13:21
Цель: найти выход из ситуации спора за счет определения оснований точек зрения и выявления различения между ними зрения как между разными предметами, разрешающими спор.
Задачи: выявить точки зрения, приведшие к спору; разрешить сам спор; выявить два разных предмета, неразличенность которых привела к спору.

Ход занятия
(Для работы была использована спонтанно возникшая ситуация спора между детьми во время игры. Девочки играли с куклами Барби и Кеном в сюжетно-ролевую игру «Семья». Ксюша выбрала роль мамы, Наташа роль папы. Возник спор.)
Ксюша: Мама главная!
Наташа: Нет, в любой семье главный всегда отец! Как скажет папа, так и будет!
(Воспитатель обращает внимание детей группы на сложившуюся конфликтную ситуацию.)
Воспитатель: Почему Ксюша считает, что мама — главная в семье?
1 Проводилось педагогом-психологом Н.А. Алексеевой.
Дети: Она работает и воспитывает детей.
Если бы не мама, детей вообще не было бы.
А еще она вкусно готовит.
И еще, когда больно, дети всегда зовут маму. Без мамы никуда!
—  Да, она главная!
Воспитатель: А почему же Наташа считает, что папа главный?
Дети: Он сильный, очень умный!
А мама что, глупая что ли?
Папа ничего не боится, он защитник!
Воспитатель: И что получается? Дети: И папа, и мама могут быть главными! Воспитатель (обращаясь к Ксюше и Наташе): Для чего вам нужно было знать, кто главный?
Девочки: В игре мы ждали гостей и решили убраться дома, делали перестановку мебели. Я хотела поставить мебель по-своему, а она, то есть папа, по-другому. Кто главный, тот и прав.
Воспитатель: А кто обычно убирается дома?
Девочки: Мама.
Воспитатель: Можно ли назвать папу главным по уборке квартиры?
Наташа: Нет!
Воспитатель: Можно ли назвать маму главной по перестановке мебели?
Ксюша: Это маме тяжело. Пожалуй, справится лишь папа.
Воспитатель: Всегда ли папа может быть главным? Или всегда ли мама главная?
Дети: Наверное, папа прав тогда, когда нужна его сила!
—  Что-нибудь поднять, отремонтировать. Мужская работа — вот как это называется! Тогда папа главный!
—  А мама главная в женских делах: испечь торт, приготовить поесть, сшить, одеться красиво. В этих делах она разбирается лучше!
Воспитатель: Так кто же главный в вашей игре? Дети: Мама главная по уборке, а папа — по перестановке мебели!

Для развития у ребенка способности различения требуются не столько специальные занятия, сколько готовность педагога и родителей использовать обычные постоянно возникающие ситуации разности мнений, культура бережного отношения к чужой точке зрения, признаваемая всеми значимость разности мнений для получения нового знания. Педагоги, начинающие работать с различительной способностью, используют сначала сценарии специально разработанных занятий, но впоследствии видят возможность вести обучение детей и в различных бытовых ситуациях. Приведем примеры различительной работы детей в разновозрастной группе (3-10 лет).

(Шла подготовка к празднику «Фонарики». Ребята делали фонарики из бумаги. Договорились, что те, у кого сохранился фонарик с прошлого года, делают фонарики для гостей.
Поссорились дошкольники
Никита с Сережей. Никита хотел отдать фонарик, который сделал Сережа, своему брату. Сережа протестовал и не давал фонарик. Ксюша (3 класс) предложила помощь.)

Н и к и т а : Сережа делал фонарик для гостей, а я для себя. Поэтому я взял его фонарик для брата. Мы так договаривались.
Сережа: Алешка не гость, он твой брат. Я ему не дам.
Ксюша: Мальчики, я все поняла. Давайте разберемся. Никита, ты считаешь, что Алеша гость?
Никита: Да.
Ксюша: Сережа, а ты считаешь, что он не гость?
Сережа: Да.
Ксюша: Значит, надо разобраться, кто такой гость. Сережа, ты ходил в гости?
Сережа: Да.
Ксюша: Расскажи, как ты ходил в гости.
Сережа: Ну, нас с мамой пригласила в гости мамина подружка. Мы поехали на машине. Она угощала нас. А потом мы поехали домой.
Ксюша: Никита, а ты был в гостях?
Никита: Да. Я был в гостях у бабушки.
Ксюша: Сережа, а ты был в гостях у бабушки?
Сережа: Да.
Ксюша: А кто тебя приглашал? Бабушка.
Ксюша: А можно тебя назвать бабушкиным гостем?
Сережа: Да.
Ксюша: А скажи, Никита, ты на праздник кого в гости пригласил?
Никита: Брата.
Ксюша: Значит, брат может быть гостем?
Никита: Да.
Ксюша : Сережа, скажи: гость — это кто?
Сережа: Гость — это когда тебя приглашают. Алешу пригласили. Он гость. Пусть берет фонарик. Никита, только скажи, что это я для него сделал.
В этой ситуации старший ребенок (школьник) не только сумел помочь малышам, но и организовал диалог так, чтобы вывод ребенок сделал сам. Сережа понял, почему он был не прав.
Сережа (5-6 лет) успешно перешел от употребления готовых различений к простым выстроенным самостоятельно различениям и может приступить к более сложным. Саша (5-6 лет) уже прошла эти два этапа. Ребята 4-5 лет пока работают с готовыми различениями.
Приведем фрагмент занятия.

(Закрепляя цвет, величину, счет на пирамидке из трех колец, воспитатель спрашивает у ребят, взяв среднее колечко, какое оно большое или маленькое.)
Аня: Большое.
Миша: Маленькое.
Воспитатель: А как узнать, кто из вас прав?
Никита: Нужно собрать пирамидку. (Дети собирают пирамидку.)
Вика: Ваше колечко среднее.
Саша: Вика, ты вопрос помнишь? Нужно определить, какое оно.
Вика: Колечко посередине, значит, оно среднее.
Саша: Я сейчас ее разберу, вот так. (Разбирает пирамидку и хаотично раскладывает.) Теперь что среднее? Сережа: Хочешь, я тебе подскажу?
Вика: Подскажи.
Саша: Не надо, пусть сама думает, а то в школе будет плохо учиться.
Сережа: Я ей так подскажу, что она сама будет думать. Вот смотри. Надо взять два колечка в руки и сравнить их. А потом взять другое. Поняла?
Вика: Поняла. (Манипулирует колечками.) Один раз колечко маленькое, один раз — большое.
Никита: Оно что у тебя растет?
Сережа: Вика, думай! Почему так получается?
Саша: Вика, надо что-то еще спросить. Думай! Можно теперь я подскажу? Я возьму три конфетки. (Приносит конфеты, показывает Вике одну.) Конфета большая или маленькая?
(Вика понимает и берет не конфеты, а колечки.)
Вика: Я знаю, какой вопрос надо задать! С каким колечком сравнить? Если с красным, то оно маленькое, а если с зеленым, то большое.

Различительная способность позволяет ребенку удерживать единый предмет и рассматривать его с разных, в том числе и противоположных, сторон. Это первый шаг в мышление, возникающий из коммуникации, где сталкиваются разные мнения, или из действия, где привычный способ дает совершенно не те результаты, которые предполагались. Предмет, который появляется в результате различительной работы, принадлежит мышлению: его можно только помыслить, никакими чувствами или восприятием этот предмет не получить. Это важное обстоятельство связано с тем, что различение содержит идеализацию, хотя и фиксируется, после того как получено, в языке очень просто: длина отличается от ширины, старший по возрасту отличается от старшего по полномочиям, цвет отличается от формы и т.д.
Идеализация — «целенаправленное выделение в мышлении таких сторон и характеристик изучаемого объекта — связей и отношений, — которые не могут существовать в практической деятельности в подобном специально отчлененном и изолированном виде. Подобное расчленение, выделение и изоляция осуществляются для целенаправленного рассмотрения анализируемых сторон и характеристик. Идеализация является важнейшей составляющей всего знания, идеализация фиксируется и закрепляется при помощи специально конструируемых знаковых форм».
Работать с идеализациями можно уже с детьми 3-4-летнего возраста, например в играх. В этом отношении интересны игры «Живое — неживое» и «Болото».

Игра «Живое — неживое»
Загадывается предмет или явление. Отгадывающий должен с помощью вопросов, содержащих противоречие, или противоположность, как можно быстрее узнать, что же загадано. Например, водящий загадал «стол». Игроки задают вопросы. Кто быстрее догадался, тот и выиграл. Знатоки игры начинают с вопроса «Живое — неживое?», формулировка которого и дала название самой игре. Получив ответ, что это неживое, «продвинутые» шестилетки задают вопрос: «Сделанное или природное?» — и т.д., пока не будет сомнений, что же загадал одящий. Никаких правил, какие вопросы задавать, нет, кроете того, что должно быть предложено два выбора, и ответ будет одним из них. Если же ребенок не смог задать следующую по уровню конкретизации оппозицию, водящий отвечает: «Ни то ни другое». Малышам загадывают предметы попроще, старшим дошкольникам — посложнее. Сами дети могут загадать предмет или явление достаточно сложное — это же игра.

Игра «Болото»
Материал: планшет с намеченными дорогами (схема 4); набор разных по форме, величине и цвету геометрических фигур — болотных кочек.
Ребенку предлагается разведать болото для того, чтобы с одного раза можно было бы провести армию, например, положительных героев различных мультфильмов или сказок для спасения Чебурашки, Василисы Прекрасной и т.д.
Один из играющих (взрослый или ребенок) раскладывает фигуры на планшете. Он загадывает фигуры-ловушки — встав на них, играющий будет тонуть. По остальным фигурам-кочкам можно ходить — они твердые. Партнер по игре должен пройти из левого нижнего угла планшета в правый верхний угол, ступая по кочкам. Двигаться можно вперед-назад по горизонтали и вертикали; перепрыгивать через кочку нельзя. Разведчик имеет 10 (или любое другое число) попыток для исследования болота. Его задача — определить, по каким кочкам ходить можно, а по каким нельзя. После 10 попыток отгадывающий должен решить, как определять кочки-ловушки. Затем загадывающий меняет положение кочек на болоте, по желанию вводит новые фигуры, но принцип отличия твердых кочек от кочек-ловушек сохраняется. Отгадывающий должен провести армию с одной попытки, выбирая дорогу на основе полученных в разведке данных. Если армия выиграла — прошла по болоту, игроки меняются ролями.
Шаги по болоту делаются последовательно, по одной кочке за шаг. После каждого шага разведчик получает подтверждение от партнера: это твердая кочка или кочка-ловушка. Играть можно парами, можно командами, распределяя роли: Командир, Разведчик, Генеральный штаб — дети, составляющие стратегию проверки болота, и др. Игра интересна не только детям, но и взрослым, так как загадывать можно самые разные признаки.
Категория: КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: раннее развитие детей, комплексные занятия детском саду, методические разработки для детског, конспект занятия в детском саду, от 3 до 6 лет
Просмотров: 394 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz