РОЛЬ СЛОВА ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА - ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ - Каталог файлов - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Среда, 07.12.2016, 00:45

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [39]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [50]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА [33]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ » ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ СЛОВА ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ
11.06.2013, 10:27

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы — и другие формы речи служат на занятиях с детьми раннего возраста для развития понимания речи взрослого. Известно, что ребенок, еще не умея говорить сам, начинает понимать слова и фразы, которые произносят окружающие. Поэтому речь воспитателя приносит детям большую пользу при ознакомлении с предметами, фактами и явлениями реального мира, с которыми они соприкасаются. Их жизненный опыт еще настолько мал, что без пояснений, указаний они не в состоянии получить правильное представление об окружающем в том объеме, который указан в программе воспитания в детском саду. При помощи словесных пояснений воспитатели уточняют, а также и расширяют те сведения, которые дети получают путем непосредственных наблюдений.

Речь воспитателя в то же время способствует развитию собственной речи детей, давая им образцы для подражания.

С каждым месяцем жизни ребенка повышается роль слова в его развитии. На первом году дети воспринимают лишь звуковую сторону речи — сочетание звуков, из которых состоит речь взрослого, интонацию голоса, ритмичность речи. Ребенок по-разному ведет себя, когда с ним говорят ласково или строго; он с радостными восклицаниями подпрыгивает на руках взрослого, если ему ритмично произносят потешку или короткий стишок. Смысл слов младенцу еще не понятен, а звуковая сторона речи уже оказывает на него воздействие.

Во второй половине первого и в начале второго года жизни у ребенка интенсивно развивается понимание речи взрослого. Он не только слышит звуки, интонацию произносимых слов, но и начинает понимать смысл речи. Речь постепенно становится для него средством общения.

В процессе общения с детьми педагог пользуется словом с разными целями. До начала занятия воспитательница с помощью речи организует детей для предстоящей деятельности: она подзывает их к себе, предлагает спокойно, без шума сесть на стульчики, чтобы начать заниматься. Если это словесное обращение повторяется каждый раз, у детей постепенно вырабатывается полезная привычка быстро собираться около воспитателя на занятие, а также развивается способность по мере надобности переключаться на другую деятельность, прекращая игры.

Если занятия вызывают интерес у детей, они без особого труда отвлекаются от игры. В практике нередко отмечаются факты, когда, услышав слова: «Мы будем заниматься», дети быстро и с удовольствием начинают усаживаться на стульчики. Для того чтобы у детей возникло желание заниматься, надо сразу вызвать у них интерес, привлечь их внимание, чему в большой степени помогают эмоционально, выразительно сказанные слова. Например, воспитательница говорит: «Я вам сейчас что-то покажу» — и ставит на стол хорошо оформленную коробку или мешочек. Фраза воспитательницы привлекает общее внимание к принесенному предмету. Воспитательница продолжает: «...давайте посмотрим, что же там лежит». Этими словами она пробуждает у всех любопытство, заинтересованность, желание узнать содержимое мешочка. Настроив таким образом детей, она проводит занятие «Чудесный мешочек», преследуя те дидактические цели, которые на данном занятии намечены, — учит различать предметы, называть их, действовать с ними и т.д.

Воспитательница пользуется словом, чтобы побудить детей к выполнению тех или иных поручений, заданий: «покажи флажок», «принеси кубик», «скажи: машина» и пр.

Применяя на занятиях различные средства наглядности, педагог сочетает их с объяснением. При наблюдении грузовой машины воспитательница говорит: «Это машина. У машины колеса. Машина едет. В машине сидит дядя (шофер)». С помощью слова воспитательница направляет, регулирует внимание детей: она указывает на те качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач. Предположим, детей учат на занятии различать красный и синий цвета. Им дают сначала шарики одного цвета. Берут какой-то один и говорят: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорят о синих шариках. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается. Они еще не способны самостоятельно выделять определенные качества, ограничивать свои наблюдения.

Показывая способы действий, которые по ходу занятия дети должны воспроизвести, воспитательница сопровождает свой показ словами.

Воспитательница на дидактических занятиях обращается к детям с вопросами: «Кто это? Что это?» Используются также вопросы, подсказывающие ответ: «Это собачка?» Детей побуждают называть то, что они видят, следовательно, у них закрепляется образовавшаяся связь между словом и предметом. Отвечая на вопросы: «Как лает собачка?» или «Как кричит петушок?» — ребенок пользуется звукоподражаниями, что полезно для развития активной речи.

Вопрос «где?» (собачка, кукла, чашечка и т.д.) помогает детям ориентироваться в окружающем, различать предметы, находить нужный среди других, попадающих в поле их зрения. Эти вопросы (где? кто? или что? как?) доступны пониманию детей раннего возраста. Они способны ответить на них словом или жестом (указывают названный предмет рукой, поворотом головы или взглядом).

Итак, сочетая на дидактических занятиях наглядность со словом, воспитатель пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем.

С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Важную роль при этом играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи.

Выше говорилось о преимущественном значении наглядно-действенных приемов обучения в раннем возрасте, так как дети в этот период узнают окружающий мир путем непосредственно чувственного общения с ним; указывалось также на то, какую роль при этом играет слово воспитателя. Следует отметить, что соотношение наглядно-действенных и словесных приемов не может и не должно быть всегда одинаковым и зависит от того, какая задача поставлена на том или ином занятии. Указания, объяснения воспитателя при наглядных показах будут полезными для развития ребенка, если он способен внимательно, сосредоточенно прослушать их. И эту способность необходимо формировать и развивать. Называние предмета или его качества, выраженное одним-двумя словами, предложение что-либо выполнить (покажи, принеси) дети способны выслушать и понять.

Когда воспитатель на занятии использует чтение художественного произведения, которое сопровождается демонстрацией игрушек, картинок или предметов, дети, особенно в первую половину второго года жизни, испытывают при слушании затруднения. Наблюдения за малышами во время чтения им стихотворений, потешек показывают, что они быстро отвлекаются; их внимание легко переключается на игрушку, которая попалась им на глаза; перестают слушать. Поэтому даже несложное и доступное детям содержание произведения непонятно им. Они не в состоянии уловить и отличающие его признаки — ритмичность, рифму. Следовательно, чтение стихотворений, потешек не достигает воспитательной цели, не приносит пользы. Чтобы обеспечить положительное воздействие художественного слова, надо умело сочетать слово с наглядностью. Известно, что в раннем возрасте прежде всего на детей воздействуют зрительные впечатления: они конкретны, ярки. Поэтому чтение художественного текста, сопровождающееся показом игрушек или других интересных предметов, вызывает у малышей эмоциональную реакцию, что отвлекает от слушания. В то же время применение на занятиях слова, не подкрепленного наглядностью в том или ином виде, противоречило бы особенностям развития детей в раннем возрасте.

Развитие у детей способности слушать без нарушения одного из основных дидактических принципов — сочетания наглядности и слова — обеспечивается определенным соотношением между наглядными приемами и словом. Важно так организовать зрительные впечатления, чтобы они, выполняя свою воздействующую роль, не отвлекали от слушания. При этом необходимо соблюдение постепенности и последовательности в достижении поставленной цели.

Поясним изложенные мысли примером. На занятии детям читали народную потешку «Катя, Катя». Одна из задач занятия — развивать способность внимательно слушать, понимать содержание текста. По ходу занятия воспитательница, предварительно показав детям куклу, которую зовут Катя, ритмично читала потешку и одновременно производила описанные в ней действия с куклой: кукла двигалась (ходила), топала ножкой. Дети с большим оживлением следили за куклой. При указанном соотношении наглядности и слова содержание потешки воспринималось малышами главным образом через динамичный образ куклы. Преобладало воздействие зрительного впечатления, словесное выражение его в тексте играло второстепенную роль.

На повторном занятии при чтении текста той же потешки детям опять показывали куклу, но никаких движений она не делала; конкретный образ персонажа был у них перед глазами, а об ее действиях говорилось в тексте.

В последнем случае была ослаблена сила зрительного впечатления, что активизировало слуховое. Об этом можно было судить, наблюдая за детьми. Они внимательно смотрели на читающую текст воспитательницу, повторяли за ней отдельные слова, некоторые покачивали головой в ритм потешки. Таким образом, не устраняя на занятии наглядного приема, воспитательница учила детей слушать художественное слово, понимать содержание потешки, улавливать ритмичность.

Слово на занятиях с детьми еще долгое время должно сохранять прочную связь с наглядно-действенными приемами. Дети постепенно осваивают окружающую действительность, что дает возможность больше пользоваться словом, опираясь на их обогащенный опыт, а не только на непосредственные зрительные впечатления.

Когда ставится задача — учить детей слушать художественный текст, наглядность и слово могут применяться в разных соотношениях. Так, при чтении детям старшей подгруппы (1 года 8 месяцев — 2 лет 2 месяцев) стихотворения А. Барто «Кто как кричит» на первом занятии последовательно показывали игрушки: петуха, курицу, цыпленка и пр. Дети были очень заинтересованы, оживлены, причем отмечено, что их внимание, эмоции были направлены преимущественно на игрушки, которые демонстрировались. Глядя на игрушки, малыши подражали крику животных. После чтения им разрешили тут же, за столом, поиграть этими игрушками.

Приведенные факты еще раз подтверждают силу воздействия зрительных восприятий. В данном случае воспитательница воспользовалась наглядностью, чтобы оживить и закрепить уже имеющиеся у детей представления об игрушках, с которыми они неоднократно встречались в прошлом опыте. Этим приемом она создала благоприятные условия для последующего занятия, на котором читала то же стихотворение, но уже без показа игрушек. Дети слушали внимательно, не отвлекались, с удовольствием повторяли имеющиеся в тексте звукоподражания. Внимание малышей к тексту объясняется тем, что при слушании у них возникли уже знакомые им из недавнего опыта, а поэтому живые, ясные образы, и стихотворение наполнилось содержанием, его слова соединились с конкретными представлениями.

Разные сочетания наглядности и слова зависят прежде всего от задачи того или иного занятия. В связи с этим между наглядностью и словом устанавливаются разные соотношения: в одних случаях ведущую роль играет наглядность, в других — слово. Имеют значение также возрастные возможности детей: чем младше ребенок, тем больше он нуждается в наглядно-действенном подкреплении слова, так как его жизненный опыт еще невелик.

Дети, особенно в раннем возрасте, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Все занятия и дидактические игры характеризуются общей для них чертой — наличием детской деятельности.

На занятиях в зависимости от их содержания деятельность детей различна: они слушают, что им говорит воспитатель (поясняет что-либо, читает стихи, потешки), смотрят на предметы, игрушки, картинки, которые демонстрируются, выполняют те или иные действия по показу или по заданию взрослого. Целенаправленное слушание, рассматривание — это тоже деятельность, требующая от детей известных усилий, активного внимания, умения сидеть тихо, сосредоточиться.

Принимая во внимание свойственную детскому возрасту потребность в движении, дидактические занятия строят так, чтобы эту потребность удовлетворить. Поэтому после короткого пояснения, показа детям предоставляется возможность действовать. Например, проводится занятие с детьми старше 1 года 6 месяцев. Воспитательница предлагает построить стол для куклы, чтобы она могла за ним пить чай. Сначала воспитательница сама строит стол из кубика и кирпичика, ставит на него игрушечную чашечку, перед столом сажает маленькую куколку.

Дети слушают воспитательницу, смотрят, как она строит, а затем им предоставляется возможность действовать самим, причем воспитательница помогает им, учит пользоваться кубиком и кирпичиком, а также старается закрепить понимание слова «стол».

В занятия, на которых дети только рассматривают что-либо или слушают, также включаются элементы двигательной активности. Наблюдая с детьми птичку в клетке, воспитательница предлагает потом показать, как птичка летает, побегать, махая руками, т.е. дает им возможность подвигаться.

Двигательная активность не на всех занятиях должна занимать одинаковое место: на одних — большее, на других — меньшее. Это зависит от поставленных перед занятием задач.

Иногда спокойную сосредоточенность детей воспитатели расценивают как отсутствие активности и считают занятие неудачным. С таким мнением не всегда можно согласиться. Например, детям читают потешку «Катя, Катя» с целью развить у них слуховую сосредоточенность. Предварительно им показали нарядную куклу, назвали ее Катя. Дети встретили куклу радостными восклицаниями, каждый стремился подержать ее в руках, потрогать волосы, платье. Затем, когда детям начали читать потешку, они затихли, стали слушать, что воспитательница расценила как отсутствие активности. Однако такое поведение не говорит о пассивности. Наоборот, оно показывает, что. малыши с интересом воспринимали те слуховые впечатления, которые дало им чтение ритмичной, напевной потешки, доступной детям по содержанию. Следовательно, они проявили способность сосредоточиться и прослушать короткий художественный текст, на что и было направлено данное занятие. Движения, действия детей при чтении художественных произведений рассматриваются не как самоцель, а как средство сделать конкретными, понятными для них образы читаемого текста.

У детей раннего возраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает еще формироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие их утомляет. С этим необходимо считаться.

Встает вопрос о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия они имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести воспитательнице требуемый предмет, занятие может, не утомляя детей, продолжаться минут 10 — 12. Чтение стихотворения с показом игрушек, картинок требует от детей относительной неподвижности. Поэтому они быстро отвлекаются, перестают слушать и смотреть на то, что им показывают. Слушание текста и попутное рассматривание игрушек, картинок длится несколько минут, после чего меняется характер деятельности детей: они играют с игрушками, которые им показывали, или воспроизводят игровые движения, выполняемые воспитательницей при чтении текста. В данном случае смена деятельности предупреждает утомление, и в то же время осуществляется задача — учить слушать и понимать художественный текст, так как тематически обе части занятия связаны: дети видят игрушки, слушают о них и действуют с ними.

Большая заинтересованность детей содержанием занятия, возникающие эмоции, которые в этом возрасте выражаются обычно открыто, непосредственно, вызывают иногда необходимость продлить занятие на некоторое время, чтобы не прерывать получаемого детьми удовольствия.

Если воспитатель замечает появление у детей признаков утомления (снижается их активность, они становятся вялыми, начинают отвлекаться, вертеться), занятие следует закончить и дать детям возможность свободно подвигаться, поиграть.

Занятия и дидактические игры проходят успешно при условии правильной их организации. Для проведения занятий, игр отводится специальное время в режиме дня: утренние часы после завтрака, во время прогулки, после дневного сна, когда дети поедят. Малыши, которые спят днем два раза, занимаются во второй отрезок бодрствования. Изучение детей раннего возраста показало, что в указанное время дня они бодры, спокойны, деятельны, так как сон и еда положительно действуют на их самочувствие. В этот период занятия, требующие от детей некоторого напряжения, умения сосредоточиться, будут для них посильны, принесут пользу.

Категория: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА | Добавил: admin | Теги: дидактические игры в детском саду, развивающее обучение, занятия в младшей группе детского с, игры с детьми, занятия с детьми раннего возраста
Просмотров: 832 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz