СОЗДАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЮ - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА - ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Вторник, 06.12.2016, 05:53

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [39]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [50]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА [33]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ » ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

СОЗДАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЮ
11.06.2013, 10:33

Продуктивность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.

Их успехи на занятии определяются также тем, интересно или неинтересно им его содержание. Поэтому правильно поступают те воспитатели, которые разными способами поддерживают заинтересованность участников занятия, стремятся вызвать у них положительные эмоции. Проводится, например, занятие с куклой, на котором малыши учатся произносить определенные слова. Воспитательница использует для этого новую куклу, еще не знакомую детям, или берет уже хорошо известную им любимую Катю и одевает ее в красивое платье. Внешний вид куклы, естественно, привлекает детей, у них возникает стремление общаться с ней, и они с удовольствием по предложению воспитательницы говорят: «Катя, иди, сядь» и т.д. Создавая условия для возникновения у детей положительных эмоций, воспитательница легче и быстрее достигает поставленных дидактических целей.

Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, несломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.

Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Приведем пример, когда положительное отношение детей к занятию, заинтересованность им была вызвана не яркостью или новизной демонстрируемых объектов, а целенаправленностью его содержания. Дети наблюдали на занятии стирку кукольного белья, учились различать и называть предметы: мыло, вода, рубашка, штанишки и т.д. Воспитательница так построила занятие, что дети наблюдали стирку белья нашей куклы Тани. Предварительно воспитательница на глазах у детей раздевала куклу, складывала ее платьице, фартучек, рубашку, штанишки и потом стала все стирать, поясняя им, что она делает. Интерес детей был очень большим, так как действия воспитательницы конкретны, наглядны и оправданы намерением одеть нашу Таню во все чистое. Дети, не отвлекаясь, наблюдали весь процесс стирки и повторяли за воспитательницей, а также и по своей инициативе слова, обозначающие предметы и действия, которые им показывали.

Интерес к занятию создается также в тех случаях, когда его содержание направляет детей на решение интеллектуально-игровой задачи. Ребенку дают для игры деревянные колечки, которые надо надеть на стержень. С внешней стороны игрушка ничем особенным не привлекательна. И все же ребенок длительное время занимается с нею, пытаясь надеть кольца на стержень, что удается ему не сразу. Он настойчиво продолжает свои попытки, делая это сосредоточенно, увлеченно. В данном случае положительное отношение ребенка к занятию вызвано не внешним видом игрушки, а заинтересовавшей его деятельностью. Его увлекли поиски способов действий для достижения, положительного результата (надеть колечки на стержень).

В практике накоплен большой опыт создания у детей эмоционально-положительного отношения к занятию.

Воспитатели могут использовать и прием неожиданного появления игрушек: привносить на занятия всевозможные элементы сюрпризности. Однако при этом необходимо соблюдать чувство меры. Изучение опыта проведения занятий в группах детей второго года жизни свидетельствует о чрезмерном увлечении развлекательностью. Например, игрушки, предметы перед показом обязательно покрывают простынкой, а потом с таинственным видом поднимают ее; или, прежде чем появляется игрушечная собачка, за дверью слышится лай или стук и т.д. Все это захватывает детей, и они нередко бурно выражают свой восторг. Цель позабавить детей таким образом достигается. Но ведь дидактическое занятие проводится не только с этой целью. Если ставится задача — учить детей, предположим, говорить или строить из кубиков, их интерес к выполнению предложений воспитателя — назвать предмет или воспроизвести какое-либо действие — тормозится, так как все их внимание направлено на развлекательные моменты.

Дидактические занятия обязательно должны быть эмоционально окрашены. Сухие объяснения и указания не приводят к желаемым результатам в силу упомянутых выше особенностей детей раннего возраста. Забавность и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а, наоборот, помогало другому. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к занятию, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. Решающую роль в этом играет эмоциональность поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Когда он что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Живость поведения, выразительность речи воспитателя усиливают также впечатление от новых и ярких игрушек или других предметов, которые используются на дидактических занятиях.

Когда же воспитатель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, невыразительно читает обычно веселые, живые, радостные потешки, стихи, они относятся к занятию безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, выполнять предложения воспитателя. Нередко это и совсем не удается, и дети не получают от занятия никакой пользы, оно вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Наоборот, занятие интересное, доставившее детям удовольствие, оказывает положительное влияние и на проведение последующих занятий.

Эмоциональный характер дидактических занятий с детьми второго года жизни диктуется, как уже говорилось, особенностью их возрастного развития — непроизвольностью внимания: ребенок способен сосредоточиться только на том, что его привлекает своим содержанием, внешним видом, новизной, вызывает в нем положительные чувства, переживания. Учитывая эту особенность, надо вместе с тем так строить занятия, чтобы постепенно обеспечить малышам переход к последующей ступени развития. В течение второго года жизни у детей наблюдается стремление добиваться видимых результатов выполняемого действия. Положительное решение этой задачи вызывает у ребенка удовлетворение, желание повторять освоенное действие или новое слово, которое он научился произносить.

Нередко можно видеть, как малыш, выполнивший задание самостоятельно, а иногда с помощью воспитателя, выражает удовольствие от достигнутого результата, особенно если его усилия вознаграждаются. Например, когда он построит лесенку из кубиков, ему дают маленькую куколку, которую он ставит на лесенку и передвигает со ступеньки на ступеньку.

Отмечены в практике и другие факты, близкие по характеру указанным выше. Приведем один из них.

На столе поставлена коробка с вырезанными кругами и квадратами разного размера и положены разной величины шарики и кубики. Воспитатель показывает, как действовать с этими предметами, учитывая их величину и форму, и предлагает детям повторить эти действия. Одна девочка берет в руки кубики, сначала внимательно смотрит на них и на отверстия в коробке и потом опускает большой куб в большое отверстие, маленький — в маленькое. Делает она это сосредоточенно, с интересом. Поведение девочки свидетельствует о возникновении у нее стремления решить поставленную перед ней задачу. Девочка выполняет ее охотно. Ее привлекли новые предметы и целенаправленные действия с ними — вставить куб, соответствующий величине отверстия.

Таким образом, мы видим, что у детей постепенно начинают формироваться элементы произвольных действий, что следует учитывать в проведении дидактических занятий.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. В результате дети получают некоторое представление о тех предметах и явлениях действительности, которые преподносятся им наглядным путем.

Однако этого еще недостаточно для развития ребенка. На втором году жизни дети уже начинают понимать речь взрослого и сами учатся говорить. Поэтому все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему говорят: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т.д.», называют действия: «Беру утюг, глажу рубашечку». Восприятие ребенком предметов и действий становится более точным, конкретным, так как своим словом воспитатель направляет его внимание на те свойства и качества предмета или явления жизни, которые он считает нужным показать.

Когда воспитатель называет предмет, его качестве или действие с ним, ребенок получает не только зрительные впечатления, но и улавливает на слух словесное обозначение этих впечатлений. На вопрос: «Где кукла, собачка?» — он поворачивается в ту сторону, где они находятся, и показывает на них рукой. Это значит, что у него образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. По мере того как ребенок овладевает речью, он не только узнает, различает предметы, но и называет их.

Проследим поведение детей на занятиях в детском саду. Проводится занятие с тремя детьми в возрасте 1 года 1 месяца — 1 года 5 месяцев. На первом занятии они узнавали и показывали предметы. Ребенок, которому только исполнился 1 год 1 месяц, не слушает, что говорит воспитательница («покажи чашку»), а сразу берет в руки интересующую его игрушку. В следующий раз он уже пытается выполнить поручение («покажи то-то»), но отличает в ряду предметов только знакомые. На следующем занятии воспитательница показала детям другие предметы. Дети, кроме самого маленького, показывали их правильно. Наконец, при очередном повторении задания и этот ребенок выполнял все поручения, правильно показывал предметы, произнося при этом «тю» (птичка), «дяб» (рыбка). И на последующих занятиях он узнавал предметы, направляя взгляд в их сторону и при этом произнося «а-а».

Поведение детей, которые только вступают во второй год жизни, показывает, как постепенно у них формируется связь между словом и предметом. Младший из них (1 год 1 месяц) сначала реагировал только на зрительное впечатление и брал привлекающую его любимую игрушку (машину), хотя словесное указание воспитателя «покажи то-то» ориентировало его на другой предмет. После нескольких повторных занятий он начал направлять взгляд на те предметы, которые называла воспитательница. Следовательно, у него возникла связь между вещами и словесными их обозначениями.

Во второй половине второго года жизни эта связь у детей укрепляется, усложняется ее форма. Воздействие слова на восприятие окружающего усиливается, однако наглядность не теряет своего значения. И только с детьми около двух лет и старше представляется возможность говорить о том, чего они в данный момент не видят, но что им уже знакомо из жизненной практики: о пушистом снеге, который сгребали лопатами во время утренней прогулки, о сломанной сегодня игрушке, требующей починки, т.е. о жизненных фактах, происшедших недавно и сохранившихся в памяти детей.

Мы уже говорили, что на занятиях с детьми второго года жизни в качестве наглядности используют игрушки, предметы, применяемые ими в жизненной практике, и натуру — явления природы, животных, птиц. Отмечено, что рассматривание живых объектов вызывает у детей большой интерес, яркие эмоции. Исключение составляют только отдельные дети, которые в первые минуты испытывают легкий испуг. Живые объекты привлекают малышей тем, что они подвижны, деятельны: птица в клетке прыгает по жердочкам, летает, клюет; щенок или кошка встают, садятся, бегают, лакают предложенное им молоко, играют. Наблюдение наглядных объектов в движении, в действии доставляет детям радость, а также обогащает их знания: они видят и учатся обозначать словом, что птичка, когда клюет, стучит носиком «тук-тук», собачка лает «ав-ав» и т.д.

Игрушки, предметы, которые служат на занятиях средством наглядности, воспитательница также стремится показать по возможности в действии, движении. При проведении дидактических игр кукла Катя или Ляля идет гулять, топает ножками, потом падает, ее укладывают спать; игрушечных животных поселяют в построенном из кубиков домике, башенке-пирамидке, они катают друг друга в колясочке; игрушки выполняют действия, о которых говорится в тексте стихотворения «Села птичка на окошко» А. Барто (птичка садится, потом улетает). Приемы действенного показа обогащают впечатления, получаемые детьми, содействуют возникновению эмоций, созданию положительного отношения к занятию.

Содержание и методика дидактических занятий направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических занятий и игр важно сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Ребенок, видя заинтересовавшую его вещь, стремится взять ее в руки, пытается что-то с нею делать — подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Для ребенка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Воспитатель использует эту свойственную маленьким детям двигательную активность в дидактических целях.

Проводится, например, занятие, на котором детям читают потешку «Чики-чики-чикалочки». Перед воспитательницей поставлена задача — формировать у детей способность улавливать ритмичность потешки. Выполняя намеченное, она ясно, отчетливо произносит текст потешки, подчеркивая ее ритм; затем берет за руки каждого ребенка и предлагает ему попрыгать на двух ногах, при этом также ритмично повторяет текст потешки. Указанный прием дает детям возможность слухом уловить ритмичность потешки, а также ощутить ее ритм в процессе движений.

Когда на занятиях средствами наглядности служат какие-либо предметы (шарики, кубики, коробочки и пр.) или игрушки, они после показа даются детям для самостоятельного пользования, что помогает лучше ознакомиться с ними. В процессе разнообразных действий дети знакомятся со свойствами и качествами предметов — круглый, большой, маленький, мягкий и т.д.

Чтобы развивать у детей способность действовать с предметами, игрушками целенаправленно, воспитательница пользуется приемом наглядно-действенного показа. Например, идет занятие с маленькими детьми (от 1 года до 1 года 3 месяцев). Воспитательница ставит перед ними башенку из 8 — 10 колец одинакового размера и показывает, как их надо снимать со стержня, приговаривая: «Снимем колечко, еще снимем» и т.д. Таким же путем она показывает, как надо надевать колечки. После показа каждый ребенок получает башенку и самостоятельно снимает и надевает кольца. Если воспитательница замечает, что какой-нибудь ребенок не справляется с заданием, она своей рукой направляет движения руки ребенка. В данном случае, кроме наглядного показа, как снимать и надевать колечки на стержень, использован действенный показ. Таким образом, при построении занятия воспитательница использует потребность детей действовать с предметами и в то же время управляет их активностью в соответствии с поставленной задачей — развивать координацию мелких движений руки, кисти, пальцев.

На занятии с детьми старшей подгруппы проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек» с целью научить детей называть предметы или игрушки и действия. Воспитательница, вынимая из мешочка, например, игрушечную машину, называла ее, затем возила по столу и говорила: «Машина едет». Следовательно, дети получили наглядное словесное обозначение — «Машина», «Машина едет». Их ответные реакции выразились в том, что они называли игрушку. Однако движения ее не назвал никто. И только после того, как на занятии детям была предоставлена возможность возить машину, играть с нею, многие из них стали обозначать словами и предмет, и действие. Благодаря тому что они не только смотрели, слушали, но и действовали, между тем, что они наблюдали, и словом образовалась прочная связь, которая в данном случае выразилась в речи самих детей.

Категория: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА | Добавил: admin | Теги: дидактические игры в детском саду, развивающее обучение, занятия в младшей группе детского с, игры с детьми, занятия с детьми раннего возраста
Просмотров: 1322 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz